Пособие от 10.08.2017
Автор: Чернюк А.

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: содержание бухгалтерского баланса


 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

При составлении бухгалтерской отчетности бюджетные организации руководствуются Инструкцией о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.03.2010 № 22 (далее - Инструкция № 22).

Форма 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 2 к Инструкции № 22) (далее - бухгалтерский баланс) - отчет, в котором отражается наличие средств и их источников в стоимостном (денежном) измерении на отчетную дату.

Внебюджетные средства и приобретенное за их счет имущество учитываются на едином балансе, то есть бюджетные организации составляют единый бухгалтерский баланс по всем источникам (бюджетным и внебюджетным) получения средств (часть третья п.3 ст.79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, п.19 Инструкции № 22).

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. В активе бухгалтерского баланса отражается состав и размещение средств как носителей стоимости, в пассиве - источники формирования этих средств. Поэтому итог актива должен равняться итогу пассива: строка 560 (графы 3, 4) «Баланс» актива бухгалтерского баланса соответствует строке 960 (графы 3, 4) «Баланс» пассива (п.23 Инструкции № 22).

Средства и источники формирования средств объединены в бухгалтерском балансе в разделы, в которых выделены статьи. Статья содержит величину остатка определенных видов средств или их источников.

 

Актив бухгалтерского баланса Пассив бухгалтерского баланса
1. Основные средства.
2. Материальные запасы.
3. Отдельные предметы в составе оборотных средств.
4. Затраты на производство.
5. Денежные средства.
6. Расчеты.
7. Расходы.
8. Убытки.
9. Затраты на капитальное строительство
1. Финансирование и займы, расчеты по финансированию.
2. Фонды и средства целевого назначения.
3. Расчеты.
4. Реализация.
5. Доходы и финансовые результаты.
6. Финансирование капитального строительства

 

Бухгалтерский баланс составляется на основании остатков по счетам бухгалтерского учета из книги журнал-главная или главной книги. Каждая организация заполняет в бухгалтерском балансе только те статьи, которые к ней относятся.

Остатки по счетам, предназначенным для учета средств, отражаются по соответствующим статьям актива бухгалтерского баланса, а остатки по счетам источников средств - по статьям пассива.

В графе 3 бухгалтерского баланса отражаются остатки по счетам на начало отчетного года, а в графе 4 - на конец отчетного периода (года, квартала). Данные вступительного баланса (на 1 января отчетного года по графе 3) должны соответствовать данным годового бухгалтерского баланса за предыдущий отчетный год по графе 4. В случае изменения вступительного баланса следует объяснить причины расхождений в форме 16 «Пояснительная записка» (приложение 16 к Инструкции № 22) (п.22 Инструкции № 22).

Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (включая показатели справки о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230, 231 (140, 143) (далее - справка к балансу)) определен в главе 4 Инструкции № 22.

Бухгалтерский баланс, как и другие формы бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, составляется в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа (пп.5, 7 Инструкции № 22).

Периодичность представления бухгалтерского баланса - годовая и квартальная (п.1 приложения 1 к Инструкции № 22).

Подготовительные этапы перед составлением бухгалтерского баланса

Назовем основные подготовительные этапы перед составлением бухгалтерского баланса.

До составления бухгалтерского баланса производится сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета.

Остатки денежных средств на банковских счетах должны быть подтверждены соответствующими банковскими документами и сверены с выписками банков.

Данные, отраженные по статьям годового бухгалтерского баланса (на 1 января), должны быть обоснованы данными инвентаризации активов и обязательств. В бухгалтерском учете за декабрь должны быть сделаны записи по отражению расхождений, выявленных во время проведения инвентаризации (п.20 Инструкции № 22).

Бухгалтерский баланс на 1 января следующего года составляется после годового заключения счетов (одного из подготовительных этапов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) (п.21 Инструкции № 22).

 

справочно

Справочно

По данной теме предлагаем изучить материал «Заключение счетов текущего учета бюджетной организации как элемент подготовки к составлению годового отчета».

 

10.08.2017

 

Анна Чернюк, доцент

 

По этой теме также см.:

1. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: оценка статей бухгалтерского баланса.

2. Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций: справка к бухгалтерскому балансу.