


Материал помещен в архив
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Перечень форм бухгалтерской отчетности
Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными (часть вторая ст.13 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». В соответствии с п.1 ст.14 данного Закона организация должна составлять годовую отчетность, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - промежуточную (квартальную, месячную) отчетность. |
Перечень форм бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, их содержание и порядок заполнения содержит Инструкция о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденная постановлением Минфина РБ от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией № 22 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Минфина РБ от 26.12.2016 № 112. |
Инструкция № 22 вступила в силу с 1 мая 2010 г. С этой даты утратило силу Положение о бухгалтерских отчетах организаций, финансируемых из бюджета, утвержденное приказом Минфина РБ от 18.01.1999 № 6 (далее - Положение № 6).
Отчетность составляется по формам согласно приложениям 2-34 к Инструкции № 22. Перечень форм с указанием их кодов, номеров приложений и периодичности представления приведен в таблице ниже. Большинство форм бухгалтерской отчетности являются формами годовой и квартальной периодичности представления. Три формы отчетов представляются только в составе годового отчета, две формы являются месячными отчетами.
В статье рассмотрены содержание и порядок формирования показателей форм годовой и квартальной отчетности.
Таблица | |||
Перечень форм бухгалтерской отчетности и периодичность их представления | |||
Код формы | Номер приложения к Инструкции № 22 | Наименование формы | Периодичность представления |
2 |
Бухгалтерский баланс |
Годовая, квартальная | |
3 |
Отчет об исполнении бюджетной сметы |
Годовая, квартальная | |
4 |
Отчет об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство |
Годовая, квартальная | |
Приложение к форме 2-2 |
5 |
Расходование средств, выделенных на финансирование капитального строительства |
Годовая, квартальная |
6 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам по государственным, судебным органам, органам прокуратуры, исполнительным и распорядительным органам, бюджетным организациям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
7 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям здравоохранения |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
8 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям здравоохранения |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
9 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по прочим организациям здравоохранения |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
10 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по учреждениям образования |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
11 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по учреждениям образования по подготовке кадров |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
12 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по учреждениям, обеспечивающим повышение квалификации и переподготовку кадров |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
13 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по прочим бюджетным организациям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
14 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по социально-педагогическим учреждениям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
15 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
16 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по подготовке научных работников высшей квалификации, клинических ординаторов |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
17 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по штатным национальным командам |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
18 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям физкультуры и спорта |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
19 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям физкультуры и спорта |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
20 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям культуры и искусства, кинематографии |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
21 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям социальной защиты |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
22 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по архивным учреждениям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
23 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по научным организациям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
24 |
Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по бюджетным сельскохозяйственным организациям |
Годовая, квартальная (на 1 июля, на 1 октября) | |
25 |
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств |
Годовая, квартальная | |
26 |
Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств |
Годовая | |
27 |
Отчет о движении материальных ценностей |
Годовая | |
28 |
Отчет о поступлении и расходовании средств государственных целевых бюджетных фондов |
Годовая, квартальная | |
29 |
Отчет о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов |
Годовая, квартальная | |
30 |
Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств |
Годовая, квартальная | |
31 |
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов фонда развития свободной экономической зоны |
Годовая, квартальная | |
32 |
Отчет о недостачах и хищениях имущества |
Годовая | |
1-М (оператив-ная) |
33 |
Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджетов |
Месячная |
2-М (загран-учреждение) |
331 |
Месячный отчет о расходовании средств дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом |
Месячная |
34 |
Пояснительная записка |
Годовая, квартальная |
Отчет по форме 1-М (оперативная) «Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджетов» представляют все распорядители (получатели) бюджетных средств (независимо от того, из какого бюджета они финансируются).
Соблюдение логической и арифметической увязки показателей во всех формах бухгалтерской отчетности, а также увязка показателей между отдельными формами бухгалтерской отчетности производится в соответствии со схемой взаимной проверки основных показателей форм годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности бюджетных организаций согласно приложению 35 к Инструкции № 22 (далее - Схема взаимной проверки). Схема взаимной проверки утверждена Министерством финансов РБ (далее - Минфин) впервые.
Инструкцией № 22 (по сравнению с Положением № 6) утверждены 4 новые формы бухгалтерской отчетности с годовой и квартальной периодичностью представления (приложения 28-31) и 1 форма с месячной периодичностью представления (приложение 331):
1) форма 7 «Отчет о поступлении и расходовании средств государственных целевых бюджетных фондов», которая заполняется распорядителями средств государственных целевых бюджетных фондов в целом по главе распорядителя бюджетных средств (в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, - отдельно по каждой смете) (часть первая п.61 Инструкции № 22).
Получатели средств государственных целевых бюджетных фондов составляют и представляют распорядителям бюджетных средств форму 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы» (часть вторая п.62 Инструкции № 22).
В республиканский бюджет включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов (ст.2 Закона РБ от 26.10.2012 № 432-З «О республиканском бюджете на 2013 год» (далее - Закон на 2013 год)):
• фонда национального развития;
• республиканских инновационных фондов.
Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются (п.2 ст.10 Закона на 2013 год):
• часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет в соответствии с законодательными актами;
• другие источники по решению Президента РБ;
• иные источники, не запрещенные законодательством.
Расходы государственного целевого бюджетного фонда национального развития осуществляются по решению Президента РБ (п.3 ст.10 Закона на 2013 год).
В 2013 г. в местные бюджеты включены средства местных инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами (ст.23 Закона на 2013 год);
2) форма 8 «Отчет о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов», которая заполняется распорядителями средств государственных внебюджетных фондов по разделам, подразделам и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета по соответствующей главе ведомственной классификации расходов (часть первая п.63 Инструкции № 22). Например:
• распорядителем средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел РБ является Министерство внутренних дел РБ. Средства фонда учитываются на отдельном счете этого Департамента в банке, через который осуществляется исполнение бюджета фонда (п.4 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента РБ от 02.06.2006 № 373).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2016 г. бюджет фонда на очередной финансовый год и отчет о его исполнении утверждаются указами Президента РБ (п.4 Положения № 373 в редакции Указа Президента РБ от 25.07.2016 № 287); |
• распорядителем средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации является Министерство транспорта и коммуникаций РБ. Средства фонда учитываются на специальном счете в банке Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций РБ, через который осуществляется исполнение бюджета фонда (п.3 Положения о порядке формирования и использования средств государственного внебюджетного фонда гражданской авиации, утвержденного Указом Президента РБ от 23.10.2003 № 465).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. исполнение бюджета фонда осуществляется через единый казначейский счет (п.3 Указа № 465 в редакции Указа Президент РБ от 17.12.2015 № 494). |
Получатели средств государственных внебюджетных фондов составляют и представляют распорядителям средств внебюджетных фондов форму 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы» (часть вторая п.64 Инструкции № 22);
3) форма 9 «Отчет об использовании средств целевого назначения и иных средств», которая заполняется по главе распорядителя бюджетных средств. В данной форме не отражаются средства от приносящей доходы деятельности, а также средства, получаемые бюджетными организациями, которые подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета в счет компенсации расходов республиканского и местных бюджетов (п.65 Инструкции № 22);
4) форма 10-СЭЗ «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов фонда развития свободной экономической зоны», которая заполняется распорядителем бюджетных средств по разделам, подразделам и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета по соответствующей главе ведомственной классификации расходов (п.67 Инструкции № 22).
Расходы за счет средств фонда развития свободной экономической зоны отражаются в форме в разрезе позиций экономической классификации расходов бюджета (категорий, статей, подстатей и элементов) (часть четвертая п.68 Инструкции № 22).
Порядок формирования и использования средств фондов свободных экономических зон определен постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 658, которым утверждены:
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Брест»;
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Витебск»;
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Гомель-Ратон»;
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Гродноинвест»;
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Минск»;
• Положение о фонде развития свободной экономической зоны «Могилев».
Администрации названных свободных экономических зон являются распорядителями бюджетных средств (главы 395-400 ведомственной классификации расходов республиканского бюджета согласно приложению 5 к постановлению Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (далее - постановление № 208));
5) форма 2-М (загранучреждение) «Месячный отчет о расходовании средств дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь за рубежом», которая представляется в Минфин распорядителем бюджетных средств не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.804 Инструкции № 22).
Общие правила по составлению бухгалтерской отчетности
Годовая бухгалтерская отчетность составляется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным; месячная - на 1-е число месяца, следующего за отчетным; квартальная - на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года (п.3 Инструкции № 22).
Бюджетные организации, финансирование которых передано с уровня одного бюджета на другой или переданные из подчинения одного распорядителя другому, составляют бухгалтерскую отчетность на дату приема-передачи (в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности) и представляют ее своей вышестоящей организации как по прежней, так и по новой подчиненности. В дальнейшем бухгалтерская отчетность представляется только по новой подчиненности (п.9 Инструкции № 22).
Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей с одним десятичным знаком нарастающим итогом с начала отчетного года (пп.4, 5 Инструкции № 22).
При обнаружении искажения данных бухгалтерской отчетности как текущего отчетного года, так и предшествующих периодов, изменения производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены названные искажения (п.16 Инструкции № 22).
В бухгалтерской отчетности не должно быть подчисток и неоговоренных исправлений (п.17 Инструкции № 22).
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером получателя (распорядителя) бюджетных средств либо иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь (в централизованной бухгалтерии (далее - ЦБ) - руководителем организации, при которой создана ЦБ, и главным бухгалтером ЦБ). Отчетность по сети, штатам и контингентам, содержащая плановые показатели, подписывается также руководителем планово-экономической службы.
В бухгалтерской отчетности должны указываться должности, фамилия и инициалы исполнителей, номер телефона и дата составления (п.18 Инструкции № 22).
Внесение в утвержденные формы бухгалтерской отчетности дополнительных показателей, их объединение или изменение без согласования с Минфином не допускается (часть вторая п.13 Инструкции № 22).
Получатель бюджетных средств представляет бухгалтерскую отчетность распорядителю бюджетных средств. По расходам за счет средств, полученных из бюджетов других уровней, бухгалтерская отчетность представляется распорядителям средств бюджета, из которого были получены эти средства. В этом случае отчетность составляется по формам 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы», 2-2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство», приложению к форме 2-2 «Расходование средств, выделенных на финансирование капитального строительства» (п.11 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность.
Распорядители средств республиканского и местных бюджетов представляют сводную бухгалтерскую отчетность соответственно в Минфин или соответствующий местный финансовый орган (п.87 Инструкции № 22). При приемке ряда отчетов (коды 2; 2-2; 3-1 - 3-22; 4; 7; 8; 9; 10-СЭЗ) оформляется информационный листок по форме согласно приложению 36 к Инструкции № 22, в котором соответствующие отраслевые управления Минфина (местного финансового органа) делают отметки о приеме конкретного отчета. Информационные листки с отметками о приеме отчетов передаются в службы бухгалтерского учета и отчетности соответствующего финансового органа.
Кроме распорядителей бюджетных средств, имеющих подведомственные бюджетные организации, сводную бухгалтерскую отчетность составляют распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс, и централизованные бухгалтерии, обслуживающие бюджетные организации (п.88 Инструкции № 22).
Сводная бухгалтерская отчетность представляется с сопроводительным письмом в сброшюрованном виде (в отдельной папке) (часть первая п.90 Инструкции № 22).
Сроки представления бухгалтерской отчетности
Сроки представления бухгалтерской отчетности распорядителями средств республиканского бюджета устанавливаются ежегодно Минфином, а распорядителями средств местных бюджетов - соответствующими местными финансовыми органами (п.91 Инструкции № 22).
Отчет формы 1-М (оперативная) «Месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджетов» представляется Минфину распорядителями бюджетных средств не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, местным финансовым органам - в сроки, установленные ими для распорядителей средств местных бюджетов (п.80 Инструкции № 22).
Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности. Если срок представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день, то сроком ее представления считается первый следующий за ним рабочий день (п.92 Инструкции № 22).
Содержание пояснительной записки
Одновременно с годовой и промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетностью представляется пояснительная записка по форме 16 согласно приложению 34 к Инструкции № 22, которая состоит из 7 таблиц.
Таблицы 1, 2, 3, 6, 7 заполняются при представлении годовой и промежуточной (квартальной) бухгалтерской отчетности:
• таблица 1 «Сводная таблица об исполнении бюджетной сметы»;
• таблица 2 «Сведения об остатках денежных средств на банковских счетах получателя (распорядителя) средств бюджета»;
• таблица 3 «Сведения о средствах, зачисляемых в счет компенсации расходов бюджетов».
В 2012 г. перечень получаемых бюджетными организациями средств (в т.ч. в иностранной валюте), подлежащих внесению в доход соответствующего бюджета, определен в приложении 13 «Средства, зачисляемые в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов» и приложении 15 «Средства, зачисляемые в доходы местных бюджетов в счет компенсации их расходов» к Закону РБ от 30.12.2011 № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год».
В 2013 г. перечень таких средств определен в приложении 11 «Средства, зачисляемые в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов» и приложении 13 «Средства, зачисляемые в доходы местных бюджетов в счет компенсации их расходов» к Закону на 2013 год;
• таблица 6 «Сведения о дебиторской задолженности». Составляется отдельно по средствам бюджета и государственных целевых бюджетных фондов, а также по расчетам за счет внебюджетных источников финансирования;
• таблица 7 «Сведения о кредиторской задолженности». Составляется отдельно по средствам бюджета и государственных целевых бюджетных фондов, а также по расчетам за счет внебюджетных источников финансирования.
Дебиторская или кредиторская задолженность между подведомственными организациями и министерством, между бюджетной организацией и ее работниками и т.п. в таблицах 6, 7 не отражается.
Таблицы 4 «Сведения о проведении инвентаризаций», 5 «Сведения о количестве подведомственных бюджетных организаций» заполняются только при представлении годовой бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в пояснительной записке приводятся:
• основные факторы, повлиявшие на исполнение бюджетной сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств;
• причины изменений вступительного сальдо бухгалтерского баланса (реорганизация бюджетной организации, изменение условий ее деятельности, изменение законодательства Республики Беларусь);
• причины изменений плановых и отчетных показателей по сети, штатам и контингентам;
• причины роста кредиторской задолженности по экономической классификации расходов бюджета.
Форма представления вышеуказанных сведений определяется главным бухгалтером бюджетной организации.
Получатели бюджетных средств в пояснительной записке должны расшифровать прочие суммы, отнесенные на уменьшение и увеличение источника бюджетного финансирования, отраженные в справке о движении сумм финансирования по субсчетам 230, 231 (140, 143) к бухгалтерскому балансу (далее - Справка к балансу) по строкам 975 и 986 (п.26 Инструкции № 22).
В пояснительной записке дополнительно объясняются все расхождения в Схеме взаимной проверки (п.54 Инструкции № 22).
Содержание и порядок заполнения формы 1 «Бухгалтерский баланс»
Годовое заключение счетов бухгалтерского учета
Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов. Под годовым заключением счетов понимается отражение в учете заключительных записей по списанию произведенных в течение текущего отчетного года фактических расходов, как за счет бюджетного источника финансирования, так и за счет внебюджетных источников. Для проведения годового заключения счетов в книге журнал-главная выводится предварительный остаток по каждому счету (субсчету) на конец текущего отчетного года (п.21 Инструкции № 22).
Подчеркнем, что Инструкцией № 22 не предусмотрено ежемесячное списание расходов при осуществлении предпринимательской деятельности, а только списание расходов в конце года, что противоречит положениям Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2009 № 157 (далее - Инструкция № 157).
В п.21 Инструкции № 22 есть еще одно положение, разъясняющее порядок годового заключения счетов: если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих счетов (субсчетов). По мнению автора, это положение может быть использовано только при отражении операций за счет бюджетного финансирования.
Расходы по внебюджетным средствам списываются без всяких оговорок ежемесячно (в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах - в конце года).
В связи с сезонным характером производства в подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах все расчеты, связанные с исчислением фактической себестоимости сельскохозяйственной продукции, делаются лишь в конце года, поэтому и списание расходов производится в конце года.
Расходы по внебюджетным средствам в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, списываются с кредита субсчета 211 «Расходы по внебюджетным средствам» в дебет субсчета 237 «Прочие источники» или 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» (п.11 Инструкции № 157).
По мнению автора, названная бухгалтерская запись не может быть применена по отношению к подсобным хозяйствам (включая подсобные сельские хозяйства). При наличии подсобных хозяйств наряду с учетом затрат на производство надо вести учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, определять финансовые результаты от реализации, следить за состоянием расчетов с покупателями. При списании расходов в сумме, равной фактической себестоимости изготовленной продукции, следует оприходовать готовую продукцию (дебет субсчета 030 «Продукция на складе»).
Кроме того, несмотря на то что в подсобных сельских хозяйствах фактическая себестоимость сельскохозяйственной продукции определяется в конце года, учет этой продукции (выпуск из производства, отгрузка покупателям, использование для собственных нужд организации) ведется в течение года (по мере осуществления названных операций). Названные операции в течение года отражаются по плановой себестоимости и корректируются до фактической себестоимости лишь в конце года после составления отчетных калькуляций. Значит, в конце года списанию подлежит лишь разница между фактической себестоимостью выпущенной продукции и ее плановой себестоимостью.
Инструкция № 22 (в отличие от Положения № 6) не включает в понятие годового заключения счетов списание остатков по субсчетам 280, 281 «Реализация других материальных ценностей» счета 28 «Реализация» в дебет или кредит субсчета 410 «Прибыли и убытки». Следовательно, субсчета счета 28 должны закрываться ежемесячно и остатков по этим субсчетам в бухгалтерском балансе быть не должно. Но в пассиве формы 1 «Бухгалтерский баланс» выделен отдельный раздел 4 «Реализация» с двумя статьями в его составе, наименование которых совпадает с названием субсчетов 280 и 281 (см. строки 890 и 900). Наличие этих статей в пассиве бухгалтерского баланса означает, что на дату его составления в организации имеется прибыль от реализации.
Финансовым результатом от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей может быть и убыток. В этом случае остаток субсчетов 280, 281 будет дебетовый, но в активе бухгалтерского баланса статей с наименованием субсчетов 280, 281 не предусмотрено. Значит, при наличии убытка дебетовые остатки по субсчетам 280, 281 надо отражать в пассиве по строкам 890 и 900, но со знаком «-».
По мнению автора, бухгалтерские записи по списанию финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) и других материальных ценностей (в дебет или кредит субсчета 410) должны составляться ежемесячно (остатков по субсчетам 280 и 281 не должно быть). Составление этих записей ежемесячно позволяет накапливать финансовый результат деятельности организации нарастающим итогом с начала года на одном субсчете 410. Такую методику учета можно предусмотреть в учетной политике организации.
Бухгалтерские записи по списанию в конце года фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования
По окончании года производится списание фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования, в пределах имеющегося источника финансирования, что отражается следующими бухгалтерскими записями:
1) у главного распорядителя бюджетных средств на сумму его собственных расходов:
Д-т 230 (субсчет «Финансирование из бюджета») - К-т 200 (субсчет «Расходы по бюджету»);
Д-т 231 (субсчет «Финансирование из бюджета капитальных вложений») - К-т 203 (субсчет «Расходы по бюджету на капитальные вложения»);
Д-т 232 (субсчет «Финансирование из других бюджетов») - К-т 202 (субсчет «Расходы за счет других бюджетов»);
2) у главного распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов):
Д-т 230 - К-т 140 (субсчет «Расчеты по финансированию из бюджета»);
Д-т 231 - К-т 143 (субсчет «Расчеты по финансированию капитальных вложений»);
Д-т 232 - К-т 142 (субсчет «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»);
3) у нижестоящего распорядителя и получателя бюджетных средств на сумму их собственных расходов:
Д-т 140 - К-т 200;
Д-т 142 - К-т 202;
Д-т 143 - К-т 203;
4) у нижестоящего распорядителя бюджетных средств на сумму расходов подведомственных ему организаций (на основании их годовых отчетов):
Д-т 140 - К-т 140;
Д-т 142 - К-т 142;
Д-т 143 - К-т 143.
По субсчетам 200, 203 на начало следующего года может быть дебетовый остаток (пп.4 и 7 Инструкции № 157). Так, по субсчету 200 не списываются в конце года сумма начисленной заработной платы за 2-ю половину декабря, если выплата ее производится за счет ассигнований нового года, стоимость потребленных коммунальных услуг, услуг связи и других услуг при наличии задолженности за пользование ними. По субсчету 203 не списываются расходы по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам строительства, и реконструкции.
По вопросу отнесения главных распорядителей и нижестоящих распорядителей к распорядителям бюджетных средств и использования субсчетов счета 23 «Финансирование и займы» и счета 14 «Внутриведомственные расчеты по финансированию» необходимо обратить внимание на следующее.
В Бюджетном кодексе РБ (далее - БК) определение терминов «главный распорядитель бюджетных средств» и «нижестоящий распорядитель бюджетных средств» отсутствует, есть лишь определение терминов «распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств».
Термины «главный распорядитель бюджетных средств» и «нижестоящий распорядитель бюджетных средств» используются в настоящее время лишь в одном действующем нормативном правовом акте: в Методических указаниях о порядке учета денежных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденных приказом Минфина РБ от 17.12.1999 № 364 (далее - Методические указания № 364).
В настоящее время документы, в которых была бы приведена характеристика счета 23 и его субсчетов, а также счета 14 и его субсчетов, отсутствуют.
Согласно Методическим указаниям № 364 субсчета 230, 231, 232 счета 23 используются главными распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140, 142, 143 счета 14 - нижестоящими распорядителями.
Субсчета 230-232 используются всеми распорядителями бюджетных средств, а субсчета 140-143 - только получателями бюджетных средств (пп.4, 6 и 7 Инструкции № 157).
В связи с тем что методика учета бюджетного финансирования в соответствии с Методическими указаниями № 364 зависит от статуса распорядителя бюджетных средств, автор оперирует терминами «главный распорядитель бюджетных средств», «нижестоящий распорядитель бюджетных средств» и «получатель бюджетных средств».
Распорядители средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов, задействованные ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и местных бюджетов, как и ранее, являются непосредственными (прямыми) получателями бюджетных средств, но они в настоящее время лишены статуса главных распорядителей бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств, подведомственные распорядителям, задействованным ведомственной классификацией расходов, являются нижестоящими распорядителями, но они также лишены этого статуса.
Приведенная выше методика учета по списанию фактических расходов, произведенных за счет бюджетного финансирования, соответствует практике. По мнению автора, этой методикой следует руководствоваться до момента приведения в соответствие нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос.
Содержание формы 1 «Бухгалтерский баланс»
Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой отражается наличие средств и их источников в стоимостном (денежном) измерении на отчетную дату. Напомним, бухгалтерский баланс является формой годовой и квартальной отчетности.
Порядок формирования показателей формы 1 «Бухгалтерский баланс» (включая показатели Справки к балансу) определен в главе 4 Инструкции № 22.
Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов (п.21 Инструкции № 22).
До составления бухгалтерского баланса производится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.
Остатки денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах должны быть подтверждены соответствующими банковскими документами и сверены с выписками банков.
Статьи годового бухгалтерского баланса должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерском учете за декабрь должны быть сделаны вытекающие из инвентаризации записи (часть третья п.20 Инструкции № 22).
Внебюджетные средства и приобретенное за счет их имущество учитываются на едином балансе (часть третья п.3 ст.79 БК). Данное положение БК конкретизировано в Правилах учета доходов, полученных учреждениями от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества, утвержденных постановлением Минфина РБ от 29.12.2000 № 133 (далее - Правила). Бюджетные организации должны осуществлять раздельный учет доходов, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и приобретенного за их счет имущества на отдельных субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленного постановлением Минфина РБ от 22.04.2010 № 50 (далее - План счетов), и составлять при этом единый (по всем источникам получения средств) бухгалтерский баланс (п.5 Правил). Данное положение содержится также в п.19 Инструкции № 22.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 марта 2013 г. Правила на основании постановления Минфина РБ от 08.02.2013 № 11 утратили силу. |
Бухгалтерский баланс делится на 2 части: актив и пассив. В активе бухгалтерского баланса отражается состав и размещение средств как носителей стоимости, в пассиве - источники формирования этих же средств. Поэтому итог актива должен равняться итогу пассива.
Средства и источники формирования средств объединены в разделы, в которых выделяются статьи. Статья содержит величину остатка определенных видов средств или их источников.
Актив бухгалтерского баланса включает 9 разделов:
1. Основные средства.
2. Материальные запасы.
3. Отдельные предметы в составе оборотных средств.
4. Затраты на производство.
5. Денежные средства.
6. Расчеты.
7. Расходы.
8. Убытки.
9. Затраты на капитальное строительство.
Пассив бухгалтерского баланса включает 6 разделов:
1. Финансирование и займы, расчеты по финансированию.
2. Фонды и средства целевого назначения.
3. Расчеты.
4. Реализация.
5. Доходы и финансовые результаты.
6. Финансирование капитального строительства.
Бухгалтерский баланс составляется на основании остатков по счетам бухгалтерского учета из книги журнал-главная или главной книги. Каждая организация заполняет в бухгалтерском балансе только те статьи, которые к ней относятся. Остатки по счетам, предназначенным для учета средств, отражаются по соответствующим статьям актива бухгалтерского баланса, а остатки по счетам источников средств - по статьям пассива бухгалтерского баланса.
В графе 3 бухгалтерского баланса отражаются остатки по счетам на начало отчетного года, а в графе 4 - на конец отчетного периода (года, квартала). Данные вступительного баланса (на начало отчетного года) должны соответствовать данным утвержденного баланса за предыдущий отчетный год. В случае изменения вступительного баланса следует объяснить причины в пояснительной записке (часть первая п.22 Инструкции № 22).
Автора данной статьи волнует вопрос о правомерности выделения в пассиве бухгалтерского баланса раздела 5 «Доходы и финансовые результаты» с одной статьей в его составе под названием «Прибыли и убытки, использование прибыли (410, 411)», возникший на основании положений Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152 (далее - Инструкция № 152).
Ежемесячно необходимо создавать фонды за счет прибыли (превышения доходов над расходами), остающейся в распоряжении организации. Определено, что не более 40 % названной прибыли направляется в фонд материального поощрения (далее - ФМП), а оставшиеся средства направляются в фонд производственного и социального развития (далее - ФПСР) (часть первая п.28 Инструкции № 152).
Кредитовый остаток субсчета 410 означает сумму полученной с начала года прибыли. Дебетовый остаток субсчета 411 «Использование прибыли» означает сумму использованной прибыли (включая прибыль, остающуюся в распоряжении организации) нарастающим итогом с начала года.
Наличие статьи «Прибыли и убытки, использование прибыли (410, 411)» в пассиве бухгалтерского баланса (судя по тому, какие субсчета она объединяет) означает сумму неиспользованной прибыли (разница между кредитовым остатком субсчета 410 и дебетовым остатком субсчета 411). С учетом того что вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, ежемесячно направляется на создание ФМП и ФПСР, не использованной (не распределенной) прибыли в бухгалтерском балансе не должно быть ни в составе квартальной, ни в составе годовой отчетности. Разница между кредитовым остатком субсчета 410 и дебетовым остатком субсчета 411 всегда должна быть равна нулю.
Заметим, что названные выше статья пассива по субсчетам 410, 411 (строка 910 баланса), статья «Прибыли и убытки (410)» раздела 8 «Убытки» актива (строка 490 баланса), статьи раздела 4 пассива баланса «Реализация» (строки 890, 900) не задействованы в Схеме взаимной проверки.
Со стороны Минфина нет четких указаний по применению субсчетов 410, 411. Более того, в республике нет ни одного нормативного документа (кроме Плана счетов), где бы был задействован субсчет 411.
Многие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в соответствии с учетной политикой отражают операции по учету финансовых результатов и использованию прибыли с применением субсчета 237.
Обратим внимание, что со вступлением в силу Инструкции № 22 бухгалтер бюджетной организации лишился хоть какой-то информации по характеристике и корреспонденции счетов (субсчетов), содержащейся в Положении № 6. Положение № 6 отменено, а Инструкция № 22 такой информации не содержит.
Оценка статей бухгалтерского баланса
В разделах актива 1, 2, 3, 5 и частично в разделе 9 бухгалтерского баланса отражается остаток активов организации (материальных и денежных средств), имеющихся в распоряжении организации на дату составления бухгалтерского баланса.
Основные средства (субсчета 010-019) в бухгалтерском балансе отражаются по первоначальной или восстановительной стоимости.
Отдельные предметы в составе оборотных средств отражаются в балансе по их первоначальной стоимости (стоимости приобретения).
При заполнении бухгалтерского баланса должны быть обеспечены следующие равенства:
• сумма остатков по субсчетам 020 «Амортизация основных средств» (строка 670) и 250 «Фонд в основных средствах» (строка 660) должна равняться остатку по субсчетам счета 01 «Основные средства» (строка 010) (часть вторая п.23 Инструкции № 22);
• сумма остатков по субсчетам счета 07 «Отдельные предметы в составе оборотных средств» (строка 080) должна равняться остатку по субсчету 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» (строка 680) (часть третья п.23 Инструкции № 22).
Продукция на складе и продукция (работы, услуги), отгруженная покупателям (субсчета 030, 031), отражается по фактической себестоимости.
При наличии подсобных сельских хозяйств остаток по субсчетам 030, 031 в бухгалтерском балансе на 1 апреля, 1 июля, 1 октября отражается по плановой себестоимости, а в бухгалтерском балансе на 1 января - по фактической себестоимости. Аналогично оценивается остаток по субсчету 050 «Животные на выращивании и откорме».
Материальные ценности, учитываемые по счетам 04, 06, за исключением продуктов питания и медикаментов, отражаются по фактической стоимости (с включением в их стоимость расходов по доставке и других расходов по их приобретению) (часть первая п.4 Методических указаний о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, утвержденных Минфином РБ 11.12.1997 № 59 (далее - Методические указания № 59)).
Продукты питания и медикаменты отражаются по ценам приобретения без вычета предоставляемых торговыми организациями скидок. В стоимость продуктов питания и медикаментов не включаются транспортные расходы по их доставке (часть первая п.6 Методических указаний № 59).
Денежные средства в иностранной валюте в кассе, на счетах в банке, дебиторская и кредиторская задолженность по операциям в иностранной валюте отражаются в бухгалтерском балансе по курсу Национального банка РБ на дату его составления. Обязательства и имущество в иностранной валюте на отчетную дату пересчитываются по курсу последнего календарного дня отчетного периода (часть пятая п.2 ст.101 БК).
В разделе 4 актива отражается сумма незавершенного производства по подсобным хозяйствам организаций и по научно-исследовательским работам, выполняемым по договорам с заказчиками. Незавершенное производство оценивается в соответствии с принятой методикой оценки в учетной политике организации.
В разделе 6 актива и разделе 3 пассива отражается остаток незавершенных расчетов с организациями, предприятиями и лицами: в активе - дебиторская задолженность, в пассиве - кредиторская задолженность. Состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками по субсчету 150 находит отражение в разделе 9 актива и разделе 6 пассива.
По активно-пассивным субсчетам расчетов (160, 170-173, 178-188 и др.) остатки по дебету и кредиту определяются по данным аналитического учета. Дебиторская задолженность отражается в активе бухгалтерского баланса, а кредиторская - в пассиве. Объединение (свертывание) этих видов задолженности не допускается (часть третья п.22 Инструкции № 22).
В бухгалтерских балансах, входящих в состав квартальной отчетности, бюджетные источники средств (субсчета 230, 140, 232, 142, 231, 143), а также расходы, произведенные за счет бюджетных источников (субсчета 200, 202, 203), отражаются нарастающим итогом с начала года. Источники бюджетных средств находят отражение в разделах 1, 6 пассива, а расходы - в разделах 7, 9 актива. Сопоставление сумм источников финансирования с суммами расходов позволяет по данным баланса контролировать исполнение бюджетных смет организации в течение года.
Остатки в бухгалтерском балансе на 1 января по счетам 14, 23 в разделах 1, 6 пассива после заключения счетов означают суммы неиспользованного финансирования.
Справка к бухгалтерскому балансу
В бухгалтерском балансе заполняется Справка к балансу (п.24 Инструкции № 22).
В Справке к балансу в сумму полученного финансирования не включена сумма финансирования из бюджетов других уровней (кредит субсчетов 232 «Финансирование из других бюджетов», 142 «Расчеты по финансированию за счет других бюджетов»). В Схеме взаимной проверки строки бухгалтерского баланса, по которым отражены остатки по субсчетам 232 и 142, не задействованы.
Остаток финансирования на начало года, а также на конец отчетного периода, отраженные в Справке к балансу, должны равняться остатку финансирования, отраженному в бухгалтерском балансе, соответственно на начало года и конец отчетного периода.
Ниже названы строки и графы Справки к балансу и бухгалтерского баланса, которые согласно Схеме взаимной проверки должны быть взаимоувязаны:
строка 978 графы 3 Справки к балансу = строке 570 графы 3 бухгалтерского баланса;
строка 978 графы 4 Справки к балансу = строке 930 графы 3 бухгалтерского баланса;
строка 989 графы 3 Справки к балансу = строке 570 графы 4 бухгалтерского баланса;
строка 989 графы 4 Справки к балансу = строке 930 графы 4 бухгалтерского баланса.
Кроме того, следует знать, что дебетовый остаток счета 14 у распорядителей бюджетных средств должен быть равен сумме кредитовых остатков по этим субсчетам всех подведомственных организаций, вместе взятых. При составлении сводного баланса распорядителем бюджетных средств эти остатки исключаются.
Отчет об исполнении бюджетной сметы (формы 2 и 2-2)
Порядок формирования показателей формы 2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы» определен в главе 5 Инструкции № 22, а формы 2-2 «Отчет об исполнении бюджетной сметы на капитальное строительство» - в главе 6 Инструкции № 22.
Форма 2 (приложение 3 к Инструкции № 22) составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов Республики Беларусь соответствующей главы ведомственной классификации расходов, программы, подпрограммы, уровня бюджета. В ней отражаются данные о годовых и квартальных бюджетных ассигнованиях (назначениях) нарастающим итогом с начала года, сумма полученного бюджетного финансирования, кассовые и фактические расходы за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), остатки средств на банковских счетах на начало года и на отчетную дату. Вышеуказанные данные приводятся в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджета, за исключением статьи 40 «Капитальные вложения в основные фонды», подстатьи 02 «Капитальное строительство» (п.29 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств представляют форму 2 в составе сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с функциональной классификацией по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по главе распорядителя бюджетных средств (п.30 Инструкции № 22).
Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам утверждена БК и является приложением к нему.
Функциональная классификация расходов бюджета в пределах подразделов (по видам расходов и параграфам) утверждена постановлением № 208 и приведена в приложениях 2 и 3 к нему.
Программная классификация расходов бюджета, ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, экономическая классификация расходов бюджета утверждены постановлением № 208 согласно приложениям 4, 5, 6 (соответственно).
Функциональная классификация расходов бюджета, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (п.1 ст.11 БК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. следует руководствоваться п.1 ст.11 БК с дополнением, внесенным Законом РБ от 31.12.2017 № 84-З. |
Ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Минфином. Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов) (п.3 ст.19 БК).
В форме 2-2 отражаются расходы на строительство всех видов зданий и сооружений, а также расходы на реконструкцию объектов (за исключением модернизации) независимо от способа ведения строительных и монтажных работ в соответствии с бюджетной сметой на капитальное строительство. Она заполняется по элементам статьи 40 «Капитальные вложения в основные фонды», подстатьи 02 «Капитальное строительство» экономической классификации расходов бюджета (п.40 Инструкции № 22). В остальном содержание формы 2-2 (заголовочная часть формы, номера и название граф) аналогично содержанию формы 2.
В приложении «Расходование средств, выделенных на финансирование капитального строительства» к форме 2-2 (приложение 5 к Инструкции № 22) приводятся данные отдельно по каждому объекту государственной инвестиционной программы (лимит капитальных вложений по инвестиционной программе (на год, на отчетный период), профинансировано, фактические расходы).
Итог по графе 4 «Профинансировано» приложения к форме 2-2 должен соответствовать сумме по строке 001 «Капитальное строительство» графы 7 «Профинансировано» формы 2-2, а итог по графе 5 «Фактические расходы» приложения к форме 2-2 должен соответствовать сумме по строке 001 графы 10 «Фактические расходы» формы 2-2 (часть вторая п.46 Инструкции № 22).
Формирование показателей по кассовым и фактическим расходам
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов, как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках (часть вторая п.2 ст.101 БК).
Кассовые расходы отражаются в графе 8 форм 2 и 2-2.
В графе 8 формы 2 отражаются суммы, выданные со счетов, открытых главным управлениям Минфина по областям и г.Минску (далее - главные управления), а также со счетов в банках путем безналичных расчетов или наличными деньгами за вычетом сумм, внесенных на восстановление кассовых расходов (часть первая п.35 Инструкции № 22).
В графе 8 формы 2-2 отражаются суммы расходов, оплаченные путем безналичных расчетов со счетов, открытых главным управлениям, а также со счетов в банках (п.44 Инструкции № 22).
Перечисление денежных средств со счета главного управления и зачисление их на текущий (расчетный) счет получателя бюджетных средств в банке в составе кассовых расходов не учитывается. Указанные средства учитываются в составе кассовых расходов при списании их с текущего (расчетного) счета организации в банке.
В составе кассовых расходов учитываются только те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего года.
Как видим, Инструкцией № 22 в определение термина «кассовые расходы» не включены суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках.
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством (часть третья п.2 ст.101 БК).
Фактические расходы отражаются в графе 10 форм 2 и 2-2.
Фактическими расходами считаются затраты организации, подтвержденные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям, по приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям (часть вторая п.37 Инструкции № 22).
Формирование сметных показателей
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств определен главой 2 Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.01.2009 № 8 (далее - Инструкция № 8).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 декабря 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией № 8 с изменениями, внесенными постановлением Минфина РБ от 02.12.2016 № 103. |
Показатели по смете отражаются в графе 4 «Утверждено по смете на год» и графе 5 «Утверждено по смете на отчетный период» форм 2 и 2-2.
Порядок заполнения граф 4 и 5 формы 2 установлен соответственно в пп.31 и 32 Инструкции № 22.
Порядок заполнения граф 4 и 5 формы 2-2 установлен в п.41 Инструкции № 22.
В графе 4 форм 2 и 2-2 отражаются:
• получателями бюджетных средств - суммы годовых бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (бюджетной сметой на капитальное строительство) с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
• распорядителями бюджетных средств - суммы годовых бюджетных назначений в соответствии с утвержденной бюджетной сметой (бюджетной сметой на капитальное строительство) с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В графе 5 форм 2 и 2-2 квартальной периодичности представления отражаются:
• получателями бюджетных средств - квартальные бюджетные ассигнования согласно утвержденной бюджетной смете (бюджетной смете на капитальное строительство) нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
• распорядителями бюджетных средств - квартальные бюджетные назначения согласно утвержденной бюджетной смете (бюджетной смете на капитальное строительство) нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В формах 2 и 2-2 годовой периодичности представления графа 5 не заполняется (часть вторая п.32 и часть вторая п.41 Инструкции № 22).
В связи с тем что Законом РБ от 26.10.2012 № 429-З внесены изменения в БК, вступившие в силу с 1 января 2013 г., приведем обновленные определения вышеуказанных терминов.
Бюджетные ассигнования - полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (подп.1.9 п.1 ст.2 БК).
Получатель бюджетных средств - бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп.1.44 п.1 ст.2 БК).
Бюджетные обязательства - расходные обязательства, полученные и принятые получателем бюджетных средств и (или) подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году за счет средств соответствующего бюджета (подп.1.11 п.1 ст.2 БК).
Бюджетные назначения - полномочия на использование и распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год (подп.1.10 п.1 ст.2 БК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. бюджетные назначения - полномочия на использование и (или) распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном БК РБ (подп.1.10 п.1 ст.2 БК РБ, в редакции Закона РБ от 30.12.2015 № 342-З). |
Источники информации для заполнения форм 2 и 2-2
Основанием для заполнения в отчетах форм 2 и 2-2 показателей «Профинансировано» (графа 7), «Кассовые расходы» (графа 8), «Фактические расходы» (графа 10) являются данные аналитического учета поступившего бюджетного финансирования, кассовых и фактических расходов.
Синтетический учет кассовых расходов ведется на субсчетах счета 10 «Текущие счета по бюджету», синтетический учет фактических расходов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, ведется на субсчетах счета 20 «Расходы по бюджету».
Аналитический учет поступившего бюджетного финансирования, кассовых и фактических расходов ведется в регистрах, утвержденных постановлением Минфина РБ от 08.02.2005 № 15 «Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» и приведенных в приложениях к нему:
• карточка аналитического учета поступления денежных средств формы 294А (приложение 28);
• карточка аналитического учета кассовых расходов формы 294Б (приложение 29);
• книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (приложение 20);
• книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б (приложение 25), в которой ведется аналитический учет фактических расходов централизованными бухгалтериями, обслуживающими организации, имеющие индивидуальные сметы;
• книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309 (приложение 24), в которой ведется аналитический учет фактических расходов централизованными бухгалтериями при составлении ими сводных бюджетных смет.
Взаимосвязь кассовых и фактических расходов
При составлении отчетов форм 2 и 2-2 должна быть произведена увязка кассовых и фактических расходов по статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета. Это позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.
Для их увязки необходимо располагать данными об остатках материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, образовавшихся за счет бюджетного финансирования.
Увязка производится по следующей формуле:
Рк = Рф - ОМн - ДЗн + КЗн + ОМк + ДЗк - КЗк,
где Рк - кассовые расходы;
Рф - фактические расходы за отчетный период;
ОМн - остаток материалов на начало отчетного периода;
ДЗн - дебиторская задолженность на начало отчетного периода;
КЗн - кредиторская задолженность на начало отчетного периода;
ОМк - остаток материалов на конец отчетного периода;
ДЗк - дебиторская задолженность на конец отчетного периода;
КЗк - кредиторская задолженность на конец отчетного периода.
Если организация получала материалы безвозмездно, а также материалы, основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств, оплаченные распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке, то для увязки кассовых и фактических расходов в приведенной формуле надо:
• уменьшить фактические расходы на стоимость этих израсходованных материалов и поступивших основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств;
• увеличить фактические расходы на стоимость переданных безвозмездно материальных ценностей (п.38 Инструкции № 22).
Кроме того, при формировании кассовых расходов в форме 2 должна быть произведена их проверка в соответствии с п.36 Инструкции № 22. Сумма кассовых расходов в форме 2 (строка 090 «Всего расходов» графы 8 «Кассовые расходы») должна получиться, если к сумме полученного бюджетного финансирования, отраженной в Справке к балансу (строки 979, 980 графы 3), прибавить остаток по субсчетам 100 «Текущий счет по бюджету», 101 «Текущий валютный счет по бюджету», отраженный в бухгалтерском балансе на начало года (строки 120, 130 графы 3), и вычесть остаток по этим субсчетам, отраженный в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода (строки 120, 130 графы 4).
Аналогично должны быть проверены кассовые расходы, отраженные в форме 2-2, несмотря на отсутствие таких указаний в главе 6 Инструкции № 22. Сумма кассовых расходов в форме 2-2 (строка 001 графы 8) должна получиться, если к сумме полученного бюджетного финансирования, отраженной в Справке к балансу (строки 979, 980 графы 4), прибавить остаток по субсчету 102 «Текущий счет по капитальным вложениям за счет средств бюджета», отраженный в бухгалтерском балансе на начало года (строка 140 графы 3), и вычесть остаток по этому субсчету, отраженный в бухгалтерском балансе на конец отчетного периода (строка 140 графы 4).
Взаимосвязь других показателей форм 2 и 2-2
Остатки бюджетных средств на банковских счетах по графе 6 «Остаток средств на банковском счете на начало года» и графе 9 «Остаток средств на банковском счете на отчетную дату» форм 2 и 2-2 должны соответствовать остаткам бюджетных средств по текущим счетам в активе бухгалтерского баланса и подтверждаться выписками банка.
Ниже названы строки и графы форм 2 и 2-2 и бухгалтерского баланса, которые согласно Схеме взаимной проверки должны быть взаимоувязаны:
строка 090 графы 6 формы 2 = сумме строк 120 и 130 графы 3 бухгалтерского баланса; строка 090 графы 9 формы 2 = сумме строк 120 и 130 графы 4 бухгалтерского баланса;
строка 001 графы 6 формы 2-2 = строке 140 графы 3 бухгалтерского баланса;
строка 001 графы 9 формы 2-2 = строке 140 графы 4 бухгалтерского баланса.
Следует знать, что наличие остатков денежных средств на текущих (расчетных) счетах по учету бюджетных средств бюджетных организаций на 1-е число месяца не допускается, за исключением остатков денежных средств, перечисленных для осуществления расчетов, связанных с выплатой заработной платы и приравненных к ней платежей, стипендий, пособий, командировочных расходов, иных денежных средств, зачисленных в последний рабочий день месяца (п.41 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по расходам, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.07.2011 № 63).
Сумма бюджетного финансирования, полученного в отчетном периоде, нарастающим итогом с начала года в графе 7 «Профинансировано» форм 2 и 2-2 согласно Схеме взаимной проверки должна соответствовать показателям Справки к балансу:
строка 090 графы 7 формы 2 = сумме строк 979, 980 графы 3 Справки к балансу;
строка 001 графы 7 формы 2-2 = сумме строк 979, 980 графы 4 Справки к балансу.
Суммы бюджетного финансирования подтверждаются отчетами органов государственного казначейства.
Следует обратить внимание на увязку показателей Справки к балансу, в которой строка 988 «Всего» граф 3 и 4 (означающая кредитовый оборот субсчетов по учету бюджетного финансирования) должна равняться сумме строк 979-987 (п.2 Схемы взаимной проверки). Это говорит о том, что в строке 979 «Профинансировано в течение года (квартала) с учетом возврата» не отражаются суммы полученного финансирования по главам других распорядителей, отраженные по строке 980 «В том числе по главам других распорядителей».
Отчеты о выполнении плана по сети, штатам и контингентам
В отчетах о выполнении плана по сети, штатам и контингентам (формы 3-1 - 3-22) финансовые показатели приводятся только по фактическим расходам за счет средств бюджета и других источников финансирования, предусмотренных бюджетными сметами и сметами доходов и расходов внебюджетных средств (п.50 Инструкции № 22).
Отчеты о выполнении планов по сети, штатам и контингентам имеют отдельную нумерацию для определенной группы организаций.
Формы 3-2 и 3-3 имеют одно название «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям здравоохранения».
Форма 3-2 заполняется больницами отдельно по параграфам:
301 «Больницы в городах и поселках городского типа»;
302 «Больницы в сельской местности».
Форма 3-3 заполняется поликлиниками и амбулаториями отдельно по параграфам:
303 «Поликлиники и амбулатории в городах и поселках городского типа»;
304 «Поликлиники и амбулатории в сельской местности».
Форма 3-4 «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по прочим организациям здравоохранения» заполняется отдельно по параграфам:
305 «Организации скорой медицинской помощи»;
306 «Организации переливания крови»;
307 «Санатории для детей»;
308 «Дома ребенка»;
309 «Санитарно-эпидемиологические организации»;
310 «Прочие мероприятия по здравоохранению»;
925 «Группы по техническому надзору за строительством и капитальным ремонтом»;
926 «Централизованные бухгалтерии».
Одно название имеют формы 3-13 и 3-14 «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям физкультуры и спорта».
Форма 3-13 заполняется отдельно по параграфам:
432 «Международные спортивные мероприятия республиканского значения»;
433 «Спортивные детско-юношеские школы всех типов»;
434 «Школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки по видам спорта и центры физического воспитания и спорта учащихся (студентов)»;
435 «Учебно-методические центры физического воспитания населения»;
436 «Прочие учреждения физической культуры и спорта»;
437 «Городские и районные физкультурно-оздоровительные клубы, центры физкультурно-оздоровительной работы»;
438 «Финансирование детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, включенных в структуру клубов».
Форма 3-14 заполняется отдельно по параграфам:
446 «Поддержка клубов по виду (видам) спорта, других организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта»;
447 «Поддержка других организаций, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта»;
448 «Содержание Национального антидопингового агентства»;
926 «Централизованные бухгалтерии».
Форма 3-15 «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям культуры и искусства, кинематографии» заполняется отдельно по параграфам:
231 «Библиотеки»;
232 «Музеи и постоянные выставки»;
233 «Дворцы, дома культуры, клубы, центры и другие учреждения клубного типа»;
234 «Центры по методической работе»;
235 «Планетарии и творческие мастерские»;
236 «Поддержка государственных театрально-зрелищных организаций, государственных парков культуры и отдыха и зоопарков, а также государственных организаций кинематографии, осуществляющих производство фильмов, в части их подразделений, занятых театральной деятельностью, в соответствии с законодательством»;
251 «Поддержка государственных организаций кинематографии, осуществляющих прокат и показ фильмов»;
924 «Группы по централизованному хозяйственному обслуживанию»;
925 «Группы по техническому надзору за строительством и капитальным ремонтом»;
926 «Централизованные бухгалтерии».
Форма 3-16 «Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям социальной защиты» заполняется по главам 117 «Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь»; 693 «Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения». Заполняется отдельно:
• по разделу 01 «Общегосударственная деятельность», параграфу 999 «Расходы, не распределенные по параграфам»;
• по разделу 10 «Социальная политика», параграфам:
330 «Дома-интернаты для престарелых и инвалидов»;
331 «Дома-интернаты для детей-инвалидов»;
332 «Территориальные центры социального обслуживания населения»;
336 «Специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов»;
337 «Специальные дома для ветеранов, престарелых и инвалидов»;
340 «Обеспечение граждан техническими средствами социальной реабилитации»;
381 «Единовременная выплата семьям при рождении двоих и более детей на приобретение детских вещей первой необходимости»;
382 «Мероприятия по оздоровлению работников и санаторно-курортному лечению военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава»;
383 «Мероприятия по оздоровлению отдельных категорий граждан»;
384 «Прочие мероприятия по оздоровлению»;
385 «Государственная адресная социальная помощь»;
386 «Денежные выплаты многодетным матерям, награждаемым орденом Матери»;
473 «Выплата помощи детям из семей погибших и инвалидов, а также выплата пособий семьям рабочих и служащих, погибших в локальных войнах»;
474 «Бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни».
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств (форма 4)
Порядок формирования показателей формы 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств» (приложение 25 к Инструкции № 22) определен в главе 8 Инструкции № 22.
Бюджетные организации составляют форму 4 по каждому виду приносящей доходы деятельности. В ней отражаются показатели утвержденной сметы на год и на отчетный период (нарастающим итогом с начала года), а также данные бухгалтерского учета о полученных доходах и произведенных расходах (исполнено по банковскому счету и фактически), об остатках средств на текущем счете по внебюджетным средствам в банке на начало и конец отчетного периода. Остаток средств на счете в банке должен соответствовать выписке банка на отчетную дату, а также данным актива бухгалтерского баланса (п.53 Инструкции № 22).
Форма 4 составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов Республики Беларусь соответствующей главы ведомственной классификации расходов, программы, подпрограммы, уровня бюджета. Расходы по смете и по данным бухгалтерского учета отражаются в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджета (п.51 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств представляют форму 4 в составе сводной бухгалтерской отчетности в целом по главе распорядителя бюджетных средств по каждому виду приносящей доходы деятельности, по разделам, подразделам и видам функциональной классификации расходов бюджета (п.52 Инструкции № 22).
Порядок составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций определен в главе 3 Инструкции № 8. Согласно названной главе 3 смета доходов и расходов внебюджетных средств составляется по каждому виду деятельности бюджетной организации, а также в целом по бюджетной организации (сводная смета), а согласно главе 8 Инструкции № 22 составление сводного отчета по форме 4 не предусмотрено.
По строке 002 «Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности» формы 4 отражаются суммы поступлений за отчетный период, в т.ч. суммы полученных авансов, за минусом возвращенных сумм (п.55 Инструкции № 22). Это означает, что содержание показателя «Доходы от осуществления приносящей доходы деятельности» (графа 6 «Исполнено по банковскому счету» формы 4) существенно отличается от понятия доход (выручка) от осуществления приносящей доходы деятельности, отражаемой на субсчете 237 и субсчетах счета 28. Доход, отражаемый по строке 002 графы 6 формы 4, включает, кроме сумм поступившей выручки (при использовании метода учета реализации «по оплате»), суммы полученных авансов, за минусом возвращенных сумм (этот показатель соответствует сумме разницы между дебетовым и кредитовым оборотом субсчетов 111 и 118).
Отчет заполняется на основании данных аналитического учета по субсчетам 111, 118, 080, 082, 155, 154, 211, 212, 237, 280, 410, 411, 240, 246.
Увязка показателей формы 4 производится в соответствии с пп.1 и 5 Схемы взаимной проверки.
Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (форма 5)
Порядок формирования показателей формы 5 «Отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств» определен в главе 9 Инструкции № 22.
Периодичность представления формы 5 - годовая. Она составляется по всем источникам финансирования (бюджетным и внебюджетным).
В форме 5 отражается первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств (в разрезе субсчетов 010-019), отдельных предметов в составе оборотных средств (в целом по счету 07) на начало и конец отчетного года.
Кроме того, в форме 5 отражаются сведения о движении (поступлении и выбытии) основных средств (в целом по счету 01) и отдельных предметов в составе оборотных средств (в целом по счету 07) с расшифровкой по источникам поступления и причинам выбытия.
Источниками поступления (увеличения их стоимости) могут быть: приобретение за плату, получение безвозмездно, сумма дооценки, прочие.
Причинами выбытия могут быть: списание, реализация, безвозмездная передача, прочие.
Справочно в форме 5 показывается сумма амортизации (субсчет 020) на начало и конец отчетного года, что соответствует строке 670 «Амортизация основных средств (020)» пассива бухгалтерского баланса.
Остатки на начало и конец отчетного года по счетам 01 и 07 в форме 5 должны соответствовать остаткам по этим счетам на начало и конец отчетного года в активе бухгалтерского баланса (п.58 Инструкции № 22).
Увязка показателей формы 5 производится в соответствии с пп.1 и 6 Схемы взаимной проверки.
Отчет о движении материальных ценностей (форма 6)
Порядок формирования показателей формы 6 «Отчет о движении материальных ценностей» определен в главе 10 Инструкции № 22.
Периодичность представления формы 6 - годовая. Она составляется по всем источникам финансирования (бюджетным и внебюджетным).
В форме 6 отражается стоимость материалов и продуктов питания в разрезе субсчетов 060-069 на начало и конец отчетного года, а также израсходованных на нужды организации в отчетном году.
Кроме того, в форме 6 отражаются сведения о движении (поступлении и выбытии) материалов и продуктов питания (в целом по счету 06 «Материалы и продукты питания») с расшифровкой по источникам поступления и причинам выбытия.
Источниками их поступления могут быть: приобретение за плату, оприходование излишков, перевод из состава основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, получение безвозмездно, прочие.
Причинами выбытия могут быть: израсходовано на нужды организации, списание недостач за счет организации, реализация, безвозмездная передача, прочие.
Остатки на начало и конец отчетного года по счету 06 в форме 6 должны соответствовать остаткам по этому счету на начало и конец отчетного года в активе бухгалтерского баланса.
Увязка показателей формы 6 производится в соответствии с пп.1 и 7 Схемы взаимной проверки.
Отчет о недостачах и хищениях имущества (форма 15)
Порядок формирования показателей формы 15 «Отчет о недостачах и хищениях имущества» определен в главе 15 Инструкции № 22.
Периодичность представления формы 15 - годовая.
В форме 15 приводятся данные о состоянии и изменении задолженности по субсчету 170 «Расчеты по недостачам» в целом по организации и в т.ч. по разделам функциональной классификации расходов бюджета.
На субсчете 170 ведется учет расчетов с виновниками причиненного организации вреда.
По дебету субсчета 170 записывается сумма вреда, причиненного имуществу виновником. Сумма вреда может корректироваться при получении решения суда.
По кредиту субсчета 170 записываются суммы, поступившие в возмещение причиненного вреда (на текущий счет в банке или в кассу, путем удержания из заработной платы).
Дебетовый остаток субсчета 170 на конец отчетного периода означает сумму задолженности виновных лиц организации.
Задолженность, во взыскании которой отказано судом, списывается за счет организации.
Следует заметить, что в Плане счетов (в отличие от плана счетов коммерческих организаций) отсутствует счет для обобщения информации об общей сумме недостач независимо от причины недостачи.
В результате иногда возможна ситуация, когда при обнаружении недостачи сумма вреда записывается в дебет субсчета 170 до принятия решения о наличии или отсутствии виновника. Если будет принято решение об отсутствии виновника, сделанная ранее запись сторнируется.
Правила расчета размера вреда установлены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 № 39/69.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 декабря 2016 г. следует руководствоваться Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 07.12.2016 № 1001. |
Дебетовые остатки на начало и конец отчетного года по субсчету 170 в форме 15 должны соответствовать остаткам по этому субсчету на начало и конец отчетного года в активе бухгалтерского баланса (строка 300) (п.70 Инструкции № 22).
По субсчету 170 может быть кредитовый остаток, что подтверждает наличие в разделе 3 пассива бухгалтерского баланса статьи «Расчеты по недостачам (170)» (строка 770). Как сформировать показатели формы 15 в этом случае, в Инструкции № 22 не разъясняется.
31.01.2013
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета