


Материал помещен в архив
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА
В данной статье рассмотрен порядок учета объектов растительного мира, не используемых для получения продукции растениеводства.
Понятие зеленых насаждений для бухгалтерского учета
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст.130 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
То есть любой вид многолетних насаждений является объектом недвижимости. Так и следует к ним относиться при проведении плановой или неплановой инвентаризации. Порядок государственного учета объектов растительного мира определен ст.65 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее - Закон):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. ст.65 Закона изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 № 402-З (далее - Закон № 402-З); |
• на землях сельскохозяйственного назначения, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, водного фонда, запаса, независимо от их местонахождения (в населенном пункте или вне его пределов) учет проводится согласно Инструкции о порядке учета объектов растительного мира, расположенных на землях отдельных категорий, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28.12.2006 № 79 (далее - Инструкция № 79).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 мая 2017 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.12.2016 № 40; |
• на землях населенных пунктов, не вошедших в указанные выше категории, учет проводится согласно Инструкции о порядке государственного учета объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, и обращения с ними, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.12.2004 № 40 (далее - Инструкция № 40).
В настоящее время постановка объектов растительного мира на бухгалтерский учет регулируется различным законодательством:
• многолетние дикорастущие объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях на территории организации, не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств (п.4 Инструкции о бухгалтерском учете основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее - Инструкция № 26, постановление № 26)).
Дикорастущие растения - растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции, растительные сообщества или насаждения, а также растения, выращиваемые и используемые в целях озеленения и иных средообразующих, водоохранных, защитных целях (ст.1 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. следует применять определение «дикорастущие растения» согласно абзацу 10 ст.1 Закона в редакции Закона № 402-З: растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции, растительные сообщества. |
Таким образом, к дикорастущим объектам растительного мира можно отнести любой объект растительного мира, произрастающий на территории организации и не используемый для получения продукции растениеводства;
• компенсационные посадки принимаются к бухгалтерскому учету основных средств в качестве молодых многолетних насаждений землепользователем, а при размещении посадок на землях общего пользования населенных пунктов - местным исполнительным и распорядительным органом или уполномоченным юридическим лицом (п.18 Положения о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426). То есть при проведении компенсационных мероприятий многолетние зеленые насаждения подлежат постановке на баланс в качестве основных средств.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2019 г. согласно п.15 Положения № 1426 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.2019 № 265) объекты растительного мира, посаженные в качестве компенсационных посадок, принимаются к бухгалтерскому учету, если это предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. |
При приемке и постановке на баланс в качестве основных средств построенных объектов объекты озеленения также принимаются на баланс в составе построенного объекта, однако не в качестве основных средств, а в составе затрат на постройку объекта.
Однако до вступления в силу с 1 января 2013 г. постановления № 26 организации осуществляли постановку многолетних зеленых насаждений на бухгалтерский учет в качестве основных средств. С 1 января 2013 г. зеленые насаждения также могут состоять на балансе организации в качестве основных средств, поскольку это не противоречит требованиям постановления № 26, т.е. при условии, что данные объекты числились в качестве таковых до вступления в силу постановления № 26.
При передаче объектов, приобретенных в процессе купли-продажи, либо безвозмездной передаче в составе передаваемого объекта могут находиться объекты растительного мира, принятые к учету в качестве основных средств, поскольку до 1 января 2013 г., как было уже отмечено, такие объекты могли быть приняты к учету в качестве основных средств. Объекты растительного мира в составе этого объекта передаются в качестве основных средств.
Стоимостная оценка зеленых насаждений
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных активов должна быть проведена в соответствии с законодательством. Требуется оценка и при отчуждении объектов основных средств. Законодательным актом, регулирующим порядок проведения оценки имущества, является Указ Президента РБ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ).
Для проведения оценки стоимости гражданских прав работники юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) подлежат обязательной аттестации Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (подп.1.4 п.1 Указа), и в штате организации, осуществляющей оценочную деятельность, должно состоять не менее двух аттестованных специалистов, работающих по основному месту работы (абзац 5 п.2 Положения об оценке стоимости гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением № 615 в редакции Указа Президента РБ от 24.04.2020 № 147. Комментарий см. здесь. |
Иными словами, если организация, в которой осуществляется инвентаризация и оценка зеленых насаждений, не является оценочной организацией, то требуется привлечение независимой структуры, осуществляющей оценочную деятельность и обладающей необходимым количеством аттестованных специалистов - оценщиков. Данная структура может быть как государственной, так и частной, кроме случая, когда проводится отчуждение либо залог зеленых насаждений, находящихся в собственности государственного предприятия, т.е. какая-либо сделка, юридически значимое действие (например, при передаче здания с окружающей территорией, на которой растут зеленые насаждения, при продаже) - в этом случае требуется юридическое лицо, доля государственной собственности в котором составляет не менее 51 % (подп.1.5 п.1 Указа).
Следует иметь в виду, что действие Указа не распространяется на случай постановки активов на бухгалтерский учет (подп.1.8 п.1 Указа). Данный пункт допускает наличие внутренней оценки, т.е. возможность для организации оценить зеленые насаждения самостоятельно. Что касается саженцев деревьев и кустарников, то данный вопрос не представляет затруднений, так как можно подобрать саженцы аналогичной стоимости и прибавить стоимость посадки. По взрослым же деревьям и кустарникам данный подход мало применим - невозможно продать дерево в отдельности и, соответственно, определение его стоимости по аналогичным продажам представляется невозможным. Деревья, находящиеся за городом, возможно оценить с применением лесотаксационных методик, так как именно такой подход применяют лесхозы при выдаче лесорубочных билетов. Для городских зеленых насаждений данный подход применить нельзя, поскольку, во-первых, расчет компенсаций при их удалении ведется совершенно иным способом, во-вторых, городские деревья не подлежат заготовке в лесхозы по своим качествам, да и кубатуру определить сложно (так как деревья подвергаются обрезке). Применение аналогичного подхода к городским зеленым насаждениям (т.е. расчет по стоимости компенсационных выплат) не отражает в полной мере озеленительного значения деревьев.
Исходя из вышеизложенного при оценке стоимости зеленых насаждений в населенных пунктах лучше прибегать все же к услугам независимых оценщиков, тем более что по сравнению со стоимостью услуг по инвентаризации услуги по оценке стоят значительно ниже, а если фирма оказывает и те и другие услуги одновременно, то оценка, как правило, включена в стоимость.
По результатам оценки оценщиком выдается заключение и отчет об оценке.
Классификация зеленых насаждений
Учитываемые зеленые насаждения не используются в производстве сельскохозяйственной продукции и относятся к трем основным категориям согласно нормативным срокам службы основных средств, установленным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161:
Группы, подгруппы и виды основных средств | Шифр | Нормативный срок службы, лет |
Насаждения общего пользования |
80100 |
20,0 |
Насаждения ограниченного пользования |
80101 |
20,0 |
Насаждения специального пользования |
80102 |
20,0 |
Указанные группы описаны в п.9 Инструкции № 40:
• насаждения общего пользования включают многофункциональные и специализированные парки, скверы, бульвары, лесопарки, гидропарки и лугопарки, зоны кратковременной рекреации у воды, озелененные участки общественных центров общегородского и районного уровней, предназначенные для организации различных форм массового отдыха населения;
• насаждения ограниченного пользования включают озелененные территории в жилой застройке для повседневного отдыха населения, насаждения на участках индивидуальной застройки, а также озелененные места отдыха в составе территорий производственной и смешанной застройки, насаждения на территории научно-исследовательских, учебных, медицинских, административных, культурно-просветительских, спортивных учреждений, предназначенные для ограниченного контингента посетителей (дети, студенты, спортсмены, производственный персонал и др.);
• насаждения специального назначения включают декоративные питомники, насаждения санитарно-защитных зон предприятий, шумозащитных, ветрозащитных, прибрежных и берегоукрепительных полос, кладбищ и др., предназначенные для выполнения инженерно-технических, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других функций.
Количественный учет зеленых насаждений в натуральных показателях согласно официальной позиции Министерства финансов Республики Беларусь, проводится в порядке, установленном законодательством о растительном мире.
В отличие от Инструкции № 79, согласно которой объектом растительного мира признается каждое дерево, куст, живая изгородь и т.п., т.е. каждая единица зеленых насаждений, в Инструкции № 40 объектом растительного мира признается вся общность произрастающих на данном участке земли растений.
Соответственно, при постановке зеленых насаждений на учет в первом случае инвентарная карточка будет заводиться на каждую единицу зеленых насаждений, во втором все насаждения будут вписываться в одну карточку.
Постановка на учет зеленых насаждений | ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражены затраты на посадку (если зеленые насаждения появляются после их высаживания (например, в качестве компенсационных посадок), т.е. накапливаются затраты по посадке на счете 08) | ||
Приняты к учету в составе основных средств многолетние насаждения |
08 | |
Оприходованы инвентаризованные многолетние насаждения |
01 |
Амортизационные отчисления и износ. Списание расходов
Зеленые насаждения общего, ограниченного и специального пользования являются объектами внешнего благоустройства, а объектами амортизации - основные средства, как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности. Зеленые насаждения, выполняющие функцию обеспечения санитарно-гигиенических требований (лесозащитные полосы, насаждения в составе санитарно-защитной зоны) и функцию улучшения условий труда, участвуют в предпринимательской деятельности, и амортизационные отчисления с них идут на счета затрат на основное производство.
![]() |
Справочно Насаждения ограниченного пользования предназначены для организации кратковременного отдыха рабочих, служащих и защиты от неблагоприятного влияния производства (п.9 Инструкции № 40). |
Насаждения декоративных скверов и прочие также амортизируются, однако затраты от них относятся на внереализационные расходы.
Затраты по уходу за зелеными насаждениями списываются аналогично, в зависимости от участия насаждений в предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день в бухгалтерском учете отсутствует понятие «износ», однако в Инструкции № 40 используется именно это понятие: «износ объектов растительного мира» (п.23).
Так как зеленые насаждения являются уникальными объектами недвижимости, несущими озеленительное значение и применяющимися для улучшения условий труда и быта, то привязка износа только к возрасту не является автоматической - ведь неизвестно, озеленительное значение чего выше - 100-летнего тополя или пятилетней туи. Кроме того, невозможна привязка износа к возрасту еще и потому, что нормативный срок службы зеленых насаждений составляет 20 лет, а живут они значительно дольше и на учет могут быть поставлены в любом возрасте. В данном случае следует применять подход, принятый в Инструкции № 40.
Оценка состояния и износа объектов растительного мира производится комиссиями, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами, по каждому объекту индивидуально (п.23 Инструкции № 40). То есть необходимо привязать износ деревьев и кустов к их состоянию: если хорошее состояние - характеристика объекта растительного мира с нулевым износом, то неудовлетворительное - с 90-процентным (не 100-процентным, так как у сухого дерева остается дровяная стоимость).
В организациях комиссия может быть создана из числа ее сотрудников.
Списание многолетних насаждений учитывается следующим образом (п.30 Инструкции № 26).
Списание зеленых насаждений при их удалении | ||
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списана первоначальная стоимость |
91 |
01 |
Списаны суммы начисленной амортизации |
01 | |
Отражены расходы по удалению |
91 |
|
Отражена стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств (получаемые при удалении дрова) |
10 |
91 |
Растительные отходы от обрезки деревьев, покоса травы
В отношении растительных отходов действует законодательство об обращении с отходами (как и в отношении иных отходов). В организации должен быть разработан необходимый пакет документов в области обращения с отходами (акт инвентаризации, инструкция, нормативы образования), вестись учет по формам ПОД-9 и ПОД-10, сдаваться отчетность по форме 1-отходы. Необходимо получить разрешение на захоронение отходов, согласовать в территориальных органах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь инструкцию по обращению с отходами. Растительные отходы (а именно сучья, ветки) сдаются на переработку на объекты по использованию, либо на захоронение (при отказе полигонов в приеме отходов и, естественно, при наличии разрешения территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь). Что касается скошенной травы, ее использование (компостирование, кормление животных) видится затруднительным из-за загрязненности вредными веществами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. действуют форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и Указания по заполнению данной формы, утвержденные постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2018 год. |
В то же время хранение в местах временного хранения также не допускается вследствие наличия требования Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о вывозе в сыром виде (п.24 Правил пожарной безопасности Республики Беларусь «ППБ Беларуси 01-2014», утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3, дата вступления в силу 1 июля 2014 г.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 мая 2020 г. вышеназванные Правила утратили силу постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 25.03.2020 № 13. Действуют Общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7. Комментарий см. здесь. |
Разумным выходом видится частое кошение, в результате которого часть травы остается в качестве естественного удобрения газона, а часть попадает в состав другого отхода - смета дворовых территорий.
26.09.2014
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»