Пособие от 27.03.2018
Автор: Фомичёва Т.

Что изменится в строительстве с принятием Декрета № 7


СОДЕРЖАНИЕ

 

Нововведения Декрета № 7

Какие НПА планируют изменить

Какие документы будут не нужны подрядчику при заключении договора стройподряда

Печать будет отменена

Законодательно установят, когда и какие формы актов выполненных работ применять

При строительстве за счет собственных средств юрлиц и ИП можно будет не проводить подрядные торги, торги, переговоры

Жалобы участников процедур закупок Межведомственная комиссия будет рассматривать только при бюджетном строительстве

Срок резервирования средств снизится с 5 до 2 лет

Гарантийный срок можно будет устанавливать более 5 лет

Что изменится при приемке объекта в эксплуатацию

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С ПРИНЯТИЕМ ДЕКРЕТА № 7

Нововведения Декрета № 7

Субъекты хозяйствования в сфере строительства:
(подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», далее - Декрет № 7).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. подп.4.4 п.4 Декрета № 7 утратил силу Кодексом Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З
     
выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.
Субъект хозяйствования вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора.
Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика
     
получают технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, включенные в состав разрешительной документации на строительство объекта и выдаваемые заказчику, застройщику по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
В эти технические условия должна быть включена необходимая для проектирования и строительства информация, в том числе связанная с присоединением к газораспределительной системе, электрической сети, тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения (канализации) и дождевой канализации
     
не обращаются за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры
     
не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении:
    а) объектов строительства, предусмотренных к строительству проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы
    б) объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, когда в заключении государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление на государственную экологическую экспертизу проектной документации по следующим стадиям проектирования
    в) проектов технических условий, вносимых в них изменений или дополнений, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта
    г) проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающим замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды
    д) объектов санаторно-курортных организаций в границах курортов
    е) объектов общественного питания, объектов туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий
    ж) объектов сельскохозяйственного назначения
    з) проектной документации по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на компоненты природной среды
     
осуществляют при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительство объектов производство строительно-монтажных работ на объектах строительства после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения
     
оказывают при строительстве объектов «под ключ» заказчику весь комплекс инженерных услуг,
    кроме осуществления технического надзора за строительством, а также следующих функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика:
    а) принятие решения о строительстве объекта
    б) утверждение проектной документации
    в) обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование
    г) принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта
    д) утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию
     
вправе при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, в том числе получать разрешительную документацию
    Не подлежат передаче инженерной организации следующие функции заказчика:
    а) принятие решения о строительстве объекта
    б) утверждение проектной документации
    в) обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование
    г) принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта
    д) утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию
     
применяют гарантийный срок не менее 5 лет на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы,
    за исключением:
    а) технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем
    б) работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее 2 лет
     
резервируют (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) сроком на 2 года денежные средства на специальном счете в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества
     
осуществляют снос неиспользуемых объектов по решению местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации
     
определяют по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня:
    а) порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта
    б) порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот
     
не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений)
     
вправе без наличия аттестата соответствия, выдаваемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, осуществлять разработку предпроектной (предынвестиционной) документации
     
при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса получают заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия указанных объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности

Какие НПА планируют изменить

Для приведения действующего законодательства в соответствие с нормами Декрета № 7 планируется, что будут внесены изменения и дополнения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь от:

• 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда» (далее - Правила № 1450);

• 20.02.2007 № 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 676» (далее - постановление № 224);

• 06.06.2011 № 716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства» (далее - постановление № 716);

• 01.04.2014 № 299 «Об утверждении Положения о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет» (далее - постановление № 299);

• 17.02.2012 № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 156);

• 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2018 г. в Правила № 1450 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2018 № 274, в постановления № 716, № 299 и № 224 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 внесены изменения и дополнения.

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

С 27 марта 2022 г. действует Перечень № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

 

Проанализируем планируемые изменения.

Нововведения Декрета № 7

Какие документы будут не нужны подрядчику при заключении договора стройподряда

Декретом № 7 установлено, что строительные работы при капитальном ремонте выполняются на основании проектной документации без получения разрешительной документации. В связи с этим из подп.8.1 п.8 Правил № 1450, регулирующего наличие у заказчика разрешительной документации, в частности, на капитальный ремонт, будут исключены слова «капитальный ремонт».

Также из подп.8.2 п.8 Правил № 1450 исключат части вторую и третью, где указаны документы и сведения, которые подрядчик должен представить заказчику при заключении договора.

Сейчас при получении аттестатов соответствия на строительство объектов первого - четвертого классов сложности к субъектам хозяйствования предъявляются определенные квалификационные требования, установленные в приложении 1 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 июля 2024 г. действует перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), работ по обследованию строительных конструкций объектов, автомобильных дорог и мостовых сооружений на них, аэродромных покрытий на объектах первого - четвертого классов сложности и квалификационные требования, предъявляемые для получения аттестатов соответствия, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих аттестации, согласно приложению 1 к постановлению Минстройархитектуры от 15.04.2024 № 26.

 

Чтобы получить аттестат соответствия, субъект хозяйствования должен иметь:

• систему менеджмента качества, область действия которой соответствует заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим);

• в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основные средства;

• в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средства измерений и контроля, необходимые для контроля качества заявленного вида деятельности в области строительства (его составляющих);

• систему охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда в порядке, установленном законодательством;

• свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля по каждому из заявленных видов деятельности в области строительства или аттестат аккредитации испытательного подразделения.

Договор строительного подряда в соответствии с подп.8.2 п.8 Правил № 1450 заключается при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Таким документом является аттестат соответствия. Для его получения предъявляется пакет документов, аналогичный документам, указанным в частях второй и третьей подп.8.2 п.8 Правил № 1450. То есть частями второй и третьей подп.8.2 п.8 Правил № 1450 фактически дублируется пакет документов, предъявляемых при проведении аттестации.

Кроме того, и при проведении процедуры закупки представляются аналогичные документы.

Печать будет отменена

Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (подп.3.11 п.3 Декрета № 7). Исходя из этого предписания соответствующие изменения будут внесены в часть третью п.19 и в часть третью п.55 Правил № 1450. Иными словами, печать на договоре и актах можно будет не ставить.

Законодательно установят, когда и какие формы актов выполненных работ применять

В настоящее время в отношении разных объектов строительства действуют свои системы ценообразования на строительные работы. Для приемки работ по разным объектам применяются акты сдачи-приемки выполненных строительных работ различных форм, которые утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 13. В Министерство архитектуры и строительства поступают многочисленные обращения от организаций относительно порядка применения и заполнения этих актов. Для исключения таких обращений и устранения нарушений при использовании и заполнении первичных учетных документов п.55 Правил № 1450 дополнят нормой, предусматривающей разработку данным министерством нормативного правового акта, который урегулирует применение и заполнение учетных документов в строительстве.

При строительстве за счет собственных средств юрлиц и ИП можно будет не проводить подрядные торги, торги, переговоры

Планируются изменения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением № 88 (далее - Положение № 88).

Так, по предложению Министерства экономики Республики Беларусь п.7 Положения № 88 дополнен нормой, где сказано, что подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов, в частности, по объектам строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемым с привлечением внешних государственных займов и внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования и (при необходимости) обязательства Правительства Республики Беларусь по этим займам, предусматривается данный порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и приобретения товаров (работ, услуг).

Декретом № 7 установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Соответственно, установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, то есть требования Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и Положения № 88 не применяются при закупках товаров (работ, услуг) при строительстве за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве регулируются законодательством о государственных закупках. Подробнее см. здесь.

 

В связи с изложенным п.72 Положения № 88, который регулирует вопросы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, планируется исключить.

Для приведения в соответствие нормативных правовых актов в рамках реализации законов Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» и от 24.10.2016 № 436-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации"» будут внесены соответствующие изменения в пп.20 и 22 Положения № 88.

Поскольку Декретом № 7 предусмотрено, что работы по выполнению капитального ремонта и технической модернизации осуществляются без получения разрешительной документации, будут уточнены некоторые пункты Положения № 88, предусматривающие необходимость наличия такой документации (абзац 3 п.28 и абзац 4 п.54).

Часть шестая п.36 Положения № 88 будет приведена в соответствие с подп.3.11 п.3 Декрета № 7, согласно которому субъекты хозяйствования вправе не использовать печати.

Жалобы участников процедур закупок Межведомственная комиссия будет рассматривать только при бюджетном строительстве

Внесут дополнения и в Положение о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденное постановлением № 224. Дополнением предусмотрено, что Межведомственная комиссия имеет право рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов, в частности, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлечен-ных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома. Иными словами, закупки в строительстве без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств Межведомственная комиссия рассматривать не будет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. Положение № 224 исключено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2019 № 427.

Срок резервирования средств снизится с 5 до 2 лет

Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденное постановлением № 299 (далее - Положение № 299), также будет скорректировано.

В настоящее время Положение № 299 устанавливает порядок резервирования подрядчиком средств для обеспечения исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Декретом № 7 предусмотрено, что субъекты хозяйствования резервируют (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) сроком на 2 года денежные средства на специальном счете в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества.

Поскольку гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы установлен Декретом № 7 не менее 5 лет, а денежные средства резервируются на 2 года, потребовалось внести соответствующие изменения в Положение № 299.

В настоящее время средства для обеспечения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, резервируются на специальном счете, открываемом подрядчиком по каждому объекту. Предлагается вышеуказанное дополнить нормой, которая позволит подрядчику открывать единый специальный счет по всем объектам.

Необходимость принятия этой нормы обусловлена тем, что сейчас подрядчику приходится нести большие расходы по обслуживанию счетов, которые открываются по каждому объекту (открытие счета и т. д.). Вместе с тем бухучет ведется пообъектно, что позволяет видеть, сколько и на каком объекте денежных средств.

Предоставление субъектам хозяйствования возможности открывать единый специальный счет по всем объектам сократит затраты подрядчика.

Гарантийный срок можно будет устанавливать более 5 лет

Правилами № 1450 определен фиксированный гарантийный срок - 5 лет. Декрет № 7 установил, что субъекты хозяйствования применяют гарантийный срок не менее 5 лет на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы. То есть гарантийный срок может быть установлен и более 5 лет.

В связи с этим будут внесены соответствующие изменения в часть первую п.66 Правил № 1450.

Что изменится при приемке объекта в эксплуатацию

Декрет № 7 ввел уведомительный порядок извещения органов госстройнадзора о начале производства строительно-монтажных работ взамен существовавшего до вступления в силу Декрета № 7 разрешительного порядка на производство строительно-монтажных работ. Соответствующие изменения, обусловленные урегулированием уведомительного порядка о начале строительно-монтажных работ, будут внесены в часть первую п.20 и п.3 приложения к Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением № 716 (далее - Положение № 716).

Также в соответствие с нормами подп.4.4 п.4 Декрета № 7 будут приведены пп.27, 28 и 32 Положения № 716.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2020 г. глава 3 (пп.24-29 Положения № 716) на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2020 № 399 изложена в новой редакции. Комментарий см. здесь.

С 26 августа 2021 г. следует руководствоваться п.20 Положения № 716 в ред. постановления Совмина от 23.08.2021 № 481.

 

Министерство по чрезвычайным ситуациям высказало предложение об уточнении компетенции органов государственного пожарного надзора при выдаче заключений при приемке объектов в эксплуатацию: предлагается в Положении № 716 закрепить норму о том, что данные органы выдают заключения при приемке в эксплуатацию только тех объектов, для которых установлены требования по обеспечению пожарной безопасности. Норма будет закреплена в п.12 приложения к Положению № 716, которым определен перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию.

В единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением № 156 (далее - Перечень), также будут внесены изменения. Они требуются для соответствия норме Декрета № 7, согласно которой субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса получают заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия таких объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.

Так, будет изменена графа «Наименование административной процедуры» пп.3.20, 3.21, 3.251 Перечня. Кроме того, Декретом № 7 предусмотрено, что капитальный ремонт осуществляется на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами. В связи с этим потребовалась корректировка графы «Наименование административной процедуры» п.3.1 Перечня, которым регулируется административная процедура по выдаче разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос. Из графы «Наименование административной процедуры» п.3.1 слова «капитальный ремонт,» будут исключены.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. п.3.21 Перечня исключен постановлением Совмина от 06.10.2021 № 558.

 

27.03.2018

 

Татьяна Фомичева, консультант управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»