Комментарий от 20.04.2018
Автор: Шлег З.

Что изменилось в порядке заключения и исполнения договоров строительного подряда. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА.
Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274

Комментируемое постановление (далее - постановление № 274) подготовлено в целях реализации подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) и приводит в соответствие его нормам Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила).

Постановление № 274 вступило в силу с 14 апреля 2018 г.

Разрешительная документация на капремонт не нужна

Как следует из норм Декрета № 7, строительные работы при капитальном ремонте выполняются на основании проектной документации без получения разрешительной документации. В связи с этим слова «капитальный ремонт» из подп.8.1 п.8 Правил, регулирующего наличие у заказчика разрешительной документации, в частности, на капитальный ремонт, исключены.

Документы, представляемые при аттестации и закупках, не нужно представлять при заключении договора стройподряда

До вступления в силу постановления № 274 подрядчик в обязательном порядке представлял заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ. Также заказчик вправе был потребовать от подрядчика представления иных связанных с выполнением договорных обязательств документов и (или) сведений (части вторая и третья подп.8.2 п.8 Правил).

Эти документы дублировали документы, предъявляемые при проведении аттестации и процедурах закупки, в связи с чем части вторая и третья подп.8.2 п.8 Правил исключены.

Если поставку оборудования осуществляет подрядчик, то к договору прилагается график поставки

В пункт 19 Правил включена норма, предусматривающая дополнение договора отдельным графиком поставки оборудования подрядчиком, когда такая обязанность возложена на последнего. Наличие данного графика позволит финансирующим органам правильно рассчитать сумму текущего аванса с учетом целевого аванса, выдаваемого на приобретение материальных ресурсов, за вычетом целевого аванса - на оборудование, стоимость которого не входит в контрактную цену подрядных работ.

Обязанности генподрядчика при строительстве «под ключ»

Пункт 27 Правил излагается в новой редакции, где предусматривается, что при строительстве объектов «под ключ» генеральный подрядчик по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной (контрактной) цене работ обязан:

• получить исходную и разрешительную документацию;

• обеспечить выполнение работ по проектированию, строительству;

• выполнить часть функций заказчика по управлению строительством, переданных ему на основании договора;

• обеспечить выполнение пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Термин «строительство объекта "под ключ"» из п.3 Правил исключен, его определение будет предусмотрено в Законе Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Применение и заполнение актов выполненных работ

В п.55 Правил внесены изменения, предусматривающие право Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь установить формы актов сдачи-приемки выполненных строительных работ и порядок их применения и заполнения.

Размер текущих авансов увеличен

Анализ структуры затрат на строительство объектов показал, что от 65 до 70 % затрат приходится на основные составляющие: материалы, оборудование, эксплуатацию машин и механизмов. Ввиду недостатка собственных средств, средств, выданных заказчиком в качестве аванса, подрядные организации вынуждены обращаться за кредитными ресурсами, что, в свою очередь, влечет удорожание строительства.

С учетом вышеизложенного размер текущих авансов увеличен до 70 % по бюджетным стройкам. Пункт 57 Правил излагается в новой редакции.

 

справочно

Справочно

При строительстве за счет иных источников стороны и ранее могли по соглашению сторон установить иной размер текущих авансов.

Перечень материальных ресурсов, на закупку которых может выдаваться целевой аванс, расширен, а срок отработки целевого аванса увеличен

Постановлением № 274 уточнен п.58 Правил. Второе предложение части первой п.58 Правил дополнено нормой, предусматривающей, что перечисление авансов изготовителям материальных ресурсов на бюджетные объекты не распространяется. С учетом сложившейся практики казначейства не перечисляют авансы изготовителям материальных ресурсов, поскольку указанные лица не состоят в договорных отношениях с заказчиком и отследить целевое и своевременное использование таких авансов не представляется возможным.

Срок отработки целевых авансов увеличен до 4 месяцев, ранее этот срок был равен 3 месяцам.

Расширен перечень материальных ресурсов, на которые могут быть выделены целевые авансы.

Перечень материальных ресурсов, на приобретение которых выделялись целевые авансы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875, существенно ограничивал права строительных организаций, не использующих при выполнении работ заявленные в перечне ресурсы или использующих эти ресурсы в незначительном количестве, на получение целевых авансов.

Согласно постановлению № 274 целевые авансы смогут получить организации для закупки арматурной стали и металлопроката для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций, запорной арматуры, кабельной продукции, битума, цемента, в том числе используемых для производства бетонных и асфальтобетонных смесей, оборудования, комплектующих и материалов для устройства систем отопления теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения, предварительно-изолированной продукции (труб, соединительных деталей, фитингов, тройников, арматуры), пускорегулирующей аппаратуры, распределительных шкафов, фасадных систем, элементов воздушных линий.

Возможность целевого авансирования большего количества материальных ресурсов позволит снизить отставание темпов строительства, в том числе на бюджетных объектах, вызванное отсутствием у подрядчиков собственных оборотных средств.

 

20.04.2018

 

Зоя Шлег, заместитель начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь