


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ) В КАЧЕСТВЕ РЕЗИДЕНТОВ ПАРКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Основные нормативные правовые документы:
• Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее - Декрет № 12);
• Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2012 № 392 «Об отдельных вопросах налогообложения резидентов Парка высоких технологий» (далее - Указ № 392);
• Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2006 № 403 «О некоторых вопросах реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12» (далее - постановление № 403);
• решение Минского городского Совета депутатов от 13.10.2005 № 194 «О льготном налогообложении администрации Парка высоких технологий и резидентов Парка высоких технологий» (далее - решение № 194).
Определение и направления деятельности Парка высоких технологий
Парк высоких технологий (далее - ПВТ) является частью территории Республики Беларусь общей площадью 50 гектаров в границах согласно приложению к Декрету № 12 со специальным правовым режимом, срок действия которого составляет 15 лет со дня вступления в силу Декрета № 12 (абзац 2 п.2 Декрета № 12). Несмотря на данное определение, отличительная черта функционирования ПВТ - экстерриториальный характер его деятельности, то есть лицо, удовлетворяющее предъявляемым требованиям к резиденту ПВТ, вправе быть зарегистрированным в качестве резидента ПВТ и, следовательно, применять налоговые льготы вне зависимости от того, где на территории Республики Беларусь оно находится.
![]() |
Справочно По состоянию на 20 декабря 2016 г. из 163 резидентов ПВТ в г. Бресте находится 1, по 2 зарегистрировано в г. Гомеле и г. Могилеве, 3 резидента находятся в г. Гродно и, соответственно, 155 резидентов находятся в г. Минске (поиск по компаниям - резидентам ПВТ [Электронный ресурс] / Парк высоких технологий. - 2004-2016. - Режим доступа: http://www.park.by/it/enterprises/type-search/. - Дата доступа: 20.12.2016). |
Непосредственное управление деятельностью ПВТ осуществляет администрация ПВТ (далее - Администрация), которая является республиканским юридическим лицом в форме учреждения. Функции по осуществлению общей координации работы ПВТ, управления и контроля за его деятельностью возложены на Наблюдательный совет ПВТ (далее - Наблюдательный совет), персональный состав которого утверждается Президентом Республики Беларусь.
Направления деятельности ПВТ включают в себя:
• разработку и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях Республики Беларусь;
• экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения;
• другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Предложения о дополнении указанных выше направлений деятельности вносятся заинтересованными организациями в Администрацию, которая согласовывает их с Наблюдательным советом и в установленном порядке направляет в Совет Министров Республики Беларусь для представления Президенту Республики Беларусь на согласование (часть вторая п.2 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12 (далее - Положение)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 марта 2018 г. приложение к Декрету № 12 и Положение изложены в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8. |
Виды деятельности, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять в качестве резидентов ПВТ
Перечень видов деятельности, которые имеют право осуществлять резиденты ПВТ, определен в п.3 Положения. включены смежные с IT-сферой направления (микро-, опто- и наноэлектроника, микроэлектромеханика, мехатроника, передача данных, радиолокация, радионавигация, радиосвязь), защита информации и создание центров обработки данных; работы и услуги по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем (консалтинг, аудит, системно-техническое обслуживание сетей государственных информационных систем, создание баз данных, внедрение и сопровождение корпоративных информационных систем).
Вместе с тем резидент ПВТ вправе (абзацы 2, 3 части третьей п.21 Положения):
• осуществлять деятельность по сдаче в аренду недвижимого имущества (его части), принадлежащего ему на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, расположенного на территории ПВТ, при условии, что общая сумма арендной платы (с учетом налога на добавленную стоимость) за календарный год составляет не более 10 % выручки (дохода), полученной (полученного) резидентом ПВТ за период с 1 января по 31 декабря года, непосредственно предшествующего году, в котором осуществляется такая деятельность. Отметим, что в выручку (доход) включается выручка (доход) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), признаваемая в качестве таковой (признаваемый в качестве такового) в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (для резидентов ПВТ, являющихся индивидуальными предпринимателями, - доход, признаваемый в качестве такового в соответствии с налоговым законодательством), и не включается арендная плата;
• предоставлять займы на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений лицам, состоящим в трудовых отношениях с этим резидентом, независимо от их нуждаемости в улучшении жилищных условий, если иное не установлено законодательными актами, за счет прибыли, остающейся в распоряжении резидента ПВТ после уплаты налогов, сборов (пошлин) и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды, перечисления части прибыли в соответствии с законодательством. Решения о размере займов, установлении процентов на сумму займов, способе обеспечения исполнения обязательств по возврату займов принимаются резидентом ПВТ самостоятельно, если иное не установлено законодательными актами.
Важно также учитывать норму, содержащуюся в абзаце 4 части третьей п.21 Положения, согласно которой резидент ПВТ вправе осуществлять виды деятельности, перечисленные в абзацах 10-17 п.3 Положения, при условии, что общая сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за календарный год при осуществлении таких видов деятельности составляет не более 50 % выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) при осуществлении деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, полученной (полученного) за период с 1 января по 31 декабря года, непосредственно предшествующего году, в котором осуществляются виды деятельности, перечисленные в абзацах 10-17 п.3 Положения.
![]() |
Обратите внимание! В части второй п.21 Положения установлен прямой запрет осуществлять виды деятельности, не указанные в п.3 и части третьей п.21 Положения. |
Нарушение нормы части второй п.21 Положения может послужить основанием для лишения статуса резидента ПВТ (абзац 5 п.33 Положения). При лишении статуса резидента ПВТ в связи с нарушением запрета, установленного в части второй п.21 Положения, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) утрачивает право на льготы с 1 января года, в котором нарушен запрет, и до принятия решения о лишении его статуса резидента ПВТ и обязано уплатить в полном объеме за этот период налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет с применением мер ответственности за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и начислением пеней согласно налоговому законодательству (п.34 Положения).
Льготы, предоставляемые резидентам ПВТ
Налоговые льготы | Основания применения льготы |
1. Освобождение от уплаты налога на прибыль (абзац 2 п.22 Положения) | Налоговая льгота применяется в отношении данного налога, за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента. Справочно Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, простое товарищество, доверительный управляющий, представительство иностранной организации, осуществляющее деятельность на территории Республики Беларусь, представительство и орган межгосударственного образования в Республике Беларусь, которые являются источником выплаты доходов плательщику и (или) на которых в силу НК и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин) (п.1 ст.23 НК) |
2. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (абзац 3 п.22, часть первая п.28 Положения) | Налоговая льгота применяется только в отношении оборотов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Республики Беларусь и не распространяется на обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза. В случае неподтверждения факта вывоза таких товаров за пределы Республики Беларусь в соответствии с налоговым законодательством и международными договорами Республики Беларусь резиденты ПВТ исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в порядке, установленном налоговым законодательством и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, рассматриваемая налоговая льгота не предоставляется резидентам ПВТ в отношении арендной платы от сдачи в аренду недвижимого имущества (его части), принадлежащего им на праве собственности или хозяйственного ведения, оперативного управления. Обратите внимание! Резиденты ПВТ вправе отказаться на срок не менее календарного года от использования данной налоговой льготы, подав соответствующее заявление в налоговый орган (часть третья п.23 Положения).Налоговая льгота применяется при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему для использования исключительно на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов в рамках осуществления видов деятельности, перечисленных в п.3 Положения. Для применения данной налоговой льготы необходимо заключение Администрации о назначении ввозимых резидентом ПВТ на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему согласно перечню технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему, освобождаемых от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость, взимаемыми таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь резидентами Парка высоких технологий, утвержденному Указом № 392. От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 сентября 2017 г. перечень № 392 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2017 № 326 |
3. Освобождение от уплаты земельного налога (п.24 Положения) | Налоговая льгота распространяется на земельные участки в границах ПВТ (согласно приложению к Декрету № 12) на период строительства на них резидентами ПВТ, но не более чем на 3 года, капитальных строений (зданий, сооружений), предназначенных для осуществления их деятельности |
4. Освобождение от уплаты налога на недвижимость (п.25 Положения) | Налоговая льгота применяется в отношении объектов (согласно перечню, указанному в п.1 ст.185 НК), расположенных на территории ПВТ, плательщиками по которым признаются резиденты ПВТ, за исключением таких объектов, сдаваемых ими в аренду |
5. Подоходный налог по ставке 9 % (п.26 Положения) | Налоговая льгота применяется в отношении доходов физических лиц, полученных в течение календарного года от резидентов ПВТ по трудовым договорам (контрактам), доходов резидентов ПВТ - индивидуальных предпринимателей. Льгота не распространяется на работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков |
6. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, процентным (купонным) доходам от долговых обязательств, роялти по ставке 5 % (п.29 Положения) |
- |
7. Освобождение от уплаты оффшорного сбора, который не взимается с резидентов ПВТ при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам), части прибыли, начисленной собственнику их имущества (п.30 Положения) |
- |
8. Освобождение от местных налогов и сборов резидентов ПВТ, находящихся на территории г. Минска (п.1 решения № 194) |
- |
Иные льготы |
Основания применения льготы |
1. Обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента ПВТ, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающих однократный размер средней заработной платы работников по республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы (часть вторая п.27 Положения) | Работники резидентов ПВТ и резиденты ПВТ - индивидуальные предприниматели вправе не использовать указанную льготу |
2. Освобождение от обязательной продажи валюты, полученной от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) при осуществлении видов деятельности, указанных в п.3 Положения (п.32 Положения) |
- |
Алгоритм действий по регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в качестве резидентов ПВТ
Составление заявления о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента ПВТ | ||||
| ||||
Подача заявления о регистрации | ||||
| ||||
Рассмотрение заявления о регистрации | ||||
| ||||
Регистрация и получение свидетельства о регистрации резидента ПВТ. Обжалование решения об отказе в регистрации |
Шаг 1. Составление заявления о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента ПВТ
Форма заявления о регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя в качестве резидента Парка высоких технологий утверждена постановлением № 403.
В заявлении о регистрации указываются:
• наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя);
• место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя);
• сведения о руководителе субъекта предпринимательской деятельности (указываются фамилия, собственное имя, отчество, паспортные данные, место жительства, контактные телефоны).
Заявление о регистрации подписывается руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем).
Кроме того, к заявлению о регистрации прилагаются заверенные копии учредительных документов (для юридических лиц) и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); бизнес-проект, предлагаемый для реализации в качестве резидента ПВТ, по форме, утвержденной постановлением № 403.
В бизнес-проекте указываются один или несколько видов деятельности, перечисленных в п.3 Положения, конкретные мероприятия по их осуществлению и развитию, виды и объемы предполагаемых к реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), обоснование необходимости их реализации, ожидаемое поступление выручки (дохода) от этой реализации.
В состав бизнес-проекта должны входить: титульный лист, содержание основных разделов бизнес-проекта, приложения. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-проекта, его приложений, а также даются ссылки на страницы. В качестве основных разделов бизнес-проекта могут быть разработаны следующие: «Резюме», «Характеристика юридического лица (индивидуального предпринимателя) и стратегия его развития», «Описание товаров (работ, услуг, имущественных прав), планируемых к выпуску в рамках реализации проекта», «Анализ рынков сбыта», «Планируемые объемы выпуска товаров в натуральном и денежном выражении», «План реализации проекта» и «Инвестиционный план. Объекты инвестиций». Отметим, что раздел «Инвестиционный план. Объекты инвестиций» может отсутствовать при разработке бизнес-проектов, не предусматривающих осуществление инвестиций. Объем бизнес-проекта должен составлять без учета приложений не более 20 страниц.
При разработке бизнес-проекта рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:
• составлять бизнес-проект на весь период реализации проекта;
• период отображения информации в расчетах (при необходимости) принимать равным 1 году;
• расчеты бизнес-проекта производить в белорусских рублях (в необходимых случаях допускается производить расчеты в иностранной валюте).
Требования к содержанию основных разделов бизнес-проекта | |
Раздел бизнес-проекта | Требования к содержанию раздела |
Резюме | Отражается основная идея проекта и обобщаются основные выводы и результаты по разделам бизнес-проекта в сжатой и доступной форме. Объем резюме, за исключением таблицы, должен составлять 2-3 страницы |
Характеристика юридического лица (индивидуального предпринимателя) и стратегия его развития | 1. Дается характеристика юридического лица (индивидуального предпринимателя): - история создания; - основные достижения в деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя); - характеристика производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности; - характеристика имеющихся основных средств и технологий; - выпускаемая продукция; - основные показатели финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) за предшествующий период. 2. Паспорт юридического лица (индивидуального предпринимателя), заполняемый по форме согласно приложению 1 к форме бизнес-проекта, утвержденной постановлением № 403. В паспорте указывается следующая информация: - полное наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя); - место нахождения юридического лица (место жительства индивидуального предпринимателя); - реквизиты решения о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); - регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - размер уставного фонда (для юридического лица); - информация об учредителях (участниках) и распределении уставного фонда учредителей (участников) в долях (для юридического лица); - информация о хозяйственных обществах, в которых юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) является учредителем (участником) (в случае наличия). Паспорт подписывают руководитель юридического лица (индивидуальный предприниматель) и главный бухгалтер (для юридического лица). Кроме того, в паспорте указывается контактный телефон юридического лица (индивидуального предпринимателя). 3. При описании стратегии развития юридического лица (индивидуального предпринимателя) раскрываются главные цели и задачи перспективного стратегического развития (выпуск новой продукции, создание объектов интеллектуальной собственности, оказание новых услуг, повышение качества выпускаемой продукции, повышение качества оказываемых услуг, увеличение объемов работ и услуг, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных средств, внедрение новых и высоких технологий, повышение экспортного потенциала и т. д.) |
Описание товаров (работ, услуг, имущественных прав), планируемых к выпуску в рамках реализации проекта | Представляется информация о продукции, которую будет разрабатывать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель): - область применения; - основные характеристики (потребительские, сбытовые и функциональные); - соответствие международным и национальным стандартам качества; - наличие патентов, лицензий, сертификатов; - новизна технических и технологических решений, потребительских свойств |
Анализ рынков сбыта | Рекомендуется излагать ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга. При анализе рынков рекомендуется исследовать: - общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт товаров юридического лица (индивидуального предпринимателя), с оценкой их размера; - долю юридического лица (индивидуального предпринимателя) на разных рынках; - динамику развития рынка и прогноз тенденций изменения его в будущем; - основные факторы, влияющие на изменение рынка; - возможности конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции: технический уровень, цена, уровень качества; - преимущества юридического лица (индивидуального предпринимателя) перед конкурентами |
План реализации проекта | Рекомендуется составлять в виде временной диаграммы или сетевого графика с обязательным указанием срока действия проекта |
Инвестиционный план. Объекты инвестиций | Рекомендуется по форме согласно приложению 2 к форме бизнес-проекта, утвержденной постановлением № 403, спланировать приобретение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) основных средств, программных продуктов, лицензий и других объектов инвестиций, требуемых для реализации проекта |
Шаг 2. Подача заявления о регистрации
Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) подает заявление о регистрации с приложением необходимых документов в Администрацию (абзац 1 п.4 Положения).
Заявление о регистрации и прилагаемые к нему документы принимаются в Администрации по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов вручается заявителю (п.5 Положения).
Шаг 3. Рассмотрение заявления о регистрации
Поданное заявление о регистрации рассматривается Администрацией, которая по результатам рассмотрения направляет свое заключение о целесообразности или нецелесообразности регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ на рассмотрение Наблюдательного совета (часть первая п.6 Положения).
В случае представления ненадлежащим образом оформленных документов или неполного пакета документов они возвращаются Администрацией с указанием причин возврата (часть вторая п.6 Положения).
Наблюдательный совет принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента ПВТ с учетом важности и значения представленного юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в соответствии с абзацем 3 п.4 Положения бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий (п.7 Положения).
Общий срок рассмотрения Администрацией документов, представленных для регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента ПВТ, и принятия решения Наблюдательным советом не может превышать 1 месяца со дня подачи таких документов заявителем (п.8 Положения).
В то же время до принятия решения о регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ Наблюдательный совет может поручить Администрации провести научно-техническую экспертизу (экспертизы) документов, представленных заявителем, в том числе с привлечением экспертов (научных и иных организаций, ученых и специалистов). В этом случае срок рассмотрения документов и принятия решения продлевается на период проведения экспертизы (экспертиз), но не более чем на 10 дней (п.9 Положения).
Основания для отказа в регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ приведены в п.10 Положения.
Шаг 4. Регистрация и получение свидетельства о регистрации резидента ПВТ. Обжалование решения об отказе в регистрации
В случае положительного решения Наблюдательного совета о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) Администрация:
1) вносит соответствующие сведения в реестр резидентов ПВТ и бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий;
2) выдает заявителю свидетельство о регистрации резидента ПВТ по форме, утвержденной постановлением № 403, в течение 5 рабочих дней;
3) в пятидневный срок письменно информирует соответствующие органы государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет резидента ПВТ (п.11 Положения).
В случае отрицательного решения Наблюдательного совета о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) Администрация выдает решение об отказе в регистрации в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения Наблюдательным советом (п.13 Положения).
Решение об отказе в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в качестве резидента ПВТ может быть обжаловано в суд (п.14 Положения).
22.02.2017
Александр Бекиш, главный юрисконсульт научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем», старший преподаватель Белорусского государственного университета