




Всё по одной теме.
Борьба с коррупцией
Подборка включает основные НПА в сфере борьбы с коррупцией, аналитические материалы и формы документов по теме.
Разделы:
1. Правовое регулирование отношений в сфере борьбы с коррупцией
Отношения в сфере борьбы с коррупцией регулируются законодательством о борьбе с коррупцией, а также международными договорами Республики Беларусь.
Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции и включает в себя Закон от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» и иные акты законодательства, в частности:
• Закон от 01.06.2022 № 175-З «О государственной службе»;
• Указ от 23.02.2022 № 66 «О совершенствовании работы с кадрами в государственных органах»;
• Указ от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
• постановление Совмина от 05.06.2023 № 373 «Об использовании имущества в личных и иных внеслужебных интересах»;
• постановление Совмина от 02.05.2023 № 289 «О порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка»;
• постановление Совмина от 28.02.2023 № 160 «Об участии в управлении хозяйственными обществами»;
• постановление Совмина от 12.09.2019 № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции»;
• постановление Совмина от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
• постановление Совмина от 15.05.2007 № 604 «О заключении контрактов с руководителями организаций» и др.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе № 305-З, то применяются правила международного договора.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается КоАП, УК и иными законодательными актами.
Принципы и система мер борьбы с коррупцией определены в ст.4, 5 Закона № 305-З.
![]() |
Дополнительно по теме • Какой государственный орган вправе давать официальные разъяснения отдельных положений Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? |
2. Понятие коррупции
Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного (абз.2 ст.1 Закона № 305-З).
![]() |
Пройдите тест «Коррупция». |
![]() |
Дополнительно по теме • Требования антикоррупционного законодательства: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Борьба с коррупцией: ответы на вопросы сообщества «Бизнес-Инфо». • Пять вопросов об оценке и карте коррупционных рисков. • Идентификация и анализ коррупционных рисков. • Что такое коррупционные риски? • Коррупционные риски в кадровой деятельности. • Какова роль руководителя организации в противодействии коррупции? |
3. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией
Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности (ст.6 Закона № 305-З). Их полномочия определены в ст.7, 8 Закона № 305-З.
Следственный комитет, органы КГК, ГТК и таможни, ГПК и иные органы пограничной службы, МНС и его инспекции, Минфин и его территориальные органы, Нацбанк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.
Общественные объединения участвуют в борьбе с коррупцией в соответствии с Законом № 305-З и иными актами законодательства (ст.9 Закона № 305-З).
Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется координационными совещаниями по борьбе с преступностью и коррупцией, действующими в порядке, определяемом Президентом (Указ № 644) (ст.13 Закона № 305-З).
![]() |
Дополнительно по теме • Изменение антикоррупционного законодательства: терминология, госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». |
4. Система мер борьбы с коррупцией
Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, указанных в ст.5 Закона № 305-З.
Меры борьбы с коррупцией реализуются посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Типовым положением о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением № 1732.
![]() |
Дополнительно по теме • Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях (Общие положения). • Борьба с коррупцией в органах, организациях, учреждениях и ведомствах. Комиссия по борьбе с коррупцией. • Создание антикоррупционных комиссий в управляющих компаниях холдингов с участием государства: проблемы законодательства. • Комиссия по противодействию коррупции: обязательно ли создавать. • Кто может быть председателем комиссии по противодействию коррупции на государственном унитарном предприятии? • Участие в работе комиссии по противодействию коррупции: трудовая функция или общественная нагрузка работника? • Если в бюджетной организации работает 13 человек, обязана ли она создать комиссию по противодействию коррупции? • Помимо плана работы комиссии по противодействию коррупции должен ли еще разрабатываться план мероприятий по противодействию коррупции? • Можно ли в положении о комиссии по противодействию коррупции прописать, что в период отсутствия председателя комиссии его обязанности выполняет его заместитель, и указать в приложении о составе комиссии должность председателя и заместителя председателя? • Обязана ли государственная организация (республиканское унитарное предприятие), не входящая в перечень организаций, подчиненных Совмину, создавать комиссию по противодействию коррупции, если нормы Типового положения о комиссии по противодействию коррупции, утв. постановлением Совмина от 26.12.2011 № 1732, на нее не распространяются? • У государственного юридического лица (учреждение образования) есть филиалы в областных центрах. В филиалах созданы комиссии по борьбе с коррупцией. Обязаны ли филиалы размещать в сети Интернет информацию о месте и дате проведения заседания комиссий филиалов, или это касается только юридического лица? • Обязательно ли создавать комиссию по противодействию коррупции в коммунальном унитарном предприятии, которое не является управляющей компанией холдинга? • Может ли главный бухгалтер ООО входить в состав комиссии по противодействию коррупции либо это будет нарушением требований законодательства о борьбе с коррупцией, в частности, запрета главному бухгалтеру входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации? • Требуется ли согласие членов комиссии по противодействию коррупции на размещение информации о составе комиссии на информационных стендах организации? • Обязательно ли создавать комиссии по противодействию коррупции в ОАО с долей государства? • Обязательно ли наличие на предприятии коммунальной формы собственности комиссии по противодействию коррупции? Правомерно ли в комиссию по противодействию коррупции включать заведующих объектами и заведующих хозяйством (есть директор и следующие по подчинению ему заведующие объектами) и ни одного бухгалтера? От кого, помимо директора, должно быть получено (обязательное) письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений на предприятии коммунальной формы собственности? |
![]() |
Формы документов • Положение о комиссии по противодействию коррупции (пример). • Положение о комиссии по противодействию коррупции (с комментариями). |
5. Государственные должностные лица и лица, приравненные к государственным должностным лицам
Определения названных понятий даны в абз.3, 5 ст.1 Закона № 305-З.
![]() |
Дополнительно по теме • Является ли корпоративный секретарь государственным должностным лицом. Разбираем ситуацию. • Можно ли признать руководителей структурных подразделений и специалистов хозобщества, в уставном фонде которого 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства, лицами, приравненными к государственным должностным лицам, и включить этих руководителей и специалистов в утверждаемый хозобществом перечень таких лиц? • Относится ли к ГДЛ работник госорганизации, в чьи обязанности входит только составление протоколов об административном правонарушении? • Кто в государственном учреждении относится к категории государственных должностных лиц? • Обязательно ли разрабатывать перечни должностей и полномочий государственных должностных лиц и лиц, приравненных к ним? • Цели и порядок разработки перечней должностей и полномочий государственных должностных и приравненных к ним лиц. • Являются ли неосвобожденные председатель профкома и казначей первичной профсоюзной организации РУП лицами, приравненными к государственным должностным лицам? Кто должен определять круг таких лиц в первичной профорганизации РУП и обеспечивать проведение с ними антикоррупционной работы - сама первичная профорганизация или РУП? • В войсковой части Вооруженных Сил работает военный и гражданский персонал. Являются ли лица гражданского персонала государственными должностными лицами и обязаны ли они давать письменное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Относятся ли должности командного состава флота (водный транспорт), такие как: первый (второй) помощник капитана, первый (второй) помощник механика, первый (второй, третий) помощник командира, первый (второй, третий) помощник механика, к государственным должностным лицам, и берется ли с них антикоррупционное обязательство? Если обязательство берется, то не будут ли расценены эти действия со стороны проверяющих органов как ограничение прав данных сотрудников? • Резидент Республики Беларусь (ОАО с долей государства более 50 %) имеет дочернее предприятие (торговый дом, ООО, резидент Республики Казахстан). 100 % уставного капитала принадлежит ОАО - резиденту Республики Беларусь. Решением единственного участника торгового дома был принят на работу директор этого торгового дома (гражданин Беларуси). Будет ли директор торгового дома приравниваться к государственному должностному лицу в понимании Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Является ли государственным должностным лицом и подписывает ли обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», освобожденный председатель первичной профсоюзной организации хозяйственного общества с долей государства в уставном фонде более 50 %, который до занятия соответствующей должности в ППО занимал в этом хозобществе должность руководителя структурного подразделения? • Антикоррупционный статус должностных лиц республиканских государственно-общественных объединений. |
6. Правонарушения, связанные с коррупцией
Правонарушения, связанные с коррупцией | ||||||
|
| |||||
Правонарушения, создающие условия для коррупции |
Коррупционные правонарушения | |||||
|
| |||||
Исчерпывающий перечень - в ст.25 Закона № 305-З | Исчерпывающий перечень - в ст.37 Закона № 305-З | |||||
|
| |||||
Субъекты: - государственные должностные лица (ГДЛ); - лица, приравненные к ГДЛ (ч.1 ст.3 Закона № 305-З) |
Субъекты: - ГДЛ; - лица, приравненные к ГДЛ; - иностранные должностные лица; - лица, осуществляющие подкуп ГДЛ или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц (ч.1 ст.3 Закона № 305-З) |
![]() |
Справочно Исчерпывающий перечень государственных должностных и приравненных к ним лиц приведен в абз.3-5 ст.1 Закона № 305-З. |
![]() |
Дополнительно по теме • Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией. • Должностное лицо: определение понятия и отличительные признаки. • Назначение на руководящую должность работника, совершившего коррупционное правонарушение. • Устранение последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З. • Нарушит ли государственная организация и организация, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет 50 % и более, требования антикоррупционного законодательства, если взыщет с виновного работника причиненный организации материальный ущерб не в полном размере, а частично, с отнесением невзысканной суммы ущерба на убытки? • Кто наделен полномочиями квалифицировать действия работника как коррупционные? Имеет ли право наниматель производить такие действия? • Можно ли операцию по списанию за счет прибыли остаточной стоимости испорченного директором телефона квалифицировать как коррупционную схему? • Правомерно ли принимать на работу лицо, уволенное из другой организации по п.51 ч.1 ст.47 ТК? |
7. Ответственность за коррупцию
Совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, может повлечь за собой привлечение виновного лица не только к дисциплинарной, но и к административной или даже уголовной ответственности.
Административная ответственность (в зависимости от нарушения) предусмотрена ст.10.5, 10.10, 11.1, ч.4 ст.13.3, ст.24.53 КоАП и др. Уголовная ответственность предусмотрена ст.204, 427, чч.2, 3 ст.424, чч.2, 3 ст.425 или чч.1-3 ст.426 УК и др.
Если физическим лицом от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного, осуществлялся подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица, это юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательными актами (ст.38 Закона № 305-З).
Дополнительные основания привлечения руководителей государственных органов и иных государственных организаций к дисциплинарной ответственности определены в ст.23 Закона № 305-З.
![]() |
Дополнительно по теме • Обзор нарушений антикоррупционного законодательства и практики их квалификации. • Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства: дисциплинарная, административная, уголовная. • Памятка по вопросам ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений при выполнении ими должностных обязанностей. • Коррупционные правонарушения и ответственность юрлиц за коррупцию. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З. • Субъекты правонарушений, связанных с коррупцией. • Может ли организация уволить работника, являющегося государственным должностным лицом (ГДЛ), по п.51 ч.1 ст.47 ТК на основании представления следователя Следственного комитета (СК) по направляемому в суд уголовному делу по обвинению этого работника в совершении коррупционного преступления, или необходимо дождаться решения суда? |
8. Предупреждение коррупции
Меры по предупреждению коррупции включают в себя определенные требования к принятию решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений, запреты и ограничения для государственных должностных лиц, приравненных к ним лиц и лиц, претендующих на занятие должности государственного должностного лица, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
![]() |
Дополнительно по теме • Изменение антикоррупционного законодательства: предупреждение коррупции. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З. • Антикоррупционная деятельность в негосударственных организациях. |
8.1. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица
Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона № 305-З, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст.21 Закона № 305-З, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Обязательство оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, во внесении предложения об избрании на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами (чч.1, 2 ст.16 Закона № 305-З).
![]() |
Дополнительно по теме • Чем отличается содержание письменного антикоррупционного обязательства, которое дает заместитель главного бухгалтера госпредприятия, от содержания такого обязательства, которое дает мастер этого же предприятия? • Антикоррупционное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», с 1 марта 2023 года. Формы документов. • Кого в организациях назначают ответственным за оформление обязательств, предусмотренных Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Нужно ли лицам, приравненным к государственным должностным лицам, подписывать письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Нужно ли бухгалтеру и специалисту по закупкам госпредприятия (типографии) подписывать антикоррупционное обязательство? • Начальнику филиала государственного предприятия (находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) прислали на подпись антикоррупционное обязательство. Должна ли она его подписывать, находясь в данном отпуске? • Работники дают обязательства по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст.21 Закона № 305-З, в соответствии с утвержденным в организации перечнем таких лиц. Необходимо ли знакомить с этими обязательствами временных работников, принятых на работу на период отсутствия (отпуск, болезнь, декретный отпуск, вакансия) «основных» работников, давших указанные обязательства? • Можно ли уволить начальника отдела государственной организации, который отказывается подписать письменное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? Если да, то по какому основанию? • Должны ли преподаватели государственного учреждения образования (ГУО) ежегодно при проведении экзаменов давать письменное обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», если в 2023 году такое обязательство у них уже было истребовано? • Обязан ли заместитель начальника структурного подразделения госпредприятия подписать обязательство государственного должностного лица? • Должны ли подписывать обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст.17-20 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», и порядка предотвращения конфликта интересов руководитель и должностные лица ОАО, 100 % акций которого принадлежат управляющей компании холдинга? • Нужно ли брать письменное обязательство у лица, временно исполняющего обязанности (например, больничный лист или отпуск) заведующего отделением в госучреждении? • Подписывает ли письменное обязательство старший мастер участка филиала ОАО с 50 % долей собственности у государства? Если да, то какое? • Должны ли члены комиссии по государственным закупкам подписывать обязательство государственного должностного лица, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Должны ли подписывать антикоррупционные обязательства заместители руководителя и главный бухгалтер учреждения, подчиненного местным органам исполнительной власти? • Обязаны ли лица, приравненные к государственным должностным лицам, подписывать обязательство о соблюдении ограничений, предусмотренных ст.17-21 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Должны ли преподаватели учреждения образования (колледж) подписывать антикоррупционное обязательство? Если да, то на какой документ можно сослаться? • Обязаны ли председатель и члены наблюдательного совета хозобщества (ОАО) с долей государства в уставном фонде более 50 % подписывать письменное обязательство? • Обязаны ли члены наблюдательного совета ОАО с 100 % акций в собственности вышестоящего ОАО, которое находится в составе министерства, подписывать письменное обязательство? • В государственном учреждении заведующий отделом (отделением) уходит в трудовой (социальный) отпуск (временная нетрудоспособность). Временно (на период его отсутствия) исполнять его обязанности назначен (по приказу с соответствующей доплатой) специалист из данного отдела (отделения). Надо ли данному специалисту подписывать на время исполнения обязанностей заведующего отделом (отделением) обязательство государственного должностного лица? • Обязательно ли наличие на предприятии коммунальной формы собственности комиссии по противодействию коррупции? Правомерно ли в комиссию по противодействию коррупции включать заведующих объектами и заведующих хозяйством (есть директор и следующие по подчинению ему заведующие объектами) и ни одного бухгалтера? От кого, помимо директора, должно быть получено (обязательное) письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений на предприятии коммунальной формы собственности? |
![]() |
Формы документов • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц - заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных организаций. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц государственных организаций, за исключением руководителей (их заместителей), главных бухгалтеров (их заместителей) государственных организаций и их обособленных подразделений. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц - заместителей главных бухгалтеров организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, за исключением руководителей (их заместителей), главных бухгалтеров (их заместителей) указанных организаций. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц - руководителей организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц - заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц государственных организаций - руководителей (их заместителей), главных бухгалтеров (их заместителей) обособленных подразделений государственных организаций. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц - заместителей главных бухгалтеров государственных организаций. • Антикоррупционное обязательство для государственных должностных лиц: руководителей государственных организаций. • Антикоррупционное обязательство заместителя главного бухгалтера РУП. • Антикоррупционное обязательство руководителя РУП. • Антикоррупционное обязательство заместителей руководителя и главного бухгалтера РУП. • Антикоррупционное обязательство государственных должностных лиц РУП (кроме руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера, а также руководителя и заместителей руководителя обособленного подразделения предприятия). • Антикоррупционное обязательство руководителя и заместителей руководителя обособленного подразделения РУП. • Антикоррупционное обязательство, предусмотренное статьей 16 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» |
8.2. Ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц
Ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц установлены в ст.17-20 Закона № 305-З и включают в себя ограничения на занятие предпринимательской деятельностью, совершение некоторых сделок, управление коммерческой организацией, получение подарков, использование имущества в личных целях и др.
![]() |
Дополнительно по теме • Цветы и иные подарки на праздники и экзамены: коррупция или традиция? • Ограничение для государственных должностных лиц по выполнению иной оплачиваемой работы. • Запрет на занятие предпринимательской деятельностью как инструмент борьбы с коррупцией. • Антикоррупционные ограничения по совершению сделок от имени государственных и негосударственных организаций. • Командировки за счет принимающей стороны: антикоррупционный аспект. • Передача подарков должностному лицу госорганизации. Разбираем ситуацию. • Вручение подарков бизнес-партнерам на мероприятиях: разбираем ситуацию. • Проблемные вопросы использования служебного автомобиля. • Ограничения для гражданских служащих в свете законодательства о госслужбе и о борьбе с коррупцией. • Антикоррупционное ограничение по использованию имущества во внеслужебных интересах. • Порядок использования государственными должностными лицами имущества в личных и иных внеслужебных интересах. Комментарий к постановлению Совмина от 05.06.2023 № 373. • Ограничения по совместной работе супругов, близких родственников и свойственников в контексте антикоррупционного и трудового законодательства. • Подарки социальным работникам в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей. • Совместная работа родственников в госорганизации: правомерно или нет. • Может ли директор предприятия работать в другой организации по договору подряда. • Участие государственного должностного лица в управлении коммерческой организацией в свете антикоррупционного законодательства. • Антикоррупционные ограничения по принятию имущества, получению другой выгоды в виде работы, услуги в связи с исполнением должностным лицом трудовых обязанностей. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З. • Подарки медицинским работникам в связи с исполнением профессиональных обязанностей. • Проблемные вопросы применения постановления Совмина от 02.05.2023 № 289 «О порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка». • Антикоррупционные ограничения для работников государственной коммерческой организации. • Может ли лицо, подписавшее обязательство, предусмотренное ст.16 Закона от 15.07.2025 № 305-З «О борьбе с коррупцией», оказывать услуги в сфере агроэкотуризма? • Может ли начальник отдела кадров госпредприятия являться неосвобожденным председателем профкома и заниматься предпринимательской деятельностью в качестве ИП? • Вправе ли в контексте антикоррупционного законодательства руководитель госпредприятия лично управлять закрепленным за ним служебным легковым автомобилем после окончания рабочего дня водителя, в том числе при осуществлении поездок во внеслужебных интересах? • Вправе ли в контексте антикоррупционного законодательства хозобщество с долей государства в уставном фонде более 50 % принять на работу на условиях совместительства на должность заместителя директора лицо, основным местом работы которого является другая негосударственная организация без доли государства в уставном фонде, где он также занимает должность заместителя директора? • Может ли быть членом наблюдательного совета хозобщества лицо, которому приговором суда назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей? • Вправе ли лицо, занимающее должность бухгалтера по месту основной работы в госучреждении и должность главного бухгалтера на условиях внешнего совместительства на госпредприятии, выполнять работы по договорам подряда с другими организациями? • Вправе ли в контексте антикоррупционного законодательства руководитель госпредприятия лично управлять закрепленным за ним служебным легковым автомобилем после окончания рабочего дня водителя, в том числе при осуществлении поездок во внеслужебных интересах? • Может ли заместитель руководителя дополнительно исполнять обязанности начальника отдела? • Может ли быть гражданин самозанятым или плательщиком налога на профессиональный доход, если занимает руководящую должность на госпредприятии? • Может ли ГДЛ (приравненное к нему лицо) при выполнении трудовых обязанностей подъехать на авто контрагента к месту отгрузки товара для контрагента? • Допустимо ли ревизору вышестоящей организации в ходе проверки подчиненного субъекта ездить на служебном автотранспорте проверяемого субъекта (в ходе выполнения своих должностных обязанностей)? • Не противоречит ли законодательству принятие ГДЛ ценного подарка более 20 базовых величин от нанимателя за достижения в работе, в юбилейные даты и т. п. (основания для подарков указаны в ЛПА)? • Вправе ли государственное должностное лицо быть самозанятым? • Может ли директор или заместитель директора государственного учреждения образования проводить в этом же учреждении учебные занятия в порядке дополнительного образования взрослых по договору возмездного оказания услуг? • Вправе ли заведующий сектором по охране труда бюджетной организации работать в этой же организации по совместительству на должности инженера по охране труда с получением доплаты? Если да, то на основании каких нормативных документов? • Имеет ли право начальник структурного подразделения (отдела) государственного предприятия быть самозанятым и оказывать платные услуги по дрессировке домашних животных? Не будет ли при этом нарушено антикоррупционное законодательство? • Вправе ли заведующий хозяйством государственной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий высшее педагогическое образование, работать на условиях внутреннего совместительства на должности воспитателя? • Можно ли на заместителя директора временно возложить обязанности начальника участка (пока основной работник в отпуске)? • Может ли главный бухгалтер госпредприятия совмещать обязанности председателя наблюдательного совета? • Вправе ли главный бухгалтер быть председателем наблюдательного совета (совета директоров) хозобщества с учетом ограничений, предусмотренных Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Является ли нарушением сдача внаем жилого помещения физическим лицом, подписавшим антикоррупционное обязательство? • Руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) организации не могут входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в этой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (ст.19 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»). Распространяется ли этот запрет на включение руководителя (его заместителя), главного бухгалтера (его заместителя) ОАО в состав наблюдательного совета или ревизионной комиссии ОАО? • Какие критерии включает определение «юридически значимые действия» в организации с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов? • Можно ли избрать в состав наблюдательного совета хозобщества с долей государства менее 50 % заместителя директора? Не противоречит ли это Закону от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Может ли заместитель директора по хозяйственной работе государственной организации выполнять дополнительную работу по вакантной должности коменданта на условиях совмещения должностей служащих? • Вправе ли главный бухгалтер акционерного общества, в уставном фонде которого более 50 % акций принадлежит на праве собственности государству, находящийся в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, выполнять работу главного бухгалтера по внешнему совместительству в другой негосударственной организации? • Может ли заместитель главного врача написать возмездно статью с размещением ее в информационно-правовой системе? • Вправе ли главный бухгалтер государственной организации на оплачиваемой основе читать лекции на обучающих курсах в иной организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.13 ст.248, подп.1.10 п.1 ст.252 КоО)? • Как хозобществу с долей государства в уставном фонде более 50 % оформить картину, которую государственный орган при проведении организованного им торжественного мероприятия безвозмездно передал путем вручения участвовавшему в мероприятии заместителю директора хозобщества, учитывая, что до передачи картины, в процессе ее передачи и впоследствии госорган и хозобщество какими-либо документами не обменивались? Не будут ли нарушены требования антикоррупционного законодательства, если эта картина будет принята хозобществом к учету? • Может ли хозяйственное общество с долей государства в уставном фонде свыше 50 % назначить на руководящую должность лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя? • Может ли заведующий отделением территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН) заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или осуществлять виды деятельности, при осуществлении которых уплачивается налог на профессиональный доход? • В каком порядке с учетом требований антикоррупционного законодательства государственный орган может при проведении организованного им официального мероприятия передать должностному лицу другой организации на безвозмездной основе движимое имущество, не являющееся денежными средствами, в связи с исполнением этим лицом трудовых обязанностей? • Специалист работает в государственной организации «А» • Может ли мастер участка государственной организации выполнять в свой выходной день работу по гражданско-правовому договору? • Может ли главный бухгалтер бюджетной организации быть представителем государства в органах управления хозяйственных обществ в соответствии с постановлением Совмина от 16.05.2008 № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам» и получать денежное вознаграждение в самих обществах? Подпадает ли это под ограничения, установленные ст.17 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • Может ли заместитель директора по кадровой, правовой и идеологической работе коммунального унитарного предприятия быть учредителем общества с ограниченной ответственностью? • Может ли заместитель начальника отдела бюджетной организации вести предпринимательскую деятельность (быть индивидуальным предпринимателем)? • Какие ограничения накладываются на ведущего инженера коммунального унитарного предприятия и его семью, если он, кроме основной его деятельности, является членом постоянной комиссии по государственным закупкам? • Может ли юрисконсульт коммунального унитарного предприятия осуществлять деятельность в качестве ИП, в частности деятельность по оказанию юридических услуг в свободное от работы время? • Заместитель директора ОАО с долей государства в уставном фонде более 50 % заключил с хозобществом договор об использовании своего автомобиля в служебных целях. На нем он уехал в другой город на курсы повышения квалификации. В договоре предусмотрено условие о компенсации амортизации автомобиля в размере 1 коп. за 1 км пробега. Является ли данная выплата нарушением Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» • Изменение антикоррупционного статуса работников акционерного общества, включаемого в состав участников холдинга в качестве дочерней компании. |
![]() |
Формы документов • Положение о порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, полученного в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом трудовых обязанностей (с комментарием) (пример). • Приказ об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, полученного в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом РУП «АБВ» трудовых обязанностей (пример). |
8.3. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица
Конфликт интересов - ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абз.12 ст.1 Закона № 305-З).
Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица приведен в ст.21 Закона № 305-З.
![]() |
Дополнительно по теме • Ситуации конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих. • Управление конфликтом интересов как инструмент борьбы с коррупцией. • Конфликт интересов в свете Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» и конфликт интересов педагогического работника: проблемы разграничения. • Визирование главным бухгалтером договоров: возможные ситуации конфликта интересов. • Разрешена ли совместная работа в госорганизации лиц, одно из которых в период занятия должности заместителя директора стало зятем другого, занимающего должность директора? • Может ли директор или заместитель директора государственного учреждения образования проводить в этом же учреждении учебные занятия в порядке дополнительного образования взрослых по договору возмездного оказания услуг? • Вправе ли заведующий сектором по охране труда бюджетной организации работать в этой же организации по совместительству на должности инженера по охране труда с получением доплаты? Если да, то на основании каких нормативных документов? • Вправе ли заведующий хозяйством государственной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий высшее педагогическое образование, работать на условиях внутреннего совместительства на должности воспитателя? • Возможен ли конфликт интересов в случае, если при проведении проверки и мониторинга в структурном подразделении (отдел снабжения и закупок) руководителем подразделения является отец (мать) специалиста по внутреннему контролю? • Можно ли директору госпредприятия брать к себе на работу своего сына? • Можно ли назначить материально ответственным лицом (прием, учет и хранение продукции (товара)) супругу руководителя республиканского унитарного предприятия, подписавшего антикоррупционное обязательство? • Распространяются ли требования Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» на лиц, приравненных к ГДЛ? Насколько корректна будет ссылка на нормы Закона № 305-З при разработке положения об управлении конфликтами интересов в обществе, где отсутствует доля государства? • В организации, относящейся к собственности негосударственных юридических лиц, в непосредственном подчинении работают супруги. Один из них руководитель структурного подразделения, второй - подчиненный ему работник. Будет ли в данном случае возникать конфликт интересов? • Может ли работать в государственной организации водителем муж руководителя организации, которая осуществляет контроль использования автотранспорта и непосредственно которой водитель подчиняется? • На одном предприятии у замдиректора работает его близкий родственник, который находится в прямом его подчинении. При составлении уведомления о возникновении конфликта интересов какие меры по его предотвращению прописывать, если предприятие небольшое и исполнять обязанности больше некому? • Может ли в контексте Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» заместитель заведующего государственным детским садом во время своего трудового отпуска работать по внутреннему совместительству воспитателем, если в соответствии с распределением обязанностей воспитатель находится в непосредственной подчиненности заместителя заведующего? • Свойственник руководителя организации в результате голосования на профсоюзном собрании избран членом профкома. Нужно ли на заседании комиссии по противодействию коррупции этот факт освещать, либо же избрание произошло путем голосования, чисто и прозрачно с точки зрения вопроса противодействия коррупции? • Государственная организация здравоохранения. Сын - начальник хозяйственной службы (лицо, приравненное к государственному должностному лицу). Мать - рабочая по комплексному обслуживанию зданий и сооружений. Есть ли конфликт интересов? Обязан ли сын сообщить руководителю организации о наличии конфликта интересов в порядке ст.21 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»? • В государственном учреждении работают муж и жена. Муж занимает должность заместителя руководителя, а жена - заведующей отделением. Жена непосредственно подчиняется заведующему отделом (а не заместителю руководителя - мужу). Есть ли конфликт интересов? Может ли муж (заместитель руководителя) расписывать напрямую, минуя заведующего отделом (которому жена непосредственно подчиняется), для исполнения документы, поручения, рассмотрение жалоб (в том числе в отсутствие непосредственного руководителя жены - заведующего отделом)? |
![]() |
Формы документов • Положение о порядке управления конфликтом интересов. • Положение об управлении конфликтом интересов ОАО «Рассвет» • Памятка по противодействию коррупции в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов. • Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (с комментарием). |
9. Декларирование доходов и имущества
Обязательному декларированию в случаях и порядке, предусмотренных гл.4 Закона № 305-З, подлежат доходы, полученные в течение календарного года от источников в Республике Беларусь, а также от источников за пределами Республики Беларусь.
В декларации о доходах и имуществе указываются также займы, кредиты, полученные в календарных годах, предшествующих календарному году, за который представляется декларация о доходах и имуществе, и не возвращенные на дату представления такой декларации. Такие доходы указываются в размере полученных займов, кредитов (чч.1, 2 ст.26 Закона № 305-З).
Обязательному декларированию в случаях и порядке, предусмотренных гл.4 Закона № 305-З, подлежит находящееся в собственности лиц, обязанных в соответствии гл.4 Закона № 305-З представлять декларации о доходах и имуществе, имущество, указанное в ст.27 Закона № 305-З.
Не подлежит обязательному декларированию имущество, указанное в ст.271 Закона № 305-З.
![]() |
Дополнительно по теме • Участие госслужащих в азартных играх и декларирование полученных выигрышей. • Декларирование доходов и имущества государственными служащими и иными обязанными лицами. • Декларирование доходов и имущества государственными должностными лицами, занимающими ответственные положения, и лицами, поступившими на государственную службу путем избрания. • Декларирование доходов и имущества. Комментарий к Закону от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». • Открытое акционерное общество, в уставном фонде которого более 50 % акций находится в собственности государства, имеет филиал (бывший колхоз). Обязан ли директор филиала представлять в соответствии с Законом от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» до 1 марта ежегодную декларацию о доходах и имуществе? • Необходимо ли в декларации о доходах и имуществе отражать выигрыш в лотерею? • При проведении проверки декларации о доходах и имуществе кандидата на должность гражданского служащего было установлено, что он не указал имеющуюся в собственности квартиру. Нужно ли направлять уведомление в налоговую о привлечении кандидата к ответственности в соответствии со ст.35 Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», либо кадровик оформляет заключение в соответствии с постановлением Совмина от 16.01.2016 № 19 «О декларировании доходов и имущества»? |
10. Устранение последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений
Устранение последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений включает в себя:
• изъятие (взыскание) незаконно полученного имущества, стоимости незаконно полученных работ, услуг (ст.40 Закона № 305-З);
• отмену решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений (ст.41 Закона № 305-З);
• принятие мер правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения (ст.42 Закона № 305-З);
• привлечение к ответственности руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией (ст.43 Закона № 305-З).
![]() |
Дополнительно по теме • Изъятие (взыскание) денежных средств, предоставленных должностному лицу и (или) принятых им в нарушение антикоррупционного законодательства, с 5 января 2023 года. • Какова роль руководителя организации в противодействии коррупции? • Какие последствия могут ожидать работника при нарушении антикоррупционного обязательства? Может ли быть взыскан с него доход, полученный за время осуществления предпринимательской деятельности? |
Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»