


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ГСМ НА ГОД
Потребность в топливе на автоперевозки на предстоящий календарный период определяется на основе анализа фактических данных за прошедший календарный год и планируемых показателей по объему автоперевозок, обновлению автопарка и внедрению управленческих решений по оптимизации расхода топлива.
Данные для расчета и анализа могут быть получены из ведомостей инвентаризации транспортного парка предприятия, из отчетов по данным общего грузооборота, общего пробега и общего расхода топлива на работу автотранспортного парка за предыдущий год.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на затраты производства являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе ГСМ или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости (карточки) принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомостях (карточках) работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов, делается соответствующая отметка.
Основанием для списания горюче-смазочных материалов на работу оборудования, машин и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе горюче-смазочных материалов на производство (п.83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь. |
Фактический расход топлива устанавливается путем ведения учета отпуска (заправки) топлива и проведения систематических замеров остатков топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом (СХХ, форма 10) снятия остатков, который подписывают ответственные лица, в том числе водитель, за которым закреплено транспортное средство.
При списании потребленного топлива необходимо учитывать утвержденные в организации нормы его расхода, так как расход топлива в пределах установленных норм относится на себестоимость и включается в состав затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении прибыли, а фактический расход топлива, превышающий расход, рассчитанный по установленным нормам, списывается за счет виновных лиц либо относится на финансовые результаты деятельности организации.
![]() |
Обратите внимание! С 2019 года стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относится к нормируемым затратам. При отсутствии установленных законодательством норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными (подп.1.2 п.1 ст.171 Налогового кодекса Республики Беларусь).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.2 п.1 ст.171 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З. |
Анализ расхода топлива транспортными средствами
Планируемые затраты на автомобильное топливо (Sт) определяются по формуле:
Sт = Rт × Cт,
где Rт - расход топлива на плановое задание, л;
Cт - цена 1 л автомобильного топлива без учета НДС, уплаченного при его приобретении, руб.
![]() |
Пример На балансе организации имеется парк легковых автомобилей (3 шт.): • Volvo S80 2,5Ti; • ВАЗ-21099; • Volkswagen Golf Plus 1,9TDI. Приказом руководителя линейные нормы расхода топлива повышены на 5 % при эксплуатации автомобилей в городе с численностью населения от 100 до 300 тыс. чел. (подп.10.2 п.10 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141, далее - Инструкция № 141). |
Для анализа расхода топлива цена на единицу автомобильного топлива определяется в соответствии с принятым учетной политикой способом оценки запасов - по средней себестоимости.
Таблица 1
Нормы расхода топлива
Марка автомобиля | Вид топлива | Линейная норма расхода топлива, л/100 км пробега | Коэффициент повышения | Расчетная норма расхода топлива, л/100 км пробега |
Volvo S80 2,5Ti | Бензин |
10,9 |
1,05 |
11,445 |
ВАЗ-21099 | Бензин |
7,8 |
1,05 |
8,19 |
Volkswagen Golf Plus 1,9TDI | Дизельное топливо |
5,8 |
1,05 |
6,09 |
Таблица 2
Расход топлива по автопарку за IV квартал 2018 г.
Показатели | Volvo S80 2,5Ti | ВАЗ-21099 | Volkswagen Golf Plus 1,9TDI |
Расчетная норма расхода топлива, л/100 км |
11,445 |
8,19 |
6,09 |
Октябрь | |||
Остаток на 01.10.2018 |
10 |
5 |
8 |
Получено |
120 |
180 |
78 |
Пробег |
917 |
2 051 |
1 314 |
Расход топлива по норме для пробега |
104,95 |
167,97 |
80 |
Фактический расход |
108 |
170 |
81 |
Остаток на 01.11.2018 |
22 |
15 |
5 |
Ноябрь | |||
Остаток на 01.11.2018 |
22 |
15 |
5 |
Получено |
110 |
200 |
135 |
Пробег |
917 |
2 442 |
2 053 |
Расход топлива по норме для пробега |
104,95 |
200 |
125 |
Фактический расход |
112 |
210 |
130 |
Остаток на 01.12.2018 |
20 |
5 |
10 |
Декабрь | |||
Остаток на 01.12.2018 |
20 |
5 |
10 |
Получено |
180 |
220 |
180 |
Пробег |
1 572 |
2 442 |
2 874 |
Расход топлива по норме для пробега |
179,91 |
200 |
175 |
Фактический расход |
195 |
210 |
182 |
Остаток на 01.01.2019 |
5 |
15 |
8 |
IV квартал | |||
Остаток на 01.10.2018 |
10 |
5 |
8 |
Получено |
410 |
600 |
393 |
Пробег |
3 406 |
6 935 |
6 241 |
Расход топлива по норме для пробега |
389,81 |
567,97 |
380 |
Фактический расход |
415 |
590 |
393 |
Остаток на 01.01.2019 |
5 |
15 |
8 |
Таблица 3
Расчет фактических затрат на топливо
Вид топлива | Volvo S80 2,5Ti | ВАЗ-21099 | Volkswagen Golf Plus 1,9TDI |
Бензин АИ-92 | |||
Фактический расход, л |
415 |
590 |
|
Цена, руб. (условно) |
1,13 |
1,13 |
|
Сумма, руб. |
468,95 |
666,7 |
|
Дизельное топливо | |||
Фактический расход, л |
393 | ||
Цена, руб. (условно) |
1,25 | ||
Сумма, руб. |
491,25 | ||
Итого фактические затраты на топливо, руб. |
468,95 + 666,7 + 491,25 = 1 626,9 |
Таблица 4
Расчет затрат на топливо по нормам расхода на весь пробег
Вид топлива | Volvo S80 2,5Ti | ВАЗ-21099 | Volkswagen Golf Plus 1,9TDI |
Бензин АИ-92 | |||
Расход по нормам, л |
389,81 |
567,97 |
|
Цена, руб. (условно) |
1,13 |
1,13 |
|
Сумма, руб. |
440,49 |
641,81 |
|
Дизельное топливо | |||
Расход по нормам, л |
380 | ||
Цена, руб. (условно) |
1,25 | ||
Сумма, руб. |
475 | ||
Итого плановые затраты на топливо, руб. |
440,49 + 641,81 + 475 = 1 557,30 |
Таким образом, перерасход топлива по всему автопарку организации за IV квартал 2018 г. составил 69,60 руб.
Проведенный анализ расхода топлива по каждому транспортному средству позволил сделать вывод, что перерасход топлива связан:
• с работой автомобилей Volvo S80 2,5Ti, Volkswagen Golf Plus 1,9TDI в зимних условиях;
• с техническим состоянием автомобиля ВАЗ-21099.
Руководителем принято решение:
1) перерасход, связанный с погодными условиями, списать за счет средств организации, так как дополнительная норма на работу автомобилей в зимних условиях не утверждена;
2) перерасход, связанный с технической неисправностью автомобиля ВАЗ-21099, списать за счет виновного лица, причинившего материальный ущерб организации.
В дальнейшем руководителю предприятия целесообразно издать приказ о применении повышающего коэффициента к нормам расхода топлива транспортных средств при работе в зимних условиях.
Кроме норм расхода топлива на 100 км пробега руководителю организации необходимо дополнительно утвердить нормы расхода топливных материалов на технические надобности предприятия:
• внутригаражные разъезды;
• технические осмотры;
• регулировочные работы;
• приработка двигателей после ремонтов;
• производственные нужды и др.
При расчете данных норм следует учесть, что ежемесячный расход топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) не должен превышать 0,5 % от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии (п.24 Инструкции № 141).
![]() |
Обратите внимание! На основе норм расхода топлива можно определить требуемое количество ГСМ для конкретной марки и модели транспортного средства в зависимости от маршрута (расстояния) перевозок, количества поездок и массы перевозимого груза, а также от дорожных и климатических условий. |
Расход смазочных материалов
Наряду с организацией учета и контроля за потреблением топлива необходимо соблюдать нормы расхода смазочных материалов, применяемых при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
Норма складывается из масла (смазки), заливаемого (закладываемой) в механизм или узел при заправке и добавляемого периодически взамен угоревшего и испарившегося или вытекшего через зазоры и уплотнения. Через определенные промежутки времени смазочный материал в механизме или узле необходимо полностью заменять, так как его свойства ухудшаются выше допустимых пределов.
Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л (м3 сжатого природного газа) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для конкретного автомобиля:
• для масел - в литрах на 100 л (м3 сжатого природного газа) расхода топлива;
• для смазок - в килограммах на 100 л (м3 сжатого природного газа) расхода топлива.
Потребность в смазочных материалах и специальных жидкостях рассчитывается исходя из общей потребности в топливе по видам техники и статистических данных за предыдущий год.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы определяются по формуле:
Sсм = Sт × |
Nсм |
, |
100 |
где Sт - затраты на топливо, руб.;
Nсм - норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо, %.
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств приведены в таблице 3 приказа Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы также могут определяться на основе норм, утвержденных руководителем организации (в том числе в случае отсутствия собственной ремонтной базы и проведения смазочных и других работ сторонними организациями), но не выше утвержденных норм.
Расчет нормативного количества моторных масел и смазок
![]() |
Пример На балансе организации находится грузовой бортовой автомобиль МАЗ-5335. Исходные данные для расчета: • линейная норма расхода топлива - 26,6 л/100 км; • норма расхода моторного масла - 3,93 л/100 л расхода топлива; • периодичность замены моторного масла - 10 000 км; • заправочный объем системы смазки двигателя - 24,0 л. 1. Расход топлива автомобилем за 10 000 км составляет 2 660 л (10 000 км / 100 × 26,6 л). 2. Расход моторного масла на 10 000 км пробега составляет 104,538 л (2 660 л / 100 × 3,93 л), в том числе: - на замену - 24,0 л; - на доливку в процессе эксплуатации - 80,538 л. |
Расход трансмиссионных, специальных масел и консистентных смазок определяется аналогичным способом.
Учитывая среднестатистические данные по пробегу автомобиля за год, определяются потребность в расходовании и затраты на приобретение масел и смазочных материалов на год.
В целях рационального использования и экономии ГСМ на предприятии необходимо разработать и утвердить комплекс организационно-технических мероприятий, предусматривающих:
• оснащение транспортных средств системами контроля за топливом;
• повышение квалификации водителей;
• минимизацию холостых моточасов;
• внедрение маршрутных карт движения;
• мониторинг скоростных режимов;
• соблюдение регламентов технического обслуживания транспортных средств.
30.01.2019
Светлана Мещерякова, экономист