Пособие от 06.04.2016
Автор: Филатова Т.

Будет ли иностранная организация платить налог на прибыль в бюджет Республики Беларусь при интернет-торговле


 

Материал помещен в архив

 

БУДЕТ ЛИ ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЕ

Экономическая деятельность, приносящая прибыль от торговли, обычно включает такую деятельность, как переговоры и заключение договоров, обработка заказов, реклама, хранение и доставка товаров, денежные поступления (потоки) и обработка платежей, послепродажное обслуживание. Чтобы утверждать, что в государстве - источнике доходов есть постоянное представительство иностранной компании, нужно установить, что такая деятельность осуществляется в государстве - источнике доходов. При традиционной торговле, если большинство из всего вышеперечисленного осуществляется компанией в одном государстве (в Республике Беларусь), а сама компания зарегистрирована в другом государстве (то есть местонахождение этой компании иностранное государство), то будет считаться, что прибыль этой компании получена на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, что говорит о наличии источников ее дохода в Беларуси.

В случае же электронной торговли (через Интернет) установить территориальную связь между субъектом торговли и источниками дохода затруднительно, особенно при трансграничных сделках. В практической плоскости вопросы стоят так:

1) может ли деятельность иностранной компании через сетевой сервер или сайт, находящийся на сетевом сервере другого лица, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства приводить к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Беларуси;

2) должна ли иностранная организация исчислять и уплачивать налог на прибыль в бюджет Республики Беларусь, если ее деятельность будет признана осуществляемой через постоянное представительство в Беларуси?

Правовые основания реализации товаров в Беларуси через Интернет

В ст.19 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон) установлены требования к торговле с использованием сети Интернет. Торговля может осуществляться с использованием сети Интернет с учетом запретов и ограничений, установленных законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (п.1 ст.19 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.19 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

С 8 июля 2021 г. требования к осуществлению торговли с использованием сети Интернет установлены в ст.16 Закона в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь.

 

Розничную торговлю субъекты торговли вправе осуществлять с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (п.3 ст.19 Закона).

В п.8 ст.1 Закона приведено определение интернет-магазина: это информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Для обеспечения работы интернет-магазина необходимо создать информационный ресурс (сайт), на котором он будет размещаться.

Отметим, что согласно общедоступным источникам сайт - это система электронных документов (файлов данных и кода) частного лица или организации в компьютерной сети под общим адресом (доменным именем или IP-адресом).

Для размещения сайта в сети Интернет ему присваивается доменное имя в сети Интернет и его следует зарегистрировать в соответствии с установленными правилами.

В Республике Беларусь порядок регистрации доменных имен регламентируется Инструкцией о порядке регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, утвержденной приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18.06.2010 № 47.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2020 г. приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 20.12.2019 № 429 изменено название Инструкции № 47: «Инструкция о регистрации доменных имен в национальной доменной зоне».

С 29 августа 2021 г. следует руководствоваться Инструкцией № 47 с изменениями, внесенными приказом ОАЦ от 25.08.2021 № 138.

 

Юридические лица, их филиалы и представительства, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и находящиеся на ее территории, а также зарегистрированные в Республике Беларусь индивидуальные предприниматели при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) на территории страны через сеть Интернет обязаны использовать информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в установленном порядке (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»).

Таким образом, чтобы действовать в рамках правового поля на территории Беларуси, субъекты хозяйствования Республики Беларусь при розничной торговле (реализации товаров и цифровых продуктов через сайт в Интернете) обязаны использовать сервер, находящийся на территории Беларуси, причем и сайт и сервер должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Ограничений для иностранных организаций при трансграничной торговле упомянутыми выше документами не установлено.

Далее рассмотрим и сравним две ситуации.

Ситуация, когда постоянное представительство возникает

Ситуация 1

Иностранная коммерческая организация имеет сайт в Интернете, но не в белорусской доменной зоне. Сайт размещен на сервере, находящемся за пределами Беларуси, а товарные склады, с которых товар поставляется, находятся в Беларуси. Поставщик на сайте размещает рекламную информацию о товаре. Обмен информацией по заключению договора купли-продажи товара, в процессе которого устанавливается цена, объем поставок, другие существенные условия договора, происходит через Интернет и иные средства коммуникации.

 

Поскольку в данной ситуации сайт иностранной компании размещен на сервере, который находится за пределами Беларуси, он создается и регистрируется в соответствии с правилами и нормами, действующими в иностранном государстве. Это не обязывает владельца сайта использовать сервер, находящийся на территории Беларуси, а также проходить процедуру регистрации сервера и сайта, расположенного на этом сервере, в соответствии с положениями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.2010 № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет».

Вместе с тем такая иностранная компания лишена возможности заниматься реализацией непосредственно на территории Беларуси через свой сайт. И практически по условиям ситуации она этого не делает.

На сайте размещена рекламная информация и фактически приглашение к оферте, а не оферта. Существенные условия договора дорабатываются посредством не только Интернета, как средством связи, но и с помощью других средств коммуникации.

 

Справочно

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (п.1 ст.405 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

 

Однако в этой ситуации можно говорить о том, что у иностранной компании в Республике Беларусь возникает постоянное представительство, так как, несмотря на применение современных средств коммуникации при осуществлении торговых операций (сети Интернет), товар продается (реализуется) со складов, находящихся в Республике Беларусь. Причем неважно, принадлежат ли эти склады иностранной компании или она их берет в аренду.

Здесь прежде всего учитывается такой классический признак (критерий) постоянного представительства, как существование постоянного места деятельности иностранной компании в республике. Это место - склады, с которых ведется продажа товара. Присутствуют и остальные критерии, которые характерны для деятельности постоянного представительства иностранной компании на территории Беларуси. Назовем их: деятельность иностранной компании на территории Беларуси не относится к вспомогательной, а является основной и приносящей ей доход, при этом доход из источников в Беларуси; деятельность компании осуществляется систематически.

Таким образом, будет признано, что в этой ситуации иностранная компания является налогоплательщиком в Беларуси по той части прибыли, что получена при реализации товаров через склады в Беларуси. Второй аспект для признания деятельности иностранной компании через постоянное представительство - место заключения договора - не является здесь доминирующим.

Ситуация, в которой нет однозначного решения о возникновении постоянного представительства

Ситуация 2

Иностранная коммерческая организация имеет сайт в Интернете, но не в белорусской доменной зоне. Сайт размещен на сервере, находящемся за пределами Беларуси, и товарные склады, с которых поставляется товар, находятся за пределами Беларуси. Товары имеют овеществленную форму (то есть не относятся к компьютерным продуктам, аудиовизуальным произведениям и другим аналогичным товарам). Обмен информацией по заключению договора купли-продажи также происходит через Интернет. Поставщик на сайте указывает рекламную информацию, а также иную информацию, посредством которой покупатель может выбрать, заказать и приобрести товар. Доставка товара происходит почтой, а оплата - при получении почтового отправления.

 

Товар поставляется со склада, находящегося за пределами Беларуси, и доказательной базы по факту реализации товара на территории Беларуси может оказаться недостаточно либо она будет отсутствовать.

Поэтому в этой ситуации на первый план выходит рассмотрение фактов того, на территории какого государства заключаются договоры.

Оферта, то есть предложение заключить договор на приобретение товара иностранной компании с покупателями на территории Беларуси, размещена на ее сайте, в этой оферте присутствуют все существенные условия договора купли-продажи, и продавец товара может считать, что договор заключен после акцепта оферты, то есть когда покупатель выразил согласие на оплату.

Согласно ст.408 ГК акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из законодательства или соглашения сторон.

Но определенное решение, где, на территории какого государства и в какой момент в этой ситуации произошло заключение договора, а затем и его фактическое исполнение, в этой ситуации принять сложно.

Возможно, по крайней мере, три варианта места заключения договора:

а) место нахождения сайта;

б) место нахождения сервера;

в) место нахождения покупателя.

На сайте размещается информация о продуктах (о товарах, услугах и пр.), предлагаемых к продаже, клиент делает свой выбор (заказ) и вводит данные о платеже либо дает согласие на оплату.

Если публикация данных о продуктах на сайте является приглашением делать оферту, тогда может считаться, что договор заключен в месте нахождения покупателя.

Если публикация данных о продуктах на сайте является офертой, тогда может считаться, что договор заключен в месте нахождения сайта.

Такие подходы проистекают из положений Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 23.11.2005, которая регулирует вопросы заключения и исполнения договоров в электронном виде.

Каждое иностранное государство принимает внутри своего государства правовые акты, регулирующие сферу электронной торговли, с учетом защиты своего внутреннего рынка, и в этой связи существуют разные подходы к трактовке того, когда происходит заключение и исполнение электронных сделок.

Многие юристы склонны считать, что публикация данных о продуктах, размещаемых на сайтах, это приглашение сделать оферту. При таком подходе будет считаться, что договор заключен в месте нахождения покупателя.

Если белорусские законодатели будут придерживаться этой концепции, то в описываемой второй ситуации следует признать, что постоянное представительство иностранной компании есть в Беларуси.

Однако также следует учитывать, какая информация о продуктах, способах их доставки и прочем размещена на сайте. Если публикация данных о продуктах, размещаемых на сайтах, содержит точную информацию о продуктах (цена, их наличие и пр.), и не подразумевается никаких переговоров в дальнейшем, то она может быть признана офертой. В этом случае договор считается заключенным в месте нахождения сайта. И тогда следует признать, что постоянного представительства иностранной компании в Беларуси нет.

Как видим, однозначного решения в этой ситуации нет, и многое будет зависеть от того, какие концепции будут положены в основу законодателем.

 

06.04.2016

 

Татьяна Филатова, экономист