Пособие от 12.09.2012
Автор: Чернюк А.

Безвозмездная помощь: оформление, использование, учет


СОДЕРЖАНИЕ

 

Иностранная безвозмездная помощь

   Нормативные документы

   Регистрация иностранной безвозмездной помощи

   Получение и использование иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств

   Приемка и оценка иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества)

   Меры ответственности

Безвозмездная помощь от источников в Республике Беларусь

   Порядок получения и использования безвозмездной помощи

   Ограничение размера безвозмездной помощи

   Меры ответственности

Бухгалтерский учет

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ: ОФОРМЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, УЧЕТ

Деятельность бюджетных организаций осуществляется в соответствии с утвержденными сметами за счет бюджетных средств, за счет доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, а также за счет иных средств, например, безвозмездной помощи. Безвозмездную помощь, получаемую в соответствии с действующим законодательством, можно подразделить на помощь, поступающую от иностранных источников, и помощь, поступающую от источников в Республике Беларусь.

Иностранная безвозмездная помощь

Нормативные документы

К нормативным документам, регулирующим порядок получения и использования иностранной безвозмездной помощи, относятся:

Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 24).

Иностранная безвозмездная помощь может быть получена в виде денежных средств (в т.ч. в иностранной валюте), а также в виде товаров (имущества) от иностранных государств, международных организаций, иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства и анонимных жертвователей (часть первая подп.1.1 п.1 Декрета № 24).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 марта 2016 г. Декрет № 24 на основании Декрета Президента РБ от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» утратил силу .

 

В части первой п.4 Декрета № 24 определены цели, на которые может быть направлена иностранная безвозмездная помощь (например, на оказание медицинской помощи).

Иностранная безвозмездная помощь, направляемая на цели, определенные Декретом № 24, освобождается от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин на ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары), налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, подлежащих уплате ее получателями. При этом получатели иностранной безвозмездной помощи обязаны представить в таможенный орган, в регионе деятельности которого они находятся, и в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки их на учет документы, предусмотренные частью третьей п.3 Декрета № 24.

Названные выше льготы предоставляются также организациям и физическим лицам Республики Беларусь, получившим такую помощь в порядке ее распределения согласно плану (часть первая п.3 Декрета № 24).

Использование иностранной безвозмездной помощи на другие цели (не определенные Декретом № 24) является нецелевым (подп.1.3 п.1 Декрета № 24);

Положение о порядке осуществления контроля за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи, утвержденное Указом Президента РБ от 28.11.2003 № 537.

Контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи осуществляется Комитетом государственного контроля РБ, Министерством внутренних дел РБ, Министерством по налогам и сборам РБ, Государственным таможенным комитетом РБ, их территориальными органами, Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ (далее - Департамент) и другими государственными органами в соответствии с законодательством (п.2).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 марта 2016 г. Указ № 537 утратил силу на основании Декрета Президента РБ от 31.08.2015 № 5. В настоящее время контроль за получением и целевым использованием иностранной безвозмездной помощи регулируется главой 10 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом № 5;

 

постановление Управления делами Президента РБ от 17.09.2010 № 9, которым утверждены:

Инструкция о порядке регистрации, учета, получения и использования иностранной безвозмездной помощи (далее - Инструкция № 9);

форма заявления о регистрации иностранной безвозмездной помощи согласно приложению 1;

форма плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи согласно приложению 2.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Вместо постановления № 9 действуют постановление Управления делами Президента РБ от 08.02.2016 № 2 «Об установлении форм документов», вступающее в силу с 4 марта 2016 г., и Декрет Президента РБ от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи», порядок вступления в силу которого регулируется п.6;

 

Положение о порядке и условиях выдачи Министерством здравоохранения разрешений на ввоз лекарственных средств, фармацевтических субстанций, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденное подп.1.40 п.1 постановления Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 (далее - Положение № 1397).

Количество лекарственных средств, поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи, должно быть не менее потребности, необходимой на курс лечения. При выдаче разрешения на ввоз лекарственных средств, поступающих в качестве иностранной безвозмездной помощи, учитывается остаточный срок их годности. Лекарственные средства со сроком годности 5 и более лет должны иметь остаточный срок годности не менее 2 лет, а лекарственные средства со сроком годности менее 5 лет и стерильные изделия медицинского назначения - не менее 1 года. При ввозе лекарственных средств в количествах, предназначенных для лечения ограниченного числа больных, а также для оказания медицинской помощи в экстренных случаях указанные сроки по решению Министерства здравоохранения РБ могут быть изменены (п.12 Положения № 1397).

Названные документы не распространяются на международную техническую помощь, которую мы рассматривать в данном материале не будем. Порядок предоставления данной помощи регулируется Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 «О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь».

Регистрация иностранной безвозмездной помощи

Иностранная безвозмездная помощь регистрируется в Департаменте.

Для регистрации иностранной безвозмездной помощи организации представляют (или направляют почтой) в Департамент документы и сведения, предусмотренные пп.2.35 и 2.36 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (часть вторая п.7 Инструкции № 9).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июля 2017 г. пп.2.35 и 2.36 перечня № 156 исключены постановлением Совета Министров РБ от 08.06.2017 № 437.

 

Документом, подтверждающим регистрацию иностранной безвозмездной помощи, является выдаваемое Департаментом удостоверение о регистрации иностранной безвозмездной помощи (приложение 2 к Инструкции № 9). При регистрации денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, в удостоверении указывается общая сумма, а при регистрации товаров (имущества) - общая стоимость.

К удостоверению прилагаются документы, на которых проставляется штамп Департамента. Перечень прилагаемых документов определен п.13 Инструкции № 9.

При регистрации денежных средств (включая иностранную валюту) к удостоверению прилагаются:

• план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованный с Департаментом;

• документ, подтверждающий внесение (поступление) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, на благотворительный счет в банке Республики Беларусь.

При регистрации товаров (имущества) к удостоверению прилагаются:

• план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованный с Департаментом;

• копия акта приемки иностранной безвозмездной помощи.

Запрещается использование иностранной безвозмездной помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения (часть седьмая подп.1.2 п.1 Декрета № 24).

Департамент ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет информацию о выданных удостоверениях, подтверждающих регистрацию иностранной безвозмездной помощи, в Комитет государственного контроля РБ и Министерство по налогам и сборам РБ (п.33 Инструкции № 9).

Получение и использование иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств

Иностранная безвозмездная помощь, полученная организациями в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, подлежит внесению на благотворительные счета (в белорусских рублях или в иностранной валюте) в банках Республики Беларусь (п.6 Инструкции № 9).

Иностранная безвозмездная помощь, полученная наличными денежными средствами, подлежит внесению получателями на счета в банках в течение 5 банковских дней со дня ее получения или ввоза на территорию Республики Беларусь.

Наличные денежные средства (включая иностранную валюту), ввозимые на территорию Республики Беларусь, если они будут использоваться в качестве иностранной безвозмездной помощи, за исключением ввозимых из государств - членов таможенного союза, подлежат обязательному таможенному декларированию в письменной форме лицами, ввозящими эти денежные средства на территорию Республики Беларусь (п.2 Декрета № 24).

Использование денежных средств с благотворительного счета возможно при представлении в банк копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи, копии плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом, и документа, подтверждающего внесение денежных средств на благотворительный счет, на которых проставлен штамп Департамента (п.15 Инструкции № 9).

Если возникает необходимость продажи иностранной валюты, зачисленной на благотворительный счет, то в заявке на ее продажу или в платежном поручении на перевод с продажей указывается номер благотворительного счета в белорусских рублях и характер денежных средств (иностранная безвозмездная помощь).

Банк перечисляет белорусские рубли, полученные от продажи иностранной валюты, на благотворительный счет в белорусских рублях, указанный в заявке на продажу либо платежном поручении на перевод с продажей, открытый в этом же либо другом банке (письмо Нацбанка РБ от 11.05.2012 № 21-17/56 «О контроле за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 мая 2016 г. вышеназванное письмо на основании письма Нацбанка РБ от 20.05.2016 № 21-18/83 утратило силу.

 

Денежные средства, зачисленные на благотворительный счет в белорусских рублях, используются под контролем банка только на цели, определенные Декретом № 24 и указанные в копии плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи.

Получатели иностранной безвозмездной помощи в виде наличных денежных средств, подлежащей регистрации, обязаны представить в Департамент отчет об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, по форме согласно приложению 6 к Инструкции № 9 (п.30 Инструкции № 9).

Департамент ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет информацию о получателях иностранной безвозмездной помощи, которые не внесли или несвоевременно внесли иностранную безвозмездную помощь в виде денежных средств на благотворительные счета, а также копии отчетов получателей этой помощи о ее использовании (распределении) в Министерство внутренних дел РБ (п.33 Инструкции № 9).

Приемка и оценка иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества)

Для приемки и оценки иностранной безвозмездной помощи в виде товаров (имущества) приказом (распоряжением) руководителя организации-получателя создается комиссия и утверждается положение о комиссии. В состав комиссии входят руководитель организации (или его заместитель), бухгалтер, материально ответственное лицо, другие представители организации-получателя или общественности (пп.17, 18 Инструкции № 9).

Комиссия работает в присутствии представителя местного исполнительного и распорядительного органа. Она осуществляет проверку соответствия товаров (имущества) сведениям, указанным в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, в соответствии с которыми товар (имущество) доставлен, и составляет акт приемки иностранной безвозмездной помощи в 4 экземплярах (по форме согласно приложению 3 к Инструкции № 9). Первый экземпляр акта остается у получателя, второй передается в Департамент, третий - в местный исполнительный и распорядительный орган, четвертый - в таможенный орган по требованию указанного органа (п.20 Инструкции № 9).

Стоимость поступающей иностранной безвозмездной помощи определяется на основании сопроводительных документов. Если стоимость в сопроводительных документах не указана или имеются несоответствия указанной стоимости, комиссия производит оценку иностранной безвозмездной помощи исходя из стоимости аналогичных товаров (имущества) (п.21 Инструкции № 9).

Если при приемке товаров (имущества) выявлены несоответствия сведений, указанных в сопроводительных документах, фактическим сведениям, получатель обязан до подачи таможенной декларации представить в таможенный орган акт приемки иностранной безвозмездной помощи и письмо отправителя иностранной безвозмездной помощи, поясняющее причины несоответствия сведений (п.22 Инструкции № 9).

При поступлении товаров (имущества), непригодных к использованию в соответствии с определенными целями, комиссия составляет акт непригодной иностранной безвозмездной помощи (по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 9) для определения цели последующего использования таких товаров (имущества). В этом случае комиссия работает в присутствии не только представителей местного исполнительного и распорядительного органа, но и таможенного органа (часть первая п.23 Инструкции № 9).

Основанием для постановки на учет иностранной безвозмездной помощи в организации-получателе являются декларация на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в заявленной таможенной процедуре, выданная таможенным органом, и (или) акт приемки иностранной безвозмездной помощи (приложение 3 к Инструкции № 9) (п.24 Инструкции № 9).

Меры ответственности

За несоблюдение порядка использования иностранной безвозмездной помощи предусмотрены меры ответственности (ст.23.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)):

• нецелевое использование получателями иностранной безвозмездной помощи (полностью или частично), а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств в нарушение законодательства влекут наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации;

• использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 БВ;

• невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 БВ.

Безвозмездная помощь от источников в Республике Беларусь

Порядок получения и использования безвозмездной помощи

Порядок получения и использования безвозмездной помощи от источников в Республике Беларусь регулируется Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам Республики Беларусь безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств (включая иностранную валюту), товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав (включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности).

Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется на основе добровольности и свободы выбора ее целей, определенных п.2 Указа № 300. На иные цели, не предусмотренные Указом № 300, помощь может предоставляться только по решению Президента РБ либо с его согласия (часть третья п.2 Указа № 300). Требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи запрещается (часть вторая п.1 Указа № 300).

Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи с использованием своих служебных полномочий влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (п.14 Указа № 300). Требование должностным лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности либо повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

Исходя из перечня целей, определенного Указом № 300, безвозмездная (спонсорская) помощь может, в частности, предоставляться для приобретения организациями здравоохранения лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, содействия деятельности в области охраны здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни (абзац 6 части первой п.2 Указа № 300).

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 (п.5 Указа № 300). Если безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется в виде денежных средств, в приложении к договору должны быть указаны виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства. Передача денежных средств без указания видов таких товаров (работ, услуг) не допускается (п.8 Указа № 300).

Получатели безвозмездной (спонсорской) помощи (включая бюджетные организации) представляют спонсору отчет в произвольной форме о ее целевом использовании в соответствии с заключенным договором, ведут учет всех операций по ее использованию (пп.6 и 7 Указа № 300).

Указом № 300 установлен перечень организаций, обязанных согласовывать оказание безвозмездной (спонсорской) помощи, и определены органы, с согласия которых она может быть оказана.

В частности, государственные организации, подчиненные местным исполнительным и распорядительным органам, могут быть спонсорами с согласия председателей этих органов; государственные организации, подчиненные государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров РБ, - с согласия руководителей этих органов и организаций; государственные органы и иные государственные организации, подчиненные Совету Министров РБ, - с согласия Правительства РБ (абзацы 3, 4 и 6 части первой п.9 Указа № 300).

В качестве примера можно привести постановление Совета Министров РБ от 29.06.2011 № 865 «О предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи организациям здравоохранения г.Минска», в котором Правительство РБ дает согласие на предоставление безвозмездной (спонсорской) помощи Белорусским государственным концерном по производству и реализации товаров легкой промышленности нескольким бюджетным организациям здравоохранения для приобретения изделий медицинского назначения и оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь.

Юридические лица, предоставляющие безвозмездную (спонсорскую) помощь, для получения согласия направляют в соответствующие государственные органы (организации) подписанный сторонами договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи и решение руководителя или коллегиального органа управления юридического лица (часть первая п.11 Указа № 300).

Юридические лица обязаны в установленном порядке представлять государственную статистическую отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи (п.12 Указа № 300).

 

Справочно

На сегодняшний день существует единственная форма статистической отчетности, в которой отражаются данные об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи. Это форма государственной статистической отчетности 4-фк (Минспорт) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности организации физической культуры и спорта, получающей поддержку», которая утверждена постановлением Белстата от 02.12.2011 № 324.

 

На основании Указа № 300 решением Мингорисполкома от 03.11.2005 № 1950 утверждена Инструкция об организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи. Данная Инструкция определяет порядок организации работы по предоставлению и использованию безвозмездной (спонсорской) помощи Минским городским исполнительным комитетом, комитетами, управлениями Минского городского исполнительного комитета, являющимися юридическими лицами, администрациями районов г.Минска, управлениями администраций районов г.Минска, являющимися юридическими лицами, организациями коммунальной собственности г.Минска и организациями, в уставных фондах которых свыше 50 % долей (простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находится в коммунальной собственности г.Минска.

Ограничение размера безвозмездной помощи

Совокупный размер безвозмездной (спонсорской) помощи, предоставляемой государственными органами, иными государственными организациями в течение календарного года, не может превышать 1 % от выручки, полученной ими при реализации продукции (товаров), работ, услуг за год, предшествующий году предоставления такой помощи. При этом должностные лица органов, согласующих ее предоставление, могут принять решение об оказании такой помощи в размере, превышающем 1 % от выручки. Оказание безвозмездной (спонсорской) помощи государственными органами, иными государственными организациями, не получающими такой выручки, размером не ограничивается.

Юридические лица, не названные в части первой п.9 Указа № 300, а также индивидуальные предприниматели имеют право оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь без ограничения ее размера (часть вторая п.9 Указа № 300).

Меры ответственности

За нарушение требований Указа № 300 ст.23.84 КоАП предусмотрена следующая административная ответственность:

• предоставление должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ;

• использование безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 200 БВ с конфискацией такой помощи либо со взысканием ее стоимости;

• использование должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи на цели, не предусмотренные договором о ее предоставлении или запрещенные законодательными актами, либо такой помощи, предоставленной без заключения договора, влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 БВ.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденными Минфином РБ 11.12.1997 № 59, составляются следующие бухгалтерские записи.

 

Содержание операции Дебет Кредит
При постановке на учет материальных запасов, полученных безвозмездно (например, лекарственных средств в организациях здравоохранения)
062
«Медикаменты и перевязочные средства»
140
«Расчеты по финансированию из бюджета»,
230
«Финансирование из бюджета»,
237
«Прочие источники»
При использовании лекарственных средств, полученных безвозмездно
200
«Расходы по бюджету»,
211
«Расходы по внебюджетным средствам»
062

 

В соответствии с п.2 приложения к Инструкции по бухгалтерскому учету объектов основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 125, составляется бухгалтерская запись:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2013 г. взамен постановления № 125 принято постановление Минфина РБ от 31.10.2012 № 60 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета».

 

Содержание операции Дебет Кредит
При безвозмездном получении основных средств:    
- на сумму амортизации;
01
«Основные средства»
020
«Амортизация основных средств»
- на остаточную стоимость
01
250
«Фонд в основных средствах»

 

По мнению автора, можно составить две другие бухгалтерские записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
При безвозмездном получении основных средств:    
- на первоначальную стоимость;
01
250
- на сумму амортизации
250
020

 

Оприходование безвозмездно поступивших отдельных предметов в составе оборотных средств отражается записью:

 

Содержание операции Дебет Кредит
При безвозмездном поступлении отдельных предметов
07
«Отдельные предметы в составе оборотных средств»
260
«Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств»

 

12.09.2012 г.

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета