Материал помещен в архив
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ВЫХОДОМ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 25.02.2011 № 72 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), который направлен на реализацию положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и продолжил начатые в 2009 и 2010 гг. меры по либерализации законодательства в сфере ценообразования.
Указ № 72 пришел на смену Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», который с 1 марта 2011 г. утратил силу.
Вопрос: На какие товары (работы, услуги) сохранилось государственное ценовое регулирование?
Ответ: Указом № 72 утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу № 72).
В названный перечень включены:
1) товары (работы, услуги), имеющие наибольшее значение для обеспечения экономической безопасности государства;
2) продукция организаций-монополистов;
3) социально значимые товары (услуги).
В частности, сохранено государственное регулирование цен (тарифов):
- Советом Министров РБ:
на коммунальные услуги, оказываемые населению;
услуги по техническому обслуживанию государственного жилищного фонда, риэлтерские услуги;
нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами;
- Министерством архитектуры и строительства РБ:
на работы в строительстве, осуществляемом с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов;
- Министерством здравоохранения РБ:
на платные медицинские услуги (по согласованию с Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ)) по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров РБ;
- Министерством образования РБ:
на платное обучение в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования;
- Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ:
на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Минэкономики РБ);
- Министерством экономики РБ:
на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
алкогольную продукцию (крепостью свыше 28 %);
табачные изделия (по согласованию с Министерством торговли РБ);
лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь (по перечню, определяемому Советом Министров РБ);
социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
- областными и Минским городским исполнительными комитетами:
на социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики РБ) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования.
На иные (не включенные в данный перечень) товары (работы, услуги) цены (тарифы) формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Таким образом, вступление в силу Указа № 72 сократит случаи вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования.
Совету Министров РБ поручено в 6-месячный срок привести нормативные правовые акты в соответствие с Указом № 72 и принять другие меры по его реализации. До приведения актов законодательства в соответствие с Указом № 72 они применяются в части, не противоречащей ему.
Вопрос: Какие изменения произошли в составе правонарушений в сфере соблюдения ценового законодательства?
Ответ: Указом № 72 установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в вышеназванный перечень, не являются правонарушениями:
- превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из давальческого сырья; расчета отпускных цен на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов).
В связи с этим Совету Министров РБ предписано в 6-месячный срок внести в Палату представителей Национального собрания проект закона, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с Указом № 72.
Комментируя произошедшие изменения, можно отметить, что предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) не устанавливаются Советом Министров РБ с 1 января 2009 г. Поэтому с указанной даты подобные правонарушения отсутствуют в принципе.
Что касается нарушений установленного порядка регистрации цен (тарифов), то это актуально только в отношении новых видов платных медицинских услуг, так как в иных случаях отпускные цены (тарифы) регистрации не подлежат.
Таким образом, реальным смягчением ответственности в сфере соблюдения ценового законодательства можно считать лишь отмену санкций за отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), но только в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в приведенный в приложении 1 к Указу № 72 перечень. В отношении же товаров (работ, услуг) названного перечня составление экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), остается обязательным, и отсутствие таких расчетов является правонарушением ценового законодательства.
Вопрос: Означает ли отмена ответственности за отсутствие экономических расчетов отмену обязанности по оформлению прейскурантов отпускных цен (тарифов)?
Ответ: Отмена обязанности субъектов предпринимательской деятельности по помещению цен (тарифов) в прейскуранты Указом № 72 не предусмотрена. Эта обязанность пока сохранена и в п.51 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183).
Таким образом, оформлять прейскуранты отпускных цен (тарифов) субъекты предпринимательской деятельности обязаны и после 1 марта 2011 г.
Вопрос: Необходимо ли составлять протокол согласования цен (тарифов) в случае предоставления покупателям скидок с цен (тарифов), указанных в прейскуранте?
Ответ: Оформление протокола согласования цен (тарифов) при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок, а также по разовым (индивидуальным) заказам предусмотрено п.51 Инструкции № 183. Пока данная норма действует, ее необходимо соблюдать. Протоколы согласования цен (тарифов) могут не составляться лишь в случае, если цены (тарифы) согласовываются с покупателями в договорах на поставку продукции, оказание услуг, проведение работ.
Вопрос: Нужно ли оформлять положение о скидках?
Ответ: Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом предпринимательской деятельности порядком применения скидок. Такая норма закреплена в п.18 Инструкции № 183 и продолжает действовать и после 1 марта 2011 г.
Утвержденный порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. С 1 февраля 2011 г. постановлением Минэкономики РБ от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» отменена лишь обязанность указывать в порядке применения скидок фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются.
Организации розничной торговли и общественного питания также имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены) и самостоятельно определять порядок предоставления этих скидок. При этом в реестр розничных цен изменения не вносятся (п.37 Инструкции № 183).
В порядке применения скидок может не оговариваться порядок предоставления оптовой скидки торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю. Данный вид скидки предусмотрен п.19 Инструкции № 183. Ее размер определяется по соглашению сторон (т.е. является персональным), и эта скидка остается в распоряжении организации оптовой торговли, поскольку дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организацией-изготовителем или импортером и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.
Вопрос: Следует ли указывать в графе «Примечание» товарно-транспортной (товарной) накладной информацию о включенном в цену проценте оптовой (торговой) надбавки?
Ответ: Указание в графе 11 товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1 и в графе 9 товарной накладной типовой формы ТН-2 необходимой организациям информации, связанной с формированием цены, предусмотрено п.16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Эта норма продолжает действовать и в настоящее время.
Поэтому если информация об отпускной цене организации-изготовителя или импортера о проценте примененной продавцом оптовой надбавки необходима организации-покупателю для правильного формирования отпускной (розничной) цены в ходе дальнейшей реализации этого товара, то такую информацию в накладной следует указать. Такой позиции придерживаются в Минэкономики РБ.
Например, организация розничной торговли на основании п.25 Инструкции № 183 определяет розничные цены на реализуемый товар путем суммирования:
- отпускных (закупочных) цен;
- торговой надбавки, взимаемой к этой отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка (за исключением товаров согласно приложению 1 к Инструкции № 183, по которым торговые надбавки применяются в размерах, определенных отдельным законодательством). При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки.
Таким образом, для правильного формирования розничной цены организация розничной торговли должна знать отпускную цену, которая определена в п.3 Инструкции № 183 как цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в т.ч. переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже. При этом по разъяснениям специалистов Минэкономики РБ не имеет значения, что по товару, не включенному в приложение 1 к Инструкции № 183, организация розничной торговли вправе применить торговую надбавку с учетом конъюнктуры рынка (т.е. в любом размере). Отпускная цена организации-изготовителя или импортера все равно является отправным показателем, знание которого необходимо для правильного формирования розничной цены. Это означает, что цена (или величина примененной оптовой надбавки) должна быть указана в накладной поставщика-посредника.
Информация об отпускной цене организации-изготовителя или импортера или о размере примененной поставщиком оптовой надбавки может не указываться в накладной в случае, когда организация-покупатель использует приобретенный ею товар для собственного производства или потребления (т.е. когда нет необходимости формировать цену, по которой осуществляется дальнейшая реализация этого товара).
15.03.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист
Рубрики
Инструменты поиска
Сообщество
Избранное
Мой профиль