Алгоритм от 30.09.2014
Автор: Гирина О.

Алгоритм внесения изменений и дополнений в коллективный договор


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

Внесение изменений и дополнений в коллективный договор - особая процедура в трудовом праве, которая урегулирована ст.372 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).

В данной статье закреплено правило о том, что все изменения и дополнения в коллективный договор вносятся только по взаимному согласию сторон. При этом применяется общий порядок, установленный ТК для заключения коллективных договоров.

Процедура внесения изменений и дополнений в коллективный договор состоит из следующих шагов:

 
Шаг 1
Принятие решения о необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор и направление письменного уведомления другой стороне
     
 
Шаг 2
Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон
     
 
Шаг 3
Создание проекта изменений и дополнений в коллективный договор
     
 
Шаг 4
Обсуждение разработанного комиссией проекта изменений и дополнений в коллективный договор с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений
     
 
Шаг 5
Утверждение проекта изменений и дополнений в коллективный договор на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон
     
 
Шаг 6
Регистрация изменений и дополнений в коллективный договор

 

Шаг 1. Принятие решения о необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор и направление письменного уведомления другой стороне.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

Любая из сторон имеет право направить другой стороне письменное уведомление о проведении коллективных переговоров по внесению изменений и дополнений в коллективный договор. Уведомление следует оформить письменно, чтобы в случае возникновения спора было документальное подтверждение факта обращения одной стороны к другой. Уведомление вручается лицу, ответственному за прием корреспонденции, или отправляется письмом с уведомлением о вручении.

Уведомление составляется в произвольной форме. В случае инициативы работников текст может быть, например, таким: «Первичная организация профсоюза Заславской кондитерской фабрики уведомляет Вас о намерении вступить в коллективные переговоры по внесению изменений и дополнений в коллективный договор. Интересы работников будут представлять следующие лица (перечисление членов комиссии). Предлагаем проводить заседания комиссии в актовом зале каждую среду в удобное стороне нанимателя время».

После получения вышеуказанного письменного уведомления другая сторона обязана начать коллективные переговоры в семидневный срок. Сторонами (в т.ч. в самом коллективном договоре) может быть согласован иной, чем определенный ст.357 ТК, срок для начала коллективных переговоров.

Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.

Шаг 2. Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.

Комиссия создается на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой стороны.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант подписания единого решения сторонами путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта изменений и дополнений в коллективный договор, а также его заключения.

Как показывает практика, коллективные переговоры эффективны и результативны только тогда, когда полно и качественно проведена подготовка к ним.

До начала переговоров стороны подбирают и анализируют:

• законодательные акты;

• нормативные правовые документы, в т.ч. генеральное, тарифные и местные соглашения;

• результаты финансово-хозяйственной деятельности нанимателя, перспективы его развития.

Критически оценивают позитивные и негативные стороны коллективного договора, а также коллективно-договорную практику прошлых лет в отрасли; организуют сбор предложений всех работников в проект изменений и дополнений в коллективный договор; всесторонне и полно оценивают эти предложения, например, путем разделения их на самые значимые и принципиальные, которые будут на переговорах отстаиваться до конца, и на компромиссные, по которым можно уступить.

Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны представлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. За непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст.9.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность согласно законодательству.

Шаг 3. Создание проекта изменений и дополнений в коллективный договор.

Проект изменений и дополнений в коллективный договор может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. Одновременно с обсуждением текста проекта комиссия рассматривает предложения, поступающие от работников.

На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.

Решение комиссии по обсуждаемым вопросам принимается на основе взаимного согласия сторон. Это означает, что за принятие какого-либо решения должно проголосовать большинство представителей от каждой из сторон (со стороны нанимателя и со стороны профсоюза).

Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с уже согласованным комиссией проектом изменений и дополнений в коллективный договор выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать проект, как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулированные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.

Шаг 4. Обсуждение разработанного комиссией проекта изменений и дополнений в коллективный договор с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений.

Обсуждение проекта работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект изменений и дополнений в коллективный договор может быть размещен на стендах, опубликован в печати или иным способом доведен до сведения работников.

Шаг 5. Утверждение проекта изменений и дополнений в коллективный договор на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.

От имени нанимателя изменения и дополнения в коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников - как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.

Следует отметить, что если коллективным договором предусмотрено обязательное утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников, то и проект изменений и дополнений в коллективный договор также должен пройти данную процедуру. Таким образом, указание в коллективном договоре на то, что проект коллективного договора подлежит утверждению на общем собрании (конференции) работников, а проект изменений и дополнений в коллективный договор утверждается решением совместного заседания представителей нанимателя и профсоюза, является нарушением.

Изменения и дополнения в коллективный договор являются неотъемлемой частью коллективного договора.

Шаг 6. Регистрация изменений и дополнений в коллективный договор.

Изменения и дополнения в коллективный договор должны быть зарегистрированы по общим правилам, установленным для регистрации коллективного договора.

Согласно этим правилам подписанные уполномоченными представителями сторон изменения и дополнения в коллективный договор регистрируются в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя.

Для регистрации наниматель представляет в соответствующий орган следующие документы:

• заявление с просьбой о регистрации изменений и дополнений в коллективный договор;

• изменения и дополнения в коллективный договор, каждая страница которых подписана сторонами;

• копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание изменений и дополнений в коллективный договор.

Орган, осуществляющий регистрацию изменений и дополнений в коллективный договор, не позднее 2 недель с момента подачи заявления делает соответствующую запись в специальном журнале и на 1-й странице представленных изменений и дополнений в коллективный договор ставит штамп о регистрации.

Один экземпляр зарегистрированных изменений и дополнений в коллективный договор остается в органе, осуществившем регистрацию.

Регистрирующие органы могут отказать в регистрации изменений и дополнений в коллективный договор только в том случае, если не все указанные документы представлены или если представленные документы не оформлены надлежащим образом. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган, а в случае его отказа - в суд.

Таким образом, не зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения в коллективный договор не будут иметь юридической силы и отражать действительных отношений между сторонами.

 

30.09.2014

 

Оксана Гирина, юрист