Пособие от 26.09.2017
Автор: Жуков В.

Безвозмездная передача имущества государственным органам: когда она не признается реализацией


СОДЕРЖАНИЕ

 

Исчисление налога на добавленную стоимость

Отражение оборота по безвозмездной передаче в налоговой декларации зависит от метода распределения налоговых вычетов

Необходимость создания ЭСЧФ

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ: КОГДА ОНА НЕ ПРИЗНАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ

пример ситуация

Ситуация

Организация оказала безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде товарно-материальных ценностей в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300) войсковой части.

Облагается ли безвозмездная передача налогом на добавленную стоимость?

Подлежит ли отражению данный оборот в налоговой декларации (расчете) по НДС?

Следует ли выставлять электронный счет-фактуру по данной операции?

Исчисление налога на добавленную стоимость

При предоставлении (получении) безвозмездной (спонсорской) помощи юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица исчисляют и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.

Индивидуальная государственная поддержка, льготы по уплате налогов, сборов (пошлин), в том числе право на включение в состав внереализационных расходов для целей налогообложения сумм безвозмездно переданных денежных средств, стоимости безвозмездно оказанных услуг (выполненных работ) и переданного имущества, в установленном порядке предоставляются Президентом Республики Беларусь или законом (п.13 Указа № 300).

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп.1.1.3 п.1 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

 

Не признается реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в том числе в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц (подп.2.6 п.2 ст.31 НК).

Подробный порядок применения нормы подп.2.6 п.2 ст.31 НК изложен в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.07.2014 № 2-2-10/3151.

Указанным письмом разъяснено следующее.

Пунктом 3 Указа № 300 безвозмездная (спонсорская) помощь государственным органам предоставляется в порядке, установленном Указом № 300.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 ст.125 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп.1 и 2 ст.125 ГК).

Анализ указанных норм показывает, что при передаче имущества по договору спонсорской помощи государственному органу для укрепления материально-технической базы в рамках его компетенции фактическое приобретение указанного имущества осуществляется Республикой Беларусь либо ее административно-территориальной единицей в лице данного органа. В таких ситуациях никаких специальных полномочий со стороны государственного органа не требуется.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые в ст.125 НК, а также юридические лица и граждане (п.3 ст.125 ГК).

Таким образом, государственные органы, которые будут выступать от имени Республики Беларусь не в рамках своих полномочий, должны быть определены законодательством и иметь на это специальное поручение.

Для принятия решения о возможности применения подп.2.6 п.2 ст.31 НК при безвозмездной передаче имущества не государственным органам, а иным юридическим лицам или физическим лицам, рекомендуется организации, оказывающей безвозмездную спонсорскую помощь, до ее оказания запрашивать у юридических и физических лиц, выступающих получателями такой помощи, подтверждение полномочий на приобретение ими имущества в государственную собственность.

Воинские части - органы военного управления, структурные подразделения Министерства обороны Республики Беларусь.

Если Министерство обороны уполномочит воинскую часть на получение данной помощи, то организация сможет применить подп.2.6 п.2 ст.31 НК.

Таким образом, в случае наличия оснований для применения в отношении оборота по передаче воинской части товарно-материальных ценностей положений подп.2.6 п.2 ст.31 НК указанный оборот не признается реализацией товара, соответственно, не подлежит обложению НДС.

Отражение оборота по безвозмездной передаче в налоговой декларации зависит от метода распределения налоговых вычетов

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом на добавленную стоимость (часть первая п.15 ст.107 НК).

Для определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей вычету в порядке, установленном частью первой п.15 ст.107 НК, плательщик в том налоговом периоде, в котором безвозмездно переданы (выполнены, оказаны) товары (работы, услуги), имущественные права, вправе применить по выбору метод:

• раздельного учета налоговых вычетов независимо от факта выбора данного метода согласно учетной политике организации (решению индивидуального предпринимателя), определив указанную сумму как фактически предъявленные суммы налога на добавленную стоимость при приобретении (уплаченные при ввозе) безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо как налоговые вычеты, равные 20 % от стоимости безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

• распределения налоговых вычетов по удельному весу, включив операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе не признаваемые реализацией или объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, в общую сумму оборота по реализации в порядке, установленном частью третьей п.24 ст.107 НК (часть третья п.15 ст.107 НК).

Если организация применит раздельный метод учета налоговых вычетов, то оборот по безвозмездной передаче в декларации по НДС не отражается.

В случае если для определения суммы НДС, подлежащей вычету в порядке, установленном п.15 ст.107 НК, организация выберет метод распределения налоговых вычетов по удельному весу, рассматриваемый оборот подлежит отражению в строке 91 раздела I декларации (расчета) по НДС.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма декларации (расчета) по НДС. Комментарий см. здесь.

Необходимость создания ЭСЧФ

Электронный счет-фактура не создается плательщиком при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст.93 НК (за исключением случаев, предусмотренных пп.14 и 15 ст.1061 НК) и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и не подлежащих отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость (п.7 ст.1061 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Случаи, когда плательщикам не требуется создавать электронные счета-фактуры в 2018 году, определены в подп.2.3 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».  

 

Поэтому если передача войсковой части имущества не признается реализацией и, соответственно, не облагается НДС, то, независимо от того, отражается ли такой оборот в строке 91 декларации (расчета) по НДС, ЭСЧФ не создается.

 

26.09.2017

 

Владимир Жуков, экономист