


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Будет ли действительным условие договора поручения о том, что при досрочном его расторжении доверителем тот обязан выплатить штрафную неустойку поверенному?
ОТВЕТ: По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, при этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (ст.861 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Доверитель вправе отменить поручение, а поверенный отказаться от него во всякое время. Соглашение об отказе от этого права ничтожно (п.2 ст.867 ГК).
Последствия прекращения договора поручения предусмотрены п.1 ст.868 ГК: если договор поручения прекращен до того, как поручение исполнено поверенным полностью, доверитель обязан возместить поверенному понесенные при исполнении поручения издержки, а когда поверенному причиталось вознаграждение, также уплатить ему вознаграждение соразмерно выполненной им работе. Это правило не применяется к исполнению поверенным поручения после того, как он узнал или должен был узнать о прекращении поручения.
Отмена доверителем поручения не является основанием для возмещения убытков, причиненных поверенному прекращением договора, за исключением случаев прекращения договора, предусматривающего действия поверенного в качестве коммерческого представителя (п.2 ст.868 ГК).
В силу п.1 ст.392 ГК договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, предусмотренным законодательством. Гражданский кодекс устанавливает ничтожность сделки, не соответствующей требованиям законодательства, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.169 ГК).
При этом согласно ст.181 ГК недействительность части сделки не влечет за собой недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Таким образом, условие договора поручения, согласно которому одна из сторон при досрочном расторжении договора обязана выплатить штрафную неустойку другой стороне, может быть признано судом недействительным как не соответствующее п.1 ст.392 и ст.868 ГК.
На основании п.2 ст.167 ГК требования об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности могут быть предъявлены любым заинтересованным лицом. Суд вправе установить факт ничтожности сделки также и по своей инициативе.
14.10.2011 г.
Александр Жук, магистр права, аттестованный юрист