


Материал помещен в архив
ЧЕК-ЛИСТ В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ: В 2013 ГОДУ НОВЫЕ ПРАВИЛА
Расширение сфер контроля (надзора) с использованием чеков-листов
В 2013 г. значительно расширились сферы контроля (надзора), в которых применяется чек-лист.
![]() |
Справочно Контрольный список вопросов (чек-лист) - исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом (п.2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение № 510, Указ № 510)).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения. |
Ранее чек-лист применялся согласно постановлению Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489 «Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)» в 5 сферах контроля и надзора.
С 15 января 2013 г. применяется новое постановление Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 (далее - постановление № 1147), которым признано утратившим силу вышеназванное постановление № 489 и значительно расширена сфера применения чеков-листов. Так, чеки-листы стали применяться в 23 сферах контроля (надзора).
Также постановлением № 1147 утвержден перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), и установлены общие требования к форме чека-листа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. перечень № 1147 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 28.12.2017 № 1029 (далее - постановление № 1029). |
В соответствии с общими требованиями к форме чека-листа постановлением № 1147 предписано контролирующим и надзорным органам утвердить формы чеков-листов по соответствующим сферам контроля (надзора) и разместить их на своих официальных сайтах в сети Интернет.
![]() |
Справочно Для поиска официальных сайтов контролирующих и надзорных органов воспользуйтесь каталогом полезных ссылок. |
Общие правила использования чеков-листов
Порядок применения в контрольной и надзорной деятельности чеков-листов регламентирован Положением № 510.
Чек-лист может применяться при планировании и проведении проверок. Кроме того, поскольку чеки-листы содержат исчерпывающие перечни требований к осуществлению определенного вида деятельности, они могут быть использованы субъектами предпринимательской деятельности при внутреннем контроле.
Применение чеков-листов при планировании проверок обязательно, если Советом Министров РБ для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чека-листа (п.17 Положения № 510). В этом случае чек-лист направляется субъекту предпринимательской деятельности, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения информации в целях анализа соблюдения таким субъектом законодательства и определения необходимости назначения в отношении него плановой проверки. Заполненный чек-лист представляется субъектом предпринимательской деятельности контролирующему (надзорному) органу не позднее 10 рабочих дней со дня его получения. Информация, содержащаяся в чеке-листе, может служить основанием для назначения плановой проверки.
![]() |
Обратите внимание! Если по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. представленной субъектом предпринимательской деятельности в чеке-листе, не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства, то плановые проверки в отношении такого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, - не назначаются (часть третья п.7 Положения № 510). |
Критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510 (далее - Критерии). При наличии оснований для отнесения субъекта предпринимательской деятельности по одной сфере контроля одновременно к нескольким группам риска данный субъект относится к наиболее высокой группе риска. Субъекты предпринимательской деятельности, не относящиеся в соответствии с Критериями к высокой или средней группе риска, относятся к низкой группе риска.
При проведении плановых проверок обязательно, если Советом Министров РБ для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование чека-листа. При проведении внеплановых проверок применение чека-листа является правом проверяющего, а не его обязанностью (п.36 Положения № 510). Чеки-листы используются проверяющими как форма отражения информации в процессе проведения проверки. Чек-лист или его часть заполняется проверяющим по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.
![]() |
Справочно Под плановой проверкой понимается проверка, включенная в план контрольной (надзорной) деятельности (п.6 Указа № 510). Внеплановой проверкой является проверка, не включенная в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (п.9 Указа № 510). |
Таким образом, при планировании чек-лист заполняется непосредственно субъектом предпринимательской деятельности, а при проведении проверок - проверяющим. В связи с этим требование проверяющих при проведении проверок о заполнении чеков-листов субъектами предпринимательской деятельности незаконно.
Местные исполнительные и распорядительные органы применяют формы чеков-листов, утвержденные республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству РБ, в соответствующей сфере контроля (надзора), в которой применяются чеки-листы (п.4 постановления № 1147).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. п.4 постановления № 1147 изложен в новой редакции на основании постановления № 1029: местные исполнительные и распорядительные органы применяют формы контрольных списков вопросов (чек-листов), разработанные Министерством труда и социальной защиты в соответствии с п.31 постановления № 1147, и обеспечивают их размещение на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет. |
Чек-лист включает (п.2 постановления № 1147):
• сведения о контролирующем (надзорном) органе (подп.2.1.1);
• сведения о проверяемом субъекте (подп.2.1.2);
• перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту (подп.2.2);
• перечень нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предъявлены требования к проверяемому субъекту (подп.2.4);
• пояснения по заполнению контрольного списка вопросов (чека-листа) (подп.2.5).
Чек-лист подписывается проверяющим (если заполняется при проведении проверки) и представителем субъекта предпринимательской деятельности с указанием их инициалов, фамилий, должностей. В чеке-листе проставляется дата его подписания указанными лицами.
Для наглядности представим информацию в виде таблицы.
Сфера контроля (надзора) | Орган, осуществляющий контроль (надзор) | Группа риска при планировании проверок | Орган, утверждающий чек-лист | В отношении каких субъектов применяется чек-лист |
Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - деятельности, связанной с оздоровлением детей за рубежом | Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента РБ | Средняя (п.17 Критериев) От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует руководствоваться п.17 Критериев в редакции Указа Президента РБ от 26.11.2015 № 475 Обратите внимание! При планировании проверок в целях контроля (надзора) за выполнением лицензиатами, осуществляющими деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом, законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий используются общие критерии отнесения лицензируемой деятельности к высокой и средней группам риска, которые приведены в п.4 Критериев |
Управление делами Президента РБ | Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля (надзора) контролирующего органа |
Государственный санитарный надзор за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения организациями, подчиненными Управлению делами Президента РБ | Государственное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии» Управления делами Президента РБ | Высокая и средняя (п.10 Критериев) | Управление делами Президента РБ | Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля (надзора) контролирующего органа |
Контроль за осуществлением охранной деятельности | Министерство внутренних дел РБ (далее - МВД РБ) | Средняя (п.16 Критериев) | МВД РБ | Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - охранной деятельности | Органы внутренних дел и подразделения, входящие в их систему | Средняя (п.16 Критериев) Обратите внимание! При планировании проверок в целях контроля (надзора) за выполнением лицензиатами, осуществляющими охранную деятельность, законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий используются общие критерии отнесения лицензируемой деятельности к высокой и средней группам риска, приведенные в п.4 Критериев |
МВД РБ | Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами санитарно-эпидемиологического законодательства | Министерство здравоохранения РБ, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор | Высокая и средняя (п.10 Критериев) | Министерство здравоохранения РБ | Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья, в т.ч. контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о лицензировании указанных видов деятельности | Министерство по налогам и сборам РБ (далее - МНС РБ), инспекции МНС РБ по областям и г.Минску, районам, городам и районам в городах (примечание 1). Лицензирование оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий осуществляется областными и Минским городским исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя, лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями - Минским городским исполнительным комитетом, районными и городскими исполнительными комитетами по местонахождению юридического лица или индивидуального предпринимателя (пп.366 и 405 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450) От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2015 г. следует руководствоваться пп.366 и 405 Положения № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.02.2015 № 92 |
Высокая (п.1 Критериев) Обратите внимание! При планировании проверок в целях контроля за выполнением лицензиатами, осуществляющими производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, законодательства о лицензировании используются общие критерии отнесения лицензируемой деятельности к высокой группе риска, которые приведены в п.4 Критериев |
МНС РБ Справочно От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2016 г. следует применять форму указанного чек-листа в редакции приказа МНС РБ от 23.02.2016 № 23 |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере | МНС РБ, инспекции МНС РБ по областям и г.Минску, районам, городам и районам в городах | Высокая (п.1 Критериев) | МНС РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Контроль за деятельностью организаторов азартных игр в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности | МНС РБ, инспекции МНС РБ по областям и г.Минску, районам, городам и районам в городах | Высокая (п.1 Критериев) Справочно |
МНС РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения | Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ (далее - МЧС РБ) и Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС | Высокая (п.15 Критериев) Обратите внимание! При планировании проверок в целях контроля за выполнением лицензиатами деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, используются общие критерии отнесения лицензируемой деятельности к высокой и средней группам риска, перечисленные в п.4 Критериев |
МЧС РБ Справочно От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 августа 2018 г. форма чек-листа на основании приказа МЧС РБ от 22.08.2018 № 263 исключена |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля (надзора) контролирующего органа |
Государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности | МЧС РБ и органы государственного пожарного надзора (примечание 2) | Высокая и средняя (п.6 Критериев) | МЧС РБ Справочно От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. вышеназванная форма чек-листа исключена приказом МЧС РБ от 19.12.2016 № 305 |
Применяется в отношении проверяемых субъектов, относящихся к средней и низкой группе риска и эксплуатирующих торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 кв.м |
Государственный надзор в области промышленной безопасности | МЧС РБ, Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, областные, Минский городской управления Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (примечание 2) | Высокая и средняя (п.5 Критериев) | МЧС РБ Справочно От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2018 г. следует применять форму чек-листа государственного надзора за организацией работ в отношении опасных производственных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в редакции приказа МЧС РБ от 26.01.2018 № 32 (далее - приказ № 32) |
Применяется в отношении проверяемых сельскохозяйствен-ных организаций, эксплуатирующих паровые котлы с давлением пара не более 0,07 Мпа (0,7 бар) и водогрейные котлы с температурой нагрева воды не выше 115°С, единичной мощностью до 100 кВт |
Государственный надзор в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности | МЧС РБ и Департамент по ядерной и радиационной безопасности (примечание 2) | Высокая и средняя (п.12 Критериев) | МЧС РБ Справочно От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2018 г. вышеназванная форма чек-листа изложена в новой редакции приказом № 32. Ее название изменено: «Контрольный список вопросов (чек-лист) в сфере государственного надзора за организацией работ по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов» |
Применяется в отношении проверяемых субъектов, эксплуатирующих устройства, генерирующие рентгеновское излучение с ускоряющим напряжением ниже 100 кВ (кроме рентгеновских установок медицинского назначения), эксплуатирующих радиоизотопные приборы, содержащие источники альфа- или бета-излучения с активностью не более 2 000 МБк, проводящих работы с открытыми источниками ионизирующего излучения по третьему классу |
Контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ), территориальные органы Минприроды РБ | Высокая и средняя (п.7 Критериев) | Минприроды РБ | Применяется в отношении проверяемых субъектов, относящихся к низкой группе риска и осуществляющих эксплуатацию менее 50 мобильных источников выбросов загрязняющих веществ, водопотребление в объеме от 5 до 140 куб.м в сутки |
Государственный надзор за племенным делом | Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ (далее - Минсельхозпрод РБ) | Низкая | Минсельхозпрод РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - ветеринарной деятельности | Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ | Высокая и средняя (п.4 Критериев) | Минсельхозпрод РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, зерна, комбикормов, семеноводства, карантина и защиты растений | Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ, государственные организации, подчиненные Минсельхозпроду РБ. Также надзор в области ветеринарии, обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, областными и Минским городским исполнительными комитетами, структурными подразделениями областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов, местными администрациями | Низкая | Минсельхозпрод РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Надзор при экспорте, импорте и транзите грузов, подконтрольных государственному ветеринарному надзору | Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ, государственное учреждение «Белорусское управление государственного ветеринарного надзора на границе и транспорте» | Низкая | Минсельхозпрод РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Контроль в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей | Министерство торговли РБ, а также областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты | Высокая и средняя (п.1 Критериев) | Министерство торговли РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения | Министерство труда и социальной защиты населения РБ, а также областные и Минский городской исполнительные комитеты, структурные подразделения областных, городских (кроме городов районного подчинения), районные исполнительные комитеты, местные администрации | Низкая | Министерство труда и социальной защиты населения РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере контроля контролирующего органа |
Надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о геодезической и картографической деятельности | Государственный комитет по имуществу РБ (далее - Госкомимущество РБ), а также государственные организации, входящие в систему Госкомимущества РБ | Низкая | Госкомимущество РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора Госкомимущества РБ |
Государственный метрологический надзор | Государственный комитет по стандартизации РБ и органы государственного метрологического надзора (примечание 3) | Высокая и средняя (п.15 Критериев) | Государственный комитет по стандартизации РБ Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора контролирующего органа |
Контроль (надзор) за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности - оптовой и розничной торговли нефтепродуктами | Белорусский государственный концерн по нефти и химии | Высокая и средняя (п.4 Критериев) | Белорусский государственный концерн по нефти и химии. Справочно |
Применяется при проверке складов хранения нефтепродуктов, автозаправочных станций |
Надзор за качеством оказания медицинской помощи организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и используемых для этих целей средств и аппаратуры | Государственная служба медицинских судебных экспертиз. Контроль за качеством медицинской помощи осуществляется также Министерством здравоохранения РБ |
Средняя (п.8 Критериев) | Государственная служба медицинских судебных экспертиз Справочно |
Применяется в отношении всех проверяемых субъектов, деятельность которых находится в сфере надзора Государственной службы медицинских судебных экспертиз |
Примечание 1. Согласно п.37 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510, контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства о лицензировании осуществляют государственные органы и государственные организации, осуществляющие лицензирование.
Примечание 2. Министерство по чрезвычайным ситуациям РБ осуществляет государственный надзор, контрольные, разрешительные и другие специальные функции в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, создания и обеспечения сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов (подп.6.2 п.6 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 29.12.2006 № 756).
Примечание 3. Государственный комитет по стандартизации РБ осуществляет государственный метрологический надзор, включая надзор за измерениями радиоактивного загрязнения (подп.4.9.2 п.4 Положения о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 981).
01.07.2013
Яна Глинская, экономист