Комментарий от 01.02.2016
Автор: Фомичёва Т.

Анализ изменений в статьи 30, 32, 36, 38, 55, 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З


СОДЕРЖАНИЕ

 

Финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 30 Закона № 300-З)

Государственная экспертиза архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (статья 32 Закона № 300-З)

Компетенция органов государственного строительного надзора (статья 36 Закона № 300-З)

Авторский надзор за строительством (статья 38 Закона № 300-З)

Градостроительные проекты общего планирования (статья 41 Закона № 300-З)

Функции заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта (статья 55 Закона № 300-З)

Кто не может выступать участником процедур закупок товаров (работ, услуг) (статья 57 Закона № 300-З)

 

Материал помещен в архив

  

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 30, 32, 36, 38, 55, 57 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 05.07.2004 № 300-З «ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ».
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З

Комментируемый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее - Закон № 334-З) принят в связи с необходимостью отражения в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З) норм Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее - Указ № 26).

Проанализируем некоторые из них.

Финансирование архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 30 Закона № 300-З)

Пунктом 2 ст.30 Закона № 300-З в редакции до изменений Законом № 334-З предусмотрено, что для обеспечения финансирования разработки и государственной экспертизы градостроительной документации регионального и местного уровней планирования территорий, а также выполнения иных работ в области архитектурной и градостроительной деятельности могут создаваться фонды градостроительного развития областей (городов).

Законом № 334-З данный пункт исключен в связи со следующим.

В данном случае не представляется возможным сделать однозначный вывод, о каких фондах идет речь: государственных целевых бюджетных фондах в составе местных бюджетов или внебюджетных фондах.

Вопросы создания государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов урегулированы Бюджетным кодексом Республики Беларусь (далее - БК). При этом государственные внебюджетные фонды создаются для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (подп.1.27 п.1 ст.2 БК).

Кроме того, Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» не предусматривает права местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов образовывать внебюджетные фонды.

Государственная экспертиза архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (статья 32 Закона № 300-З)

Исключены нормы о том, что смета (сметная документация) строительного проекта по объекту подвергается обязательной государственной экспертизе, так как общий порядок проведения государственной экспертизы проектной документации в строительстве устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Поскольку строительный проект в целом (включая сметную документацию) проходит государственную экспертизу, представляется необоснованным выделение одной сметной документации для проведения обязательной государственной экспертизы.

Кроме того, п.3 ст.32 Закона № 300-З дополнен частью второй, которой предусмотрено, что неоднократная в течение календарного года выдача отрицательного заключения государственной экспертизы по архитектурному, строительному проекту, выделяемым в них очередям строительства, пусковым комплексам, сметам (сметной документации) является основанием для внесения в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь предложения о прекращении действия квалификационного аттестата руководителя, специалиста, осуществивших некачественную разработку проектной документации, а также предложения о прекращении действия аттестата соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - обладателей аттестата соответствия, допустившим при разработке проектной документации нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Норма введена в целях повышения ответственности разработчиков проектной документации и ее качества.

Также исключена необходимость наличия положительного заключения государственной экспертизы условий труда при проведении государственной экспертизы архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) (из части второй п.1 ст.32 Закона № 300-З слова «государственной экспертизы условий труда» исключены).

Необходимость внесения данного изменения обусловлена следующим.

С 25 января 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» в новой редакции. Статьей 41 данного Закона определены функции органов государственной экспертизы условий труда.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 июня 2020 г. ст.41 Закона № 356-З исключена Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З. Комментарий см. здесь.

 

Функция по проведению государственной экспертизы проектной документации из компетенции органов государственной экспертизы условий труда исключена, что потребовало законодательного закрепления в Законе № 334-З.

Компетенция органов государственного строительного надзора (статья 36 Закона № 300-З)

Пункт 5 ст.36 Закона № 300-З дополнен частью второй

Данное дополнение коснулось предоставления полномочий органам государственного строительного надзора по внесению предложений в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь о прекращении действия квалификационных аттестатов, аттестатов соответствия в случае, если их обладатели неоднократно в течение календарного года привлекались к административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) требований проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ.

Авторский надзор за строительством (статья 38 Закона № 300-З)

Статья 38 Закона № 300-З, регулирующая вопросы осуществления авторского надзора за строительством, Законом № 334-З излагается в новой редакции в целях приведения в соответствие с подп.1.12 п.1 Указа № 26.

В новой редакции закрепляется норма об осуществлении авторского надзора за строительством на основании договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, заключаемого в соответствии с правилами заключения и исполнения такого договора, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь.

 

Справочно

Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297.

Градостроительные проекты общего планирования (статья 41 Закона № 300-З)

Внесены изменения в п.5 ст.41 Закона № 300-З, согласно которым Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь исключено из перечня органов, с которыми должны быть согласованы градостроительные проекты общего планирования.

Необходимость внесения данного изменения обусловлена тем, что в соответствии со ст.5 Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы являются, в частности, градостроительные проекты общего планирования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической оценке и оценке воздействия на окружающую среду». В ст.5 Закона раскрывается, что является объектом государственной экологической экспертизы.

 

Следовательно, названные проекты подлежат экспертизе, а не согласованию. По данным проектам выдается заключение государственной экологической экспертизы, в котором делается вывод о согласовании (несогласовании) проектной документации.

Функции заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта (статья 55 Закона № 300-З)

Статья 55 Закона № 300-З дополнена нормами о необходимости назначения заказчиками, застройщиками руководителя (управляющего) проекта.

Если ранее был примерный перечень функций заказчика, застройщика, который определялся Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, то сейчас данное Министерство устанавливает перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта.

 

Справочно

Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства установлен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 марта 2023 г. следует руководствоваться перечнем функций заказчика, застройщика в ред. постановления Минстройархитектуры от 03.02.2023 № 7.

Кто не может выступать участником процедур закупок товаров (работ, услуг) (статья 57 Закона № 300-З)

Статья 57 Закона № 300-З изложена в новой редакции. Предусмотрено, что закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются в соответствии с актами законодательства, и установлено, кто не может выступать участником процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, а именно:

организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособленное структурное подразделение (филиал) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

юридическое лицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;

юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве;

лицо, включенное в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

 

01.02.2016

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь