


Материал помещен в архив
АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ПО ПРОЦЕДУРЕ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), в соответствии с которым к видам процедур государственных закупок отнесены:
• открытый конкурс;
• закрытый конкурс;
• электронный аукцион;
• процедура запроса ценовых предложений;
• процедура закупки из одного источника;
• биржевые торги (ст.17).
Правовая регламентация
Порядок осуществления государственных закупок регулируют:
• Закон;
• Указ Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 576);
• Указ Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»;
• постановление Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - постановление № 778);
• постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».
Случаи проведения процедур государственных закупок | |
Закрытый конкурс | Применяется в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственный секрет (п.1 ст.40 Закона) |
Электронный аукцион | Проводится в случае, если государственные закупки осуществляются по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Советом Министров РБ (перечень утвержден постановлением № 778). При этом в такой перечень не могут включаться товары, включенные в перечень товаров, закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов в случае определения Советом Министров РБ соответствующего перечня товаров (также утвержден постановлением № 778). От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2016 г. перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», изложен в новой редакции постановлением Совета Министров РБ от 27.01.2016 № 68 (далее - постановление № 68).С 13 декабря 2017 г. следует применять перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров РБ от 07.09.2017 № 679 |
Запрос ценовых предложений | Применяется при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в т.ч. товаров (работ, услуг) согласно перечням (утверждены постановлением № 778), для применения электронных аукционов и биржевых торгов (п.1 ст.49 Закона). Пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров (работ, услуг) - от 300 до 1 000 базовых величин (подп.1.5 п.1 постановления № 778). От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 января 2016 г. пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки товаров установлено более 300, но не более 1 000 БВ, работ (услуг) - более 300, но не более 3 000 БВ (подп.1.5 п.1 постановления № 778 в редакции постановления № 68). Применяется, если сведения о государственных закупках составляют государственный секрет (п.1 ст.49 Закона). В этом случае статус участника получает юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки (п.1 ст.14 Закона) |
Закупка из одного источника | Применяется, если: - осуществляются государственные закупки товаров, работ, услуг согласно приложению к Закону (п.2 ст.50 Закона) (в т.ч. если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты); - закупаются вооружение и военная техника по перечню, установленному постановлением № 778; - процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений, когда жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (Министерство экономики РБ (далее - Минэкономики)) распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести процедуру закупки из одного источника в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону (п.1 ст.26, п.6 ст.55 Закона); - заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с Минэкономики в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся (п.1 ст.26 Закона), за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется (п.2 ст.26 Закона). Речь идет о возникновении потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие непреодолимой силы, в т.ч. чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур государственных закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно |
Биржевые торги | Применяются для осуществления государственных закупок в случае определения Советом Министров РБ соответствующего перечня товаров (п.1 ст.51 Закона). Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден постановлением № 778 |
Открытый конкурс | Является универсальным способом проведения государственных закупок, который применяется в случаях, не предусмотренных Законом для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.32 Закона) |
Общая характеристика государственной закупки по процедуре открытого конкурса
Процедура открытого конкурса - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой гласный и конкурентный способы выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, в рамках которого любой заинтересованный потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) может представить свое предложение (п.1 ст.32 Закона).
Особенность: для организации и проведения открытого конкурса и участия в нем заказчик (организатор) и потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) в установленном законодательством порядке обеспечивают получение уполномоченными представителями сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи в удостоверяющих и регистрационных центрах, определяемых оператором официального сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, определяемого Советом Министров РБ для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by) (п.3 ст.32 Закона, подп.1.2 п.1 постановления № 778).
Субъектный состав процедуры открытого конкурса
В субъектный состав процедуры открытого конкурса входят:
• оператор официального сайта - обеспечивает функционирование официального сайта в сети Интернет, созданного для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by) (подп.1.2 п.1 постановления № 778).
Оператором официального сайта является информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (подп.1.3 п.1 постановления № 778);
• заказчик:
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени;
- иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров РБ (абзац 4 ст.1 Закона);
• организатор - юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абзац 10 ст.1 Закона);
• участник (процедуры государственных закупок) - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, представившее предложение (п.1 ст.14 Закона);
• организатор при централизации государственных закупок (т.е. при организации процедур закупок однородных товаров организатором для нужд нескольких заказчиков). При централизации государственных закупок государственным органом (организацией) для заказчиков, находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) этого государственного органа (организации) либо акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в его управление, а также для самого государственного органа (организации) определяется организатор закупок из числа:
- подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций либо организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы ему в управление;
- иных организаций по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находятся такие организации либо в управление которого переданы находящиеся в государственной собственности акции (доли в уставных фондах) этих организаций (с их согласия) (подп.1.2 п.1 Указа № 576).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 января 2014 г. нормы п.1 Указа № 576 перенесены в п.1 Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)». |
Государственный орган (организация) может выступать организатором при централизации государственных закупок.
Порядок взаимодействия организатора и заказчиков при проведении государственных закупок устанавливается государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится этот организатор либо которому переданы в управление его акции (доля в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, и в т.ч. должен включать перечень товаров, процедуры государственных закупок которых организует и проводит данный организатор (подп.1.3 п.1 Указа № 576).
Преференциальная поправка
Преференциальная поправка - поправка, применяемая к цене предложения участника в размере 15 или 25 %:
• 15 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) происхождения Республики Беларусь и (или) стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
• 25 % - в случае предложения участником товаров (работ, услуг) собственного производства организаций, в которых численность инвалидов составляет не менее 50 % от списочной численности работников (подп.1.7 п.1 постановления № 778).
Правила применения преференциальной поправки:
• при проведении конкурса цены предложений участников уменьшаются соответственно на 15 или 25 % для целей сравнения и оценки предложений. В случае если в результате применения преференциальной поправки 2 и более предложениям присвоен порядковый номер 1 (первое место), участником-победителем определяется участник, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка. Если после этого остались 2 и более участников, к ценам предложений которых применялась преференциальная поправка, то при технически возможном разделении предмета государственной закупки на части объем (количество) товаров (работ, услуг) пропорционально распределяется между данными участниками. При отсутствии такой возможности участником-победителем определяется участник, предложение которого поступило ранее других таких предложений;
• в случае выбора участником-победителем участника, к цене предложения которого применялась преференциальная поправка, договор на государственную закупку с ним заключается по цене его предложения;
• преференциальная поправка не применяется в отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки, в т.ч. его лотом (частью).
Формы документов
Постановлением Минэкономики РБ от 22.12.2012 № 119 утверждены примерные формы документов по процедурам государственных закупок.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июня 2017 г. действует постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли РБ от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок». |
Алгоритм проведения государственных закупок по процедуре открытого конкурса
Шаг 1. Формирование комиссии для проведения процедур государственных закупок.
Комиссия формируется заказчиком (организатором) (п.1 ст.19 Закона, п.1 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением № 778 (далее - Положение)).
Комиссия создается в виде постоянно действующей комиссии для организации и проведения процедур государственных закупок либо для организации и проведения конкретной процедуры государственной закупки в составе не менее 5 человек (пп.4, 8 Положения).
Компетенция комиссии:
• открывает предложения;
• проверяет предложения на их соответствие требованиям документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;
• при необходимости предлагает участникам обеспечить приведение предложений в соответствие с требованиями документов, предоставляемых участникам для подготовки предложения;
• при необходимости запрашивает у участников дополнительную информацию, касающуюся разъяснения представленных ими предложений;
• проводит проверку соответствия участников требованиям к составу участников и (или) требованиям к квалификационным данным участников, если это предусмотрено документами, предоставляемыми участникам для подготовки предложения;
• отклоняет предложения;
• оценивает и сравнивает предложения, определяет одного или нескольких (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты)) участников-победителей;
• признает процедуру государственной закупки несостоявшейся и рекомендует заказчику (организатору) проведение повторной аналогичной процедуры государственной закупки или иной процедуры государственной закупки;
• при необходимости привлекает экспертов для получения экспертного заключения по оценке предложений (п.15 Положения).
Правила работы комиссии:
• работа комиссии организуется в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 ее состава;
• решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании; при равном распределении голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии;
• решения комиссии, а также действия (бездействие) ее членов могут быть обжалованы в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Шаг 2. Размещение приглашений к участию в процедуре открытого конкурса и представление конкурсных документов для подготовки предложений.
Заказчик (организатор) размещает приглашение на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, созданном для размещения на нем информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках (http://www.icetrade.by).
Заказчик (организатор) размещает конкурсные документы в форме электронного документа одновременно с приглашением на официальном сайте (п.3 ст.33 Закона).
![]() |
Обратите внимание! До размещения приглашения на официальном сайте представление участникам конкурсных документов, в т.ч. для ознакомления, не допускается. |
Требования к конкурсным документам, которые утверждаются заказчиком (организатором) до размещения приглашения:
• обязательные сведения, содержащиеся в конкурсных документах:
- сведения, указываемые в приглашении, в т.ч. описание предмета государственной закупки, включая объем (количество), а также срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки;
- описание частей (лотов) предмета государственной закупки, если допускается подача предложений на такие части (лоты);
- требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работы, услуги), обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию товара;
- проект договора (в случае, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), - проект договора в отношении каждой части (лота)) и срок его заключения;
- требования к содержанию и форме предложения, сроку его действия;
- формула расчета цены предложения;
- наименование валюты, в которой должна быть выражена цена предложения;
- условия применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров РБ;
- порядок подачи предложений;
- порядок разъяснения конкурсных документов, включая срок, в течение которого заказчик (организатор) обязан ответить на запрос о разъяснении конкурсных документов;
- указание срока, места и порядка открытия предложений;
- критерии, способ оценки и сравнения предложений;
- наименование валюты и при необходимости обменный курс, которые будут использованы для оценки и сравнения предложений, а также заключения договора;
- указание актов законодательства о государственных закупках, в соответствии с которыми проводится процедура государственной закупки (п.1 ст.33 Закона).
![]() |
Обратите внимание! Указанные выше требования конкурсных документов императивны, их отсутствие может быть квалифицировано как нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя); |
• факультативные сведения, которые могут содержаться в конкурсных документах:
- требования к конкурсному обеспечению и (или) обеспечению исполнения договора;
- указание на возможность подачи альтернативного предложения, минимальные обязательные требования, которым оно должно отвечать, порядок оценки и сравнения таких предложений.
![]() |
Справочно Альтернативным является предложение относительно предмета государственной закупки, подготовленное по собственному усмотрению участника с учетом обязательных минимальных требований заказчика (организатора) к такому предложению; |
- другие требования в соответствии с Законом и иными законодательными актами (п.2 ст.33 Закона).
Любой участник, иное юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, не позднее 5 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений вправе обратиться к заказчику (организатору) с запросом о разъяснении конкурсных документов.
Заказчик (организатор) обязан ответить на запрос о разъяснении конкурсных документов в сроки, указанные в конкурсных документах и позволяющие потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) своевременно подготовить и подать предложение. Не позднее чем за 5 рабочих дней до истечения срока для подготовки и подачи предложений заказчик (организатор) вправе провести встречу с участниками и (или) иными юридическими или физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, для разъяснения конкурсных документов, предварительно письменно уведомив их о времени и месте проведения такой встречи. По результатам этой встречи составляется протокол с указанием вопросов (без указания лиц, которые задали эти вопросы) и ответов на них, который является составной частью конкурсных документов.
![]() |
Обратите внимание! Содержание запроса о разъяснении конкурсных документов и ответ на него (без указания лица, направившего запрос), протокол встречи по разъяснению конкурсных документов заказчик (организатор) размещает на официальном сайте в форме электронного документа; не позднее рабочего дня, следующего за днем размещения на официальном сайте изменений и (или) дополнений в конкурсные документы, а также разъяснений, оператор официального сайта извещает об этом участников в порядке, установленном своим регламентом. |
Шаг 3. Установление срока для подготовки и подачи предложений участником. Срок для подготовки и подачи предложений должен составлять не менее 30 календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте (п.1 ст.22 Закона).
Заказчик (организатор) вправе по собственной инициативе либо по запросу какого-либо участника или иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, изменить и (или) дополнить конкурсные документы до истечения срока для подготовки и подачи предложений (п.5 ст.33 Закона).
Пример корректировки срока см. в таблице.
Дата размещения приглашения и конкурсных документов | Дата изменения конкурсных документов | Срок окончания подготовки и подачи предложений | Продление срока |
Общее правило | |||
08.01.2013 |
28.01.2013 |
07.02.2013 (31 день) |
11.02.2013 (с 28.01.2013 до 11.02.2013, период составляет 15 календарных дней) |
Проведение повторного открытого конкурса | |||
08.01.2013 |
18.01.2013 |
23.01.2013
Примечание. При проведении повторного открытого конкурса срок для подготовки и подачи предложений может быть сокращен заказчиком (организатором), но не более чем вдвое минимального срока (30 дней) (п.2 ст.22 Закона) |
24.01.2013 (с 18.01.2013 до 24.01.2013, период составляет 5 рабочих дней) |
Шаг 4. Направление предложений участниками.
Предложение подается участником посредством его размещения в форме электронного документа на официальном сайте в сроки, указанные в приглашении, в порядке, установленном конкурсными документами (п.1 ст.35 Закона). По истечении срока для подготовки и подачи предложений размещение предложений участников не допускается.
Обязательные требования к содержанию предложения участника, которые должны быть указаны в предложении:
• наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника;
• документы и сведения, указанные в конкурсных документах;
• согласие участника с условиями проекта договора, который приложен к конкурсным документам.
Полномочия участников при представлении предложения:
• поскольку до истечения срока действия предложения заказчик (организатор) может предложить участнику продлить такой срок, то участник, соответственно, вправе:
- отказаться от продления срока действия предложения, не теряя права на возврат конкурсного обеспечения;
- продлить срок действия своего предложения, продлив срок действия конкурсного обеспечения или предоставив новое конкурсное обеспечение с учетом продленного срока.
Участник, не продливший срок действия конкурсного обеспечения или не предоставивший новое конкурсное обеспечение, считается отказавшимся от продления срока действия предложения;
• участник имеет право внести изменения и (или) дополнения в предложение или отозвать его до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
• участник обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях;
• вправе представить альтернативное предложение, если это предусмотрено конкурсными документами, в сроки, установленные для подготовки и подачи предложений.
Оператор официального сайта регистрирует предложения в порядке их размещения на официальном сайте и подтверждает участникам размещение предложений.
![]() |
Обратите внимание! Оператор официального сайта обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в предложениях, равно как и заказчик (организатор). |
Шаг 5. Предоставление участниками конкурсного обеспечения.
Правила о предоставлении конкурсного обеспечения носят диспозитивный характер, что означает обязательность его предоставления участником в случае, если это предусмотрено приглашением и конкурсными документами. Исключение составляют участники, являющиеся бюджетными организациями, для которых требование о предоставлении конкурсного обеспечения не устанавливается.
Виды конкурсного обеспечения:
• банковская гарантия;
• перечисление оператору электронной торговой площадки денежных средств;
• иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.2 ст.34 Закона).
Размер конкурсного обеспечения: не более 3 % от цены предложения.
Обеспечиваемые обязательства участника при предоставлении конкурсного обеспечения:
• участник по истечении срока для подготовки и подачи предложений не может отозвать свое предложение или внести в него изменения и (или) дополнения (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и неточностей по предложению заказчика (организатора)).
![]() |
Справочно Под ошибками, включая арифметические, и неточностями следует понимать: - несоответствие предложения требованиям по его оформлению и содержанию (включая отсутствие подписей на документах либо самих документов) при условии, что устранение такого несоответствия не приведет к существенному изменению предложения в части предмета государственной закупки и условий проекта договора, а также к недобросовестной конкуренции; - расхождение между ценой (тарифом) единицы товара (работы, услуги) и общей ценой, полученной в результате умножения цены (тарифа) единицы товара (работы, услуги) на количество (объем), или между промежуточными итогами и общей ценой. Преимущество имеют цена (тариф) единицы товара (работы, услуги) или промежуточные итоги; - расхождение между словами и цифрами при указании цены (тарифа). Преимущество имеет цена (тариф), указанная прописью (часть третья п.1 ст.34 Закона); |
• участник-победитель не может отказаться от подписания договора;
• участник-победитель не может нарушить срок подписания договора;
• участник-победитель должен предоставить обеспечение исполнения договора, если такое требование будет установлено в конкурсных документах.
Последствия неисполнения обеспечиваемых обязательств: в случае неисполнения обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено конкурсное обеспечение, денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет, за счет средств которого предусмотрено осуществление государственной закупки.
Правила предоставления конкурсного обеспечения: конкурсное обеспечение предоставляется участником одновременно с подачей предложения либо не позднее истечения срока для подготовки и подачи предложений. При этом срок его действия должен быть больше срока действия предложения не менее чем на 30 календарных дней (п.3 ст.34 Закона).
Случаи возврата конкурсного обеспечения участникам: конкурсное обеспечение возвращается в течение 3 рабочих дней предоставившему его участнику, если им не нарушены обеспечиваемые обязательства, в случае:
• отзыва предложения участником до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
• заключения договора либо отмены открытого конкурса или признания его несостоявшимся;
• истечения срока действия конкурсного обеспечения.
Шаг 6. Открытие, рассмотрение и отклонение предложений.
1. Открытие предложений осуществляет комиссия в момент истечения срока для подготовки и подачи предложений или при возникновении причин организационного характера в иные сроки (но не позднее дня истечения срока для подготовки и подачи предложений) в порядке и месте, указанных в конкурсных документах.
При открытии предложений комиссией объявляются наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика каждого участника, предложение которого открывается, цена такого предложения, включая возможные скидки, а также сведения о присутствующих участниках или их представителях.
При открытии предложений вправе присутствовать участники или их представители.
2. Оформление протокола с указанием в нем объявленных сведений и размещение его на официальном сайте в день открытия предложений.
3. Рассмотрение предложений комиссией на их соответствие требованиям конкурсных документов.
Полномочия комиссии:
• вправе просить участников дать разъяснения по их предложениям, но не вправе допускать изменения сути предложений;
• не допускается проведение переговоров между комиссией и участниками в отношении поданных ими предложений;
• не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора));
• вправе отклонить все предложения до выбора участника-победителя в случае отсутствия необходимого объема финансирования, нецелесообразности уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки.
Основания для отклонения предложений:
• предложение не отвечает требованиям конкурсных документов;
• участник, представивший предложение, отказался исправить выявленные в нем ошибки, включая арифметические, и (или) устранить неточности по предложению заказчика (организатора);
• участник, представивший предложение, не соответствует требованиям к квалификационным данным, указанным в конкурсных документах;
• участник, представивший предложение, не может участвовать в открытом конкурсе (по п.3 ст.14 Закона);
• участник, представивший предложение, внес изменения и (или) дополнения в предложение по истечении срока для подготовки и подачи предложений (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора));
• если комиссия установит, что участником, представившим его, направлены недостоверные документы и сведения;
• участник-победитель, представивший предложение, не выполняет установленные в конкурсных документах требования, предшествующие подписанию договора (п.3 ст.38 Закона).
4. Оценка и сравнение предложений участников.
Оценка и сравнение предложений при проведении открытого конкурса осуществляются комиссией при наличии не менее 2 участников, соответствующих требованиям конкурсных документов к ним и представивших предложения, соответствующие конкурсным документам, в целях выбора наиболее выгодного предложения.
Критериями оценки и сравнения предложений (примечание) являются в случае государственной закупки:
• товаров - цена предложения, срок поставки или приобретения иным способом, условия оплаты, эстетические, функциональные и технические характеристики, качество, возможность и стоимость технического обслуживания и ремонта, другие критерии;
• работ и услуг - цена предложения, качество, срок выполнения работ (оказания услуг), условия оплаты, опыт участника и другие критерии.
Требования к критериям оценки и сравнения предложений:
• должны быть объективными и (или) поддаваться количественной оценке, за исключением государственной закупки по созданию новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ и т.д.;
• устанавливаются в виде процентного соотношения между критериями с определением удельного веса каждого из них;
• удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40 %.
![]() |
Обратите внимание! Использование критериев и способов оценки и сравнения предложений, не установленных конкурсными документами, не допускается. |
Действия заказчика (организатора) по факту оценки и сравнения предложений:
• каждому предложению присваивается порядковый номер (место) по степени их выгодности;
• участник, представивший предложение, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), определяется участником-победителем;
• в случае представления альтернативных предложений оценка и сравнение предложений осуществляются отдельно от предложений в порядке, установленном для оценки и сравнения предложений, за исключением поступления только одного альтернативного предложения;
• в случае присвоения альтернативному предложению порядкового номера 1 (первого места) среди альтернативных предложений или поступления только одного альтернативного предложения такое альтернативное предложение подлежит оценке и сравнению с предложением, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место) (ст.36 Закона);
• если предложение участника-победителя отклоняется, комиссия может определить участником-победителем участника, предложению которого присвоен порядковый номер 2 (второе место);
• составление протокола (о выборе участника-победителя или ином результате открытого конкурса), размещение протокола заказчиком (организатором) на официальном сайте в форме электронного документа, извещение об этом всех участников.
В протоколе указываются:
• наименование (фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя), место нахождения и учетный номер плательщика участника-победителя;
• цена предложения участника-победителя;
• срок, в течение которого участники при необходимости могут обжаловать решение о выборе участника-победителя (не позднее 10 рабочих дней со дня извещения участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся);
• срок заключения договора;
• результаты оценки и сравнения предложений.
Шаг 7. Заключение договора.
После заключения договора либо отмены открытого конкурса или признания его несостоявшимся все участники открытого конкурса извещаются об этом, а соответствующие сведения размещаются на официальном сайте.
Договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме бюджетных организаций), размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления которого устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Виды обеспечения: банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.3 ст.25 Закона).
Предоставление обеспечения исполнения договора - в случае, если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник-победитель предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (часть пятая п.3 ст.25 Закона).
Шаг 8. Составление справки о процедуре государственной закупки.
Осуществляется заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Требования к такой справке приведены в п.2 ст.29 Закона.
Отмена процедуры открытого конкурса
Заказчик (организатор) вправе отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае:
• отсутствия финансирования;
• утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
• возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены;
• выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки (п.5 ст.21 Закона).
Признание процедуры открытого конкурса несостоявшейся
Процедура открытого конкурса признается несостоявшейся (в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки) по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:
• участник-победитель не определен (подано только одно предложение, не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее 2 предложений, отклонены все предложения);
• участник-победитель отказался от заключения договора;
• жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и Минэкономики распорядилось прекратить процедуру государственной закупки и обязало заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, - процедуру закупки из одного источника.
Действия заказчика (организатора). В случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся, заказчик (организатор) вправе провести:
• повторную процедуру государственной закупки;
• процедуру запроса ценовых предложений в случае, если процедура государственной закупки признана несостоявшейся в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки, ориентировочная стоимость государственной закупки по которым не превышает порогового значения, установленного Советом Министров РБ для применения процедуры запроса ценовых предложений;
• процедуру закупки из одного источника по согласованию с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам (Минэкономики), за исключением случаев, указанных в п.5 приложения к Закону, когда такое согласование не требуется.
Примечание. Оценка и сравнение предложений при проведении открытого конкурса по созданию новых произведений художественной литературы, фильмов, театральных постановок и концертных программ, других результатов творческой деятельности, организации и проведению выставок, фестивалей, смотров, конкурсов, других культурных мероприятий, оказанию услуг в сфере культуры могут осуществляться по следующим критериям:
• художественная и культурная значимость результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры;
• качественные характеристики результата творческой деятельности, культурного мероприятия, услуги в сфере культуры;
• сроки создания результата творческой деятельности, проведения культурного мероприятия, оказания услуги в сфере культуры;
• квалификация участников, опыт работы в соответствующей области культуры;
• цена предложения;
• экономическая эффективность использования результата творческой деятельности, проведения культурного мероприятия, оказания услуги в сфере культуры;
• другие критерии (часть вторая п.1 ст.39 Закона).
02.04.2013
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь