Пособие - навигатор от 19.09.2014
Автор: Круглов Д.

Бюджетирование


 

Материал помещен в архив

 

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

В данном материале кратко охарактеризовано бюджетирование как инструмент повышения эффективности деятельности организации, а также указаны основные его аспекты и направления.

 

Справочно

Бюджетирование - это планирование, разработка и принятие бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса. Отличие от финансового планирования состоит в делегировании финансовой ответственности, т.е. система бюджетного управления строится по принципу коллегиального принятия решений (бюджетный комитет), когда решения должен принимать не один человек, а группа управленцев - топ-менеджеров.

Бюджет - схема доходов и расходов.

 

Аспекты и направления бюджетирования Краткое описание
Структура и виды бюджета 1. Операционный бюджет:
- бюджет продаж, который сопровождается графиком поступлений денежных средств (или бюджетом поступления денежных средств);
- бюджет запасов;
- бюджет производства;
- бюджет прямых материальных затрат, который сопровождается графиком расчетов с поставщиками материальных ресурсов (или бюджетом закупок);
- бюджет прямых затрат на оплату труда, который сопровождается графиком расчетов по оплате труда работников организации;
- бюджет производственных накладных расходов;
- бюджет себестоимости продукции;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов;
- бюджет расчетов с кредиторами;
- бюджет доходов и расходов подразделений.
2. Инвестиционный бюджет:
- вопросы обновления и выбытия капитальных активов организации (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений).
3. Финансовый бюджет:
- сводный бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибыли);
- кассовый бюджет;
- бюджетный баланс (прогнозный баланс)
Прогнозный баланс и отчет

Справочно

Прогнозный баланс - вид бюджета, предназначенный для планирования и контроля движения всех активов и пассивов компании. Входит в состав сводного бюджета, форма которого в общем случае аналогична форме бухгалтерского баланса. Отличие от бухгалтерского баланса может заключаться в аналитике представления активов и пассивов, поскольку для составления прогнозного бюджета может использоваться управленческий план счетов, отличный от бухгалтерского. Формирование прогнозного баланса является заключительным этапом составления общего бюджета организации.
Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов организации на предстоящий период.


1. Прогнозный баланс включает в себя прогнозы по следующим категориям:
- движение основных средств;
- амортизация;
- долгосрочные финансовые вложения;
- запасы (готовая продукция и товары);
- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям;
- прочие краткосрочные активы;
- краткосрочная кредиторская задолженность по поставщикам, подрядчикам, исполнителям;
- краткосрочная кредиторская задолженность по налогам и сборам;
- краткосрочная кредиторская задолженность по оплате труда и социальному страхованию и обеспечению;
- потребность в заемном финансировании (суммы свободных денежных средств).
2. Прогнозный отчет о прибылях и убытках включает в себя:
1) планирование розничного товарооборота:
- расчет среднегодовых темпов прироста розничного товарооборота;
- планирование розничного товарооборота с использованием коэффициента эластичности;
2) планирование издержек обращения (коммерческих расходов):
- расчет планируемой общей величины издержек обращения с использованием коэффициента эластичности;
- планирование расходов на оплату труда;
3) планирование валового дохода, прибыли и рентабельности:
- расчет планируемого значения рентабельности продаж;
- составление отчета о прибылях и убытках
Некоторые понятия бюджетирования 1. Отдельные виды бюджетирования:
- остаточное;
- процентное;
- трендовое;
- паритетное;
- комбинации видов бюджетирования.
2. Оценка достоверности планов, представленных подразделениями для включения в годовой бюджет организации
Этапы бюджетирования 1. Определение целей компании на предстоящий период.
2. Определение структуры бюджета и процедуры его подготовки.
3. Сообщение целей организации, структуры и процедуры подготовки бюджетов менеджерам и экономистам подразделений.
4. Подготовка бюджета продаж.
5. Подготовка бюджетов производств.
6. Подготовка бюджетов общехозяйственных служб (бюджет накладных расходов).
7. Подготовка бюджета финансовых операций, налогов.
8. Составление сводных финансовых бюджетов (денежных потоков, прибылей и убытков, балансового отчета).
9. Корректировка бюджетов.
10. Утверждение бюджетов.
11. Доведение бюджета до сведения руководителей.
12. Контроль исполнения.
13. Принятие решений по отклонениям

 

19.09.2014

 

Дмитрий Круглов, экономист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»