Расчет от 16.01.2016
Автор: Прохожая В.

Бартерные операции: нормативное регулирование и ценообразование


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие товарообменной (бартерной) операции

Внешнеторговые бартерные операции

Ценообразование при бартерных операциях

Ценообразование при бартерных операциях на территории Республики Беларусь

Ценообразование при совершении внешнеэкономических бартерных операций

Субъекты хозяйствования должны составлять экономическое обоснование бартерной сделки с нерезидентами

 

Материал помещен в архив

 

БАРТЕРНЫЕ ОПЕРАЦИИ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Понятие товарообменной (бартерной) операции

Товарообменная операция - это операция, осуществляемая в пределах исполнения договоров, в том числе внешнеэкономических, которые предусматривают обмен продукции, товара, за исключением работ, услуг, на эквивалентное по стоимости количество другого товара по товарообменным (бартерным) договорам, предусматривающим полный или частичный расчет в товарной форме (п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 № 405 «О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций» (далее - постановление № 405)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 апреля 2017 г. постановление № 405 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.01.2017 № 83 утратило силу.

 

То есть бартерной операцией признается операция, в ходе которой происходит обмен товара на товар или продукции собственного производства на товар.

Так, к примеру, обмен собственной продукции или приобретенного товара на сырье и материалы либо на товар, предназначенный для последующей реализации, будет являться бартерной операцией.

 

Обратите внимание!

Операции, при которых на товар обмениваются работы и (или) услуги, бартерными не являются.

Внешнеторговые бартерные операции

Внешнеторговый договор - это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абзац 2 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178)).

Способы завершения внешнеторговой операции при экспорте установлены в подп.1.7 п.1, при импорте - подп.1.9 п.1 Указа № 178.

Так, в частности, внешнеторговая экспортная операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком Республики Беларусь (абзац 6 подп.1.7 п.1 Указа № 178).

Способы прекращения обязательств по внешнеторговым договорам перечислены также в п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее - постановление № 548/8).

Так, при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом № 178 сроки может быть завершена путем:

• полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;

• полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;

• проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;

обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;

• прекращения обязательств новацией;

• прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2017 г. п.1 постановления № 548/8 после абзаца 3 дополнен абзацем 4 постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 22.09.2017 № 711/10:

• полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих выполнение строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказание услуг в строительстве на территории Российской Федерации, и связанных с ними договоров создания объекта долевого строительства после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь в установленном порядке уступки требования либо перевода долга.

 

То есть Указ № 178 и постановление № 548/8 позволяют заключать внешнеторговые договоры мены, то есть товарообменные (бартерные) операции.

Договор мены - это сделка, по которой каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п.1 ст.538 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30 «Купля-продажа» ГК), если это не противоречит правилам главы 31 «Мена» ГК и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п.2 ст.538 ГК).

Таким образом, законодательство предусматривает возможность осуществления внешнеторговых бартерных операций.

При проведении внешнеторговых операций помимо Указа № 178 также следует руководствоваться:

Положением о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2019 г. Декрет № 28 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. Комментарии и разъяснение см. здесь;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь», которым во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 502 «О запретах и ограничениях на перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» утверждены перечни товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 апреля 2016 г. Указ № 502 на основании Указа Президент Республики Беларусь от 05.04.2016 № 124 утратил силу;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2010 № 1205 «О некоторых мерах по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 30 мая 2019 г. постановление № 1205 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2019 № 336 утратило силу;

 

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 № 544 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. № 168».

Ценообразование при бартерных операциях

Порядок ценообразования при совершении бартерных операций установлен постановлением № 405.

Учетной ценой является цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях (п.1 постановления № 405).

Учетная цена определяется:

при обмене товара собственного производства - как сформированная в соответствии с законодательством Республики Беларусь и действующая на территории республики отпускная цена производителя товара, обеспечивающая ему возмещение экономически обоснованных затрат на производство товара, выплату налогов и неналоговых платежей и прибыль, рассчитанную из принятого товаропроизводителем планового уровня рентабельности, а при государственном регулировании цены - как отпускная цена в соответствии с действующим порядком регулирования ее уровня. Учетная цена должна быть единой по всем товарообменным операциям на дату отгрузки товара;

при обмене иного товара - как цена приобретения (подп.2.1 п.2 постановления № 405).

 

Обратите внимание!

При совершении товарообменных операций для передающей стороны исключена возможность установления надбавки (наценки) на товар несобственного производства.

Ценообразование при бартерных операциях на территории Республики Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь порядок ценообразования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) только на товары (работы, услуги), перечень которых приведен в приложении 1 к нему. На остальные товары (работы, услуги) цены (тарифы) формируются с учетом конъюнктуры рынка.

Цены на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, регулируются путем установления предельных уровней рентабельности. Предельные нормативы рентабельности для указанных субъектов хозяйствования приведены в приложении 4 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 июня 2018 г. следует руководствоваться приложением 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20.

 

Обратите внимание!

При реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь (в том числе по бартерным контрактам), действуют все установленные Указом № 72 и Инструкцией № 121 ограничения по уровню цен.

В частности, по тем товарам (работам, услугам), на которые осуществляется государственное регулирование цен, субъекты хозяйствования обязаны подтверждать уровень применяемых цен (тарифов) экономическими расчетами.

 

По бартерной сделке, осуществляемой между резидентами Республики Беларусь товарами, произведенными в Республике Беларусь, составление экономического обоснования не требуется (часть первая п.3 постановления № 405).

При бартерных сделках между резидентами Республики Беларусь следует использовать утвержденные в организации и помещенные в прейскурант отпускные цены на продукцию собственного производства. На товары несобственного производства, приобретенные на территории Республики Беларусь, в процессе совершения бартерных операций должны применяться цены, по которым приобретен данный товар.

В цену приобретения товара могут быть включены транспортные расходы по доставке товара от изготовителя к покупателю. Это возможно в тех случаях, когда изготовитель цены на продукцию сформировал без учета расходов по доставке продукции покупателю.

 

Пример 1

Организация «А» приобрела у организации-изготовителя товар по цене 480 000 руб. (с учетом НДС) за единицу. Цены сформированы без включения в них транспортных расходов (на условиях франко-отправления). Товар доставила покупателю за счет его средств сторонняя организация. Транспортные расходы по доставке на единицу товара составили 24 000 руб. (с учетом НДС).

В этой ситуации в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходована стоимость приобретенного товара по цене организации-изготовителя
400 000
Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком товара
(480 000 х 20 / 120)
60
80 000
Отражена сумма транспортных расходов, приходящихся на единицу товара
41
60
20 000
Отражена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией (в расчете на единицу товара)
(24 000 х 20 / 120)
18
60
4 000

 

В рамках бартерной сделки данный товар может быть передан по цене 504 000 руб. ((400 000 + 20 000) х 120 %), в том числе НДС - 84 000 руб.

Если товар, предназначенный для обмена, приобретен у оптовой организации, то при бартерной операции этот товар должен быть передан по цене, по которой этот товар был приобретен у организации-оптовика.

 

Пример 2

Организация оптовой торговли приобрела у изготовителя товар по цене 450 000 руб. за единицу (без учета НДС).

При реализации указанного товара оптовая организация применила оптовую надбавку в размере 10 %, в результате чего отпускная цена оптовика составила 495 000 руб. без НДС, а с учетом НДС, исчисленного по ставке 10 %, - 544 500 руб.

Участник бартерной сделки, купивший товар у этой оптовой организации, вправе передать такой товар в рамках товарообменной операции по цене 544 500 руб. (с учетом НДС).

Ценообразование при совершении внешнеэкономических бартерных операций

Установленные Указом № 72 и Инструкцией № 121 ограничения по уровню цен не распространяются на сделки по реализации товаров на экспорт, в том числе по бартерным контрактам.

Поставка товаров на экспорт осуществляется по ценам с учетом конъюнктуры рынка.

Субъекты хозяйствования должны составлять экономическое обоснование бартерной сделки с нерезидентами

При совершении каждой товарообменной операции (за исключением расчетов за энергоресурсы и обмена между резидентами Республики Беларусь товарами, произведенными в Республике Беларусь) субъекты хозяйствования Республики Беларусь обязаны оформить экономическое обоснование сделки.

Экономическое обоснование сделки должно содержать:

данные по ценам на обмениваемые товары, складывающимся на рынке, для определения эквивалентности товарообмена на момент заключения или проведения сделки при соблюдении предельных цен, устанавливаемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом цены на товары, указываемые в договорах (контрактах), устанавливаются согласно законодательству Республики Беларусь;

расчет количества товаров, обеспечивающий эквивалентный обмен;

стоимость отпускаемых (экспортируемых) товаров в учетных ценах;

определение цен получаемых (импортируемых) товаров (п.3 постановления № 405).

Экономическое обоснование сделки следует составлять в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению товарообменных операций, утвержденными приказом Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства промышленности Республики Беларусь от 22.10.1999 № 105/300/340 (далее - Рекомендации № 105/300/340).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 марта 2017 г. приказ № 105/300/340 на основании приказа Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства промышленности Республики Беларусь от 20.03.2017 № 8/8/4 утратил силу.

 

Рекомендациями № 105/300/340 утверждена форма экономического обоснования, в которой указываются:

• в строке «Рыночная цена» - средняя цена, которая установилась (сложилась) на аналогичные товары на рынке (экспорта, импорта);

• в строке «Подтверждение рыночной цены» - источники информации о рыночных ценах: наименование периодического или непериодического издания (газеты, журналы, каталоги, справочники, проспекты, материалы аукционных торгов, биржевые сведения, информационный бюллетень информационно-аналитического центра по ценам Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь, издания центра маркетинга и конъюнктуры цен Министерства иностранных дел Республики Беларусь, статистическая информация), прейскуранты, прайс-листы предприятий-изготовителей, торгующих фирм, информация тендерных торгов и др. (источники указываются с реквизитами);

• в строке «Количество товара» - величина, обеспечивающая эквивалентный обмен товаров;

• в строке «Учетная цена» - стоимость получаемых (импортируемых) товаров в белорусских рублях, равная учетной стоимости отпускаемых (экспортируемых) товаров по данной товарообменной операции по учетным ценам (части первая-четвертая подп.2.3 п.2 Рекомендаций № 105/300/340).

Необходимо также учитывать, что в учетную цену должны включаться расходы, связанные:

• с транспортировкой груза до пункта назначения, указанного в договоре в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс);

• платой таможенных и налоговых платежей при вывозе экспортируемых товаров и ввозе импортируемых товаров.

Кроме того, учетная цена должна обеспечивать производителю возмещение экономически обоснованных затрат на производство товара, уплату налогов, неналоговых платежей и получение прибыли, рассчитанной исходя из принятого товаропроизводителем планового уровня рентабельности (подп.2.1 п.2 постановления № 405).

 

Пример 3

В рамках товарообменной внешнеэкономической операции планируется в обмен на отгрузку партии из двух видов собственной продукции (продукции А в количестве 20 шт. по цене 100 долл. США и продукции Б в количестве 30 шт. по цене 200 долл. США) получить 2 вида товара (товар С в количестве 50 шт. по цене 90 долл. США и товар Д в количестве 50 шт. по цене 70 долл. США).

Сформированная свободная отпускная цена (то есть учетная цена) единицы продукции А составляет 1 750 000 руб., продукции В - 3 500 000 руб.

 

Стоимость импортируемых товаров в контрактных ценах должна быть равна стоимости экспортируемых товаров (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Рыночная стоимость экспортируемых товаров в контрактных ценах

Наименование товара Единица измерения Количество Цена за единицу, долл. США Стоимость, долл. США
1. Продукция А
шт.
20
100
2 000
2. Продукция Б
шт.
30
200
6 000
ИТОГО
8 000

Таблица 2

Рыночная стоимость импортируемых товаров в контрактных ценах

Наименование товара Единица измерения Количество Цена за единицу, долл. США Стоимость, долл. США
1. Товар С 
шт.
50
90
4 500
2. Товар Д
шт.
50
70
3 500
ИТОГО
8 000

 

На основании этих данных заполняются строки 1, 2, 4-6 экономического обоснования.

В рассматриваемой ситуации экономическое обоснование будет иметь следующий вид (см. таблицу 3).

Таблица 3

Экономическое обоснование к договору (контракту) товарообмена

Наименование показателя Отпускаемый (экспортируемый) товар Получаемый (импортируемый) товар
1
1. Наименование товара
Продукция А
Продукция Б
Товар С
Товар Д
2. Рыночная цена (долл. США)
100
200
90
70
3. Подтверждение рыночной цены
Сведения Белорусской универсальной товарной биржи за 9 ноября 2015 г.
Бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» за октябрь 2015 г.
4. Договорная (контрактная) цена с учетом условий поставки (долл. США)
100
200
90
70
5. Количество товара (шт.)
20
30
50
50
6. Стоимость в договорных (контрактных) ценах (долл. США)
(стр.4 х стр.5)
2 000
6 000
4 500
3 500
7. Учетная цена (руб.)
1 750 000
3 500 000
1 575 000
1 225 000
8. Стоимость в учетных ценах (руб.)
(стр.5 х стр.7)
35 000 000
105 000 000
78 750 000
61 250 000
9. Расчетный коэффициент
(стр.8 / стр.6)
17 500
((35 000 000 + 105 000 000) /
/ 8 000)
 

 

Учетная цена импортируемых товаров (графы 3а и 3б в строке 7 экономического обоснования) определяется путем умножения их валютной цены (графы 3а и 3б в строке 4) на расчетный коэффициент, отраженный в строке 9 экономического обоснования (17 500).

В результате округления стоимость экспортируемых товаров и стоимость импортируемых товаров в учетных ценах может несколько отличаться. Расхождение между названными стоимостями допускается на величину не более полной стоимости единицы товара (подп.2.5 п.2 Рекомендаций № 105/300/340).

Если в ходе выполнения контракта произошло изменение учетных, договорных (контрактных) цен или ассортимента поставляемых или получаемых товаров, то необходимо переоформить экономическое обоснование сделки. При этом на исполненную часть сделки экономическое обоснование переоформлять необязательно (подп.2.4 п.2 Рекомендаций № 105/300/340).

 

16.01.2016

 

Валентина Прохожая, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»