Алгоритм от 30.06.2010
Автор: Голуб В.

Алгоритм юридических действий по предоставлению взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ВЗАЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В УСТАВНЫХ ФОНДАХ

Порядок предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах урегулирован Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденным Указом Президента РБ от 05.05.2006 № 296 (далее - Положение).

Рассмотрим порядок предоставления взаем денежных средств в виде алгоритма.

 

1 этап. Согласование договора займа (примечание 1)

В соответствии с п.7 Положения претендент на получение займа направляет в государственные органы, совет директоров (наблюдательный совет) следующие документы:
- обоснование необходимости предоставления финансовых ресурсов;
- подписанный сторонами в порядке, установленном законодательством, договор займа с указанием целей, на которые заем используется;
- отчет о прибыли и убытках на последнюю отчетную дату стороны, предоставляющей взаем финансовые ресурсы, а также стороны, их получающей;
- бизнес-план стороны, получающей взаем финансовые ресурсы, об использовании и возврате заемных средств

                             
       
Договор займа согласован     Договор займа возвращен без согласования
                             
               

2 этап. Заключение договора

Согласно п.8 Положения договор о предоставлении финансовых ресурсов считается заключенным с момента его согласования

                             
               
3 этап. Выдача займа
(примечание 2)
  Цели предоставления займа
 
                             
    Юридическим лицам (государственным организациям, хозяйственным обществам)    
       
                         
          Развитие и расширение производства и его материально-технической базы (создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизация и ремонт)
         
           
                             
          Строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в т.ч. спортивных сооружений)
         
                             
          Пополнение собственных оборотных средств (выплата заработной платы, оплата топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплата платежей в бюджет, отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов
         
           
           
           
           
                             
          Строительство (реконструкция) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
         
           
                             
    Физическим лицам (работникам, состоящим в штатах государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий)    
       
         
                         
          Строительство (реконструкция) или приобретение жилых помещений
         
                             
                         
    На другие цели по решению Президента РБ
   
                             
    Иным организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных законодательством (примечание 3)
   

   

Государственные организации и хозяйственные общества, предоставляющие взаем финансовые ресурсы, в соответствии с п.9 Положения осуществляют контроль за их целевым использованием.

Кроме того, ст.11.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность заимодавца и заемщика.

Так, п.3 ст.11.17 КоАП предусмотрена ответственность заимодавца за нарушение установленного законодательными актами порядка предоставления денежных средств взаем в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (далее - БВ).

Пунктом 4 ст.11.17 КоАП установлена ответственность заемщика за несоблюдение сроков возврата денежных средств, предоставленных взаем, и (или) их использование на цели, не предусмотренные в договоре займа, в виде наложения штрафа в размере от 30 до 50 БВ.

   

Примечание 1. Как следует из п.6 Положения, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию:

- государственными организациями - с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят);

- хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении государственных органов или в отношении которых государственные органы могут иным, не противоречащим законодательству образом определять решения, принимаемые этими обществами (за исключением банков), - с такими государственными органами;

- хозяйственными обществами, являющимися банками, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, - с советами директоров (наблюдательными советами) этих банков;

- хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении юридических лиц государственной формы собственности, - с государственными органами, в подчинении (ведении) которых имеются такие юридические лица. При этом договор займа о предоставлении финансовых ресурсов представляется для согласования в соответствующий государственный орган подчиненным ему юридическим лицом, осуществляющим управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, предоставляющих взаем финансовые ресурсы.

В случае если доли (акции) в уставных фондах хозяйственных обществ находятся в управлении нескольких государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию с:

- государственным органом, обладающим свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества, либо в подчинении которого находится юридическое лицо государственной формы собственности или несколько юридических лиц государственной формы собственности, в управлении которого (которых) имеются свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества;

- несколькими государственными органами, обладающими совокупной долей (акциями) в уставном фонде хозяйственного общества свыше 50 % доли (акций) государства, либо в подчинении которых находятся юридические лица государственной формы собственности, в управлении которых в совокупности имеются свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества.

Примечание 2. В соответствии с п.2 Положения заимодавцами являются:

- государственные организации - организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента РБ, Совета Министров РБ, Администрации Президента РБ, Нацбанка РБ, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (далее - государственные органы);

- хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах - общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами.

Согласно п.4 Положения заемщиками могут быть:

- юридические лица - государственные организации и хозяйственные общества;

- физические лица - работники, состоящие в штатах государственных организаций и хозяйственных обществ, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

- иные организации и индивидуальные предприниматели, если установлено законодательством.

Примечание 3. Подпунктом 4.3 п.4 Положения установлено, что предоставление финансовых ресурсов взаем организациям, не указанным в абзаце 1 подп.4.1 п.4, и индивидуальным предпринимателям, если иное не установлено законодательными актами, не допускается. В настоящее время нормативные правовые акты, разрешающие государственным организациям предоставление взаем финансовых ресурсов указанным выше организациям и индивидуальным предпринимателям, отсутствуют.

   

30.06.2010 г.

   

Виктория Голуб, юрист