


Материал помещен в архив
АННУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
Указом Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (в редакции от 13.09.2010; далее - Указ № 285) закреплена норма о возможности аннулирования государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в случае осуществления индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с Налоговым кодексом РБ (далее - НК) плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог), предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме. Ранее правовым последствием для граждан, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей аннулирована, была определена невозможность обращения в регистрирующие органы за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации, т.е. данный запрет действовал пожизненно.
31 декабря 2010 г. принята Директива Президента РБ № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в которой констатируется, что со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы. Кроме того, Указом Президента РБ от 03.02.2011 № 43 «Об объявлении 2011 года Годом предприимчивости» в целях создания нового облика белорусской экономики, раскрепощения деловой активности и инициативы, формирования атмосферы здоровой конкуренции, благоприятных условий для внедрения новых технологий во всех сферах, повышения благосостояния и качества жизни граждан, оказания приоритетной государственной поддержки людям дела 2011 г. был объявлен в Республике Беларусь Годом предприимчивости.
Ранее п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 01.09.2010; далее - Положение о регистрации, Декрет № 1 соответственно), было установлено, что при обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности РБ, Министерства по налогам и сборам РБ и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для принятия решения об аннулировании государственной регистрации. В течение 5 рабочих дней регистрирующий орган принимал такое решение и обращался в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, т.е. норма носила безальтернативный характер: регистрирующий орган должен был принять решение об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. п.26 Положения о регистрации соответствует п.27 Положения о регистрации в редакции Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3. |
Такую безальтернативность устранил Декрет Президента РБ от 27.06.2011 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее - Декрет № 5), в соответствии с которым обязанность регистрирующего органа принять решение об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя трансформировалась в право вынести такое решение.
В настоящее время при обнаружении оснований для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации. Тем самым регистрирующие органы, как и ранее, рассматривают вопрос о принятии решения об аннулировании государственной регистрации. Срок рассмотрения представления составляет 5 рабочих дней, после чего по результатам рассмотрения о принятом решении регистрирующий орган уведомляет индивидуального предпринимателя, причем независимо от содержания решения. Впоследствии, если принято решение об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя, регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.
Нормами Декрета № 5 изменена санкция при аннулировании государственной регистрации: вместо ранее действовавшей жесткой меры в виде пожизненного запрета на осуществление предпринимательской деятельности индивидуально с 1 сентября 2011 г. действует норма о том, что гражданин, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя аннулирована, вправе обратиться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя только по истечении 3 лет со дня принятия решения об аннулировании государственной регистрации (п.27 Положения о регистрации, в редакции Декрета № 5).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. п.27 Положения о регистрации соответствует п.28 Положения о регистрации в редакции Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3. |
12 октября 2011 г. принят Указ Президента РБ № 457 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285», которым скорректированы нормы Указа № 285 в части закрепления за регистрирующим органом права аннулировать государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей на основании представлений государственных органов, выявивших эти нарушения. Тем самым очевидная диспозитивность нормы («государственная регистрация таких индивидуальных предпринимателей может быть аннулирована…») предположительно позволит регистрирующим органам учитывать все обстоятельства факта нарушения норм законодательства о налогообложении и лицензионного законодательства индивидуальными предпринимателями, включая и малозначительность последствий нарушения.
Приведенная хронология событий свидетельствует о наступлении нового этапа развития отношений, возникающих в связи с осуществлением индивидуальными предпринимателями, являющимися в соответствии с НК плательщиками единого налога, предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) НДС в фиксированной сумме. Факт снятия пожизненного запрета на осуществление гражданином индивидуальной предпринимательской деятельности и замены его 3-летним мораторием на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности свидетельствует об определенном улучшении правового режима осуществления деятельности в рамках особого режима налогообложения - единого налога (глава 35 НК).
Тем не менее открытым остается вопрос о правовой природе аннулирования государственной регистрации, поскольку оно не отнесено ни к мерам административной ответственности, ни уголовной. Такая правовая неопределенность не позволяет однозначно утверждать, что можно, например, воспользоваться п.18 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510), в соответствии с которым не являются административными правонарушениями:
1) неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (далее - БВ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2012 г. п.18 Указа № 510 на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 утратил силу. |
Особенность ситуации в том, что приведенные выше положения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.
По мнению авторов, вопрос о привлечении индивидуального предпринимателя - плательщика единого налога к административной ответственности при наличии приведенных признаков и соблюдении условий должен решаться в пользу индивидуального предпринимателя, поскольку ст.5.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) исключает признание деяния административным правонарушением при наличии обстоятельств, обозначенных в п.18 Указа № 510. Так, согласно ст.5.5 КоАП не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния индивидуального предпринимателя или юридического лица:
1) неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. ст.5.5 КоАП на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З изложена в новой редакции. |
Вместе с тем нормы Декрета № 1 «не увязаны» с обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением, поскольку процедура аннулирования государственной регистрации не зависит от привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, в т.ч. и в части недоплаты единого налога. Полагаем, что при наличии обстоятельств, изложенных в п.18 Указа № 510 и в ст.5.5 КоАП, регистрация индивидуального предпринимателя не может быть аннулирована.
31.01.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь