Пособие от 19.03.2013
Автор: Шкирман С.

Безвозмездная помощь: нормы законодательства по получению, регистрации, использованию, налогообложению, учету и составлению отчетности


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ: НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПОЛУЧЕНИЮ, РЕГИСТРАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ, УЧЕТУ И СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ

Иностранная безвозмездная помощь

* Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 24).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 марта 2016 г. взамен Декрета № 24 принят Декрет Президента РБ от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

 

Под иностранной безвозмездной помощью понимаются денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (имущество), безвозмездно предоставляемые в пользование, владение, распоряжение организациям и физическим лицам Республики Беларусь (далее - получатели) иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, а также лицами без гражданства и анонимными жертвователями (часть первая подп.1.1 п.1).

В Декрете № 24 приведен перечень документов, представляемых в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ (далее - Департамент по гуманитарной деятельности) для регистрации иностранной безвозмездной помощи (подп.1.2 п.1), перечислены цели, на которые она может использоваться (часть первая п.4).

Иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на счета в банках Республики Беларусь в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь (п.2).

Действие Декрета № 24:

• не распространяется на международную техническую помощь и иные виды иностранной безвозмездной помощи, предоставляемой по проектам и программам, одобренным Президентом РБ, а также в соответствии с действующими для Республики Беларусь межгосударственными договорами;

• не затрагивает прав иностранных граждан, которым в соответствии с нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, предоставлены равные с гражданами Республики Беларусь права в области гражданских отношений (часть вторая подп.1.1 п.1).

* Положение о Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 13.11.2001 № 660.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2016 г. Положение № 660 изложено в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2016 № 63.

 

Положением определены основные задачи Департамента по гуманитарной деятельности и его функции, в числе которых - координация деятельности юридических и физических лиц по вопросам реализации гуманитарных программ (в т.ч. распределения и использования гуманитарной помощи и оздоровления детей за рубежом), регистрация и учет иностранной безвозмездной помощи, контроль за деятельностью юридических и физических лиц при получении, распределении и целевом использовании такой помощи.

* Постановление Управления делами Президента РБ от 17.09.2010 № 9 «О порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи».

Данным постановлением утверждена Инструкция о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи (далее - Инструкция № 9) и установлены следующие формы:

заявление о регистрации иностранной безвозмездной помощи (приложение 1);

план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи (приложение 2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Вместо постановления № 9 действуют постановление Управления делами Президента РБ от 08.02.2016 № 2 «Об установлении форм документов», вступающее в силу с 4 марта 2016 г., и Декрет Президента РБ от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», порядок вступления в силу которого регулируется п.6.

 

Иностранная безвозмездная помощь, предоставленная организациям и физическим лицам иностранными государствами, международными организациями, иностранными организациями и гражданами, лицами без гражданства и анонимными жертвователями, регистрируется в Департаменте по гуманитарной деятельности. Не подлежит регистрации иностранная безвозмездная помощь в виде рекламной продукции, образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств, полученная организациями, независимо от ее размера (стоимости) (п.2 Инструкции № 9).

В п.3 Инструкции № 9 перечислены случаи, в которых Департамент по гуманитарной деятельности отказывает в регистрации иностранной безвозмездной помощи.

Полученная физическими лицами посредством банковских и почтовых переводов, отправлений (в т.ч. международных почтовых отправлений, на которые начисляются таможенные платежи) иностранная безвозмездная помощь в виде денежных средств (в т.ч. в иностранной валюте) или товаров (имущества) в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин (далее - БВ) в месяц на дату ее поступления (либо в эквивалентной сумме в иностранной валюте), предназначенная для использования на цели, предусмотренные абзацами 2-6 части первой п.4 Декрета № 24, а также для личных нужд, подлежит учету в Департаменте по гуманитарной деятельности без оформления удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи (часть первая п.5 Инструкции № 9).

На основании п.6 Инструкции № 9 иностранная безвозмездная помощь, полученная в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на благотворительные счета в банках Республики Беларусь, за исключением иностранной безвозмездной помощи, указанной в части первой п.5 Инструкции № 9.

Состав документов и (или) сведений, представляемых для регистрации иностранной безвозмездной помощи физическими лицами и организациями, различен, что указано в п.7 Инструкции № 9.

Согласно п.13 Инструкции № 9 документом, подтверждающим регистрацию иностранной безвозмездной помощи, является выдаваемое Департаментом по гуманитарной деятельности удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи, составленное по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 9.

Руководители организаций-получателей несут персональную ответственность за обеспечение сохранности, учета и целевого использования поступившей иностранной безвозмездной помощи (п.19 Инструкции № 9).

Акт приемки иностранной безвозмездной помощи составляется по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 9 комиссией (созданной приказом (распоряжением) руководителя организации-получателя) в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа после осуществления проверки соответствия товаров (имущества) сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, в соответствии с которыми товар (имущество) доставлен. Акт приемки иностранной безвозмездной помощи составляется в 4 экземплярах, первый остается у получателя, второй передается в Департамент по гуманитарной деятельности, третий - в местный исполнительный и распорядительный орган, четвертый - в таможенный орган по требованию указанного органа (п.20 Инструкции № 9).

При распределении иностранной безвозмездной помощи ее отпуск организациям производится по актам приема-передачи, товарно-транспортным накладным и другим первичным учетным документам в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а физическим лицам - по ведомостям, составленным по форме, приведенной в приложении 5 к Инструкции № 9, а также иным документам (п.26 Инструкции № 9).

При поступлении товаров (имущества), непригодных к использованию в соответствии с определенными целями, комиссия в присутствии представителей местного исполнительного и распорядительного органа и таможенного органа составляет акт непригодной иностранной безвозмездной помощи по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 9 для определения цели последующего использования таких товаров (имущества). В случае распределения товаров (имущества), непригодных к использованию в соответствии с заявленными целями, руководители организации-получателя несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п.23 Инструкции № 9).

Получателей иностранной безвозмездной помощи в виде наличных денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, подлежащей регистрации, п.30 Инструкции № 9 обязывает представить в Департамент по гуманитарной деятельности отчет об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 9.

Получатели иностранной безвозмездной помощи, которая освобождена от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в соответствии с частью первой п.3 Декрета № 24, обязаны представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого они находятся, и (или) в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ по месту постановки их на учет документы, предусмотренные частью третьей п.3 Декрета № 24 (п.31 Инструкции № 9).

* Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).

Регистрации иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности посвящены подп.2.35 и 2.36 п.2 единого перечня.

При поступлении в качестве иностранной безвозмездной помощи:

• зарегистрированных и незарегистрированных лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций следует руководствоваться подп.10.5.2 п.10 единого перечня;

• незарегистрированных изделий медицинского назначения и медицинской техники - подп.10.28.4 п.10 единого перечня.

При государственной регистрации договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, в соответствии с которым осуществляется отчуждение капитального строения, незавершенного законсервированного капитального строения либо изолированного помещения, машино-места, следует руководствоваться подп.17.50 п.17 единого перечня.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться подп.10.5.2 и 10.28.4 единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 26.02.2016 № 158.

С 4 марта 2016 г. следует руководствоваться подп.2.35 и 2.36 единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 19.02.2016 № 140.

С 11 июня 2017 г. следует руководствоваться п.17.50 единого перечня в редакции постановления Совета Министров РБ от 08.06.2017 № 437.

 

* Перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200.

В п.18.22 перечня перечислены документы и (или) сведения, представляемые гражданином в Департамент по гуманитарной деятельности для осуществления регистрации иностранной безвозмездной помощи, поступившей в виде денежных средств (подп.18.22.1) или товаров (имущества) (подп.18.22.2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2017 г. следует руководствоваться п.18.22 перечня № 200 в редакции Указа Президента РБ от 20.01.2017 № 21 (далее - Указ № 21).

 

* Указ Президента РБ от 06.06.2006 № 375 «Об использовании безвозмездной помощи, предоставляемой Республике Беларусь Китайской Народной Республикой».

Товары (имущество), включая денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте), и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности (по перечням, согласованным Советом Министров РБ с Правительством Китайской Народной Республики), предоставляемые в качестве безвозмездной помощи Республике Беларусь Китайской Народной Республикой, используются для минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (п.1).

Указ предусматривает освобождение товаров (имущества), включая денежные средства (в т.ч. в иностранной валюте), и имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в качестве безвозмездной помощи из Китайской Народной Республики, от уплаты таможенных платежей и основных видов налогов (пп.3 и 4).

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи, полученной в соответствии с Указом, налоги, сборы, пошлины взыскиваются в установленном порядке (подп.5.1 п.5).

* Постановление Кабинета Министров РБ от 28.10.1996 № 682 «О некоторых мерах по организации работы по приему имущества, поступающего в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи».

Содержит перечень поручений министерствам и ведомствам, направленных на улучшение организации работы по приему имущества, поступающего в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной помощи.

Кроме того, постановлением установлено, что:

• в первоочередном порядке в гостиницах размещаются лица, доставляющие в Республику Беларусь грузы гуманитарной помощи, на основании предъявленных таможенных документов, подтверждающих факт доставки таких грузов; руководители иностранных благотворительных организаций, прибывающие в Республику Беларусь для проведения переговоров о предоставлении иностранной безвозмездной помощи, организации оздоровления детей и реализации других гуманитарных программ, лица, оказывающие иностранную безвозмездную помощь в виде денежных средств, лица, осуществляющие работы на безвозмездной основе (волонтеры), - на основании ходатайства Департамента по гуманитарной деятельности;

• оплата оказываемых в гостинице услуг указанным лицам производится по тарифам, установленным для граждан РБ.

* Письмо Нацбанка РБ от 30.11.2005 № 21-19/971 «О получателях иностранной безвозмездной помощи».

Иностранные граждане (лица без гражданства), имеющие вид на жительство в Республике Беларусь, не являются физическими лицами (гражданами) Республики Беларусь и поэтому не обязаны регистрировать денежные средства, поступающие из-за рубежа, в качестве иностранной безвозмездной помощи в Департаменте по гуманитарной деятельности и заполнять уведомление в банке при получении денежных средств, размер которых не превышает 30 БВ.

* Письмо Нацбанка РБ от 27.12.2004 № 21-20/1150 «О благотворительных счетах».

Национальный банк РБ рекомендует открывать благотворительные счета без взимания платы за открытие данного счета и не взимать комиссионное вознаграждение банка за снятие наличных средств с благотворительного счета и за расчетное обслуживание указанного счета (за исключением случаев, когда указанная статья расходов отражена в плане целевого использования иностранной безвозмездной помощи).

Контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи

* Положение о порядке осуществления контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи, утвержденное Указом Президента РБ от 28.11.2003 № 537.

В Положении перечислены государственные органы, осуществляющие контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи, определен порядок обмена между ними информацией, касающейся регистрации и контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи, а также информацией о проведенных проверках и их результатах.

* Инструкция по представлению отчетности по целевому использованию иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.09.2004 № 150.

Инструкция определяет порядок осуществления контроля за использованием иностранной безвозмездной помощи, поступающей в виде денежных средств, путем ежемесячного представления банками Республики Беларусь в Национальный банк РБ отчетности по ее целевому использованию. Такая информация представляется по форме отчетности 1044 «Сведения о целевом использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - форма 1044) в виде комплекта текстовых файлов формата MS-DOS согласно:

приложению 1 к Инструкции - юридическими лицами;

приложению 2 - физическими лицами;

приложению 3 - физическими лицами по уведомлению (пп.12-14).

Установлено, что иностранная безвозмездная помощь, полученная в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, подлежит внесению получателями на благотворительные счета (в иностранной валюте или белорусских рублях) в банках Республики Беларусь (часть первая п.3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 марта 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке составления и представления банками отчетности 1044 «О целевом использовании иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств» и информации о получении физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.01.2016 № 46.

 

* Письмо Нацбанка РБ от 11.05.2012 № 21-17/56 «О контроле за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи».

В нем изложен механизм осуществления контроля за целевым использованием денежных средств в иностранной валюте, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи, а также порядок заполнения отчетности по форме 1044.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 мая 2016 г. письмо на основании письма № 21-17/56 Нацбанка РБ от 20.05.2016 № 21-18/83 утратило силу.

Оздоровление детей за рубежом, осуществляемое на основе иностранной безвозмездной помощи

* Указ Президента РБ от 18.02.2004 № 98 «Об организации оздоровления детей за рубежом, осуществляемого на основе иностранной безвозмездной помощи».

Указом, в частности, установлено, что:

• деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом, имеют право осуществлять за счет иностранной безвозмездной помощи юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке специальное разрешение (лицензию), республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией и структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, если указанная деятельность является одной из функций этих подразделений (далее - организации) (подп.1.1 п.1);

• организации направляют детей на оздоровление в иностранные государства, с которыми Республика Беларусь заключила международные договоры, предусматривающие гарантии компетентных органов иностранного государства по обеспечению безопасного пребывания детей на оздоровлении в данном государстве и их своевременному возвращению в Республику Беларусь, при наличии договорных отношений с организациями в этих государствах по вопросам оздоровления детей, не противоречащих указанным международным договорам. До заключения Республикой Беларусь таких международных договоров организации вправе направлять детей на оздоровление за рубеж в составе специальных организованных групп при наличии договорных отношений с организациями в этих государствах (подп.1.2 п.1).

* Инструкция о порядке направления детей, содержащихся в детских интернатных учреждениях, входящих в систему комитетов по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов, на оздоровление за рубеж, осуществляемое на основе иностранной безвозмездной помощи, подготовки и инструктажа сопровождающих лиц, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2004 № 56.

Направление указанных детей, выезжающих в составе общих и специальных организованных групп (или отдельных детей), на оздоровление за рубеж на основе иностранной безвозмездной помощи осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии договорных отношений с иностранными организациями, получившими в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) (п.1).

* Постановление Минздрава РБ от 27.12.2004 № 49 «О порядке направления детей в составе специальных организованных групп на оздоровление за рубеж, осуществляемое на основе иностранной безвозмездной помощи, и сопровождающих их лиц».

Постановлением утверждены:

Инструкция о порядке проведения медицинского отбора и оформления медицинской справки о состоянии здоровья детей, выезжающих на оздоровление за рубеж;

Инструкция о порядке подготовки и инструктажа лиц, сопровождающих детей, выезжающих на оздоровление за рубеж в составе специальных организованных групп;

Инструкция о порядке согласования списков детей, выезжающих на оздоровление за рубеж в составе специальных организованных групп, и сопровождающих их лиц.

Международная техническая помощь

* Указ Президента РБ от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь» (далее - Указ № 460).

В Указе дано определение международной технической помощи.

Кроме того, установлено, что получатели такой помощи представляют в Комиссию по вопросам международного технического сотрудничества при Совете Министров РБ проекты (программы) международной технической помощи. Перечни товаров (имущества, в т.ч. денежных средств), работ и услуг, предоставляемых для реализации указанных проектов (программ), направляются в названную Комиссию получателями международной технической помощи и (или) поставщиками товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи (часть первая подп.1.2 п.1).

Документ предусматривает освобождение объектов (в т.ч. денежных средств), получаемых в рамках международной технической помощи, от уплаты таможенных платежей и основных видов налогов (подп.1.3 п.1).

При нецелевом использовании международной технической помощи освобождение от уплаты таможенных платежей и основных видов налогов не распространяется на получаемые (выполняемые, оказываемые) в рамках этой помощи денежные средства, в т.ч. в иностранной валюте, товары (работы, услуги), а также на иное имущество. В этом случае налоги, пошлины, сборы и отчисления уплачиваются (взыскиваются) с начислением пени, штрафов в соответствии с законодательством (подп.1.4 п.1).

Если нормами международных договоров, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Указе, то применяются правила международных договоров (подп.1.6 п.1).

* Постановление Минэкономики РБ от 11.05.2005 № 86 «О подготовке получателями международной технической помощи проектных предложений и характеристик проектов (программ) указанной помощи».

Утверждена форма, по которой оформляются проектные предложения и характеристики проектов (программ) международной технической помощи получателями такой помощи.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 октября 2015 г. следует руководствоваться постановлением Минэкономики РБ от 02.10.2015 № 57 «О паспорте проекта международной технической помощи».

Безвозмездная (спонсорская) финансовая и иная помощь

* Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

В п.2 Указа № 300 перечислены цели, на которые может быть предоставлена безвозмездная (спонсорская) помощь организациям и индивидуальным предпринимателям. На цели, не предусмотренные в этом перечне, помощь предоставляется по решению Президента РБ или с его согласия.

Случаи, в которых предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается, перечислены в п.4 Указа № 300.

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор, примерная форма которого утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779) (п.5).

Организации и индивидуальные предприниматели, принимающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, представляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, оказавшим такую помощь, отчет о целевом использовании безвозмездной (спонсорской) помощи (в произвольной форме) в соответствии с Указом № 300 и заключенным договором предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (п.6).

Юридические лица ведут учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.7).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, определяют вид товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п.8).

Совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями, названными в части первой п.9 Указа № 300, в течение календарного года не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается (п.9).

Юридические лица, не названные в частях первой и четвертой п.9 Указа № 300, а также индивидуальные предприниматели вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь без ограничения ее размера (п.10).

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.12).

Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность (п.14).

* Указ Президента РБ от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации».

С 1 июля 2011 г. до 1 января 2017 г. от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций в размере не более 10 % валовой прибыли, безвозмездно переданная в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь (подп.2.4 п.2 и п.8):

• организациям культуры или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права на объекты авторского права и смежных прав;

• организациям для выполнения работ по производству фильмов;

• государственным юридическим лицам и хозяйственным обществам, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, для выполнения работ по производству телерадиопередач;

• организациям для проведения реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

• организациям для осуществления социально значимых проектов в глобальной компьютерной сети Интернет (на основании заключения Министерства информации РБ об отнесении проектов, осуществляемых в глобальной компьютерной сети Интернет, к социально значимым).

При этом в состав внереализационных доходов указанных выше организаций-получателей не включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств.

* Указ Президента РБ от 01.08.2011 № 335 «О мерах социальной поддержки лиц, пострадавших в результате акта терроризма, произошедшего 11 апреля 2011 г.».

На безвозмездную помощь, предоставляемую (оказываемую) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями семьям (близким родственникам) погибших (умерших) и лицам, пострадавшим в результате акта терроризма, произошедшего 11 апреля 2011 г. в г.Минске на станции метро «Октябрьская», действие Указа № 300 не распространяется (подп.1.3 п.1).

* Указ Президента РБ от 01.08.2011 № 342 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы».

Установлено, что в 2011-2015 гг. юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям, участвующим в реализации Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы (далее - Государственная программа), имеют право:

• на основании договоров предоставлять помощь без ограничения ее размера и согласования в установленном порядке с руководителями соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, местных исполнительных и распорядительных органов;

• при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, которые будут приобретены на эти средства получателями такой помощи (подп.4.2 п.4).

Прибыль юридических лиц (доход индивидуальных предпринимателей), оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь организациям, участвующим в выполнении Государственной программы, в сумме денежных средств, безвозмездно переданных этим организациям и (или) направленных на оплату товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав для них по договорам о переводе долга, и стоимости безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) товаров (имущества), имущественных прав (работ, услуг) данным организациям освобождается от налогообложения при условии подтверждения местными исполнительными и распорядительными органами факта оказания такой безвозмездной (спонсорской) помощи организациям, участвующим в выполнении Государственной программы (подп.4.3 п.4).

Денежные средства, товары (имущество), работы, услуги, имущественные права, безвозмездно полученные организациями, участвующими в реализации Государственной программы, от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, используются на цели, предусмотренные Государственной программой, и не учитываются при налогообложении этих организаций при условии подтверждения местными исполнительными и распорядительными органами целевого использования таких денежных средств, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав (подп.4.4 п.4).

* Постановление Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 «Об утверждении примерной формы договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи».

Утверждена примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. В приложениях к этому договору приводятся:

перечень товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи;

виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи.

* Порядок согласования и учета договоров о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 18.08.2005 № 203.

Устанавливает порядок согласования и учета в аппарате Министерства архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры) договоров об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи направляемыми организациями, находящимися в подчинении Минстройархитектуры, и организациями, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых, обыкновенных) или иных голосующих акций находятся в собственности Республики Беларусь и в отношении которых Минстройархитектуры осуществляет управление этими акциями, для получения согласования (п.1).

* Приказ Минстройархитектуры РБ от 26.12.2005 № 338 «О некоторых вопросах оказания спонсорской помощи».

Установлено, что основным и обязательным условием оказания безвозмездной (спонсорской) помощи является наличие в организациях реальных источников для ее выплаты (чистая прибыль текущего года или неиспользованный остаток прибыли прошлых лет), кроме подшефных сельскохозяйственных организаций (п.1).

В отдельных случаях (при необходимости оказания помощи подшефным сельскохозяйственным и другим организациям) руководителям организаций предоставляется право использовать на эти цели неиспользуемые или имеющиеся сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей без ущерба для основного производства (подп.1.1 п.1).

* Инструкция о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи работникам подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь организаций, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование аппарата и жилищного фонда Департамента по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденная постановлением Комитета по материальным резервам при Совете Министров РБ от 25.06.2004 № 15.

Инструкция определяет порядок выплаты безвозмездной финансовой помощи, оказываемой Департаментом по материальным резервам Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ и подчиненными этому Министерству организациями, обеспечивающими сохранность государственного материального резерва, для первоначального взноса на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также на частичное погашение задолженности по полученным на жилищное строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения льготным кредитам.

В приложении 2 к Инструкции приведена форма книги регистрации заявлений работников на предоставление безвозмездной финансовой помощи.

* Инструкция об организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи, утвержденная решением Мингорисполкома от 03.11.2005 № 1950.

Определяет порядок организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств (в т.ч. в иностранной валюте), товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, Минским городским исполнительным комитетом, его управлениями, являющимися юридическими лицами, комитетами, администрациями районов г.Минска, управлениями администраций районов г.Минска, являющимися юридическими лицами, организациями коммунальной собственности г.Минска и организациями, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находится в коммунальной собственности г.Минска.

Налогообложение

* Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 03.04.2008 № 30-9 (г.Санкт-Петербург) «О модельном законе «О меценатстве и спонсорстве».

Принят модельный закон «О меценатстве и спонсорстве», в котором даны определения понятиям «меценат», «меценатство», «спонсор» и др. (ст.2).

При перемещении через таможенную границу товаров, предназначенных для целевых добровольных безвозмездных пожертвований на осуществление меценатской деятельности, меценатам (физическим и юридическим лицам) предоставляется льготный порядок налогообложения, включающий полное или частичное освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (п.6 ст.12).

* Налоговый кодекс РБ.

На основании подп.1.12 и 1.13 п.1 ст.96 данного кодекса товары, относящиеся к иностранной безвозмездной помощи, а также товары, получаемые (полученные) в качестве международной технической помощи и (или) приобретенные за счет средств международной технической помощи, предназначенные для целей, определенных проектом (программой) международной технической помощи, освобождаются от НДС при ввозе их на территорию Республики Беларусь в порядке и на условиях, установленных Декретом № 24.

Не признаются объектами налогообложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи и (или) получателем международной технической помощи для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Указом № 460 (подп.2.19 п.2 ст.93).

Не включаются в состав внереализационных доходов (а значит, не облагаются налогом на прибыль) товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные в качестве иностранной безвозмездной помощи или международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Декретом № 24 и Указом № 460 (подп.4.9.6 п.4 ст.128).

Не признаются объектом обложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. не завершенные строительством, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи (подп.2.3 п.2 ст.185).

От подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы в виде безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь:

инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, - в размере, не превышающем 66 150 000 бел.руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода;

плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном постановлением Минздрава РБ от 07.03.2012 № 14 (далее - постановление № 14) (подп.1.21 п.1 ст.163).

От подоходного налога с физических лиц освобождаются также доходы, получаемые из средств иностранной безвозмездной помощи (в т.ч. получаемые детьми и сопровождающими их лицами в связи с оздоровлением детей за рубежом) или международной технической помощи в порядке и на условиях, установленных Декретом № 24 и Указом № 460 (подп.1.42 п.1 ст.163).

* Постановление № 14.

Установлено, что подтверждением нуждаемости гражданина в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операции, для целей освобождения от подоходного налога безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь, предоставляемой этому гражданину для оказания такой медицинской помощи, является медицинская справка о состоянии здоровья, выдаваемая в порядке, установленном п.7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 апреля 2017 г. следует руководствоваться п.7.6 перечня № 200 в редакции Указа № 21.

 

* Письмо МНС РБ от 15.09.2011 № 2-2-23/1651 «Актуальные вопросы исчисления налога на прибыль».

При получении в рамках иностранной безвозмездной помощи, освобожденной от налога на прибыль Управлением делами Президента РБ по согласованию с Президентом РБ, иностранной валюты и при ее дальнейшей продаже для распределения между организациями и физическими лицами Республики Беларусь, получающими такую помощь согласно плану, объекта для исчисления налога на прибыль не возникает (ответ на второй вопрос в письме).

Вместе с тем стоимость товарно-материальных ценностей, полученных от нерезидента Республики Беларусь на рекламные цели, включается в состав внереализационных доходов и учитывается при налогообложении прибыли, поскольку использование организацией товарно-материальных ценностей в качестве рекламных материалов и образцов для изучения характеристик, потребительских свойств и качеств, а также для технических испытаний не поименовано в части первой п.4 Декрета № 24 (ответ на третий вопрос в письме).

Денежные средства, полученные по итогам соревнований из областного бюджета, носящие характер целевого финансирования, не включаются в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль при условии использования данных средств по целевому назначению (ответ на девятый вопрос в письме).

Бухгалтерский учет

* Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 112.

Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о полученной от других лиц международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездной (спонсорской) помощи в коммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) (п.1).

Обозначены хозяйственные операции, в отношении которых порядок бухгалтерского учета безвозмездной помощи, установленный названной Инструкцией, не применяется (п.2).

* Инструкция по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 113.

Разные периоды признания дохода по безвозмездно полученному имуществу влияют на возникновение вычитаемой временной разницы и отражение в бухгалтерском учете соответствующего отложенного налогового актива.

Меры ответственности

* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.

Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи (по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 9) влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ (часть 1 ст.23.23).

Нецелевое использование (полностью или частично) иностранной безвозмездной помощи ее получателями либо организациями или физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств в нарушение законодательства (в т.ч. положений Декрета № 24 и Инструкции № 9) влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 БВ с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации (часть 2 ст.23.23).

Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь (в т.ч. п.2 Декрета № 24), влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 БВ (часть 3 ст.23.23).

Предоставление иностранным гражданином или лицом без гражданства иностранной безвозмездной помощи на осуществление деятельности, запрещенной законодательством, влечет депортацию с конфискацией этой помощи (часть 1 ст.23.24).

Получение, а равно и хранение, перемещение иностранной безвозмездной помощи для осуществления экстремистской деятельности или других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики Национального собрания РБ, организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов, проведения семинаров или других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 200 БВ с конфискацией этой помощи, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи (часть 2 ст.23.24).

Предоставление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов (в т.ч. Указа № 300) влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ, а на индивидуального предпринимателя - от 20 до 50 БВ (часть 1 ст.23.84).

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 25 БВ, а на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 БВ (часть 2 ст.23.84).

Использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами (см. в т.ч. п.4 Указа № 300), либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, на индивидуального предпринимателя - от 100 до 150 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости, а на юридическое лицо - до 200 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости (часть 3 ст.23.84).

Использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 БВ (часть 4 ст.23.84).

 

19.03.2013

 

Сергей Шкирман, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»