Вопрос-ответ от 16.10.2017
Автор: Овсейко С.

Белорусская организация заключила договор купли-продажи с представительством иностранной организации, аккредитованной в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. В преамбуле договора указано, что договор заключается с нерезидентом в лице Главы представительства, действующего по доверенности. Кто будет нести ответственность в случае нарушения сроков завершения внешнеторговой операции по вине иностранной организации?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Белорусская организация заключила договор купли-продажи с представительством иностранной организации, аккредитованной в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь. В преамбуле договора указано, что договор заключается с нерезидентом в лице Главы представительства, действующего по доверенности.

Кто будет нести ответственность в случае нарушения сроков завершения внешнеторговой операции по вине иностранной организации?

 

ОТВЕТ: На приобретение представительством иностранной организации товаров для собственных нужд у резидента Республики Беларусь действие Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178), в том числе относительно сроков завершения внешнеторговой операции (180 дней), не распространяется.

В данном случае представительство, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, рассматривается Указом № 178 в качестве «нерезидента», сам договор - «внешнеторговый», а резидент выступает как «экспортер». Но действие Указа № 178 не распространяется на операции, проводимые на территории Республики Беларусь резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов, дипломатическими и иными официальными представительствами (филиалами), консульскими учреждениями иностранных государств, находящимися в Республике Беларусь, для собственных нужд, необходимых для обеспечения функционирования перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений (абзац 5 подп.1.2.1 п.1 Указа № 178). Таким образом, если представительство покупает у резидента что-либо для собственных нужд, нормы Указа № 178 о предельных сроках на такую операцию не распространяются.

Если же глава представительства просто подписывает внешнеторговый договор от имени иностранного юридического лица, с основной деятельностью которого он и связан, то Указ № 178 будет применяться в полном объеме. Но в таком случае административную ответственность за превышение сроков завершения внешнеторговой операции может нести только резидент. Факт аккредитации представительства нерезидента в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, постановки на налоговый учет в белорусских налоговых органах и тому подобное значения не имеет.

 

16.10.2017

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук