Пособие от 14.12.2017
Автор: Овсейко С.

Банки развития: особенности правового статуса и финансовых операций


СОДЕРЖАНИЕ

 

Юридический статус и структура банков развития

Международные банки развития

Национальные организации в Республике Беларусь по финансированию инвестиционных проектов

 

Материал помещен в архив

 

БАНКИ РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА И ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Юридический статус и структура банков развития

Известно, что юридически ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (Банк развития) не является коммерческим банком. Существуют и другие инвестиционные институты с особым статусом, осуществляющие все или часть своих операций на особых, отличных от рыночных, условиях.

Речь идет о так называемых банках развития - специальных финансовых институтах, деятельность которых сконцентрирована на долгосрочном кредитовании реального сектора экономики, как правило, на нерыночных (то есть льготных) условиях. Название это сборное, включает в себя кредитно-финансовые организации (не только банки, но и различные фонды, страховые компании и т. п.), занимающиеся кредитованием одного или нескольких приоритетных направлений:

• экспорт;

• сельское хозяйство;

• малое и среднее предпринимательство;

• инвестиционная деятельность и т. п.

Всего в мире сегодня насчитывается до 750 банков развития, из них 32 региональных международных, остальные - национальные, включая специализированные (примечание 1). Большинство банков развития находится в развивающихся странах, но есть и такие, как, например, «Эксимбанк» в США.

В Беларуси наряду с универсальным «Банком развития Республики Беларусь» существуют:

• ОАО «Белагропромбанк» (с отраслевой ориентацией на нужды сельского хозяйства, включая меры господдержки);

• ОАО «Беларусбанк» (в этом банке сконцентрировано около 44 % всех сбережений граждан);

• ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк"»;

• РУП «Белэксимгарант» (страхование экспорта, фонд поддержки малого предпринимательства и др.).

 

справочно

Справочно

Государственная поддержка, в том числе за счет средств республиканского и местных фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, предприятий и организаций, входящих в состав агропромышленного комплекса, а также предприятий по производству минеральных удобрений, крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляется через учреждения Белорусского акционерного коммерческого агропромышленного банка «Белагропромбанк» (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.11.1999 № 1815 «О повышении роли Белорусского акционерного агропромышленного банка "Белагропромбанк" в финансово-кредитном обеспечении развития агропромышленного комплекса»).

 

В целом же архитектура банков развития двухуровневая:

1) международные финансовые организации;

2) национальные.

Причем в каждом из уровней есть подуровни. Например, наряду с универсальными международными организациями (группа Всемирного банка), существуют региональные: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, Африканский банк развития, Евразийский банк развития, Северный инвестиционный банк и др.

На национальном уровне могут существовать региональные или секторальные подуровни.

Международные банки развития

Своеобразную «вершину» банков развития составляют учреждения, входящие в группу Всемирного банка (World Bank) (далее - WB): Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по разрешению инвестиционных споров.

 

справочно

Справочно

Международное агентство по гарантиям инвестиций страхует различные инвестиции WB от таких рисков, как:

• неконвертируемость валюты;

• экспроприация;

• войны, революции и тому подобные события;

• расторжение договора в определенных случаях, когда спор на может быть улажен в рамках арбитражной процедуры.

Такие же услуги оказывают Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и некоторые другие международные организации (Fox W.F. International Commercial Agreements. The Hague - Boston - London, 1992. P.95).

 

Следует обратить внимание, что, несмотря на тесные организационные отношения с WB, Международный валютный фонд (МВФ) нельзя отнести к банкам развития. Во-первых, принципы организации МВФ больше напоминают общество взаимного кредитования, а не банк (кооперативная, а не коммерческая основа): страны-участники сами делают взносы и сами пользуются кредитами.

 

справочно

Справочно

В белорусском законодательстве такие микрофинансовые организации называются:

• общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

• потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи (ст.4, 23 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; подп.3.2 п.3 Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 апреля 2020 г. норма подп.3.2 п.3 Указа № 325 перенесена в подп.2.2 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Комментарии см. здесь.

 

В то же время организация деятельности WB типично банковская: привлечение средств от сторонних инвесторов через эмиссию облигаций (как заемщик банк имеет первоклассный рейтинг) и предоставление за их счет кредитов.

Во-вторых, МВФ концентрируется больше на политических вопросах (проблемы платежного баланса и т. п.), тогда как WB - на экономических (инвестиции в развитие).

В-третьих, к помощи МВФ иногда прибегают и развитые страны, а WB - «банк для бедных».

В-четвертых, формы финансирования также отличаются - речь идет не только о кредитовании, но и о прямых инвестициях, а также гарантиях.

Участие МБРР в финансировании экономики Беларуси оценивается в 1,5 млрд долл. США, МФК - 0,6 млрд долл. США. Региональные международные банки: ЕБРР - 1,8 млрд долл. США (73 проекта), Евразийский банк развития - 0,5 млрд долл. США, Северный инвестиционный банк - 0,02 млрд долл. США. В тех случаях, когда в роли заемщика выступает Республика Беларусь, займы включаются в состав внешнего государственного долга и обслуживаются за счет средств бюджета.

 

справочно

Справочно

Внешний государственный долг Республики Беларусь - сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени (подп.1.17 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - Бюджетный кодекс). Кроме него выделяют внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь (на сумму внешних займов нерезидентов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь) (подп.1.171 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса).

Обслуживание и погашение внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета в соответствии с перечнем внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета (п.1 ст.60 Бюджетного кодекса).

Перечень внешних государственных займов, обслуживание и погашение которых осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета, указан в приложении 10 к Закону Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З «О республиканском бюджете на 2017 год» и включает 16 проектов по линии МБРР, по одному проекту - ЕБРР и Северного инвестиционного банка.

Кроме международных банков развития кредиторами Беларуси выступают шесть иностранных государств, Евразийский фонд стабилизации и развития, российский «Внешэкономбанк», а также владельцы (вплоть до физических лиц) евробондов (представительских ценных бумаг в иностранной валюте), размещенных на внешних финансовых рынках.

Положение о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь 18.04.2006 № 252 (далее - Положение № 252), персонифицирует заемщиков:

1) Республика Беларусь (в целях покрытия дефицита республиканского бюджета, предоставления пользователям внешних займов для реализации инвестиционных проектов и др.) (подп.4.1 п.4 Положения № 252);

2) Правительство Республики Беларусь (в целях реализации государственных программ и инвестиционных проектов, решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и др.) (подп.4.2 п.4 Положения № 252);

3) заемщики под гарантии Правительства Республики Беларусь (импорт, инвестиционные проекты и т. д.) (п.5 Положения № 252).

 

Международные банки развития обычно финансируют конкретные проекты, то есть кредиты носят целевой характер.

Обычно используется одна из трех моделей, когда в роли заемщика выступает:

1) Республика Беларусь, которая направляет привлеченные ресурсы в конкретные оговоренные кредитным соглашением проекты. Такую модель сотрудничества используют большинство международных банков развития (МБРР, ЕБРР и др.);

2) частный заемщик - юридическое лицо (прямые займы) - обычно займы выдаются под гарантию Правительства Республики Беларусь в соответствии с Положением № 252 (кредиты Евразийского банка развития). Возможна ситуация, когда международный банк развития действует через дочерний банк (в Беларуси несколько лет работал «Белорусский банк малого бизнеса», основными акционерами которого были ЕБРР, МФК и другие аналогичные зарубежные организации), то есть юридически не является стороной кредитного договора;

3) частный заемщик - юридическое лицо - займы выдаются через посредничество белорусского банка-агента. Например, по такой схеме через МТБанк работает в Беларуси МФК. Банк-агент, как правило, самостоятельных кредитных рисков не несет, его роль - обслуживание кредитов.

 

справочно

Справочно

При внутреннем кредитовании используются модели 2 и 3. По некоторым оценкам (Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития: новая роль в XXI веке. Мн, 2016. С.30) 36 % банков развития работают только напрямую с клиентами, 12 % - только через банки-агенты, а 52 % используют одновременно оба варианта.

 

При выборе модели 1 (государство в роли заемщика) юридическое оформление займов осуществляется через соглашение о займе, которое ратифицируется отдельным Законом Республики Беларусь. Соглашение о займе с МБРР весьма лаконично, гораздо больший объем занимают описание проекта и прочие приложения. Кредитные соглашения с ЕБРР имеют более развернутую структуру.

Международные банки развития являются международными организациями, то есть субъектами международного права. К соответствующим соглашениям о займах применяется Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21.03.1986 (далее - Конвенция). Конвенция применяется к любому договору между одним или несколькими государствами и одной или несколькими международными (межправительственными) организациями, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации (ст.5 Конвенции).

 

внимание

Обратите внимание!

Национальное законодательство также относит указанные соглашения к международным договорам.

 

справочно

Справочно

Международный договор Республики Беларусь - международный договор (межгосударственный, межправительственный или международный договор межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами), с международной организацией (международными организациями), иным субъектом (иными субъектами), обладающим (обладающими) правом заключать международные договоры, который регулируется международным правом независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора) (абзац 12 ст.1 Закона Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 декабря 2018 г. Закон № 421-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 11.05.2018 № 106-З. Определение «международного договора Республики Беларусь» содержится в абзаце 13 ст.1 новой редакции Закона № 421-З.

 

Конвенция рассматривает в качестве международных межправительственные организации. Большинство международных банков развития построены на участии государства в их (акционерном) капитале (примечание 2), то есть являются подлинными международными организациями - субъектами международного, а не частного права. В противном случае речь может идти об обычном кредитном договоре (займе) с участием государства в качестве одной из сторон (п.1 ст.124 Гражданского кодекса Республики Беларусь), регулируемом нормами гражданского права (примечание 3).

Международная правоспособность означает наличие иммунитетов и привилегий, в том числе по налогообложению, которые вытекают как из учредительных документов данных банков развития - международных организаций, к которым Республика Беларусь присоединилась (примечание 4), так и из отдельных международных договоров с Республикой Беларусь о пребывании и деятельности на ее территории (примечание 5). В таких соглашениях также отдельно оговаривается право соответствующих международных банков осуществлять (без получения лицензии) банковскую деятельность (с указанием перечня операций) на территории Республики Беларусь.

Финансовая сторона деятельности международных банков развития характеризуется наличием стабильной ресурсной базы: наряду с собственным капиталом, образованным за счет вкладов стран-участниц (например, уставный фонд Евразийского банка реконструкции и развития - 30 млрд евро), она включает средства от эмиссии собственных облигаций, причем международные банки развития обычно имеют статус первоклассных заемщиков. «Дорогие» и «короткие» ресурсы, наподобие привлеченных средств на текущих счетах, в банках развития, как правило, отсутствуют. В активе баланса основную долю имеют кредитные вложения, реже - инвестиции (участия) в уставном фонде юридических лиц. Наряду с процентным доходом может иметь место комиссионный доход за выдачу гарантий и т. п.

Национальные организации в Республике Беларусь по финансированию инвестиционных проектов

Главной, но не единственной организацией, выполняющей функции банка развития в Беларуси, является ОАО «Банк развития Республики Беларусь», созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2011 № 261 «О создании открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь"» (далее - Указ № 261, Банк развития). Его учредителями выступили Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь. Главная особенность правового статуса банка развития в том, что, несмотря на название, банком или небанковской кредитно-финансовой организацией (НКФО) в юридическом смысле (ст.8 и 9 Банковского кодекса Республики Беларусь) он не является: при его создании, реорганизации и ликвидации требования законодательства, предусмотренные для банков и НКФО, не применяются.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться ст.8, 9 БК с изменениями, внесенными Законом от 12.07.2023 № 282-З.

 

Не требуется ему и получение лицензии на осуществление банковской деятельности, без которой он вправе осуществлять:

• кредитование проектов, включенных в государственные программы (примечание 6) и мероприятия;

• привлечение средств бюджета в депозиты;

• открытие и ведение корреспондентских счетов, иных счетов, открытие которых непосредственно связано с выполнением задач, возложенных на Банк развития, и осуществляемыми им операциями;

• открытие и ведение специальных счетов для аккумулирования денежных средств, на которые юридическими лицами, участвующими в реализации государственных программ и мероприятий, направляются денежные средства в размере, необходимом для погашения задолженности перед Банком развития (примечание 7), а также в счет возмещения из средств бюджета части процентов за пользование кредитами;

• проведение расчетов в безналичной форме через корреспондентские и иные счета, открываемые Банком развития в Нацбанке и других банках;

• валютные операции, непосредственно связанные с выполнением задач, возложенных на Банк развития, и осуществляемыми им операциями (подп.1.3 п.1 Указа № 261).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 января 2025 г. следует руководствоваться п.1 Указа № 261 с изменениями, внесенными Указом от 31.12.2024 № 487.

 

Данный перечень сформулирован как закрытый, что свидетельствует не только о специальной правоспособности Банка развития как юридического лица (она свойственна и для других банков), но и о совершенно особом статусе на фоне других банков. Иногда этот статус описывают как «принцип неконкуренции» (или «сепарации»): государство определяет Банку развития свою рыночную нишу, снабжает дешевыми ресурсами и на началах эксклюзивности поручает заниматься определенными проектами и направлениями (так называемое директивное кредитование), но без вмешательства и недобросовестной конкуренции на поле деятельности других банков. В частности, Указ № 261 запрещает Банку развития открытие текущих (расчетных) счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также любые операции с физическими лицами и с наличными деньгами.

В то же время на Банк развития с некоторыми особенностями распространяются установленные для банков:

1) экономические нормативы, определенные Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137, и Инструкцией о порядке формирования и использования банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 138.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2020 г. в Инструкцию № 138 внесены изменения постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 03.03.2020 № 64, в частности, изменено название Инструкции: «Инструкция о порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе».

Следует руководствоваться Инструкцией о нормативах безопасного функционирования, утв. постановлением Правления Нацбанка от 11.07.2022 № 257. Порядок вступления в силу изменений указан в п.7 постановления № 257.

 

справочно

Справочно

В Российской Федерации, где принят Федеральный Закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития», в роли банка развития выступает государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Требования нормативов безопасного функционирования на этот банк не распространяются. Организационно-правовая форма Внешэкономбанка - государственная корпорация (организационно-правовая форма, отсутствующая в Беларуси, относимая к числу некоммерческих организаций), которая в числе прочего имеет право привлекать в качестве депозитов счета фонда национального развития на срок не менее 5 лет (подп.4.2 п.4 ст.4 названного Федерального Закона);

 

2) требования к пруденциальной отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления банками, открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» и небанковскими кредитно-финансовыми организациями пруденциальной отчетности в Национальный банк Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2006 № 172.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июля 2024 г. следует руководствоваться Инструкцией № 172 с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка от 10.04.2024 № 114;

 

3) положения Налогового кодекса Республики Беларусь о налогообложении доходов (в том числе по определению затрат);

4) положения об агентах валютного контроля;

5) меры по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, установленные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818, и др.

Банк развития является банком-агентом Правительства Республики Беларусь по:

• обслуживанию и погашению внешних государственных займов;

• привлечению, обслуживанию и погашению внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь.

 

справочно

Справочно

Во многих странах эти функции разделены между банком развития и специализированным экспортно-импортным банком. В Беларуси в качестве банка-агента Правительства Республики Беларусь в свое время выступало ОАО «Белвнешэкономбанк». Также полномочия банка-агента на обслуживание внешних государственных займов предоставлены ОАО «Белинвестбанк» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1388 «О предоставлении открытому акционерному обществу «Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк" полномочий банка-агента на обслуживание внешних государственных займов»). Порядок и размеры компенсации потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь» от предоставления экспортных кредитов, в том числе в рамках кредитных линий, определены Положением о порядке и размерах компенсации потерь открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» от предоставления экспортных кредитов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 560.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 мая 2021 г. действует Положение порядке и размерах компенсации потерь открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» от предоставления экспортных кредитов, осуществления постфинансирования и дисконтирования аккредитивов, осуществления финансирования под уступку денежного требования (факторинга) при реализации экспортных контрактов, утвержденное постановлением Совмина от 05.05.2021 № 262.

 

Еще одна специфическая функция Банка развития - общее оздоровление банковской системы за счет скупки «плохих» долгов (кредитов других банков): Банк развития приобретает активы (право требования основного долга плюс проценты, за исключением процентов, начисленных до даты уступки требования (абзац 3 подп.1.6 п.1 Указа № 261) на основании договоров уступки требования с одновременным переходом прав по договору залога. Банк развития приобретает не любые активы, а только определенные перечнем активов банков, подлежащих приобретению открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2011 № 1270. Данным постановлением также утверждено Положение о порядке приобретения активов банков открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь».

Также есть механизмы для избавления от «токсичных активов» Банка развития:

• обращение в Агентство по управлению активами, которое создано на основании Указа Президента Республики Беларусь от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества "Агентство по управлению активами"» и предусматривает приобретение у банков, в том числе Банка развития, на основании договоров уступки требования активов (основной долг плюс проценты по кредиту) согласно перечню активов и кредитополучателей с последующей отсрочкой (рассрочкой) погашения долга и процентов;

• обращение в специализированные финансовые организации, занимающиеся секьюритизацией в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)».

 

справочно

Справочно

Перечень активов и кредитополучателей, приобретаемых открытым акционерным обществом «Агентство по управлению активами», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь от 15.11.2016 № 923/28.

 

Банку развития из средств бюджета может возмещаться (компенсироваться потеря) часть процентов за пользование кредитами, выданными банками на финансирование государственных программ и мероприятий, по которым к Банку развития переходит право требования, но только в отдельных случаях:

1) если по решению Президента Республики Беларусь заемщики не платят проценты. В этом случае Банку развития на основании решения Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь компенсируются потери за счет средств республиканского бюджета в размере не более 2 % годовых;

2) если Банк развития для приобретения активов привлек средства по рыночной ставке и кредиты выданы по решениям Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь. По таким уступленным требованиям прекращают действовать гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов (подп.1.7, абзац первый подп.1.8 п.1 Указа № 261).

Временно свободные денежные средства Банка развития могут быть размещены на счетах, включая счета по вкладам (депозитам), в Нацбанке и иных банках, в государственные ценные бумаги Республики Беларусь, ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов, ценные бумаги Нацбанка и облигации банков, а также могут быть использованы в сделках с иностранной валютой (подп.1.9 п.1 Указа № 261).

 

справочно

Справочно

Порядок размещения временно свободных денежных средств Банка развития, а также предельный размер таких средств утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.2013 № 347.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июля 2020 г. следует руководствоваться порядком размещения временно свободных денежных средств открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2020 № 414 (далее - постановление № 414).

 

Банк развития также вправе:

• осуществлять реструктуризацию задолженности должников по кредитам (включая кредиты, по которым право требования перешло от банков к Банку развития при приобретении их активов), предоставленным на финансирование государственных программ и мероприятий (абзац 2 подп.1.10 п.1 Указа № 261). Реструктуризация задолженности по указанным кредитам, выданным в белорусских рублях и иностранной валюте, регламентирована Положением о порядке реструктуризации открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» задолженности (основного долга и процентов) должников по кредитам (включая кредиты, по которым право требования перешло от банков к этому акционерному обществу при приобретении их активов), предоставленным на финансирование инвестиционных проектов, а также мероприятий, предусматривающих приобретение товаров для их передачи в финансовую аренду (лизинг), по решению Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь, а также включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2011 № 1269.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 апреля 2020 г. постановление № 1269 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2020 № 226;

 

• взыскивать в бесспорном порядке со счетов должников, их дебиторов задолженность по кредитам, переданным в управление Банку развития, и проценты по ним (абзац 3 подп.1.10 п.1 Указа № 261);

• привлекать займы и кредиты (абзац 4 подп.1.10 п.1 Указа № 261);

• осуществлять выпуск ценных бумаг без учета положений Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» в пределах лимита объема эмиссии облигаций (абзац 6 подп.1.10 п.1 Указа № 261).

 

справочно

Справочно

Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам Банка развития, возникающим в связи с выпуском, обращением и погашением его облигаций (п.21 Указа № 261; п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2014 № 600 «Об отдельных вопросах деятельности открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»);

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 декабря 2019 г. п.21 Указа № 261 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 19.12.2019 № 467.

 

• обращать взыскание на заложенное имущество должника и осуществлять его реализацию в порядке, предусмотренном законодательством для банков (абзац 7 подп.1.10 п.1 Указа № 261);

• выступать залогодержателем земельных участков, находящихся в частной собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога (абзац 11 подп.1.10 п.1 Указа № 261);

• осуществлять дилерскую и брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг на основании лицензии Министерства финансов Республики Беларусь (абзац 12 подп.1.10 п.1 Указа № 261);

• принимать в обеспечение исполнения обязательств поручительства без учета требований п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах» (абзац 13 подп.1.10 п.1 Указа № 261) и др.

Годовая и промежуточная финансовая отчетность представляется Банком развития в Совет Министров Республики Беларусь и Нацбанк согласно Положению о порядке представления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2013 № 334/6.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 июня 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке представления и опубликования открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20.06.2020 № 357/12.

 

Как известно, банки пересекаются со страховыми организациями на гарантийном сегменте финансовых услуг, но в Беларуси применительно к банкам развития это является не конкуренцией, а сотрудничеством.

Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее - Указа № 534) утверждены:

Положение о страховании экспортных рисков с поддержкой государства;

Положение о порядке выдачи и использования бюджетных ссуд для выплаты страховых возмещений по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства;

Положение о порядке компенсации потерь банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь, осуществляющим финансирование под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 мая 2021 г. следует руководствоваться Положением о страховании (перестраховании) экспортных рисков, Положением о порядке компенсации потерь банкам от предоставления экспортных кредитов, а также банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, осуществляющим финансирование под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов в редакции Указа от 04.02.2021 № 39. Комментарий см. здесь.

 

справочно

Справочно

Реализацией факторингового направления в рамках Указа № 534 занимается ОАО «Белинвестбанк».

 

Банк развития выдает экспортные кредиты (до 85 % стоимости экспортного контракта) нерезидентам-покупателям, а также белорусским лизинговым организациям для передачи в лизинг нерезидентам и т. п.

Положение о порядке предоставления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» экспортных кредитов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2016 № 279.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 мая 2021 г. действует Положение о порядке предоставления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» экспортных кредитов, утвержденное постановлением Совмина от 05.05.2021 № 262.

 

Исключительное право на проведение страхования экспортных рисков с поддержкой государства принадлежит Республике Беларусь и осуществляется от ее имени РУП «Белэксимгарант», которое страхует как политические, так и коммерческие риски, тогда как за рубежом у аналогичных агентств часто наблюдается уклон в сторону первых.

Также по аналогии с другими странами в Республике Беларусь наблюдается пересечение деятельности банков развития с различными целевыми фондами как бюджетными (инновационные, дорожный, фонд национального развития и др.), так и внебюджетными (инвестиционные и т. д.). Особенно заметно сходство в тех случаях, когда такие фонды узаконены, то есть являются юридическим лицом, а не просто находятся у распорядителей - соответствующих органов госуправления (например, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей).

 

внимание

Обратите внимание!

Согласно Положению о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 18.03.1998 № 136, фонд является юридическим лицом, но организационно-правовая форма его не уточнена. Установлено, что фонд владеет имуществом на праве оперативного управления и подчиняется Министерству экономики Республики Беларусь (п.2 названного Положения). Он скорее напоминает учреждение, а не фонд как отдельную организационно-правовую форму некоммерческих организаций, являющихся собственниками переданного фонду имущества его учредителями (ст.118-120 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2024 г. действует Указ от 21.08.2024 № 328 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».

 

Примечание 1. Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития: новая роль в XXI веке. Мн, 2016. С.11.

Примечание 2. Беларусь не участвует в капитале Северного инвестиционного банка (его участники - 8 скандинавских и прибалтийских государств), но Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Северным инвестиционным банком (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 31.12.2010 № 229-З) устанавливает для данного банка на территории Республики Беларусь международную правоспособность в соответствии с нормами международного права, права юридических лиц в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также режим, который является не менее благоприятным в сравнении с режимами, предоставляемыми Республикой Беларусь международным финансовым учреждениям.

Примечание 3. Комиссия международного права ООН на XI сессии приняла следующее решение: «Соглашение, в котором только один из участников является государством (или иным субъектом международного права, обладающим правом вступать в международные договоры), а другой - частное лицо, физическое или юридическое, никогда не является международным договором или международным соглашением, как бы оно их с внешней стороны не напоминало» (Лунц Л.А. Международное частное право. Особенная часть. М., 1975. С.91).

К такому соглашению не могут применяться специальные процедуры (ратификация и т. п.), предусмотренные международным правом.

Примечание 4. Смотрите: Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития от 21.12.1945; Статьи Соглашения о создании Международной финансовой корпорации от 20.07.1956; Соглашение об учреждении Европейского банка реконструкции и развития от 29.05.1990; Соглашение об учреждении Евразийского банка развития от 12.01.2006.

Примечание 5. Смотрите: Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Международной финансовой корпорацией о Представительстве Международной финансовой корпорации в Республике Беларусь от 20.03.2008 (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 28.10.2008); статьи Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Евразийским банком развития об условиях пребывания Евразийского банка развития на территории Республики Беларусь от 18.06.2010 (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 03.06.2011); Рамочное соглашение между Республикой Беларусь и Европейским инвестиционным банком, регулирующее деятельность Банка в Республике Беларусь (ратифицировано Законом Республики Беларусь от 17.07.2017) и др.

Примечание 6. См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1102 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2017 году»; Положение о порядке и условиях финансирования открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» инвестиционных проектов, а также мероприятий, предусматривающих приобретение товаров для их передачи в финансовую аренду (лизинг), по решению Президента Республики Беларусь и (или) Правительства Республики Беларусь, а также включенных в программы, утверждаемые Президентом Республики Беларусь и (или) Правительством Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 05.01.2012 № 14/1, и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением о порядке предоставления открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» денежных средств в целях обеспечения его стабильного функционирования в условиях финансовой неустойчивости, утвержденным постановлением № 414.

 

Примечание 7. См.: Положение о размере и порядке распределения средств с их перечислением на специальные счета, открываемые в открытом акционерном обществе «Банк развития Республики Беларусь» для аккумулирования денежных средств в белорусских рублях и (или) иностранной валюте в целях погашения задолженности перед республиканским бюджетом, а также Положение о порядке реализации полномочий открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» при управлении активами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.08.2015 № 718.

 

14.12.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук