


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И ВОЗВРАТУ БЮДЖЕТНОГО ЗАЙМА
Заем является одним из механизмов пополнения собственных оборотных средств организации. Первый договор займа был разработан еще в V веке римскими юристами. Несмотря на внешнюю простоту, этот документ грамотно отражал суть происходящего: согласно ему заемщик, получив заем, обязывался вернуть его заимодавцу в полном объеме через указанный в договоре период. В наши дни институт займа не потерял своей сущности, но приобрел ряд разновидностей. Порядок предоставления займа из республиканского бюджета и его возврата регулируется Положением о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденным Указом Президента РБ от 28.03.2006 № 182 (далее - Положение; Указ № 182).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2016 г. Указ № 182 на основании Указа Президента РБ от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» утратил силу. |
Рассмотрим порядок предоставления и возврата бюджетного займа в виде алгоритма.
1 этап. Представление в уполномоченный орган документов на получение займа. Претендент на получение займа - юридическое лицо, являющееся резидентом Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом РБ), индивидуальный предприниматель, претендующие на получение займа, ссуды за счет средств республиканского бюджета (п.2 Положения), представляет следующие документы (п.9 Положения): 1) заявление на получение займа; 2) технико-экономическое (в т.ч. финансовое) обоснование целесообразности предоставления займа и возможности его возврата; 3) бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату; 4) справки на последнюю отчетную дату: - налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом; - органа Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) о состоянии расчетов по платежам в этот фонд (примечание 1); - банков, в которых у претендента открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в т.ч. выданным под гарантии Правительства РБ, местных исполнительных и распорядительных органов; - исполнительного комитета о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам (в т.ч. пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов; - о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам (в т.ч. пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства РБ (примечание 2); 5) копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а в случае ее отсутствия - аудиторское заключение; 6) копии учредительных документов; 7) положительное заключение государственной комплексной экспертизы (при предоставлении займа, ссуды под реализацию инвестиционных проектов) |
► |
Уполномоченный орган - республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству РБ, в ведении или подчинении которых находится (в состав которых входит) претендент, а также областной исполнительный комитет (Минский городской исполнительный комитет) - в отношении претендентов, находящихся в их ведении или подчинении или не имеющих ведомственной подчиненности (не входящих в состав организаций, подчиненных Правительству РБ) (п.2 Положения) | |||||||
▼ | |||||||||
2 этап. Анализ материалов и подготовка проекта решения о предоставлении займа (примечание 3) | |||||||||
▼ | |||||||||
3 этап. Направление проекта решения с приложением документов в Совет Министров РБ | |||||||||
▼ | |||||||||
4 этап. Согласование проекта решения с Президентом РБ В 15-дневный срок со дня внесения проекта решения в Совет Министров РБ проект решения направляется на согласование Президенту РБ через Администрацию Президента РБ (п.4 Указа № 182) | |||||||||
▼ |
▼ | ||||||||
Проект решения согласован Президентом РБ | Проект решения возвращен Администрацией Президента РБ в Совет Министров РБ (примечание 4) | ||||||||
▼ |
▼ |
||||||||
5 этап. Заключение договора На основании решения Совета Министров РБ, согласованного с Президентом РБ, Министерство финансов РБ заключает с заемщиком и уполномоченным органом договор в соответствии с условиями, определенными в решении о предоставлении займа, и Положением (п.11 Положения). К договору прилагается график погашения займа, который является неотъемлемой частью договора, а также заемщик дополнительно к прилагаемым документам представляет в Министерство финансов РБ справку инспекции Министерства по налогам и сборам РБ об открытых заемщику в банках текущих (расчетных) счетах. Договор действует со дня его заключения до исполнения обязательств по нему | |||||||||
▼ |
|||||||||
6 этап. Выдача займа Днем выдачи займа считается день перечисления денежных средств на счет заемщика или в оплату обязательств заемщика перед поставщиками товаров (работ, услуг). Выдача займа производится путем оплаты Министерством финансов РБ (его территориальным органом) платежных документов заемщика по его обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления займа, в т.ч. в порядке авансовых платежей, а также путем перечисления средств на текущий (расчетный) счет заемщика для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств (примечание 5) |
► | До 1 года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер | |||||||
► | До 5 лет - под реализацию инвестиционных проектов | ||||||||
► | До 3 лет - на иные цели | ||||||||
▼ |
|||||||||
7 этап. Возврат займа Возврат займа осуществляется в сроки, указанные в решении Совета Министров РБ о предоставлении займа и договоре. Заемщик может досрочно (полностью или частично) возвратить заем, уплатить проценты за пользование им. При недостаточности средств для полного исполнения обязательства по возврату займа заемщик в первую очередь погашает основную сумму долга, затем вносит проценты за пользование заемными средствами, после чего исполняет иные обязательства, вытекающие из договора (примечание 6) | |||||||||
▼ |
|||||||||
8 этап. Ответственность заемщика Заемщик несет ответственность за: - целевое использование займа; - своевременность возврата займа; - соблюдение иных условий предоставления займа. Заемщик обязан ежемесячно представлять в Министерство финансов РБ и в уполномоченный орган отчет. При нарушении заемщиком установленного решением Совета Министров РБ и договором срока возврата займа начисляется пеня (кроме процентов за пользование займом) в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза. Начисление пени производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату (п.16 Положения) (примечание 7) |
Заявление на получение займа | |
____________________________________ ____________________________________ (наименование уполномоченного органа) |
____________________________________________ просит предоставить заем в размере (наименование претендента) ______________________(_______________________________________) белорусских рублей (сумма цифрами и прописью) для использования _______________________________________________________________. (цель использования) ___________________________________________________ обязуется вернуть заем в размере (наименование претендента) ______________________(_______________________________________) белорусских рублей (сумма цифрами и прописью) до _____________________. (срок возврата) |
Директор | ||||
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Примечание 1. Форма справки органа ФСЗН о состоянии расчетов по платежам в этот фонд утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2006 № 52.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 июля 2013 г. следует применять форму справки в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 29.04.2013 № 33. |
Примечание 2. Форма справки о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам (в т.ч. пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства РБ утверждена постановлением Минфина РБ от 25.08.2006 № 102.
Примечание 3. В соответствии с п.10 Положения в проекте решения должны быть указаны:
- полное наименование заемщика;
- сумма предоставляемого займа;
- цели, на которые предоставляется заем;
- срок возврата займа;
- размер процентов за пользование займом и размер пени за нарушение срока возврата займа.
Кроме того, согласно п.3 Указа № 182 в проекте решения дополнительно должно быть указано:
- для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей:
основные показатели, достижение которых является условием оказания государственной поддержки (темпы роста объемов производства товаров (работ, услуг) и рентабельность реализованных товаров (работ, услуг));
должностные лица, которые несут ответственность за обеспечение достижения основных показателей;
- для некоммерческих организаций:
цели предоставления и направления использования бюджетных средств, а также сроки достижения указанных целей;
должностные лица, на которых возлагается ответственность за соблюдение целей и направлений использования бюджетных средств, а также сроков достижения этих целей.
В проект решения об оказании государственной поддержки могут быть дополнительно включены иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой деятельности, достижение которых является условием оказания государственной поддержки.
Примечание 4. Проекты решений, подготовленные и (или) представленные с нарушением требований, установленных в Положении, рассмотрению не подлежат и возвращаются Администрацией Президента РБ в Совет Министров РБ.
Примечание 5. В соответствии с п.7 Положения займы предоставляются в белорусских рублях. При необходимости использования займа для расчетов за приобретенные товары (работы, услуги) в иностранной валюте допускается конверсия указанных средств в иностранную валюту в соответствии с законодательством.
За пользование займами устанавливаются проценты в размере:
- не менее 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;
- не менее ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа на иные цели.
Проценты за пользование займом начисляются начиная со дня, следующего за днем выдачи займа. Уплата процентов производится ежемесячно не позднее 5-го числа, начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа - до даты возврата займа.
Примечание 6. Возврат займа, уплата процентов по нему могут быть осуществлены (полностью или частично) посредством заключения в установленном законодательством порядке договора перевода долга и уступки требования.
Министерство финансов РБ может произвести зачет обязательств заемщика по возврату займа, уплате процентов по нему, уплате пени, а также задолженности по таким платежам в порядке, установленном законодательными актами.
Примечание 7. Неисполненные обязательства по возврату займа, уплате процентов по нему, уплате пени подлежат взысканию в бесспорном порядке в соответствии с законодательством.
Займы, использованные заемщиком не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежат возврату (взысканию) с применением мер согласно законодательным актам.
Исходя из п.2 ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере указанных средств.
15.06.2010 г.
Виктория Голуб, юрист