


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ВЗАЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВА В УСТАВНЫХ ФОНДАХ
Порядок предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах урегулирован Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденным Указом Президента РБ от 05.05.2006 № 296 (далее - Положение).
Рассмотрим порядок предоставления взаем денежных средств в виде алгоритма.
1 этап. Согласование договора займа (примечание 1) В соответствии с п.7 Положения претендент на получение займа направляет в государственные органы, совет директоров (наблюдательный совет) следующие документы: | ||||||||||||||
▼ | ▼ | |||||||||||||
Договор займа согласован | Договор займа возвращен без согласования | |||||||||||||
▼ | ||||||||||||||
2 этап. Заключение договора Согласно п.8 Положения договор о предоставлении финансовых ресурсов считается заключенным с момента его согласования | ||||||||||||||
▼ | ||||||||||||||
3 этап. Выдача займа (примечание 2) |
► | Цели предоставления займа | ||||||||||||
► | Юридическим лицам (государственным организациям, хозяйственным обществам) | |||||||||||||
▼ | ||||||||||||||
► | Развитие и расширение производства и его материально-технической базы (создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизация и ремонт) | |||||||||||||
► | Строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в т.ч. спортивных сооружений) | |||||||||||||
► | Пополнение собственных оборотных средств (выплата заработной платы, оплата топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплата платежей в бюджет, отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов | |||||||||||||
► | Строительство (реконструкция) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий | |||||||||||||
► | Физическим лицам (работникам, состоящим в штатах государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий) | |||||||||||||
▼ | ||||||||||||||
► | Строительство (реконструкция) или приобретение жилых помещений | |||||||||||||
▼ | ||||||||||||||
► | На другие цели по решению Президента РБ | |||||||||||||
► | Иным организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных законодательством (примечание 3) | |||||||||||||
Государственные организации и хозяйственные общества, предоставляющие взаем финансовые ресурсы, в соответствии с п.9 Положения осуществляют контроль за их целевым использованием.
Кроме того, ст.11.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность заимодавца и заемщика.
Так, п.3 ст.11.17 КоАП предусмотрена ответственность заимодавца за нарушение установленного законодательными актами порядка предоставления денежных средств взаем в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (далее - БВ).
Пунктом 4 ст.11.17 КоАП установлена ответственность заемщика за несоблюдение сроков возврата денежных средств, предоставленных взаем, и (или) их использование на цели, не предусмотренные в договоре займа, в виде наложения штрафа в размере от 30 до 50 БВ.
Примечание 1. Как следует из п.6 Положения, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию:
- государственными организациями - с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят);
- хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении государственных органов или в отношении которых государственные органы могут иным, не противоречащим законодательству образом определять решения, принимаемые этими обществами (за исключением банков), - с такими государственными органами;
- хозяйственными обществами, являющимися банками, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, - с советами директоров (наблюдательными советами) этих банков;
- хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении юридических лиц государственной формы собственности, - с государственными органами, в подчинении (ведении) которых имеются такие юридические лица. При этом договор займа о предоставлении финансовых ресурсов представляется для согласования в соответствующий государственный орган подчиненным ему юридическим лицом, осуществляющим управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, предоставляющих взаем финансовые ресурсы.
В случае если доли (акции) в уставных фондах хозяйственных обществ находятся в управлении нескольких государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию с:
- государственным органом, обладающим свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества, либо в подчинении которого находится юридическое лицо государственной формы собственности или несколько юридических лиц государственной формы собственности, в управлении которого (которых) имеются свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества;
- несколькими государственными органами, обладающими совокупной долей (акциями) в уставном фонде хозяйственного общества свыше 50 % доли (акций) государства, либо в подчинении которых находятся юридические лица государственной формы собственности, в управлении которых в совокупности имеются свыше 50 % доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества.
Примечание 2. В соответствии с п.2 Положения заимодавцами являются:
- государственные организации - организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента РБ, Совета Министров РБ, Администрации Президента РБ, Нацбанка РБ, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству РБ (далее - государственные органы);
- хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах - общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами.
Согласно п.4 Положения заемщиками могут быть:
- юридические лица - государственные организации и хозяйственные общества;
- физические лица - работники, состоящие в штатах государственных организаций и хозяйственных обществ, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- иные организации и индивидуальные предприниматели, если установлено законодательством.
Примечание 3. Подпунктом 4.3 п.4 Положения установлено, что предоставление финансовых ресурсов взаем организациям, не указанным в абзаце 1 подп.4.1 п.4, и индивидуальным предпринимателям, если иное не установлено законодательными актами, не допускается. В настоящее время нормативные правовые акты, разрешающие государственным организациям предоставление взаем финансовых ресурсов указанным выше организациям и индивидуальным предпринимателям, отсутствуют.
30.06.2010 г.
Виктория Голуб, юрист