Алгоритм от 28.08.2015
Автор: Амельченя Ю.

Алгоритм юридических действий при проведении торгов на закупку товаров при строительстве


 

Материал помещен в архив

 

АЛГОРИТМ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

От редакции «Бизнес-Инфо»

Согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то:
• государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
• закупки за счет иных средств Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь полагает возможным производить в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
В случае если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 году, то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 году с учетом требований Указа № 591 и постановления № 88.
В данном материале рассматривается процедура закупки в строительстве при финансировании за счет собственных средств.

 

Закупки работ, услуг при строительстве осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров (подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве»; далее - Указ № 591), закупки товаров при строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров (подп.1.2 п.1 Указа № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Таким образом, для сферы строительства, в том числе при финансировании строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, установлены три вида процедур:

1) подрядные торги;

2) торги на закупку товаров при строительстве;

3) переговоры.

В связи с наличием отличительных особенностей предлагаем проанализировать порядок организации и проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги).

Нормативное регулирование:

Указ № 591;

Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»;

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение).

 

Справочно

С 16 августа 2015 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 650, изменяющее Положение.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться Положением с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108.

 

Проанализируем порядок организации и проведения торгов с учетом изменений и нововведений, внесенных названным постановлением.

Общая характеристика торгов

Торги - форма размещения заказов на закупку товаров при строительстве объектов, предусматривающая выбор поставщика на основе конкурса (абзац 24 п.2 Положения).

Форма торгов: открытый (общее правило) или закрытый конкурс.

 

Справочно

Торги в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по:

• объектам специального назначения;

• взрывоопасным объектам строительства, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом;

• объектам строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройство железнодорожной автоматики, электрификация участков железной дороги, переустройство и ремонт железнодорожных путей);

• объектам строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах;

• объектам, строительство которых осуществляется в военных целях;

• объектам строительства, связанным с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

• объектам строительства, связанным с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь» (часть первая п.7 Положения).

 

Проведение торгов в форме закрытого конкурса осуществляется в порядке, предусмотренном Положением для проведения торгов в форме открытого конкурса, с учетом следующих особенностей:

• извещение о проведении торгов в форме закрытого конкурса и сообщение о результатах таких торгов не размещаются (не публикуются);

• организатор торгов самостоятельно определяет перечень участников, которые могут выполнить соответствующий заказ, и направляет им приглашения на участие в торгах в форме закрытого конкурса (форма приглашения приведена в приложении 5 к Положению).

При этом по следующим объектам особенности порядка организации и проведения подрядных торгов определяются локальными нормативными правовыми актами государственных органов, которые являются организаторами таких подрядных торгов, либо государственных органов, в подчинении которых находятся организаторы подрядных торгов:

• объекты, строительство которых осуществляется в военных целях;

• объекты строительства, связанные с обеспечением национальной безопасности Республики Беларусь, осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

• объекты строительства, связанные с обеспечением государственных органов и иных организаций президентской, правительственной, оперативной и другими видами специальной связи, Национальной сетью передачи шифрованной информации «Атлас-Беларусь» (п.781 Положения).

Начало торгов: момент принятия решения об их проведении.

Окончание торгов: приемка объекта, товаров в порядке, предусмотренном Положением.

Субъектный состав процедуры торгов:

1) организатор: инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на торгах;

2) конкурсная комиссия: создается организатором для организации и проведения торгов; состав не менее пяти человек (персональный состав конкурсной комиссии формируется организатором торгов и утверждается его руководителем). Она действует на основании Положения и регламента конкурсной комиссии. Руководство конкурсной комиссией осуществляется ее председателем.

При необходимости по решению государственного органа (организации) персональный состав конкурсной комиссии, формируемый подчиненной ему (входящей в его состав (систему)) организацией, может согласовываться с таким органом (организацией) (часть шестая п.13 Положения).

В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора торгов, в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости - работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор торгов (при наличии согласия такого государственного органа (организации)) (часть седьмая п.13 Положения).

Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении персонального состава конкурсной комиссии.

Период деятельности конкурсной комиссии: до момента исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения торгов; конкурсная комиссия может быть создана в качестве временного органа для размещения заказов в рамках строительства одного объекта или для постоянной работы по организации и проведению торгов при строительстве объектов.

Решение о создании временной конкурсной комиссии принимается по результатам принятия решения о размещении заказа на основе торгов до размещения (публикации) извещения о проведении торгов и (или) направления приглашений участникам.

Порядок работы конкурсной комиссии, включая функциональные обязанности каждого ее члена, определяется Положением и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора торгов.

Дочерние унитарные предприятия коммунальных унитарных предприятий по капитальному строительству областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее - облисполком, Минский горисполком) вправе передать учредившим их предприятиям свои функции по организации и проведению процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (п.142 Положения);

3) участники: лица, принимающие участие в торгах и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение по предмету заказа. Участниками исходя из предмета заказа могут выступать поставщики.

Участники для участия в торгах:

• приобретают (получают) у организатора торгов конкурсную документацию, документацию для предварительного квалификационного отбора участников;

• разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения, соответствующие условиям предварительного квалификационного отбора участников и торгов, и направляют их в письменном виде организатору торгов в срок, установленный организатором торгов;

• присутствуют на заседаниях конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном организатором торгов;

• совершают иные действия, предусмотренные Положением и конкурсной документацией (часть вторая п.15 Положения);

4) приглашенные специалисты и другие лица без права голоса при принятии решений, не включенные в состав конкурсной комиссии.

В частности, при размещении заказов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, в работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, а также работники Комитета государственного контроля Республики Беларусь, инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (с их согласия) (п.16 Положения);

5) оператор официального сайта информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в глобальной компьютерной сети Интернет (информационная система «Тендеры»).

Проведение торгов.

1. Проводятся в случаях, когда их проведение является обязательным. Так, при строительстве объектов с обязательным проведением подрядных торгов (в случаях, предусмотренных подп.1.4 п.1 Указа № 591) обязательно также проведение торгов, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в случае размещения необходимых для строительства объектов заказов на закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин (БВ) и более (абзац 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 591).

При этом закупкой товаров при строительстве считается закупка товаров, осуществляемая на основании проектной документации, в соответствии с которой определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами (часть вторая подп.1.5 п.1 Указа № 591).

2. По усмотрению заказчика могут быть проведены в случаях, когда торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора. Дополнительно случаи проведения подрядных торгов по выбору подрядчика, исполнителя детализированы в п.71 Положения.

3. По усмотрению заказчика торги могут быть проведены при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов (подп.1.8 п.1 Указа № 591).

Преференциальная поправка: при проведении торгов к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, для предоставления преимущества при сравнении применяется преференциальная поправка в виде уменьшения цены его предложения на 15 % (п.9 Положения).

Наряду с этим с 16 августа 2015 г. действует норма, допускающая в ходе процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве изменение объема (количества) закупки товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 %, если это предусмотрено условиями проведения процедуры закупки (п.91 Положения).

Централизованный порядок проведения торгов (деление по лотам)

При закупке однородных товаров при строительстве объектов организатором торгов могут размещаться заказы в централизованном порядке для нескольких строящихся объектов (в конкурсной документации указываются однородные товары, необходимые для строительства каждого объекта).

Организатор торгов вправе проводить торги одновременно по нескольким лотам. В этом случае разработка конкурсной документации, а также документации для предварительного квалификационного отбора участников осуществляется по каждому из лотов.

Если в торгах по отдельному лоту принимал участие один участник, то они признаются несостоявшимися только в отношении этого лота. Торги на объект строительства считаются проведенными в случае, если выбран победитель по каждому из лотов (п.39 Положения).

Формы документов

Примерные формы протоколов заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами, заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников, заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями, заседания конкурсной комиссии по выбору победителя подрядных торгов, а также форма приглашения на участие в подрядных торгах (торгах) в форме закрытого конкурса содержатся в приложениях к Положению.

Алгоритм проведения торгов

Шаг 1
Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов
   
Шаг 2
Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов
   
Шаг 3
Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и предоставление данной документации участникам в установленном организатором порядке
   
Шаг 4
Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам
   
Шаг 5
Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса
   
Шаг 6
Заключение соответствующего договора по результатам проведения торгов

Шаг 1. Принятие организатором торгов (его руководителем) решения о размещении заказа на основе торгов

Условия для принятия решения о проведении торгов (если иное не установлено в части второй п.48 Положения):

1) наличие договора строительного подряда на выполнение работ при строительстве объекта, графиков поставок товаров, осуществляемых застройщиком, заказчиком, подрядчиком, или иных документов, определяющих обязанность застройщика, заказчика, подрядчика по закупке соответствующих товаров для строительства объекта;

2) наличие:

а) утвержденной в установленном порядке проектной, в том числе сметной, документации (архитектурного проекта - по решению заказчика, застройщика при разработке проектной документации в две стадии), в соответствии с которой (которым) определяются перечень и количество (объем) необходимых для строительства объектов товаров, а также

б) технического задания на закупку оборудования, изделий, конструкций.

Согласование технического задания: с республиканским органом государственного управления или иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся (в состав (систему) которых входят) застройщик, заказчик либо которые осуществляют управление принадлежащими Республике Беларусь акциями (долями в уставных фондах) застройщика, заказчика, а при отсутствии такого республиканского органа или государственной организации - с облисполкомом и Минским горисполкомом (по месту размещения объекта) при закупке товаров, не производимых в Республике Беларусь, при строительстве объектов, в том числе жилых домов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома;

3) наличие результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа на закупку товаров в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании.

 

Справочно

Организатор торгов вправе привлечь на основании договора специализированную организацию для проведения исследования конъюнктуры рынка. Специализированная организация не может быть участником торгов, в рамках которых этой организацией осуществлялись функции по исследованию конъюнктуры рынка.

 

Условие: исследование конъюнктуры рынка обязательно проводится на товарных рынках Единого экономического пространства.

Требования:

1) результаты исследования конъюнктуры рынка должны включать сбор и анализ информации о производителях и поставщиках товаров, ценах товаров с предложенными схемами скидок в зависимости от их качественных, количественных, экономических, инновационно-технических и иных характеристик в целях получения достоверной производственно-коммерческой информации (часть третья п.48 Положения);

2) к результатам исследования конъюнктуры рынка прилагаются соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы). Подтверждением изучения рынка могут выступать сведения, представленные Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара, а также из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (часть четвертая п.48 Положения);

3) результаты исследования конъюнктуры рынка прилагаются к протоколу заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями и протоколу заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (часть пятая п.48 Положения).

Особенность: если товары относятся к биржевым (включены в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714) и если проведение торгов обязательно, то размещение заказов на приобретение подобных товаров осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах. Кроме того, на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных названным акционерным обществом к биржевой торговле (п.49 Положения).

Шаг 2. Назначение лица, ответственного за проведение торгов, создание конкурсной комиссии и определение полномочий ее членов

Шаг 3. Обеспечение разработки документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации, утверждение и предоставление данной документации участникам в установленном организатором порядке

Наличие у организатора торгов разработанной и утвержденной им документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации - еще одно условие для проведения торгов (часть первая п.36 Положения).

Предварительный квалификационный отбор: обязательная процедура при размещении заказов на торгах (п.17 Положения).

При проведении предварительного квалификационного отбора дальнейшее участие в торгах принимают только участники, отобранные по результатам предварительного квалификационного отбора.

Порядок проведения предварительного квалификационного отбора регулируется правилами, установленными в главе 3 Положения.

Действия организатора при проведении предварительного квалификационного отбора.

1. Подготовка и утверждение организатором документации для предварительного квалификационного отбора участников, которая должна содержать информацию:

- о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты;

- наименовании предмета заказа;

- сроках и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

- перечне показателей, учитываемых в ходе предварительного квалификационного отбора участников, а также о критериях и методике оценки квалификационных данных участников для их дальнейшего допуска к участию в торгах.

 

Справочно

Организатором устанавливаются показатели, учитываемые в ходе предварительного квалификационного отбора участников, исходя из предмета заказа на закупку товаров при строительстве объектов на основании п.21 Положения;

 

- сроке действия предквалификационных документов.

2. Приглашение участников, подавших заявку на участие в торгах, на предварительный квалификационный отбор и регистрация таких участников.

3. Представление участникам в письменной и (или) электронной формах документации для предварительного квалификационного отбора участников.

4. Рассмотрение конкурсной комиссией поступивших от участников предквалификационных документов, их анализ и обобщение, а также вынесение решения о дальнейшем участии участников в торгах.

Конкурсная комиссия после истечения срока для представления предквалификационных документов:

• проводит заседание, на котором вскрываются предквалификационные документы (открываются предквалификационные документы, представленные в форме электронного документа на электронном носителе информации). На заседании могут присутствовать участники;

• проверяет при вскрытии конвертов с предквалификационными документами (открытии предквалификационных документов, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) наличие всех документов, установленных для предварительного квалификационного отбора участников, и оглашает наименование и место нахождения каждого участника;

• составляет протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами (примерная форма протокола приведена в приложении 1 к Положению);

• изучает предквалификационные документы участников (срок - не более 5 рабочих дней со дня вскрытия конвертов, но может быть продлен);

• проводит оценку квалификационных данных участников с учетом критериев, установленных организатором, и методики их оценки. По результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников оформляется протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (примерная форма протокола установлена приложением 2 к Положению). Если у члена конкурсной комиссии имеется особое мнение, оно излагается в этом протоколе. Протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения. Организатор торгов утверждает данный протокол в течение 1 рабочего дня со дня его представления.

Извещение участников: организатор извещает участников о результатах проведения предварительного квалификационного отбора в письменной и (или) электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников. Участнику, не прошедшему предварительный квалификационный отбор, дается мотивированный отказ в дальнейшем участии в торгах и возвращается его конкурсное предложение нераспечатанным.

Правовые последствия в случае, если по результатам проведения предварительного квалификационного отбора участников ни один из участников не признан прошедшим данный отбор или только один участник прошел предварительный квалификационный отбор: торги признаются несостоявшимися (часть пятая п.23 Положения).

Требования к конкурсной документации.

 

В состав конкурсной документации включается:
информация: требования: условия проведения торгов и заключения договора поставки
о наименовании организатора торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты о наличии документов, подтверждающих полномочия участника на реализацию товаров (в соответствии с законодательством страны производителя товаров), если к реализации предлагаются не производимые им товары в условия проведения торгов могут включаться сведения о праве участника улучшить свое конкурсное предложение по результатам проведенных торгов путем снижения первоначальной (указанной в конкурсном предложении) цены с обязательным представлением в составе такого предложения обоснования (расчета) размера снижения цены конкурсного предложения, а также уменьшения сроков поставки товаров или снижения размера авансов (далее - улучшение конкурсного предложения) без изменения остальных условий его конкурсного предложения, если они являются критериями оценки и предусмотрены конкурсной документацией (часть вторая подп.50.3 п.50 Положения)
о наименовании объекта строительства и его месте расположения о наличии документов, подтверждающих возможность обеспечения участником на территории Республики Беларусь технического обслуживания предлагаемых к реализации товаров, их ремонта, наличия запасных частей и расходных материалов
-
о перечне и количестве (объеме) закупаемых товаров, их потребительских и технических показателях (характеристиках), сроках и порядке поставок таких товаров, требовании о представлении деклараций о соответствии или сертификатов соответствия товаров в случаях, установленных законодательством о представлении сведений о гарантийных обязательствах на закупаемые товары
-
о цене заказа, применяемой в качестве стартовой, а также о возможности внесения предложений о ее изменении  
-
об источниках информации о ценах на товары, используемых при определении стартовой цены о наличии проекта соответствующего договора страхования при стоимости оборудования свыше 8 тыс. БВ (подп.50.2 п.50 Положения)
-
о наличии проектной документации, необходимой для производства соответствующего оборудования и его монтажа  
-
об источниках финансирования закупки товаров  
-
о порядке представления участниками конкурсных предложений (подп.50.1 п.50 Положения)  
-

 

В случае если организатором торгов в проекте договора поставки предусматривается выплата авансов на поставку (изготовление) оборудования стоимостью свыше 8 тыс. БВ, в конкурсной документации оговаривается необходимость предоставления участниками обеспечения исполнения обязательств с указанием размера и срока действия такого обеспечения, а также представления соответствующих документов, подтверждающих заключение договора страхования на случай повреждения оборудования (часть восьмая подп.50.3 п.50 Положения).

Кроме того, в состав конкурсной документации включается проект договора поставки в редакции организатора торгов.

Шаг 4. Размещение (опубликование) извещения о проведении торгов и (или) направление приглашения участникам

Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения торгов организатором размещается извещение об их проведении следующим образом:

• в информационной системе «Тендеры»;

• дополнительно (в случае надобности) публикуется в печатных изданиях, в том числе имеющих международное распространение;

• дополнительно организатор вправе информировать предполагаемых участников о размещении извещения о проведении торгов в письменной и (или) электронной форме.

Требования к извещению о проведении торгов. Оно должно содержать информацию:

• о наименовании организатора торгов;

• времени, месте и форме проведения торгов;

• времени, месте и порядке проведения предварительного квалификационного отбора участников;

• предмете и порядке проведения торгов, в том числе о порядке участия в торгах и определения их победителя;

• условиях приобретения (получения) конкурсной документации и документации для предварительного квалификационного отбора участников;

• цене заказа, применяемой в качестве стартовой, сроке заключения договора по результатам проведения торгов и иную информацию, определяемую организатором торгов.

 

Действия заинтересованных в участии лиц (участников) Действия организатора
После размещения (публикации) извещения лица, желающие принять участие в торгах, направляют их организатору сообщение о своем согласии на участие в торгах и предварительном квалификационном отборе участников Представляет участникам конкурсную документацию и документацию для предварительного квалификационного отбора участников не позднее 3 рабочих дней после выполнения участником условий приобретения (получения) данной документации
Участники разрабатывают предквалификационные документы и конкурсные предложения и не позднее установленного организатором торгов срока направляют их конкурсной комиссии в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации). Требования к документации: 1) в каждом отдельном конверте должен быть представлен один оригинальный экземпляр конкурсного предложения и предквалификационных документов с двумя копиями; 2) все страницы предквалификационных документов и конкурсных предложений при представлении их в письменной форме на бумажном носителе в отдельных конвертах должны быть пронумерованы и прошиты; 3) каждый документ (оригинал или копия), кроме нотариально заверенного, должен быть подписан руководителем участника или уполномоченным им лицом и скреплен печатью При получении предквалификационных документов и конкурсных предложений данные документы регистрируются организатором торгов в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор торгов выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов
Проведение предквалификационного отбора участников (см. выше)
После проведения предварительного квалификационного отбора участников в установленный организатором торгов день проводится заседание конкурсной комиссии
Участники, представившие конкурсные предложения и зарегистрированные организатором торгов, вправе присутствовать на заседании конкурсной комиссии при вскрытии конвертов с конкурсными предложениями (открытии конкурсных предложений, представленных в форме электронного документа на электронном носителе информации) в порядке, установленном конкурсной документацией Конкурсной комиссией проверяется наличие всех установленных в соответствии с условиями проведения торгов документов и оглашается содержание основных пунктов предложений. Указанные данные по каждому участнику вносятся в протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями (примерная форма протокола приведена в приложении 3 к Положению)
Изучение конкурсной комиссией конкурсных предложений: срок - не более 45 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, а по объектам строительства жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения - не более 10 рабочих дней*
Участник обязан предоставить уточняющую информацию Конкурсная комиссия вправе запросить у участника уточняющую информацию как при проведении предварительного квалификационного отбора участников, так и при проведении торгов
  Конкурсная комиссия вправе произвести дополнительную проверку представленных участником сведений с участием специалистов либо назначить проведение экспертизы, если у конкурсной комиссии возникают сомнения в достоверности представленных участником сведений**
Оценка предложений участников проводится в порядке, установленном конкурсной документацией, с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению
Результаты проведения торгов
Подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (примерная форма протокола установлена приложением 4 к Положению), в котором излагается особое мнение члена конкурсной комиссии (при наличии). Протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов подписывается председателем и членами конкурсной комиссии и представляется организатору торгов для утверждения; решение об утверждении (неутверждении) данного протокола принимается организатором торгов в течение 3 рабочих дней с даты его представления; при неутверждении этого протокола организатором торгов составляется письменное обоснование такого решения

 

* В отдельных случаях при соответствующем обосновании (представляется председателем конкурсной комиссии организатору торгов) с согласия организатора торгов этот срок может быть продлен.

** Участник отстраняется от участия в предварительном квалификационном отборе или торгах в любой момент до заключения договора, если организатор торгов обнаружит, что участником представлена недостоверная информация.

 

Отказ победителя торгов от заключения соответствующего договора. Организатор торгов вправе не проводить повторные торги, а предложить заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику. При отказе данного участника от заключения договора организатор торгов вправе провести повторные торги или перейти к процедуре переговоров (часть шестнадцатая п.36 Положения).

По результатам принятия решения об отстранении участника от участия в предварительном квалификационном отборе участников или торгах оформляется протокол, а отстраненный участник уведомляется о таком решении в течение 3 рабочих дней.

Торги признаются несостоявшимися в случаях, если:

• руководителем организатора торгов при обязательном соответствующем письменном обосновании не утвержден протокол заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов;

• конкурсной комиссией при обязательном соответствующем письменном обосновании в указанном протоколе ни один из участников не признан победителем торгов;

• победитель торгов отказался от заключения договора и организатором торгов не предложено заключить договор второму по показателям после победителя торгов участнику;

• победитель торгов, а также второй по показателям после него участник отказались от заключения договора;

• не подано ни одного конкурсного предложения с предквалификационными документами;

• в торгах принимал участие только один участник (часть двадцатая п.36 Положения).

Шаг 5. Размещение информации о результатах проведения торгов в форме открытого конкурса

Организатор торгов извещает участников о результатах их проведения в письменной и (или) электронной форме в течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов (часть семнадцатая п.36 Положения).

Организатор торгов в течение 3 рабочих дней после утверждения протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов размещает его в информационной системе «Тендеры».

Извещение в случае признания торгов несостоявшимися: организатор в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о признании торгов несостоявшимися извещает всех участников. Извещение о признании торгов несостоявшимися размещается в информационной системе «Тендеры», а также публикуется в печатных средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов (части двадцать первая, двадцать вторая п.36 Положения).

Шаг 6. Заключение соответствующего договора по результатам проведения торгов

Договор заключается по результатам проведения торгов - не позднее 20 календарных дней со дня объявления их победителя, если иной срок не указан в извещении о проведении торгов (часть первая п.79 Положения).

Исполнение обязательств по договору может обеспечиваться путем предоставления банковской гарантии, поручительства, перечисления организатору торгов денежных средств, а также иными способами в соответствии с законодательством.

В случае если в конкурсной документации предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по договору, договор заключается после представления участником, признанным победителем торгов, обеспечения исполнения обязательств по договору в соответствии с Положением.

В заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения торгов.

При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на торгах, но не изменяющие их существенных условий (часть вторая п.80 Положения).

Конкурсная документация, предложение победителя торгов, протокол о результатах их проведения приобщаются в качестве приложений к договору и являются его неотъемлемой частью.

Проведение торгов по упрощенной схеме

Общее правило: торги могут проводиться по упрощенной схеме (п.47 Положения).

Основание: размещение заказов на закупку товаров при проведении торгов в форме открытого или закрытого конкурса.

Особенности:

• организатор торгов имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении торгов направить предполагаемым участникам приглашения в письменной и (или) электронной формах;

• срок представления организатором торгов документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более 1 рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;

• организатор торгов вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;

• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;

• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов (торгов) в срок не позднее 10 рабочих дней после проведения первого ее заседания. В отдельных случаях при представлении председателем конкурсной комиссии организатору подрядных торгов (торгов) соответствующего обоснования с согласия организатора подрядных торгов (торгов) этот срок может быть продлен (п.38 Положения).

Обжалование и защита прав

Осуществляется по общим правилам главы 13 Положения.

1. В случае возникновения споров до подведения результатов торгов участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (часть первая п.84 Положения).

2. Если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору торгов в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения торгов (часть первая п.85 Положения).

3. В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве, в частности, данная комиссия вправе рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 БВ (абзац 5 п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224).

4. После заключения договора по результатам проведения торгов дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, путем обращения за судебной защитой прав.

 

28.08.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»