


Материал помещен в архив
ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ.
Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательской деятельности»
Комментируемый Декрет (далее - Декрет № 7) направлен на снятие многих ограничений на ведение бизнеса, в том числе касательно соблюдения экологических, санитарных, пожарных, ветеринарных и других требований.
Основная часть норм Декрета № 7 вступает в силу 26 февраля 2018 г.
Декретом № 7 утверждены общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие требования). Они имеют отношение не к экологии в целом, а лишь применяются к объектам недвижимости (капитальным строениям), используемым для ведения бизнеса.
![]() |
Справочно Капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (абзац 10 ст.1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2021 г. капитальное строение (здание, сооружение) - любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (абз.10 ст.1 Закона № 133-З с учетом изменений, внесенных Законом от 06.01.2021 № 90-З). |
Круг лиц, на которых распространяются Общие требования, ограничен «субъектами хозяйствования», то есть коммерческими и некоторыми некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
![]() |
Справочно Субъектами хозяйствования считаются: 1) коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства; 2) некоммерческие организации: ассоциации (союзы) - объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников; 3) индивидуальные предприниматели (подп.1.1 и 1.2 п.1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1). |
Общие требования в области охраны окружающей среды
Общие экологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, заключаются в следующем:
Норма п.2 Общих требований | Чем регулируется |
1. Соблюдать нормативы: | |
а) качества окружающей среды (в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ, нормативы предельно допустимых физических воздействий, нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов) | Статья 20 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 1982-XII) и принятые на его основании нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь. От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 апреля 2024 г. Закон № 1982-XII изложен в новой редакции Законом от 17.07.2023 № 294-З. Комментарий см. здесь |
б) допустимого воздействия на окружающую среду (в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду, нормативы образования отходов производства, нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) | Статьи 21-24 Закона № 1982-XII, Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З), а также Положение о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104. От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 |
в) допустимого изъятия природных ресурсов | Статья 25 Закона № 1982-XII, ст.48 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 № 257-З «О животном мире» (далее - Закон № 257-З), Указ Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими». От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 сентября 2018 г. Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 № 112 утверждены Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, а также внесены изменения в Указ № 580, в частности, название изложено в новой редакции: «О некоторых мерах по повышению эффективности рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ею».С 29 июля 2022 г. следует руководствоваться Правилами ведения рыболовного хозяйства, утв. Указом от 21.07.2021 № 284. Комментарий см. здесь |
г) допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду | Статья 26 Закона № 1982-XII, ст.17 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 2-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. следует руководствоваться гл.4 (ст.15-20) Закона № 2-З в ред. Закона от 17.07.2023 № 295-З. Комментарий см. здесь |
2. Вести экологический паспорт предприятия в случаях и порядке, установленных законодательством | Инструкция о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25 |
3. Соблюдать иные нормативы экологической безопасности при планировании и осуществлении экономической деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и (или) оказывается воздействие на экологическую среду, установленные экологическими нормами и правилами |
- |
4. Соблюдать условия, указанные в заключении государственной экологической экспертизы, в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством | Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» |
5. Обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов | Статьи 15, 24 Закона № 271-З |
6. Представлять достоверную информацию об обращении с отходами, о вредных воздействиях на окружающую среду по требованию специально уполномоченных в этой области республиканских органов государственного управления или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан | Подпункт 1.8 п.1 ст.17 Закона № 271-З. От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться ст.17 Закона № 271-З в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З |
7. Разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение | Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 |
8. Обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их передачу (отчуждение) в целях обезвреживания и (или) использования, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов | Статья 29 Закона № 271-З, Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь |
9. Вести учет отходов и проводить их инвентаризацию | Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 |
10. Разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов производства, а также обеспечивать их соблюдение | Положение о порядке утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 |
11. Планировать и выполнять мероприятия по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов | Подпункт 1.9 п.1 ст.17 Закона № 271-З |
12. Назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами | Подпункт 1.2 п.1 ст.17 Закона № 271-З |
Требования пп.7, 9, 10, 12 таблицы не распространяются на микроорганизации (численность работников до 15 человек) и индивидуальных предпринимателей.
В случае превышения указанных в п.1 таблицы нормативов субъекты хозяйствования должны принять меры по ликвидации причин и последствий их превышения и немедленно проинформировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь о таких фактах, а в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций - также органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства могут не обращаться за проведением экологической экспертизы в отношении:
а) объектов строительства, предусмотренных к строительству проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы;
б) объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в заключении государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление на государственную экологическую экспертизу проектной документации по следующим стадиям проектирования;
в) проектов технических условий, вносимых в них изменений или дополнений, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта;
г) проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды;
д) объектов санаторно-курортных организаций в границах курортов (за исключением случаев размещения объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
е) объектов общественного питания, объектов туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
ж) объектов сельскохозяйственного назначения (за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность) (подп.4.4 п.4 Декрета № 7).
Специальные требования к субъектам хозяйствования в отдельных сферах
Субъекты хозяйствования обязаны: | Чем регулируется |
1. При осуществлении экономической деятельности, связанной с водопользованием, планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие (п.4 Общих требований): | |
рациональное (устойчивое) использование водных ресурсов. Справочно Рациональное (устойчивое) использование водных ресурсов - водопользование, при котором проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение водных ресурсов, снижение потерь воды, предотвращение загрязнения, засорения вод (п.32 ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь, далее - Водный кодекс) |
Водный кодекс |
учет добываемых подземных вод и изымаемых поверхностных вод, сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, с применением средств измерений расхода (объема) вод и неинструментальными (расчетными) методами в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства, в том числе техническими нормативными правовыми актами | ТКП 17.06-12-2015 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила ведения учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.01.2015 № 1-Т (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/328235/449480) От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. введен в действие ТКП 17.02-16-2018 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования к размещению и эксплуатации площадок складирования снега», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.10.2018 № 4-Т (http://www.tnpa.by/#!/DocumentCard/404310/534517). Данным постановлением ТКП 17.06-12-2015 отменен |
охрану вод от загрязнения и засорения, а также предупреждение вредного воздействия на водные объекты | Подпункт 3.3 п.3 ст.25 Водного кодекса |
применение наилучших доступных технических методов | Подпункт 3.4 п.3 ст.25 Водного кодекса |
предотвращение чрезвычайных ситуаций, подтопления, заболачивания и засоления земель, эрозии почв | Подпункт 3.7 п.3 ст.25 Водного кодекса |
оснащение мест сбросов сточных вод в окружающую среду автоматизированными системами контроля за сбросом загрязняющих веществ в составе сточных вод в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами | Статья 26 Водного кодекса |
наличие водорегулирующих устройств и средств измерений расхода (объема) вод на водозаборных сооружениях | |
наличие сооружений и устройств, предотвращающих вредное воздействие на поверхностные водные объекты | Статья 42 Водного кодекса |
наличие рыбозащитных устройств на сооружениях для изъятия воды из поверхностных водных объектов | Статья 26 Водного кодекса |
2. При осуществлении экономической деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.5 Общих требований): | |
проводить инвентаризацию и нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением случаев, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют 3 т и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют 10 кг и менее в год) | Статья 15 и подп.2.7 п.2 ст.21 Закона № 2-З, Инструкция о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 23.06.2009 № 42. От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2024 г. действует Положение о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утв. постановлением Минприроды от 27.12.2023 № 33 |
планировать и осуществлять мероприятия: а) по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; б) по внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу в эксплуатацию сооружений (газоочистных установок), обеспечивающих выброс загрязняющих веществ, имеющих твердое агрегатное состояние, с концентрацией не более 50 мг/м3, аммиака, фенола (гидроксибензола), формальдегида (метаналя) с концентрацией не более 20 мг/м3 |
Статья 19 Закона № 2-З, Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664. От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. Положение № 664 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 20.12.2023 № 921 |
3. При эксплуатации мобильных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.8 Общих требований): | |
соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем | Подпункт 4.1 п.4 ст.21 Закона № 2-З |
обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов | Статья 15 Закона № 2-З, Инструкция о порядке разработки технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.06.2009 № 37 |
4. При осуществлении экономической деятельности, связанной с землепользованием (п.10 Общих требований): | |
благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки | Статья 89 Кодекса Республики Беларусь о земле. От редакции «Бизнес-Инфо» C 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.106 КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарии см. здесь |
сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель | |
защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий | |
предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками | |
сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников | |
проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние | |
восстанавливать деградированные земли, в том числе рекультивировать нарушенные | |
снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством | |
5. При осуществлении экономической деятельности, связанной с воздействием на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания (п.11 Общих требований): | |
планировать и осуществлять мероприятия по рациональному (устойчивому) использованию объектов растительного мира | Абзац 3 части первой ст.9 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее - Закон № 205-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 августа 2022 г. следует руководствоваться Законом № 205-З с изменениями, внесенными Законом от 04.01.2022 № 145-З. Комментарий см. здесь |
соблюдать установленные нормативы в области обращения с объектами растительного мира | Абзац 4 части первой ст.9, ст.62 Закона № 205-З |
осуществлять охрану объектов растительного мира от пожаров, загрязнения и иного вредного воздействия, а также обеспечивать карантин и защиту объектов растительного мира | Статья 20 Закона № 205-З |
обеспечивать сохранность объектов растительного мира (если их изъятие, удаление или пересадка не разрешены в соответствии с законодательством), а также осуществлять их содержание и воспроизводство | Положение о порядке выдачи разрешений на изъятие дикорастущих растений и (или) их частей из среды их произрастания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2016 № 975 |
охранять среду произрастания объектов растительного мира, в том числе проводить противопожарное и санитарное благоустройство территорий, включая оборудование мест (площадок) или специальных объектов для сбора и хранения отходов | Абзац 7 части первой ст.9 Закона № 205-З |
вести учет объектов растительного мира и обращения с ними в случаях и порядке, установленных законодательством, и представлять информацию в государственный кадастр растительного мира | Статьи 65, 66 Закона № 205-З, Инструкция о порядке ведения учета объектов растительного мира и обращения с ними, утвержденная постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 15.12.2016 № 40 |
обеспечивать сохранение биологического и ландшафтного разнообразия | Абзац 9 части первой ст.9, ст.14, 35 и 41 Закона № 205-З |
осуществлять в случаях и порядке, установленных законодательством, работы по регулированию распространения и численности растений | Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1002 «О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов растений» |
приостанавливать пользование объектами растительного мира в случае нарушения их воспроизводственной функции и вносить предложения об ограничении или приостановлении прав специального пользования объектами растительного мира | Абзац 11 части первой ст.9 Закона № 205-З |
осуществлять компенсационные посадки либо компенсационные выплаты стоимости удаляемых объектов растительного мира в случаях и порядке, установленных законодательством | Статьи 36-371 Закона № 205-З, Положение о порядке определения условий осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426. От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 апреля 2019 г. постановлением Совмина от 26.04.2019 № 265 внесены изменения в Положение № 1426, в частности, изменено название: «Положение о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий» |
6. При осуществлении экономической деятельности, связанной с воздействием на объекты животного мира и (или) среду их обитания, планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие (п.12 Общих требований): | |
охрану объектов животного мира и (или) среды их обитания от вредного воздействия химических и радиоактивных веществ, отходов, физических и иных вредных воздействий | Подпункт 3.1 п.3 ст.23, ст.15 Закона № 257-З |
сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных, в том числе посредством строительства и ввода в эксплуатацию сооружений для прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции, зоопитомников и других объектов для разведения диких животных, а также иных сооружений, возводимых в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания. Строительство и ввод в эксплуатацию сооружений должны осуществляться до начала возведения, реконструкции, сноса объектов, которые могут причинить вред объектам животного мира и (или) среде их обитания. Мероприятия, планируемые и осуществляемые в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания, должны быть обеспечены гарантированными объемами и источниками финансирования, достаточными для предотвращения и (или) компенсации в полном объеме |
Подпункт 1.17 п.1 ст.15, подп.3.2 п.3 ст.23 Закона № 257-З |
7. При осуществлении экономической деятельности, связанной с пользованием недрами (п.14 Общих требований): | |
соблюдать нормы и правила рационального использования и охраны недр | Статья 65 Кодекса республики Беларусь о недрах (далее - Кодекс о недрах). От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 августа 2022 г. следует руководствоваться КоН с учетом изменений, внесенных Законом от 15.02.2022 № 156-З |
соблюдать условия, предусмотренные актом, удостоверяющим геологический или горный отвод, концессионным или инвестиционным договором, а также проектной документацией на пользование недрами | Статьи 32, 33 Кодекса о недрах, постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 16.12.2008 № 117. От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 мая 2020 г. действует новое постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 12.05.2020 № 8 «Об установлении форм документов по вопросам пользования недрами»;Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях» |
выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ | Статья 55 Кодекса о недрах |
проводить в случаях и порядке, установленных законодательством, геолого-маркшейдерские работы, а также вести геологическую и маркшейдерскую документацию и обеспечивать ее сохранность | Статья 60 Кодекса о недрах |
вести учет работ по геологическому изучению недр, добываемых полезных ископаемых и расчеты оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр при разработке месторождений, а также представлять отчетность в случаях и порядке, установленных законодательством | Статьи 76-81 Кодекса о недрах |
не допускать пользования недрами за границами предоставленного геологического или горного отвода | Подпункт 2.10 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
не допускать выборочной разработки месторождения полезных ископаемых, приводящей к преждевременному истощению и необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр | Подпункт 2.7 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
обеспечивать сохранность горных выработок, в том числе поисковых, разведочных и иных буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения полезных ископаемых | Подпункт 2.9 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
планировать и осуществлять мероприятия по охране недр и защите месторождений полезных ископаемых, включая мероприятия, направленные на защиту месторождений торфа от пожаров (в том числе после завершения разработки месторождений) и предусматривающие возможность повторного заболачивания территорий на выработанных месторождениях торфа | Подпункт 2.11 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами | Статья 70 Кодекса о недрах |
вести наблюдения за сдвижением горных пород в зоне их возможных деформаций и осуществлять прогнозирование возможной деформации земной поверхности и горного массива в результате проведения горных работ | Статья 72 Кодекса о недрах |
проводить локальный мониторинг окружающей среды в границах предоставленного горного отвода, а также за его пределами в случае, если негативные последствия для нарушенных земель, иных компонентов природной среды и природных объектов, зданий и сооружений могут быть связаны с проведением горных работ | Подпункт 2.15 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
проводить рекультивацию земель, нарушенных при пользовании недрами | Подпункт 2.16 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
приводить нарушенные при пользовании недрами иные компоненты природной среды и природные объекты, а также здания и сооружения, возведенные на площади залегания полезных ископаемых до предоставления недропользователю горного отвода, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования | Подпункт 2.17 п.2 ст.16 Кодекса о недрах |
Запреты, предусмотренные Общими требованиями
Помимо обязанностей субъектов хозяйствования, рассмотренных выше, Общие требования содержат ряд запретов. Так, при эксплуатации сооружений (газоочистных установок) не допускается:
а) отключение газоочистных установок при работающем технологическом оборудовании;
б) увеличение производительности технологического оборудования, сопровождающееся изменением качественного и (или) количественного состава отходящих газов с превышением значений, установленных в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, без опережающего либо одновременного наращивания мощности действующих газоочистных установок (п.39 Правил эксплуатации газоочистных установок, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 14.05.2007 № 60).
Сжигание твердых видов топлива, а также смеси веществ, материалов и отходов допускается при условии:
а) соответствия топлива, смеси веществ, материалов и отходов обязательным для соблюдения требованиям ТНПА;
б) непревышения концентрации загрязняющих веществ, имеющих твердое агрегатное состояние, 50 мг/м3, а для отходов 1-го и 2-го классов опасности - 10 мг/м3.
При осуществлении экономической деятельности не допускается реализация технических решений, предусматривающих использование озоноразрушающих веществ, оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, за исключением объектов, предназначенных для восстановления, обезвреживания и утилизации таких веществ (Закон Республики Беларусь от 12.11.2001 № 56-З «Об охране озонового слоя»).
27.12.2017
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук