Пособие от 31.01.2019
Автор: Амельченя Ю.

Аварийно-восстановительный ремонт с 1 января 2019 года: требования к закупкам товаров (работ, услуг)


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА: ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКАМ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ)

От редакции «Бизнес-Инфо»

Рассмотренный в материале порядок закупок действовал с 1 января до 1 июля 2019 г.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223), который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

Указ № 223 принят взамен Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который утратил силу с 1 января 2019 г. в связи с истечением срока действия.

До 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется (подп.1.12 п.1 Указа № 223).

 

На сегодня в действующем законодательстве Республики Беларусь специальные правила, устанавливающие требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве, отсутствуют, поскольку Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) утратил силу с 1 января 2019 г. в связи с истечением срока его действия. Соответственно, принятое в его развитие постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88) с 1 января 2019 г. не применяется.

Подчеркнем, что именно указанными нормативными правовыми актами и были установлены требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

При ответе на вопрос о том, какие нормы законодательства тем не менее подлежат применению для целей приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве, следует учитывать источник финансирования.

Так, если для приобретения таких товаров (работ, услуг) предполагается использование средств республиканского или местного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, то исходя из норм Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» подлежит применению законодательство о государственных закупках и установленные им правила, процедуры и пр.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. Закон № 419-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь.

 

Если средства иные, кроме указанных выше, очевидно, в отсутствие специальных требований к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве, применяются общие правила гражданского законодательства, включая общий порядок выбора контрагента путем заключения договоров посредством направления оферты, получения акцепта.

Вопрос возникает в ситуации, когда требуется приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве для целей аварийно-восстановительного ремонта, если финансирование осуществляется полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а именно, применяется или нет законодательство о государственных закупках.

Это обусловлено следующим. Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7)).

Данная норма, как и сам Декрет № 7, начала действовать с 26 февраля 2018 г., то есть в период с 26.02.2018 до 01.01.2019 она действовала наряду с Указом № 380, и на ее основании специальные установленные законодательством требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве (то есть Указ № 380, постановление № 88) не применялись, если при этом источником финансирования такого приобретения товаров (работ, услуг) не были средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Особенность нормы подп.4.4 п.4 Декрета № 7 в том, что неприменение установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве зависит не только от источника финансирования. Так, субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений). Иными словами, для последнего не имеет значения источник финансирования, однако необходимо соблюдение условия: товары (работы, услуги) требуются для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Если говорить о видах работ для аварийно-восстановительного ремонта с точки зрения их содержания, то они не определены. В свою очередь, полагаем, речь может идти как о капитальном, так и о текущем ремонте капитальных строений (зданий, сооружений) в значении, используемом в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (абзацы 16, 44 ст.1). Равно как аварийно-восстановительный ремонт может иметь место как следствие так называемой строительной аварии, которая представляет собой внезапное неконтролируемое разрушение объекта строительства либо его части, происходящее в процессе его (ее) строительства или эксплуатации (п.1 ст.58 названного Закона). При этом внезапное неконтролируемое разрушение объекта - это не что иное, как возникшие по техногенным (конструктивным, производственным, технологическим, эксплуатационным) причинам или из-за природно-климатических воздействий (землетрясение, ветровой напор, снеговая нагрузка), интенсивность которых не превышала расчетных нагрузок, обрушения и повреждения здания, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элементов, при которых отмечается в конструктивных элементах превышение предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку производства или эксплуатации объекта и (или) причинение телесных повреждений и (или) гибель одного и более человек.

Одновременно предусмотрено, что авариями не считаются и относятся к признакам предаварийного состояния повреждения здания, сооружения, отдельных конструктивных элементов и деталей без их обрушения, не повлекшие приостановки строительных работ или эксплуатации объекта, а также не создавшие опасности для здоровья и жизни людей или состояния окружающей среды. В этом случае строительные и эксплуатирующие организации, владельцы (арендаторы) зданий и сооружений обязаны немедленно принять меры по временному усилению дефектных конструкций и срочно организовать их обследование организациями, имеющими право на выполнение указанных работ, с целью предотвращения строительных аварий (п.4 Инструкции о порядке расследования строительных аварий на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.04.2002 № 11).

Тем самым, как представляется, при квалификации факта приобретения товаров (работ, услуг) как осуществляемого для аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), при финансировании такого приобретения:

• за счет любых средств, кроме бюджетных или средств государственных внебюджетных фондов (полностью или частично), на сегодня не требуется соблюдения каких-либо нормативно установленных требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в их отсутствие;

• за счет бюджетных или средств государственных внебюджетных фондов (полностью или частично) считаем необходимым применение норм законодательства о государственных закупках. Это обусловлено тем, что нормы в подп.4.4 п.4 Декрета № 7 исключают необходимость применения установленных законодательством требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве (которые на сегодня отсутствуют), но не исключают применения законодательства о государственных закупках.

 

31.01.2019

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»