


Материал помещен в архив
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В СФЕРЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ С ВЫХОДОМ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 25.02.2011 № 72 «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
С 1 марта 2011 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72), который направлен на реализацию положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и продолжил начатые в 2009 и 2010 гг. меры по либерализации законодательства в сфере ценообразования.
Указ № 72 пришел на смену Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», который с 1 марта 2011 г. утратил силу.
Вопрос: На какие товары (работы, услуги) сохранилось государственное ценовое регулирование?
Ответ: Указом № 72 утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу № 72).
В названный перечень включены:
1) товары (работы, услуги), имеющие наибольшее значение для обеспечения экономической безопасности государства;
2) продукция организаций-монополистов;
3) социально значимые товары (услуги).
В частности, сохранено государственное регулирование цен (тарифов):
- Советом Министров РБ:
на коммунальные услуги, оказываемые населению;
услуги по техническому обслуживанию государственного жилищного фонда, риэлтерские услуги;
нотариальные услуги правового и технического характера, оказываемые частными нотариусами;
- Министерством архитектуры и строительства РБ:
на работы в строительстве, осуществляемом с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов и государственных внебюджетных фондов;
- Министерством здравоохранения РБ:
на платные медицинские услуги (по согласованию с Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ)) по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров РБ;
- Министерством образования РБ:
на платное обучение в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования;
- Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ:
на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (по согласованию с Минэкономики РБ);
- Министерством экономики РБ:
на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
алкогольную продукцию (крепостью свыше 28 %);
табачные изделия (по согласованию с Министерством торговли РБ);
лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь (по перечню, определяемому Советом Министров РБ);
социально значимые товары (работы, услуги) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
- областными и Минским городским исполнительными комитетами:
на социально значимые товары (работы, услуги) (за исключением товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики РБ) по перечню, определяемому Советом Министров РБ;
продукцию общественного питания (цены и наценки), реализуемую в учреждениях образования.
На иные (не включенные в данный перечень) товары (работы, услуги) цены (тарифы) формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Таким образом, вступление в силу Указа № 72 сократит случаи вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования.
Совету Министров РБ поручено в 6-месячный срок привести нормативные правовые акты в соответствие с Указом № 72 и принять другие меры по его реализации. До приведения актов законодательства в соответствие с Указом № 72 они применяются в части, не противоречащей ему.
Вопрос: Какие изменения произошли в составе правонарушений в сфере соблюдения ценового законодательства?
Ответ: Указом № 72 установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в вышеназванный перечень, не являются правонарушениями:
- превышение предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов);
- реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из давальческого сырья; расчета отпускных цен на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов).
В связи с этим Совету Министров РБ предписано в 6-месячный срок внести в Палату представителей Национального собрания проект закона, предусматривающего приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с Указом № 72.
Комментируя произошедшие изменения, можно отметить, что предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) не устанавливаются Советом Министров РБ с 1 января 2009 г. Поэтому с указанной даты подобные правонарушения отсутствуют в принципе.
Что касается нарушений установленного порядка регистрации цен (тарифов), то это актуально только в отношении новых видов платных медицинских услуг, так как в иных случаях отпускные цены (тарифы) регистрации не подлежат.
Таким образом, реальным смягчением ответственности в сфере соблюдения ценового законодательства можно считать лишь отмену санкций за отсутствие экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), но только в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в приведенный в приложении 1 к Указу № 72 перечень. В отношении же товаров (работ, услуг) названного перечня составление экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), остается обязательным, и отсутствие таких расчетов является правонарушением ценового законодательства.
Вопрос: Означает ли отмена ответственности за отсутствие экономических расчетов отмену обязанности по оформлению прейскурантов отпускных цен (тарифов)?
Ответ: Отмена обязанности субъектов предпринимательской деятельности по помещению цен (тарифов) в прейскуранты Указом № 72 не предусмотрена. Эта обязанность пока сохранена и в п.51 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183).
Таким образом, оформлять прейскуранты отпускных цен (тарифов) субъекты предпринимательской деятельности обязаны и после 1 марта 2011 г.
Вопрос: Необходимо ли составлять протокол согласования цен (тарифов) в случае предоставления покупателям скидок с цен (тарифов), указанных в прейскуранте?
Ответ: Оформление протокола согласования цен (тарифов) при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности скидок, а также по разовым (индивидуальным) заказам предусмотрено п.51 Инструкции № 183. Пока данная норма действует, ее необходимо соблюдать. Протоколы согласования цен (тарифов) могут не составляться лишь в случае, если цены (тарифы) согласовываются с покупателями в договорах на поставку продукции, оказание услуг, проведение работ.
Вопрос: Нужно ли оформлять положение о скидках?
Ответ: Скидки в зависимости от условий договора поставки предоставляются в соответствии с утвержденным субъектом предпринимательской деятельности порядком применения скидок. Такая норма закреплена в п.18 Инструкции № 183 и продолжает действовать и после 1 марта 2011 г.
Утвержденный порядок применения скидок должен содержать размеры скидок и условия, в зависимости от которых они предоставляются. С 1 февраля 2011 г. постановлением Минэкономики РБ от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» отменена лишь обязанность указывать в порядке применения скидок фиксированные размеры скидок и конкретные условия, в зависимости от которых они предоставляются.
Организации розничной торговли и общественного питания также имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены) и самостоятельно определять порядок предоставления этих скидок. При этом в реестр розничных цен изменения не вносятся (п.37 Инструкции № 183).
В порядке применения скидок может не оговариваться порядок предоставления оптовой скидки торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю. Данный вид скидки предусмотрен п.19 Инструкции № 183. Ее размер определяется по соглашению сторон (т.е. является персональным), и эта скидка остается в распоряжении организации оптовой торговли, поскольку дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам, утвержденным организацией-изготовителем или импортером и помещенным в прейскурант, без взимания оптовой надбавки.
Вопрос: Следует ли указывать в графе «Примечание» товарно-транспортной (товарной) накладной информацию о включенном в цену проценте оптовой (торговой) надбавки?
Ответ: Указание в графе 11 товарно-транспортной накладной типовой формы ТТН-1 и в графе 9 товарной накладной типовой формы ТН-2 необходимой организациям информации, связанной с формированием цены, предусмотрено п.16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192. Эта норма продолжает действовать и в настоящее время.
Поэтому если информация об отпускной цене организации-изготовителя или импортера о проценте примененной продавцом оптовой надбавки необходима организации-покупателю для правильного формирования отпускной (розничной) цены в ходе дальнейшей реализации этого товара, то такую информацию в накладной следует указать. Такой позиции придерживаются в Минэкономики РБ.
Например, организация розничной торговли на основании п.25 Инструкции № 183 определяет розничные цены на реализуемый товар путем суммирования:
- отпускных (закупочных) цен;
- торговой надбавки, взимаемой к этой отпускной (закупочной) цене, в размере, определяемом с учетом конъюнктуры рынка (за исключением товаров согласно приложению 1 к Инструкции № 183, по которым торговые надбавки применяются в размерах, определенных отдельным законодательством). При приобретении товаров на территории Республики Беларусь у торговой организации, осуществляющей оптовую торговлю, торговая надбавка взимается с учетом оптовой надбавки.
Таким образом, для правильного формирования розничной цены организация розничной торговли должна знать отпускную цену, которая определена в п.3 Инструкции № 183 как цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в т.ч. переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже. При этом по разъяснениям специалистов Минэкономики РБ не имеет значения, что по товару, не включенному в приложение 1 к Инструкции № 183, организация розничной торговли вправе применить торговую надбавку с учетом конъюнктуры рынка (т.е. в любом размере). Отпускная цена организации-изготовителя или импортера все равно является отправным показателем, знание которого необходимо для правильного формирования розничной цены. Это означает, что цена (или величина примененной оптовой надбавки) должна быть указана в накладной поставщика-посредника.
Информация об отпускной цене организации-изготовителя или импортера или о размере примененной поставщиком оптовой надбавки может не указываться в накладной в случае, когда организация-покупатель использует приобретенный ею товар для собственного производства или потребления (т.е. когда нет необходимости формировать цену, по которой осуществляется дальнейшая реализация этого товара).
15.03.2011 г.
Сергей Шкирман, экономист