Вопрос-ответ от 16.02.2018
Автор: Сафаревич Д.

Будут ли являться акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание), составленный судебным приставом - исполнителем Российской Федерации, и постановление об окончании исполнительного производства основанием для признания задолженности по внешнеторговому договору, образовавшейся в 2011 году, безнадежной к взысканию и основанием для ее списания?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Юридическое лицо - резидент (далее - резидент) заключило экспортный внешнеторговый договор на поставку товара с юридическим лицом - нерезидентом (резидент Российской Федерации) (далее - нерезидент). Товар был поставлен в 2011 году. Нерезидент не рассчитался с резидентом. Резидент обратился с иском в суд о взыскании задолженности за поставленный товар. Решение суда вынесено в пользу резидента. С 2011 года резидент пытается взыскать задолженность с нерезидента.

Будут ли являться акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание), составленный судебным приставом - исполнителем Российской Федерации, и постановление об окончании исполнительного производства основанием для признания задолженности по внешнеторговому договору, образовавшейся в 2011 году, безнадежной к взысканию и основанием для ее списания?

 

ОТВЕТ: Нет.

С 28 июня 2017 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 № 221 (далее - Указ № 221), которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

Указом № 221 введено дополнительное основание завершения внешнеторговой операции: признание резидентом задолженности по внешнеторговой операции безнадежной к взысканию и (или) получению, но не ранее чем через 3 года после истечения сроков завершения внешнеторговых операций, предусмотренных в частях первой и четвертой подп.1.4 и подп.1.5 п.1 Указа № 178. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия резидентом решения о признании задолженности по внешнеторговой операции безнадежной к взысканию и (или) получению.

Согласно пресс-релизу Национального банка Республики Беларусь от 27.06.2017 «О вступлении в силу Указа Президента Республики Беларусь от 23 июня 2017 г. № 221» действие Указа № 221 распространяется на отношения (на внешнеторговые операции), возникшие после его вступления в силу.

Таким образом, резидент по внешнеторговой операции, начавшейся в 2011 году, не вправе признать задолженность по внешнеторговой операции безнадежной к взысканию и (или) получению.

 

16.02.2018

 

Денис Сафаревич, юрист