Пособие от 31.08.2010
Автор: Филипповский В.

Апелляционная инстанция в хозяйственном судопроизводстве


 

Материал помещен в архив

 

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В Республике Беларусь апелляция действует в хозяйственном судопроизводстве с 7 марта 2005 г., т.е. с момента введения в действие изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК), внесенных Законом РБ от 06.08.2004 № 314-З, который закрепил институт апелляционного пересмотра решений хозяйственного суда первой инстанции, имеющий большое значение в исправлении судебных ошибок.

Правовое регулирование

Производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции регламентируется главой 31 ХПК и постановлением Пленума ВХС РБ от 30.11.2006 № 17 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в хозяйственном суде апелляционной инстанции» (далее - постановление № 17).

 

 

От редакции: С 29 июня 2011 г. действует постановление Пленума ВХС РБ от 29.06.2011 № 11 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде апелляционной инстанции».

 

Нормы главы 31 ХПК на момент внесения в него изменений представляли собой новеллы хозяйственного процесса, поскольку апелляция была новой по сущности, неизвестной ранее отечественному экономическому правосудию стадией хозяйственного процесса. По своему содержанию она в основном аналогична соответствующим нормам главы 34 «Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции» Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (с отдельными отличиями, касающимися сроков рассмотрения, и др.).

Порядок рассмотрения дела хозяйственным судом апелляционной инстанции

Основанием для производства в суде апелляционной инстанции является апелляционная жалоба или протест (жалоба), поданные с соблюдением требований ст.270 ХПК к их форме и содержанию и принятые к производству судом данной инстанции.

Апелляционное судопроизводство - это самостоятельная стадия хозяйственного процесса, предназначенная для проверки законности не вступивших в законную силу судебных постановлений: решений хозяйственного суда первой инстанции, а также определений хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законом. Оно осуществляется по правилам рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 31 ХПК. При этом правила, установленные только для судов первой инстанции, не применяются. В частности, согласно ст.276 ХПК в хозяйственном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований; об изменении предмета или основания иска, размера исковых требований; о предъявлении встречного иска; о замене ненадлежащего ответчика, а также иные правила, установленные ХПК только для рассмотрения дела в хозяйственном суде первой инстанции.

В силу ст.21 ХПК апелляционные жалобы рассматриваются в открытом заседании суда апелляционной инстанции, за исключением случаев, когда открытое разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, или в иных случаях, предусмотренных законодательными актами о государственных секретах, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческого и (или) иного секрета, охраняемого законодательством, либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.

Заседание апелляционной инстанции проводится в зале судебных заседаний с соблюдением требований процессуального законодательства в порядке, предусмотренном для суда первой инстанции. О времени и месте заседания участвующие в деле лица извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии с требованиями ст.277 ХПК при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства хозяйственный суд на основании апелляционной жалобы повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам. При этом дополнительные доказательства принимаются только в том случае, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по независящим от него причинам.

Хозяйственный суд апелляционной инстанции не проверяет фактов, установленных судом первой инстанции, если такие факты в суде первой инстанции были признаны и удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст.107 ХПК. В частности, обстоятельства дела, признанные сторонами в результате достигнутого между ними согласия, принимаются хозяйственным судом в качестве факта, не требующего дальнейшего доказывания. Согласие сторон по фактическим обстоятельствам дела, достигнутое вне судебного заседания, и содержание такого соглашения удостоверяются судом путем составления протокола, который подписывается сторонами и утверждается судьей. Согласие сторон, достигнутое в судебном заседании, и содержание соглашения о таком согласии заносятся в протокол судебного заседания и удостоверяются подписями сторон. Вопросы, относящиеся к фактическим обстоятельствам дела, признанные и удостоверенные сторонами в порядке, установленном ст.107 ХПК, не проверяются в ходе дальнейшего производства в хозяйственных судах всех инстанций.

Когда обжалуется только часть судебного решения, хозяйственный суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений участвующих в деле лиц проверяет обоснованность и законность решения только в обжалуемой части. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция проверяет, не допущены ли хозяйственным судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, являющиеся в любом случае основанием для отмены судебного постановления.

Существенное положение содержится в части шестой ст.277 ХПК: хозяйственным судом апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции. Таким образом, в апелляционной жалобе не могут быть заявлены другие требования, которые не были предметом рассмотрения в хозяйственном суде первой инстанции. Представляется, что из положений ст.277 ХПК вытекает и то, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности может быть сделано только в суде первой инстанции до вынесения решения.

Границы рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ограничены только предметом решения суда первой инстанции.

Срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста)

Срок рассмотрения апелляционной жалобы установлен ст.278 ХПК и составляет не более 15 дней со дня ее поступления в хозяйственный суд, включая срок на принятие постановления по результатам рассмотрения. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела этот срок может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем, но не более чем на 15 дней.

Апелляционная жалоба на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления рассматривается судом апелляционной инстанции не более 5 дней со дня ее поступления в суд без извещения сторон. Срок рассмотрения апелляционной жалобы течет непрерывно, и из него не исключаются нерабочие дни. Когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть седьмая ст.135 ХПК).

В случае приостановления производства по делу в соответствии со ст.145, 146 ХПК течение срока для рассмотрения апелляционной жалобы приостанавливается. Со дня возобновления судом производства по делу течение этого срока возобновляется.

Заседание суда апелляционной инстанции

Процедура рассмотрения дела в апелляционной инстанции практически такая же, как и в суде первой инстанции: в открытом заседании, с применением тех же судебных процедур. В соответствии со ст.11 и 22 ХПК в отличие от суда первой инстанции апелляционный суд рассматривает все дела в коллегиальном составе.

Заседание суда апелляционной инстанции состоит из трех взаимосвязанных частей:

1) подготовительная;

2) рассмотрение жалобы по существу;

3) принятие и оглашение постановления.

В подготовительной части заседания хозяйственный суд должен принять решение о возможности рассмотрения дела в данном составе судей, а также в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, других участников процесса; разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в деле, и разрешить заявленные ходатайства.

В заседании апелляционной инстанции председательствует один из судей этой инстанции, который руководит заседанием и принимает необходимые меры к обеспечению надлежащего порядка. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, по чьей жалобе и на какое решение суда первой инстанции. Затем он проверяет явку в судебное заседание участвующих в деле лиц, их представителей и иных участников процесса и документы, удостоверяющие их личность и подтверждающие их полномочия; устанавливает, были ли извещены надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, какие имеются сведения о причинах их неявки, выясняет вопрос о возможности слушания дела. То же самое выясняется и в отношении иных участников процесса, если они вызывались в заседание. Председательствующий объявляет состав суда и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявить отводы (основания для отвода судей, порядок разрешения заявленного отвода и последствия удовлетворения такого заявления определяются ст.34, 37 и 38 ХПК). После этого председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, удаляет из зала судебного заседания явившихся свидетелей. Заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, по всем вопросам, связанным с разбирательством дела в апелляционной инстанции, разрешаются судом после заслушивания мнения других лиц, участвующих в деле.

Разрешив все заявления и ходатайства, суд апелляционной инстанции обсуждает вопрос о последствиях неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, вызванных судом. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом не извещенных о времени и месте рассмотрения дела либо извещенных, но ненадлежащим образом, суд обязан отложить разбирательство дела, поскольку невыполнение этого требования является безусловным основанием к отмене постановления суда апелляционной инстанции в кассационном или надзорном порядке (ст.297, 314 ХПК).

До рассмотрения дела по существу председательствующий должен выяснить, настаивает ли лицо, подавшее жалобу, на ее рассмотрении, не отказывается ли истец от иска, не желают ли стороны заключить мировое соглашение, разъяснить последствия совершения названных процессуальных действий.

Порядок ведения заседания и исследования дополнительных доказательств, если они были представлены в апелляционную инстанцию, определяется председательствующим, который также определяет с учетом мнений лиц, участвующих в деле, последовательность совершения процессуальных действий.

По общему правилу вначале заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей. Сначала выступает лицо, подавшее апелляционную жалобу, и его представитель, а в случае обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд должен исследовать дополнительные доказательства, принятые от них или истребованные апелляционной инстанцией по их ходатайству. В качестве дополнительных доказательств могут быть использованы не только объяснения сторон, но и письменные, вещественные доказательства, показания свидетелей и заключение эксперта. Учитывая, что дополнительные доказательства, представленные в апелляционную инстанцию, принимаются только в случае, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по независящим от него причинам, возникает вопрос, может ли апелляционная инстанция принять доказательства, которые не были приняты судом, вынесшим решение? Представляется, что из содержания ст.277 ХПК вытекает такая возможность, если апелляционная инстанция придет к выводу, что суд первой инстанции необоснованно отказал заявителю в приобщении какого-либо относимого к делу и допустимого доказательства.

Таким образом, в ходе пересмотра решения суда лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции не может отказать в удовлетворении этих ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены хозяйственным судом первой инстанции.

Дополнительные доказательства в суде апелляционной инстанции

Согласно п.21 постановления № 17 дополнительные доказательства, представляемые в апелляционную инстанцию лицами, участвующими в деле, могут быть приняты к рассмотрению и оценены по правилам, установленным ст.108 ХПК, если лицо, их представляющее, обоснует (в т.ч. документально) отсутствие у него возможности представить данные доказательства хозяйственному суду первой инстанции. В частности, в качестве такого обоснования может служить отказ хозяйственным судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела доказательств, отвечающих критериям относимости (ст.103 ХПК) и допустимости (ст.104 ХПК), или в удовлетворении заявления о подложности доказательств (свидетельством этому может служить отсутствие в материалах дела определения, вынесенного в соответствии со ст.105 ХПК), отказ в принятии мер по обеспечению доказательств, в применении технических средств для закрепления доказательств, в направлении судебного поручения в целях истребования доказательств или в удовлетворении требования об истребовании доказательств (ст.101 ХПК) и т.п. Лица, не привлеченные к участию в деле, в отношении прав и обязанностей которых хозяйственным судом первой инстанции принято судебное постановление, вправе представить в апелляционную инстанцию все имеющиеся у них доказательства.

В целях реализации лицами, участвующими в деле, установленного ст.19 ХПК права знакомиться с дополнительными доказательствами, представляемыми в хозяйственный суд апелляционной инстанции, такие доказательства должны быть раскрыты заблаговременно посредством их представления суду до начала судебного разбирательства.

Вопрос о принятии дополнительных доказательств рассматривается в судебном заседании с учетом мнения участвующих в деле лиц. По результатам рассмотрения принимается мотивированное определение, в котором указывается, по каким основаниям дополнительные доказательства приняты либо не приняты к рассмотрению. Возражения относительно выводов, содержащихся в данном определении, могут быть изложены в жалобе на постановление апелляционной инстанции, которым окончен пересмотр дела в апелляционной инстанции.

Дополнительные доказательства, принятые апелляционной инстанцией, исследуются и оцениваются в порядке, предусмотренном ст.184 ХПК. Содержащиеся в дополнительных доказательствах сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, могут быть основанием для вынесения нового решения или его изменения.

Суд апелляционной инстанции, как это вытекает из ХПК, вправе сам устанавливать как материально-правовые, так и процессуальные факты и на их основе разрешать дело по существу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле и представленные дополнительные доказательства, суд удаляется для вынесения постановления.

Совещание судей, вынесение постановления и его подписание происходят в отдельной комнате в порядке, предусмотренном ст.30, 190, 191 ХПК.

В соответствии со ст.188 ХПК, если хозяйственный суд после удаления для принятия решения по делу признает необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, он возобновляет судебное разбирательство. Думается, что это правило распространяется и на апелляционную инстанцию и она вправе исправить собственные ошибки и недочеты, связанные с недостаточным исследованием материалов дела.

В отдельной комнате судьи обязаны решить следующие вопросы:

- полно ли суд первой инстанции исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела;

- доказаны ли обстоятельства, которые суд признал установленными;

- соответствуют ли изложенные в решении выводы суда обстоятельствам дела;

- не нарушены ли нормы материального и процессуального права, правильно ли они применены; обоснованны ли доводы апелляционной жалобы.

Если суд апелляционной инстанции посчитал необходимым вынести по делу новое решение, то кроме перечисленных выше он должен обсудить и вопросы, указанные в ст.191 ХПК.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в совещательной комнате большинством голосов принимается судебный акт, именуемый постановлением, которое излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями апелляционной инстанции, рассматривавшими дело. Судья апелляционной инстанции при несогласии с постановлением вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к материалам дела.

Полномочия хозяйственного суда апелляционной инстанции

Для выполнения задач, поставленных перед апелляционной инстанцией, она наделена соответствующими полномочиями, закрепленными в ст.279 ХПК, согласно которой хозяйственный суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения;

2) изменить или отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции и принять по делу новое постановление;

3) отменить судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции в целом или его части и оставить иск без рассмотрения либо прекратить производство по делу в целом или его части.

Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не предоставлено права направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В случае незаконности или необоснованности судебного акта апелляционная инстанция должна сама исправить ошибки, допущенные судом первой инстанции.

Отмена судебного постановления хозяйственного суда представляет собой совершение судом апелляционной инстанции процессуального действия, направленного на признание недействительным вынесенного хозяйственным судом первой инстанции постановления.

Под изменением постановления понимается внесение в него поправок, которые не повлияли на конечные выводы суда первой инстанции о правах и обязанностях сторон.

Новым называется такое решение, которое противоположно по своему содержанию решению суда первой инстанции. Вынесение его возможно независимо от того, на основании чьей жалобы рассматривается дело. При этом не исключается, что новое решение может ухудшить положение лица, подавшего апелляционную жалобу.

Основания для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции

Согласно ст.280 ХПК основаниями для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции являются:

1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые хозяйственный суд посчитал установленными;

3) несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если хозяйственный суд:

1) не применил законодательство, подлежащее применению;

2) применил законодательство, не подлежащее применению;

3) неправильно истолковал законодательство.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного судебного постановления.

Нарушение норм процессуального права является в любом случае основанием для отмены судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции, если:

1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;

2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке судопроизводства в хозяйственном суде;

4) суд принял судебное постановление о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) судебное постановление не подписано кем-либо из судей хозяйственного суда либо подписано не теми судьями хозяйственного суда, которые в нем указаны;

6) судебное постановление принято не теми судьями хозяйственного суда, которые входили в состав хозяйственного суда, рассматривавшего дело;

7) в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицами, обязанными его подписать, за исключением дел, по которым в соответствии с ХПК ведение протокола не является обязательным.

Поскольку при рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции могут быть допущены нарушения нескольких правовых норм, то его решение может быть изменено или отменено не по одному, а по нескольким основаниям.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции

Контроль суда апелляционной инстанции за деятельностью хозяйственного суда первой инстанции осуществляется в специфической форме: путем проверки законности и обоснованности его судебных актов, по результатам которой выносится постановление. Согласно ст.281 ХПК в постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указываются:

1) наименование и состав хозяйственного суда апелляционной инстанции, принявшего постановление; номер дела, дата и место принятия постановления; предмет спора; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, лиц, присутствовавших в судебном заседании, и их представителей с указанием их полномочий; фамилия и инициалы секретаря судебного заседания - помощника судьи;

2) полное имя (наименование) лица, подавшего апелляционную жалобу;

3) дата принятия судебного постановления хозяйственным судом первой инстанции;

4) краткое содержание судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции;

5) основания, по которым в апелляционной жалобе поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции;

6) доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу;

7) объяснения лиц, присутствовавших в судебном заседании;

8) обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законодательные и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления; доводы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

9) при изменении или отмене судебного постановления хозяйственного суда первой инстанции - мотивы, по которым хозяйственный суд апелляционной инстанции не согласился с выводами хозяйственного суда первой инстанции;

10) выводы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

В постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, в т.ч. понесенных в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.

В обоснование принятого постановления должен быть изложен ход рассуждения и аргументация суда по фактической стороне дела. Раскрывается также материальная и процессуально-правовая мотивация принятого постановления.

При удовлетворении апелляционной жалобы (протеста), поданной на определение хозяйственного суда первой инстанции о возвращении искового заявления, хозяйственный суд апелляционной инстанции принимает исковое заявление к производству и направляет его для рассмотрения в хозяйственный суд первой инстанции.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке. Если апелляционной инстанцией решение суда первой инстанции судом не отменяется и не изменяется, то именно оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Днем принятия постановления считается день объявления его председательствующим в судебном заседании, а при объявлении в заседании только резолютивной части постановления - день ее объявления.

Постановление хозяйственного суда апелляционной инстанции направляется лицам, участвующим в деле, не позднее 5 дней со дня его принятия.

В главе 31 ХПК ничего не говорится о праве суда апелляционной инстанции принять дополнительное постановление по делу, разъяснить постановление, исправить допущенные в нем описки, опечатки и арифметические ошибки, хотя эти вопросы возникают на практике.

Этот вопрос разрешен в п.24 постановления № 17, согласно которому апелляционная инстанция вправе разъяснить принятое постановление, исправить допущенные в нем описки, опечатки и арифметические ошибки по правилам, установленным ст.210 ХПК.

Из содержания ст.209 ХПК вытекает, что апелляционная инстанция вправе принять дополнительное постановление по заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе в случае, если она отменила решение суда первой инстанции полностью или в части и приняла по делу новое решение. В случае отказа в принятии дополнительного постановления выносится определение, которое может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с частью шестой ст.209 ХПК.

Прекращение производства по апелляционной жалобе (протесту)

Статья 275 ХПК предусматривает возможность прекращения производства по апелляционной жалобе (протесту). Это допускается в трех случаях:

1) апелляционная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного постановления;

2) если апелляционная жалоба (протест) подана на судебное постановление, которое в соответствии с ХПК не может быть обжаловано в апелляционном порядке, и была ошибочно принята хозяйственным судом апелляционной инстанции к производству;

3) после принятия апелляционной жалобы (протеста) к производству от лица, подавшего жалобу, поступило заявление об отказе от жалобы и отказ был принят хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Суд вправе отклонить отказ от жалобы по основаниям, предусмотренным в части пятой ст.63 ХПК, и рассмотреть дело в апелляционном порядке. При принятии отказа от жалобы суд прекращает производство в апелляционной инстанции, если решение не обжаловано другими лицами.

О прекращении производства по апелляционной жалобе хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть разрешены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов, а также указывается о возврате государственной пошлины из бюджета. Данное определение одновременно с апелляционной жалобой и приложенными к ней документами направляется лицу, подавшему жалобу, а также лицам, участвующим в деле, не позднее пяти дней со дня вынесения определения и может быть обжаловано в кассационном порядке.

В случае прекращения производства по апелляционной жалобе (протесту) повторная подача тем же лицом в хозяйственный суд апелляционной жалобы (протеста) не допускается.

В суде апелляционной инстанции стороны вправе заключить мировое соглашение, если оно не противоречит закону и не нарушает права других лиц. Это право не предоставлено третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора. Мировое соглашение приводит к прекращению возникшего между сторонами судебного спора, поэтому в нем обязательно должен быть решен вопрос об отношении сторон к заявленным истцом требованиям. При заключении сторонами мирового соглашения в процессе рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) апелляционная инстанция принимает постановление об отмене решения хозяйственного суда первой инстанции, утверждении мирового соглашения и о прекращении производства по делу.

Апелляционная инстанция может отсрочить или рассрочить исполнение своего постановления, изменить способ и порядок его исполнения (ст.211 ХПК) в случае отмены решения хозяйственного суда первой инстанции и принятия по делу противоположного по сути постановления. В иных случаях вопросы отсрочки или рассрочки исполнения постановления, изменения способа и порядка его исполнения рассматриваются судом первой инстанции.

 

31.08.2010 г.

 

Владимир Филипповский, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

От редакции: В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.) и от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.