


Материал помещен в архив
ВОПРОС (УЗ «ГЦ»): Бюджетной организации выделены деньги на капитальный ремонт по ранее разработанному проекту. В штате организации отсутствует аттестованный специалист по строительству.
1. Как правильно провести процедуру по выбору инженерной организации и по выбору подрядчика согласно законодательству?
2. Обязательно ли заключение трехстороннего договора?
ОТВЕТ: 1. Заказчик - бюджетная организация может провести процедуру (подрядные торги или переговоры) на оказание инженерных услуг и выбрать аттестованную инженерную организацию на управление строительством.
В указанной ситуации необходимо решить два вопроса:
1) имеет ли бюджетная организация право самостоятельно провести процедуру закупки (без аттестата на функции заказчика)?
Отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), в том числе осуществляемые сельскохозяйственными организациями при строительстве объектов сельскохозяйственного назначения хозяйственным способом, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также работы по обследованию зданий и сооружений осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (часть первая подп.1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).
Перечень функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 (далее - Перечень).
Организация подрядных торгов на выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, иных процедур закупок в случаях и порядке, установленных законодательством, либо переговоров является одной из функций заказчика, застройщика в области организации строительства и отдельной аттестации не подлежит (подп.1.4.1 п.1 Перечня).
Таким образом, законодательство позволяет заказчику самостоятельно произвести процедуру закупки товаров (работ, услуг) для объекта строительства, так как для организации и проведения закупочной деятельности в строительстве аттестат соответствия не требуется;
2) какую процедуру выбрать: подрядные торги или переговоры?
Проведение подрядных торгов будет обязательно при:
• стоимости инженерных услуг 3 000 БВ и более (абзац 5 части первой подп.1.5 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», далее - Указ № 380).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь; |
• стоимости строительства 6 000 БВ и более - при стоимости строительства объекта с учетом источников финансирования, указанных в абзаце 4 подп.1.4 п.1 Указ № 380;
• стоимости строительства 100 000 БВ и более - при стоимости строительства объекта с учетом источников финансирования, указанных в абзаце 5 подп.1.4 п.1 Указ № 380;
• строительстве жилых домов стоимостью 6 000 БВ и более (абзац 2 подп.1.4 п.1 Указа № 380).
В иных случаях, а также в вышеназванных, если стоимость инженерных услуг составляет менее 3 000 БВ, то для их закупки необходимо проведение процедуры переговоров.
Функции, которые заказчик может передать по договору на оказание инженерных услуг инженерной организации, определены Перечнем. В договоре во избежание негативных последствий как для заказчика, так и для инженерной организации необходимо предусмотреть конкретный перечень функций, которые заказчик передает инженерной организации.
Далее инженерная организация по договору с заказчиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью, при котором инженерные услуги охватывают все стадии строительной деятельности, и может выполнять в том числе организационно-технические мероприятия по выбору подрядчика (часть первая п.8, часть первая подп.8.2 п.8 Инструкции о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июня 2018 г. следует руководствоваться частью первой п.8 Инструкции № 18 с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17.05.2018 № 24. |
2. Если с инженерной организацией заключен договор комплексного управления строительной деятельностью, последняя размещает заказ на строительство объекта, закупки товаров (работ, услуг) путем проведения подрядных торгов (торгов) или переговоров в соответствии с законодательством (п.141 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).
Заказчик заключает договор с инженерной организацией.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. при осуществлении строительства субъекты хозяйствования не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
01.06.2017
Ольга Костюк, консультант отдела ценообразования Главного управления экономики и внешнеэкономической деятельности Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «О закупках в строительстве»