Вопрос-ответ от 01.06.2018
Автор: Шкирман С.

Автошкола имеет на балансе учебную грузовую машину ЗИЛ-431410, комплектуемую радиальными шинами модели 9,00R20 (260R508), произведенными в Российской Федерации. Автомобиль используется для проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством при подготовке водителей категории «С». Как по указанному автомобилю рассчитать величину расходов на восстановление шин, учитываемых при составлении экономического обоснования применяемого тарифа на подготовку водителей?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Автошкола имеет на балансе учебную грузовую машину ЗИЛ-431410, комплектуемую радиальными шинами модели 9,00R20 (260R508), произведенными в Российской Федерации. Автомобиль используется для проведения практических занятий по обучению управлению механическим транспортным средством при подготовке водителей категории «С».

Как по указанному автомобилю рассчитать величину расходов на восстановление шин, учитываемых при составлении экономического обоснования применяемого тарифа на подготовку водителей?

 

ОТВЕТ: Величина расходов на восстановление шин (РВШ) в расчете на одного учащегося автошколы определяется по формуле:

Величина расходов на восстановление шин в расчете на одного учащегося автошколы

где К - количество шин, установленных на автомобиль;

ЦШ - цена одной шины (без НДС);

РНПА - расчетная норма пробега автомобиля, необходимая для проведения полного курса обучения практическому вождению одного учащегося;

ЭНПШ - эксплуатационная норма пробега используемых шин.

Ранее расчетные нормы пробега учебных транспортных средств можно было взять из приложения 1 к Инструкции о порядке оплаты и учета расхода автомобильного топлива, используемого при обучении управлению механическим транспортным средством, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.06.2007 № 34. В частности, для обучения управлению механическим транспортным средством категории «С» расчетная норма пробега была установлена равной 960 км.

С 17 апреля 2016 г. названный документ утратил силу. В настоящее время нормы пробега учебных транспортных средств могут быть рассчитаны автошколой самостоятельно исходя из количества учебных часов практических занятий по соответствующей программе подготовки, переподготовки водителей механических транспортных средств, средней скорости учебной езды на автодроме и дорогах общего пользования. При этом не запрещено ориентироваться на информацию из указанного выше приложения.

При определении эксплуатационной нормы пробега используемых шин следует руководствоваться разделом 10 «Эксплуатационные нормы пробега автомобильных шин» ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц (примечание).

В частности, предусмотрено, что эксплуатационные нормы пробега шин определяются и утверждаются владельцем транспортного средства в соответствии с методикой приложения М к ТКП 299-2011, при необходимости - специализированной организацией (п.10.2 ТКП 299-2011).

В случае отсутствия утвержденных эксплуатационных норм пробега или возможности их разработки разрабатываются и применяются временные эксплуатационные нормы пробега согласно методике приложения М к ТКП 299-2011 (п.10.4 ТКП 299-2011).

Временная эксплуатационная норма пробега устанавливается по среднему значению пробега шин согласно таблице М.1 приложения М к ТКП 299-2011. Значения среднего пробега в таблице М.1 даны для импортных шин I категории условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624 (п.М.7.1 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011). Для шин производства Республики Беларусь и стран Содружества Независимых Государств (СНГ) среднее значение пробега по таблице М.1 приложения М к ТКП 299-2011 допускается снижать:

• до 10 % - для легковых автомобилей, легких грузовиков массой до 3,5 т, микроавтобусов;

• до 20 % - для автобусов и троллейбусов;

• до 30 % - для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов (п.М.7.3 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011).

Допускается снижать среднее значение пробега шин в зависимости от условий их эксплуатации (категории условий эксплуатации транспортных средств по ГОСТ 21624 приведены в таблице К.1 приложения К к ТКП 299-2011). Допустимые пределы снижения среднего значения пробега (в процентах) для определенных условий эксплуатации приведены в части первой п.М.7.4 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011. При этом суммарное снижение эксплуатационной нормы пробега шин по условиям эксплуатации не должно превышать 30 % (часть третья п.М.7.4 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011).

Допускается снижение нормы пробега зимних шин, удовлетворяющих требованиям п.7.9 ТКП 299-2011 (до 20 %), шин с регулируемым давлением (до 30 %) (пп.М.7.5 и М.7.6 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011).

Норма пробега шин снижается на 5 % за каждый год после 5 лет со времени их изготовления (для восстановленных шин - после 3 лет, для шин с регулируемым давлением - после 10 лет) (п.М.7.7 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011).

Рекомендуется повышать норму пробега шин, работающих в благоприятных условиях (I категория условий эксплуатации согласно ГОСТ 21624), накачанных азотом, - до 30 % (п.М.7.8 раздела М.7 приложения М к ТКП 299-2011).

Рассмотрим порядок расчета расходов автошколы на восстановление шин учебных автомобилей на конкретных числовых данных.

 

пример ситуация

Пример

Для упомянутой в вопросе модели шин (9,00R20) временная эксплуатационная норма пробега составляет 130 000 км (таблица М.1 приложения М к ТКП 299-2011). С учетом того что используемые на автомобиле шины произведены в Российской Федерации (страна СНГ), приказом руководителя автошколы приведенная временная эксплуатационная норма снижена на 30 %.

Кроме того, исходя из того, что при учебной езде на улицах города и на автодроме по отработке упражнений предусмотрена возможность дополнительного снижения среднего значения пробега шин до 20 % (часть первая п.10.5 ТКП 299-2011), приказом руководителя автошколы эксплуатационная норма пробега шин дополнительно снижена на 15 %.

При таких исходных данных эксплуатационная норма пробега шин составит 77 350 км (130 000 × (100 % - 30 %) × (100 % - 15 %)).

Для выполнения расчета также условимся, что стоимость одной шины согласно имеющимся учетным данным, подтвержденным документально, составляет 144 руб., в том числе НДС - 24 руб.

С учетом того что на автомобиле ЗИЛ-431410 установлено шесть шин, расходы на их восстановление, включаемые в экономическое обоснование применяемого тарифа на подготовку водителя категории «С», составят:

РВШ = 6 × (144 - 24) × 960 / 77 350 = 8,94 (руб.).

 

Примечание. Доступ к тексту ТКП 299-2011 можно получить, воспользовавшись информацией, размещенной на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/261907/359613).

С 1 января 2018 г. вступили в силу изменения (Изменение № 1), внесенные в ТКП 299-2011 приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.07.2017 № 233-Ц.

 

01.06.2018

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»