


Материал помещен в архив
АНАЛИЗ РАЗРЫВА (GAP-АНАЛИЗ)
Gap-анализ - один из инструментов ситуационного анализа организации, применяется с целью выявления расхождений между текущими и запланированными результатами ее работы.
Если текущие результаты организации имеют расхождения с запланированными (рисунок 1), применяют GAP-анализ (примечание 1).
Рисунок 1 |
GAP-анализ организации |
|
![]() |
После анализа разрабатывается план действий по устранению разрыва. Таким образом, цель GAP-анализа - определить, существует ли разрыв между целями и возможностями, и, если да, установить, как «заполнить» его. Применение анализа разрыва означает:
- определение интереса организации, выраженного в терминах стратегического планирования;
- выяснение реальных возможностей с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего состояния;
- определение конкретных показателей стратегического плана;
- установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, диктуемыми реальным положением организации;
- разработку программ, необходимых для заполнения разрыва.
В случае если стратегический интерес организации представлен одновременно несколькими параметрами, используется расширенное представление GAP-анализа, которое предполагает одновременную оценку деятельности по нескольким стратегическим направлениям.
Существует несколько вариантов проведения GAP-анализа.
Анализ по одному параметру (стратегическому интересу компании)
Наиболее часто встречаются следующие варианты данного анализа.
Определение расхождений по показателям компании со средними показателями отрасли или отраслевого лидера. На рисунке 2 в качестве показателя по вертикальной оси рассматривается объем продаж.
Рисунок 2 |
Расхождения по показателям компании со средними показателями отрасли или отраслевого лидера |
|
![]() |
К 4-му году очевиден существенный разрыв между показателями лидера и показателями средними по отрасли в сравнении с анализируемой организацией.
Определение расхождений по скорости вывода на рынок или по времени разработки нового продукта. При большом разрыве требуется управление жизненным циклом разработки и вывода продукта на рынок путем перекрытия фаз жизненного цикла (выполнения работ параллельно). На рисунке 3 по вертикальной оси рассматривается продолжительность разработки нового продукта (в днях).
Рисунок 3 |
Расхождения по скорости вывода на рынок или по времени разработки нового продукта |
|
![]() |
Определение расхождений по стоимости продукта. В случае если управление стоимостной цепочкой не сокращает разрыв по стоимости, стратегией организации должно стать повышение конкурентоспособности не за счет снижения стоимости, а за счет повышения качества. На рисунке 4 по вертикальной оси рассматривается стоимость продукта.
Рисунок 4 |
Расхождения по стоимости продукта |
|
![]() |
Определение расхождений по качеству продукции. В отличие от предыдущих двух вариантов организация ограничивает рынок. Критическим будет разрыв между ожиданиями потребителей и фактическим качеством предлагаемого продукта. Преодоление разрыва по качеству требует большего времени чем преодоление разрывов по стоимости и времени (рисунок 5). По вертикальной оси рассматривается качество продукта.
Рисунок 5 |
Расхождения по качеству продукции |
|
![]() |
Анализ по нескольким параметрам (профиль)
В данном случае в качестве стратегического интереса рассматривается не один параметр, а совокупность параметров, каждый из которых оценивается на уровне реального и ожидаемого. Данный подход позволяет системно взглянуть на проблему достижения поставленных целей и устранения разрывов (как минимум понять, за счет каких резервов возможна минимизация разрыва) (рисунок 6):
Рисунок 6 |
Анализ стратегического интереса по нескольким параметрам |
|
![]() |
Также в рамках многокритериального анализа возможно сравнение деятельности организации с основным конкурентом. Ниже представлен GAP-анализ компании «Ben&Jerry's» в сравнении с основным конкурентом «Haagen Dazs» по ряду показателей.
Многокритериальный анализ деятельности организации и основного конкурента |
||
|
||
Показатель |
«Ben&Jerry's» |
«Haagen Dazs» |
Доля рынка мороженого «Суперлюкс», % |
34,0 |
44,0 |
Доля рынка мороженого США, % |
4,0 |
5,0 |
Количество заводов, ед. |
3 |
2 |
Сеть распределения в США, магазины |
163 |
230 |
Цена за пинту (примечание 2), долларов США |
2,89-3,15 |
2,89-3,15 |
Объем продаж, млн. долларов США |
168 |
400 |
Объем продаж за рубежом, млн. долларов США |
7 |
700 |
Графическая интерпретация многокритериального анализа деятельности организации и основного конкурента |
|
![]() |
Многокритериальный анализ свидетельствует о том, что основной разрыв, существующий между «Ben&Jerry's» и ее конкурентом «Haagen Dazs», - в части объема продаж за рубежом. Разрыв также значителен в объемах продаж в США. Небольшой разрыв имеет место применительно к количеству магазинов в сети распределения в США.
Примечание 1. От англ. «gap» - разрыв.
Примечание 2. Пинта (англ. «pint») - единица объема (вместимости) жидкостей и сыпучих веществ, применяемая в странах, использующих английские меры. В Великобритании 1 пинта равна 0,568 261 куб.дм.
31.08.2011 г.
Диана Арутюнова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Таганрогского технологического института Южного федерального университета