


Материал помещен в архив
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ: ПРИОБРЕТЕНИЕ, ЗАМЕНА, УТИЛИЗАЦИЯ, РЕМОНТ. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Приобретая автомобиль, в комплекте с ним вы приобретаете колеса. В этом случае автомобиль со всеми комплектующими учитывается как единый инвентарный объект, поскольку колеса являются его неотъемлемой частью.
![]() |
Справочно Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплексом конструктивно сочлененных предметов является один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса (п.6 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26, далее - Инструкция № 26). |
Поскольку срок службы автомобильных шин значительно меньше, чем автомобиля, в процессе эксплуатации возникает необходимость в их замене. В данной статье мы рассмотрим порядок отражения в учете операций, связанных с эксплуатацией автомобильных шин.
Общие положения
Нормы и правила обслуживания, а также порядок учета автомобильных шин, предназначенных для установки на транспортные средства категории М, N, О (наиболее часто используемые автошины), установлены в техническом кодексе установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденном приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=261907&UrlIDGLOBAL=359613 (далее - ТКП 299-2011). Действие ТКП 299-2011 распространяется также на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, а также на организации, которые производят их обслуживание и ремонт (п.1 ТКП 299-2011).
![]() |
Справочно Классификация механических транспортных средств и прицепов приведена в Межгосударственном стандарте ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация», утвержденном постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.02.2006 № 9 (п.5): • к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и используемые для перевозки пассажиров (подп.5.1.2); • к категории N относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов (подп.5.1.3); • к категории O относятся прицепы (включая полуприцепы) (подп.5.1.4). |
Учет автомобильной шины начинается с заполнения карточки
Приобретенные для замены автомобильные шины различаются по своему назначению, по способу герметизации, конструкции, эксплуатационному назначению и габаритам и др. Приемка шин производится в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290.
Учет шин на складе ведется по количеству, размерам, моделям, маркам резины и стоимости, рекомендуем также разделить учет новых и бывших в употреблении шин.
На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, приведенной в приложении Л. В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцы транспортных средств перевозят грузы и пассажиров для собственных нужд. Однако организации, принявшие решение осуществлять учет эксплуатации шин без ведения карточек, обязаны обеспечить наличие информации, подтверждающей фактический пробег автомобиля, для обоснования отнесения на затраты расходов при замене автомобильных шин. Напомним, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения (подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»):
• наименование документа, дату его составления;
• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя;
• содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и (или) стоимостных показателях;
• должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными. То есть организация может самостоятельно разработать удобную для себя форму фиксации, необходимой для учета информации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». |
Владельцами транспортного средства назначаются ответственный за учет шин и комиссия по их учету и списанию (п.9.1 ТКП 299-2011).
![]() |
Справочно Форму карточки учета работы автомобильной шины см. здесь. |
В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в 2 диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» согласно приложению Л. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке (п.9.3 ТКП 299-2011).
В карточку учета работы шины вносится фактический пробег автомобиля по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже 1 раза в год (п.9.4 ТКП 299-2011).
Бухгалтерский учет автомобильных шин
Новые шины и/или колеса, как и все запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение (пп.6, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133, далее - Инструкция № 133).
При отпуске запасов в производство и ином выбытии они оцениваются одним из следующих способов:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способ ФИФО).
Применение одного из перечисленных способов по группе (виду) запасов производится в течение отчетного года и определяется в учетной политике организации (п.14 Инструкции № 133).
Обращаем внимание, что порядок перенесения стоимости автомобильных шин на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию следует закрепить в учетной политике организации.
Приобретение шин
Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств. На субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются шины транспортных средств в запасе и обороте (п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
В связи с этим для учета стоимости шин к счету 10-5 в учетной политике организации могут быть предусмотрены субсчета, например:
«Автомобильные шины в запасе» (счет 10-5-1-1);
«Автомобильные шины в эксплуатации» (счет 10-5-1-2).
В бухгалтерском учете приобретение автомобильных шин отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Произведена оплата поставщику шин | ||
Оприходованы новые автомобильные шины |
60 | |
На сумму НДС от стоимости автомобильных шин |
60 | |
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком |
18 |
Замена и утилизация шин
После того как пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение шин, они подлежат замене, ремонту или утилизации.
![]() |
Справочно Обязательной замене подлежат детали, выработавшие свой ресурс или утратившие работоспособность и влияющие на безопасность движения. К таким деталям относятся и автомобильные шины (подп.5.3.7 и приложение Ж технического кодекса установившейся практики «Техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств. Нормы и правила проведения», утвержденного постановлением Минтранса РБ от 13.05.2010 № 36) (http://www.tnpa.by/ViewFileText.php?UrlRid=105213&UrlOnd=%D2 %CA%CF%20248-2010 %20(02190)). |
Поскольку замена изношенных шин является ремонтом транспортного средства, стоимость его относится к затратам по текущей деятельности организации (пп.2, 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).
С 1 января 2013 г. резервы на ремонт основных средств не создаются, и фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (п.20 Инструкции № 26).
В бухгалтерском учете замена автомобильных шин отражается следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена передача новых шин для замены изношенных |
10-5-1-2 |
10-5-1-1 |
Отражено списание на счета учета затрат стоимости новых шин, а также иные расходы по шиномонтажу, балансировке и др. | ||
Примечание. Расходы на приобретение автомобильных шин, а также стоимость ремонтных работ (шиномонтаж, балансировка и т.д.) относятся к затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемым при налогообложении, поскольку являются расходами, связанными с поддержанием в рабочем состоянии автомобильного транспорта организации, используемого в предпринимательской деятельности (ст.130 Налогового кодекса РБ) |
Изношенные шины, не пригодные к дальнейшей эксплуатации, подлежат утилизации. Расходы по утилизации отходов относятся к расходам по текущей деятельности и учитываются при налогообложении.
Ремонт шин
Автомобильные шины, снятые с транспортных средств в связи с непригодностью, но которые могут быть отремонтированы или восстановлены, передаются на склад. Техническое состояние шин определяет комиссия, назначаемая приказом руководителя организации.
![]() |
Справочно Необходимую информацию для принятия руководством организации решения о списании материалов подготавливает комиссия с участием материально ответственных лиц. Списание материалов оформляется актом на списание материалов (п.66 Инструкции № 133). |
В случае принятия комиссией решения о возможности дальнейшего использования автомобильных шин учитывать их можно, к примеру, на субсчете 10-5-1-3 «Автомобильные шины, подлежащие восстановлению» по цене возможной реализации.
При передаче шин для восстановления их стоимость отражается на субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону». Полученные восстановленные шины принимаются к учету по общей стоимости, включая и расходы на их восстановление.
В учете эти операции отражаются следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражена стоимость шин, снятых с автомобиля и подлежащих восстановлению |
10-5-1-3 |
20, 23, 25, 26, 44 |
Отражена передача шин для восстановления на сторону в ремонтную мастерскую |
10-7 |
10-5-1-3 |
Отражена стоимость работ по восстановлению шин |
10-7 |
60 |
На сумму НДС от стоимости работ |
18 |
60 |
Восстановленные шины оприходованы на склад как бывшие в употребление автомобильные шины в запасе |
10-5-1-1 |
10-7 |
Особенности учета «летней» и «зимней» резины
При смене пор года машину приходится «переобувать». При этом снятые шины возвращаются на склад, ожидая своего часа. Данная операция не означает их списание в утиль или выбытие. Возврат автомобильных шин или колес на склад можно отражать в учете различными способами:
• фиксировать в карточках учета работы автомобильной шины с указанием даты и причины снятия их с автомобиля;
• предусмотреть списание стоимости шины на счета учета затрат пропорционально их пробегу на основании данных путевых листов Д-т 23, 25, 26, 44 - К-т 10-5-1-2. В этом случае в учете движение таких шин можно отразить обратной записью: Д-т 10-5-1-1 - К-т 10-5-1-2 - на сумму остаточной стоимости оприходованы на склад снятые автомобильные шины;
• и др.
Отметим, что выбранный организацией порядок учета также следует закрепить в учетной политике.
11.09.2013
Маргарита Згировская, аудитор, DipIAS ICFM, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»