


Материал помещен в архив
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) ПОСЛЕ 14 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА
Основные документы, регулирующие вопросы ценообразования
Основные нормативные документы, которые регулируют в Республике Беларусь вопросы ценообразования, в настоящее время:
- Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон № 255-З);
- Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72);
- Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция № 121).
Определения основных терминов и виды цен
Определения важнейших терминов приведены в ст.3 Закона № 255-З:
- ценообразование - это процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) субъектами хозяйствования, которые имеют право на формирование цен, а также по контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования;
- цена - это денежное выражение стоимости единицы товара;
- тариф - денежное выражение стоимости единицы работы или услуги;
- декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
В Республике Беларусь применяются следующие виды цен:
- свободная цена (тариф) - это цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
- регулируемая цена (тариф) - это цена (тариф) за единицу товара (работы, услуги), которая устанавливается соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;
- фиксированная цена (тариф) - это регулируемая цена (тариф), которая устанавливается субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
- предельная цена (тариф) - это регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.
Регулирование ценообразования
Регулирование ценообразования - это воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов. Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Реализуется регулирование цен на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования.
Перечень товаров, цены на которые подлежат регулированию, приведен в приложении 1 к Указу № 72.
Указом № 72 установлено, что цены на товары, включенные в названный перечень, регулируются Советом Министров РБ, государственными органами (организациями), областными и Минским городским исполнительными комитетами в порядке, установленном в соответствии с законодательными актами.
В частности, подлежат регулированию цены на:
- продукцию военного назначения, в т.ч. реализуемую по государственному оборонному заказу;
- сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд;
- товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
- социально значимые товары (работы, услуги) по перечням, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495.
От редакции: С 24 января 2014 г. вместо постановления № 495 действует постановление Совета Министров РБ от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»; |
- алкогольную продукцию (крепостью свыше 28 %);
- табачные изделия;
- экспортируемые товары, перечень которых определяется Советом Министров РБ или Министерством экономики РБ.
Один из способов регулирования цен - установление предельного норматива рентабельности, который представляет собой предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.
Инструкцией № 121 установлены предельные нормативы рентабельности на товары, которые производятся и реализуются на территории Республики Беларусь субъектами хозяйствования, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне.
Перечень затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов), в настоящее время на законодательном уровне не установлен
На момент подготовки данного материала отсутствовал нормативный правовой акт, устанавливающий перечень затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов). Вместе с тем подходы к ценообразованию, действовавшие до 14 апреля 2011 г., не изменились. Поэтому рассмотрим, как порядок формирования цен (тарифов) регулировался Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183; утратила силу с 14 апреля 2011 г.).
В частности, п.5 Инструкции № 183 было установлено, что отпускные цены на товары следовало формировать с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли.
В Инструкции № 183 также было закреплено, что субъект предпринимательской деятельности определяет плановую себестоимость и состав затрат самостоятельно, если иное не установлено законодательством. При этом можно было использовать отраслевые рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом принятой субъектом предпринимательской деятельности учетной политики.
Затраты, включаемые в себестоимость, следовало рассчитывать по нормам (нормативам), утверждаемым субъектом предпринимательской деятельности, если иное не было установлено законодательством.
Налоги и неналоговые платежи включались в отпускные цены и тарифы в размерах и порядке согласно законодательству.
Пунктом 6 Инструкции № 183 также было установлено, что отпускные цены формируются организацией-изготовителем с учетом или без учета расходов по их доставке до покупателя (на условиях франко).
При приобретении товаров у организаций-изготовителей по отпускным ценам, которые были сформированы без учета расходов, связанных с их доставкой, торговые организации имели право относить сумму фактических расходов по доставке товаров на увеличение отпускных цен.
Если же доставка товаров покупателем на свой склад, отпускные цены на которые были сформированы с учетом расходов по их доставке (франко-назначения), производилась собственными силами, то указанные расходы продавец должен был возместить покупателю исходя из условий заключенного договора.
Обратите внимание!
В настоящее время в товарно-транспортных и товарных накладных ТТН-1 и ТН-2, типовые формы которых и Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192, указания франкировки цен не требуется.
С учетом сказанного попробуем разобраться, нужно ли обосновывать затраты, включаемые в цену, в т.ч. транспортные расходы по доставке произведенного товара покупателям, в нынешних условиях хозяйствования.
Затраты, включаемые в цену, должны быть обоснованными
В ст.12 Закона № 255-З закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право установить цену на товар, если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование, самостоятельно или по согласованию с покупателем. Одновременно ст.13 Закона № 255-З устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при формировании и применении ими цен:
- выполнять решения государственных органов, которые осуществляют регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
- соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования;
- представлять соответствующим государственным органам, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.
Таким образом, несмотря на отсутствие прямого регулирования состава затрат, включаемых в себестоимость при ценообразовании, включенные в цену затраты должны быть обоснованными.
Сказанное подтверждается постановлением Совета Министров РБ от 31.05.1999 № 806 «О совершенствовании организации нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг)», которым установлено, что организации обязаны нормировать затраты на производство и реализацию продукции, а соответствующие органы в пределах своей компетенции обязаны осуществлять контроль за обоснованностью применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями норм и нормативов затрат на производство и реализацию продукции.
Указ № 72 требование о наличии экономического обоснования цен распространяет только на товары, цены на которые подлежат государственному регулированию (т.е. на товары, поименованные в приложении 1 к Указу № 72). При этом реализация товаров в случае отсутствия на них экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары собственного производства), подтверждающих уровень применяемых цен (за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72), правонарушением не является.
Для субъектов хозяйствования предусмотрена ответственность за нарушения в области ценообразования другими законодательными актами.
Так, ст.14 Закона № 255-З установлено, что юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность в т.ч. за нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг) при определении цен (тарифов).
Статьей 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлено, что нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.
Кроме того, достаточно часто контролирующие органы проводят проверки субъектов хозяйствования в части обоснованности состава затрат, включенных в цену, по заданию правоохранительных органов и органов прокуратуры. Если в организации не будет экономических расчетов по обоснованию применяемых цен (тарифов), контролирующие органы в соответствии с процедурами, правом на проведение которых они наделены, имеют право предъявить вполне законные требования составить такие расчеты. В случае отказа от их составления должностные лица субъектов хозяйствования понесут ответственность в соответствии со ст.23.4 КоАП, а именно за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или административный арест.
Поэтому независимо от того, требуется ли в соответствии с Указом № 72 экономическое обоснование цен (тарифов) или нет, затраты, включенные в цену, должны быть обоснованными и организация должна иметь документы, которыми сможет подтвердить обоснованность таких затрат.
15.09.2011 г.
Валентина Прохожая, экономист
От редакции: С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.
С 23 октября 2014 г. в Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» на основании Закона РБ от 11.07.2014 № 192-З внесены изменения и дополнения.