


Материал помещен в архив
ВОПРОС: В рамках исполнительного производства хозяйственным судом было направлено представление в органы финансовых расследований для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц организации-должника по факту уклонения от погашения кредиторской задолженности по вступившему в законную силу судебному решению.
Будет ли обоснованным отказ в возбуждении уголовного дела по причине того, что исполнительный документ не судебное решение, а определение о судебном приказе хозяйственного суда?
ОТВЕТ: Отказ обоснован.
В силу положений ст.242 Уголовного кодекса РБ (далее - УК) основанием для привлечения к ответственности является уклонение от погашения кредиторской задолженности по вступившему в законную силу судебному решению. В рассматриваемой ситуации определение о судебном приказе хозяйственного суда таковым не является.
Так, согласно ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса РБ судебное постановление - решение, постановление, определение хозяйственного суда, которые выносятся в рамках судопроизводства в хозяйственном суде. Судебное постановление, принятое хозяйственным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением хозяйственного суда (часть вторая ст.9 данного кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 июля 2014 г. в соответствии с абзацем 16 ст.1 Хозяйственного процессуального кодекса РБ в редакции Закона РБ от 01.07.2014 № 174-З судебное постановление - решение, постановление, определение суда, рассматривающего экономические дела, которые выносятся в рамках судопроизводства в суде, рассматривающем экономические дела. На основании части второй ст.9 названного кодекса в редакции Закона № 174-З судебное постановление, принятое судом, рассматривающим экономические дела, первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением суда, рассматривающего экономические дела. |
Таким образом, решение, постановление, определение хозяйственного суда являются судебными постановлениями. Вместе с тем их правовой статус и сфера правового регулирования в процессе судопроизводства различны. Законодатель дифференцирует данные понятия.
Аналогичное разграничение понятий «решение», «постановление», «определение» содержится в ст.1 Гражданского процессуального кодекса РБ.
Учитывая, что в соответствии со ст.3 УК нормы УК подлежат строгому толкованию, применение уголовного закона по аналогии не допускается, следовательно, понятие «судебное решение» в сфере уголовной ответственности должно иметь буквальное толкование, его расширительное применение недопустимо.
При внесении соответствующих изменений в УК сфера ответственности по ст.242 УК будет расширена в отношении всех судебных постановлений.
08.04.2013
Людмила Макаренко, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»