


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Белорусская организация приобрела в Российской Федерации и ввезла на территорию Республики Беларусь транспортное средство. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее - Указ) в отношении данного транспортного средства необходимо уплатить утилизационный сбор.
Следует ли производить увеличение налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на сумму уплаченного утилизационного сбора?
ОТВЕТ: Не следует.
Плательщиками утилизационного сбора признаются юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения, которые ввезли в Республику Беларусь с территорий государств - членов Евразийского экономического союза транспортное средство, подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь (абзац 4 подп.1.3 п.1 Указа).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 ноября 2019 г. Указ утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении». С 16 июля 2019 г. вступили в силу Положение о порядке и условиях принятия обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, перечень видов и категорий транспортных средств, являющихся объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора и перечень документов, подтверждающих освобождение от утилизационного сбора, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437. С 1 января 2019 г. плательщиками утилизационного сбора признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения. Плательщиком признается организация или физическое лицо, приобретающие в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство, указанное в подп.1.3-1.5 п.1 ст.301 и подп.1.2 п.1 ст.302 Налогового кодекса Республики Беларусь, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе (ст.300 указанного Кодекса). |
Согласно п.1 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору) (далее - Протокол).
При импорте товаров на территорию одного государства - члена Евразийского экономического союза с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками) (п.4 ст.72 Договора).
Исходя из п.13 Протокола, взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п.27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пп.13.1-13.5 Протокола.
Для целей раздела III Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п.14 Протокола).
Стоимостью приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта).
В связи с тем, что в Протоколе предусмотрено определение налоговой базы на основе стоимости приобретенных товаров, которой является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары, а утилизационный сбор не входит в цену сделки, то не следует производить увеличение налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость на сумму уплаченного утилизационного сбора.
15.01.2016
Екатерина Недоступ, юрист