Корреспонденция счетов от 06.07.2015
Автор: Сукристик Т.

Бухгалтерский учет и налогообложение операций по приобретению, установке и обслуживанию пожарной сигнализации


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обеспечение пожарной безопасности - обязанность организаций

Проектирование и установка пожарной сигнализации производится на основании лицензии и аттестата

Система пожарной сигнализации подлежит постановке на учет в качестве основного средства

Налог на добавленную стоимость по системе пожарной сигнализации подлежит вычету

Расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию

Плановый ремонт системы пожарной сигнализации

Налоговый учет затрат по эксплуатации пожарной сигнализации

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ, УСТАНОВКЕ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Обеспечение пожарной безопасности - обязанность организаций

Пожарная безопасность - состояние объекта, которое характеризуется вероятностью возникновения пожара и величиной ожидаемого ущерба. Такое определение содержится в п.25 ст.3 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 11.0.02-95 «Система стандартов пожарной безопасности. Пожарная безопасность. Общие термины и определения», утвержденного и введенного в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 16.03.1995 № 2.

 

Справочно

С текстом данного стандарта можно ознакомиться по адресу: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/19385/19385.

 

Пожарная безопасность обеспечивается приведением объектов и населенных пунктов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара. Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан (ст.14 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности»).

Объектом пожарной безопасности признается территория, здание, сооружение, помещение, наружная установка, инженерная, технологическая и иная система, оборудование и другое имущество и (или) их совокупность, находящиеся в собственности, владении, пользовании, распоряжении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или их обособленных подразделений.

В соответствии с п.4 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее - ППБ Беларуси), обязанность по обеспечению соблюдения и контроль выполнения требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативно-правовыми актами (НПА) и техническими нормативными правовыми актами (далее - ТНПА), документами государственного пожарного надзора, возложены на руководителя объекта.

Следует обратить внимание, что при аренде объекта ответственность за обеспечение его пожарной безопасности устанавливается в соответствии с договором аренды, если иное не предусмотрено законодательством. В случае если в договоре этот вопрос не оговорен, на арендатора возлагается ответственность только в части обеспечения объекта первичными средствами пожаротушения и соблюдения противопожарного режима (п.7 ППБ Беларуси).

Объект должен быть обеспечен исправными техническими средствами противопожарной защиты, первичными средствами пожаротушения и другой пожарной техникой согласно требованиям ТНПА, а также средствами связи (телефонной, мобильной в зависимости от области применения) (п.10 ППБ Беларуси).

К техническим средствам противопожарной защиты относят в том числе пожарную сигнализацию (п.5.1 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 11.16.01-98 «Система стандартов пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации. Общие требования», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 17.03.1998 № 4 (далее - СТБ 11.16.01-98)).

 

Справочно

С текстом СТБ 11.16.01-98 можно ознакомиться по адресу: http://tnpa.by/#!/DocumentCard/19388/19388.

 

Таким образом, необходимость оборудования системой автоматической пожарной сигнализации продиктована действующим законодательством, строительными и прочими нормативными актами в сфере противопожарной безопасности.

Система пожарной сигнализации (далее - СПС) - совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения факторов пожара, формирования, сбора, обработки, регистрации и передачи в заданном виде сигналов о пожаре, режимах работы системы, другой информации и, при необходимости, выдачи сигналов на управление техническими средствами противопожарной защиты, технологическим, электротехническим и другим оборудованием (п.3 СТБ 11.16.01-98).

Пожарная сигнализация состоит из:

• приемных устройств (приборов);

• пожарных извещателей;

• свето-звуковых устройств;

• линий связи;

• источников и цепей питания.

В состав системы пожарной сигнализации, как правило, входит следующее оборудование:

• извещатели пожарные - при обнаружении первичных признаков пожара передают сигнал приемно-контрольному прибору;

• приемно-контрольные приборы - принимают сигналы от датчиков, обрабатывают их и передают на центральный пульт управления;

• оповещатели - используются для подачи светового или звукового сигнала о пожаре и содействуют эвакуации;

• источники бесперебойного питания - обеспечивают работу при нарушении питания основной электросети.

Проектирование и установка пожарной сигнализации производится на основании лицензии и аттестата

Проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией относятся к лицензируемой деятельности и могут осуществляться только юридическими лицами Республики Беларусь и иностранными организациями (п.176 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Работы по проектированию, монтажу внутренних и наружных СПС зданий и сооружений относятся к работам в строительстве (подп.26.254 п.26 и подп.34.2 п.34 перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17).

Перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение которых требует аттестации, приведен в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252.

Согласно названному перечню в целях повышения качества и обеспечения безопасности выполняемых работ при строительстве объектов аттестации подлежат в том числе разработка разделов проектной документации (внутреннее инженерное оборудование, внутренние сети и системы (связи, радиофикации и телевидения), наружные сети и системы (связи, радиофикации и телевидения)), пожарной автоматики (системы дымоудаления, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, управления установками пожаротушения, системы пожарной сигнализации, передачи извещений и т. д.) и монтаж систем пожаротушения (устройство сетей и систем электросвязи, диспетчеризации, пожарной автоматики (системы пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения, передачи извещений о пожаре, систем противодымной защиты и т. д.), технических систем охраны (систем охранной сигнализации, охранного телевидения, контроля и управления доступом) и др.) (подп.4.5 п.4 и подп.8.32, 8.40 п.8).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 февраля 2018 г. перечень № 252 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148.

 

Система пожарной сигнализации подлежит постановке на учет в качестве основного средства

При постановке на бухгалтерский учет СПС могут сложиться следующие ситуации:

1) стоимость СПС по вновь построенному (приобретенному) помещению можно определить на основании отдельной сметы;

2) стоимость СПС по вновь построенному (приобретенному) помещению нельзя определить отдельно;

3) СПС установлена на объект основных средств, который уже числится в учете.

Порядок учета объектов основных средств регламентирован Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26).

Согласно п.4 Инструкции № 26 к объектам основных средств для целей отражения в учете относятся активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

1) активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством.

Системы пожарной сигнализации устанавливаются на объекты в целях соблюдения норм пожарной безопасности, сохранности имущества;

2) организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов.

Под экономическими выгодами следует понимать получение организацией доходов от реализации активов, снижение расходов и иные выгоды, возникающие от использования организацией активов (п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее - Инструкция № 102)).

Установка СПС предусмотрена нормативными актами, и ее использование снижает риск потерь и расходов от возникновения пожаров, то есть экономическая выгода от использования СПС имеется;

3) активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев.

Для систем, приборов и устройств пожарной сигнализации (шифр 47075) установлен нормативный срок службы 8 лет (нормативные сроки службы основных средств, установленные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 (далее - постановление № 161));

4) организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

5) первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Стоимость СПС можно определить на основании смет и понесенных расходов (кроме ситуации, когда стоимость СПС по вновь построенному (приобретенному) помещению нельзя определить отдельно).

Таким образом, при соблюдении всех критериев СПС подлежат отнесению к объектам основных средств.

Применительно к ситуации, когда стоимость СПС по вновь построенному (приобретенному) помещению нельзя определить отдельно, необходимо пояснить следующее.

Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Комплексом конструктивно сочлененных предметов (далее - комплекс) является один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в него предмет может выполнять определенные функции только в составе комплекса.

Если основное средство состоит из частей, имеющих различные сроки полезного использования, то каждая такая часть принимается к бухгалтерскому учету как отдельный инвентарный объект основных средств при выполнении условий, указанных в частях второй-третьей п.6 Инструкции № 26 (часть четвертая п.6 Инструкции № 26).

В соответствии с п.21 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6), сроки полезного использования устанавливаются в годах (соответствующих им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до двух знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств и нематериальных активов согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6.

В соответствии с приложением 3 к Инструкции № 37/18/6 с учетом норм постановления № 161:

• по укрупненной группе «Здания» диапазон сроков полезного использования составляет от 0,8 до 1,2 нормативного срока службы, нормативный срок - от 20 до 125 лет (в зависимости от вида зданий);

• пожарная сигнализация относится в группе «Машины, механизмы, оборудование», виду «Системы, приборы и устройства охранной, пожарной, охранно-пожарной, тревожной сигнализации, сигнально-акустические установки», шифр 47075, нормативный срок службы - 8 лет, диапазон сроков полезного использования составляет от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы.

Таким образом, здание и пожарная сигнализация представляют собой комплекс, но вместе с тем в бухгалтерском учете они подлежат отражению как два отдельных инвентарных объекта.

В ситуации, когда стоимость СПС по вновь построенному (приобретенному) помещению нельзя определить отдельно, необходимо обратиться к продавцу за необходимыми сведениями о стоимости СПС.

В первоначальную стоимость СПС включаются расходы по приобретению приборов, оборудования и других материалов, их монтажу и вводу в эксплуатацию.

Проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации, как правило, осуществляют специализированные организации на основании договора гражданско-правового характера, заключенного с организацией-заказчиком.

Организация-заказчик после подписания договора на выполнение работ по проектированию, монтажу и наладке пожарной сигнализации обязана отразить в бухгалтерском учете операции по оплате работ, по принятию к учету объекта пожарной сигнализации.

Система пожарной сигнализации в качестве объекта основных средств принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче основных средств, форма которого установлена в приложении 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 (п.9 Инструкции № 26).

Аналитический учет СПС ведется в инвентарной карточке учета основных средств или в иных регистрах аналитического учета.

В бухгалтерском учете при приобретении объектов, которые будут учитываться в составе основных средств, у покупателя должны быть сделаны записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На стоимость приобретенного помещения, указанную в товарно-сопроводительных документах, без НДС
На стоимость СПС, выделенную на основании документов
08/СПС
60
На сумму НДС, предъявленную продавцом - плательщиком НДС в Республике Беларусь, в товарно-сопроводительных документах
60
На сумму затрат, связанных с приобретением объекта (в том числе связанных с его государственной регистрацией)
08
60, 68
и др.
На сумму затрат, связанных с приобретением СПС (в том числе регистрация и перерегистрация)
08/СПС
60
Принят приобретенный объект к учету в составе основных средств
08
Принят СПС в качестве отдельного инвентарного объекта основных средств
01/СПС
08/СПС

 

В бухгалтерском учете при установке СПС в помещении, которое уже принято к учету, у организации-заказчика должны быть сделаны записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
На стоимость работ по проектированию, утверждению и согласованию проектной документации
08/СПС
60
На сумму НДС, предъявленную исполнителем
18
60
На стоимость материалов, расходных материалов, использованных при создании СПС
08/СПС
60
На сумму НДС, указанную в товарно-сопроводительных документах по материалам
18
60
На стоимость работ по монтажу
08/СПС
60
На сумму НДС по работам по монтажу
18
60
Введена в эксплуатацию пожарная сигнализация
01/СПС
08/СПС

 

Начисление амортизации начинается только с месяца, следующего за месяцем начала фактической эксплуатации СПС. В случае если СПС принята к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но ее фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала ее фактической эксплуатации, в соответствии с назначением ее использования в данной организации (п.34 Инструкции № 37/18/6).

В учете начисление амортизации в соответствии с принятой учетной политикой отражается записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена амортизация СПС по объектам, участвующим в предпринимательской деятельности (подп.4.2 п.4 Инструкции № 37/18/6)
20, 23, 25, 26, 29, 44
Начислена амортизация СПС по объектам, не участвующим в предпринимательской деятельности (п.5 Инструкции № 37/18/6)
02
Начислена амортизация СПС при нахождении объектов основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в простое продолжительностью свыше 3 месяцев (абзац 3 части первой п.45 Инструкции № 37/18/6)
90-10
02
Начислена амортизация по основным средствам, сданным в аренду:
- при их учете на счете 01;
- при их учете на счете 03 (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6)

90-10
91-4

02

Налог на добавленную стоимость по системе пожарной сигнализации подлежит вычету

Определение сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих вычету по приобретенным основным средствам, производится исходя из сумм налога на добавленную стоимость, приходящихся на их полную стоимость (абзац 2 ст.107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

Следовательно, сумму НДС по основному средству составляют также суммы «входного» налога по расходам, включенным в соответствии с законодательством в его первоначальную стоимость.

Суммы НДС по основным средствам, подлежащие вычету в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вычитаются во вторую очередь в сумме, не превышающей разницу между суммой НДС, исчисленной по реализации, и суммами НДС, вычитаемыми в первую очередь (п.25 ст.107 НК).

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства, могут относиться плательщиками на увеличение стоимости этих объектов основных средств.

В бухгалтерском учете производятся записи:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Произведен вычет НДС по СПС
68
18
На основании принятого решения суммы НДС, связанные с СПС, отнесены на увеличение стоимости СПС
01
18

Расходы по эксплуатации и техническому обслуживанию

При отсутствии возможности осуществлять техническое обслуживание СПС специалистами объекта следует в течение 30 суток после приемки СПС в эксплуатацию заключить договор на его проведение со специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ (п.141 ППБ Беларуси). Для эксплуатации пожарной сигнализации организация заключает договор со специализированной организацией на оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию СПС. В договоре необходимо четко закрепить порядок расчетов за оказанные услуги: указать стоимость и сроки оплаты услуг, предусмотреть подписание акта приема-сдачи оказанных услуг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. п.141 ППБ Беларуси на основании постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.02.2016 № 14 изложен в новой редакции.

 

В бухгалтерском учете стоимость услуг следует отражать записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы на основании акта оказанных услуг по обслуживанию СПС:
- участвующей в предпринимательской деятельности;

- не участвующей в предпринимательской деятельности


20, 23, 25, 26, 29, 44
90-10


60

60
Отражен НДС, выделенный в счете на оплату (акте оказанных услуг)
18
60
Отражена оплата оказанных услуг сторонней организации
60
Отражено принятие к вычету предъявленного налога на добавленную стоимость
68
18

Плановый ремонт системы пожарной сигнализации

Приобретенную пожарную сигнализацию необходимо поддерживать в работоспособном состоянии, в связи с чем требуется проведение периодических освидетельствований и плановых ремонтов.

Следует обратить внимание, что ремонт и наладка систем автоматического пожаротушения, дымоудаления, сигнализации, замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной сигнализации относятся к текущему ремонту инженерных коммуникаций. Такая норма закреплена в приложении А к техническому кодексу установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденному и введенному в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125).

Расходы по периодическому освидетельствованию СПС, используемых в предпринимательской деятельности, являются расходами по текущей деятельности организации.

Текущая деятельность - это основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности (п.2 Инструкции № 102).

Расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним. Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п.32 Инструкции № 102).

Основанием для отражения расходов служит акт выполненных работ, оказанных услуг, который подписывается между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем.

В бухгалтерском учете расходы на указанные работы отражаются записями:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена стоимость услуг сторонней организации по техническому освидетельствованию и работ по текущему ремонту
20, 23, 25, 26, 44
60
На сумму НДС, предъявленного организацией-исполнителем
18
60
Принят к вычету предъявленный НДС
68
18

Налоговый учет затрат по эксплуатации пожарной сигнализации

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК).

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, исходя из затрат, определенных с учетом положений ст.301 НК, и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. ст.301 НК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 13.06.2016 № 372-З.

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.2 ст.130 НК с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З. 

 

Следовательно, если потребляемые услуги по содержанию и эксплуатации СПС непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью организации, то понесенные при этом расходы подлежат учету при налогообложении прибыли.

 

06.07.2015

 

Татьяна Сукристик, аудитор