Пособие от 23.02.2015
Автор: Артемьев В.

Что важно (полезно) знать руководителю организации при проверке объектов организации органами государственного пожарного надзора (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

ЧТО ВАЖНО (ПОЛЕЗНО) ЗНАТЬ РУКОВОДИТЕЛЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕРКЕ ОБЪЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос: Что входит в компетенцию органов государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН)?

Ответ: Компетенция органов ГПН определена в ст.35 и 36 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности».

 

Справочно

Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). Юридическое содержание понятия «компетенция» включает в себя такие элементы, как:

• предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий, на которые распространяются полномочия);

• права и обязанности, полномочия органа либо лица;

• ответственность;

• соответствие поставленным целям, задачам и функциям.

Государственный пожарный надзор - совокупность мероприятий, проводимых государственными органами с целью надзора за обеспечением пожарной безопасности.

Органы ГПН - структурные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, осуществляющие государственный пожарный надзор.

 

Органы ГПН, а также должностные лица, осуществляющие деятельность от имени органов ГПН, перечислены в постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.05.2011 № 25.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2016 г. взамен постановления № 25 действует постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.07.2016 № 44 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора».

 

В обязанности органов ГПН Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь входит:

• осуществление надзора за соблюдением организациями, их должностными лицами требований законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, а также надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности;

• выдача заключения по проектам технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• осуществление выборочного контроля за выполнением проектными и строительными организациями противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом переоснащении объектов организации;

• участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов и др.

В целях выполнения возложенных на органы ГПН обязанностей им предоставлено право на:

• проведение проверки и мониторинга, выдачу предписания и рекомендации по устранению нарушений законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• приостановление (запрещение) деятельности проверяемых организаций, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, а также приостановление (запрещение) эксплуатации государственными органами, нотариусами и гражданами зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в случае выявления создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения нарушений законодательства Республики Беларусь о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации;

• рассмотрение дел об административных правонарушениях;

• согласование проектов на строительство объектов, в которых отсутствуют противопожарные требования, а также проекты с обоснованными отступлениями от противопожарных требований и др.

 

Вопрос: С какой периодичностью и в какие сроки проводятся плановые проверки организаций органами ГПН? В каких случаях органами ГПН могут проводиться внеплановые проверки?

Ответ: Периодичность проведения плановой проверки определяется в зависимости от группы риска проверяемого субъекта. Срок проведения проверки - 30 рабочих дней (для отдельных объектов - 15 рабочих дней).

Вопросы, касающиеся проведения проверок, урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. в Указ № 510 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 внесены изменения и дополнения.  

 

Плановые проверки могут быть проведены при их включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности:

• в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с п.6 критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждаемых Указом № 510;

• на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

Органы ГПН вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

• к высокой группе риска, - не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в 2 календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

• к средней группе риска, - не чаще одного раза в 3 календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в 5 календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);

к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет (п.6 и часть первая п.7 Указа № 510).

Сроки проведения плановых проверок установлены в части первой п.26 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение № 510).

 

Вид проверки Срок проведения
Плановые проверки:  
индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями
15 рабочих дней
иных проверяемых субъектов
30 рабочих дней

 

Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности органами ГПН могут проводиться внеплановые проверки. Основания, по которым они могут быть назначены, изложены в пп.5 и 9 Указа № 510.

 

Вопрос: Какими правами и обязанностями наделены должностные лица органов ГПН при проведении проверок организаций?

Ответ: Полномочия должностных лиц органов ГПН установлены пп.4 и 6 Положения № 510.

 

Справочно

Полномочия - ограниченные обязанности и права, официально предоставленные кому-либо на совершение чего-либо посредством использования имеющихся ресурсов.

 

Полномочия должностных лиц органов ГПН
права: обязанности:
- при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки.

Справочно

Порядок доступа на территорию или в помещение проверяемого субъекта установлен п.38 Положения № 510;


- при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
- в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
- истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
- привлекать экспертов, специалистов.

Справочно

Порядок привлечения экспертов (специалистов) и проведения экспертизы установлен пп.43-53 Положения № 510;


- вызывать в орган ГПН представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
- при проведении проверки использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо требовать представления выписок из них или копий.

Справочно

Порядок изъятия оригиналов документов установлен в пп.40-42 Положения № 510;


- требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, и т.п.
- проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
- предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
- внести сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при ее представлении).

Справочно

Форма книги учета проверок и Правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383;


- проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
- требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
- соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
- при проведении проверки соблюдать служебную этику;
- ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
- заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в орган ГПН представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под подпись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
- требовать от представителей проверяемого субъекта устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
- соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
- принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
- принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
- вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения, и т.п.

 

Вопрос: Какими правами и обязанностями наделены проверяемые субъекты?

Ответ: Полномочия проверяемых субъектов установлены пп.7 и 8 Положения № 510.

 

Полномочия проверяемых субъектов
права: обязанности:
- получать от органов ГПН информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
- требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
- отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
- не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
- не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- заявить отвод эксперту, специалисту;
- просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
- присутствовать с разрешения должностного лица органа ГПН при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
- указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
- требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
- получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт - в случае его составления;
- обжаловать решения органа ГПН по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих и др.

Справочно

Порядок обжалования решения установлен главой 9 Положения № 510

- выполнять законные требования органов ГПН и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок;
- обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
- обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
- содействовать проверяющим в проведении проверки;
- давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
- являться в орган ГПН по его вызову (при невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в орган ГПН, указав причины, и согласовать иное время прибытия);
- представить проверяющему затребованные в соответствии с п.4 Положения № 510 информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
- принять меры к устранению выявленных органом ГПН по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам, и др.

 

Вопрос: Какие виды административных взысканий могут быть применены к должностным лицам организации, нарушившим требования пожарной безопасности?

Ответ: Предупреждение или штраф.

Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин.

За нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, налагается штраф в размере от 30 до 50 базовых величин (ст.23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, далее - КоАП).

 

Справочно

Меры ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности см. здесь.

 

Вопрос: Кто может составлять протоколы о нарушениях требований пожарной безопасности?

Ответ: Должностные лица органов ГПН.

Должностные лица органов ГПН Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП:

• частям 1 и 2 ст.10.8 - за правонарушения, совершенные путем поджога;

15.29 - за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

15.57 - за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо неприятие мер по ликвидации палов;

15.58 - за разведение костров в запрещенных местах;

18.11 - за нарушение правил пожарной безопасности на транспорте общего пользования, на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях;

20.12 - за нарушение правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок;

части 1 ст.23.11 - за нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

• частям 1 и 3 ст.23.12 - за нарушение требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации;

23.35 - за умышленные повреждение или срыв печати (пломбы), наложенной уполномоченным должностным лицом;

23.48 - за правонарушения, совершенные при обращении с легковоспламеняющимися веществами и пиротехническими изделиями;

23.56 - за нарушение законодательства о пожарной безопасности;

24.3 - за непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений (п.36 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

Вопрос: Как руководителю организации подготовиться к проверке органами ГПН? Какие действия следует предпринять руководителю во время и после проведения проверки?

Ответ: Подготовиться руководителю организации к проверке органами ГПН можно в два этапа.

1-й этап. Подготовка документации.

На этом этапе руководителю организации необходимо проверить документы, наличие и ведение которых предусмотрено техническими нормативными правовыми актами системы противопожарного нормирования и стандартизации. Так, Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее - ППБ Беларуси 01-2014), предусмотрено наличие (ведение) следующих документов:

• приказов о:

назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность подразделений объекта;

назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и эксплуатацию технологического оборудования;

назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и эксплуатацию вентиляционных и отопительных систем;

назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и эксплуатацию электроустановок, молниезащитных и заземляющих устройств;

назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и эксплуатацию средств связи, оповещения;

назначении лиц, ответственных за исправное техническое состояние и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты объекта;

создании системы обучения требованиям пожарной безопасности работающих;

создании добровольной пожарной дружины;

создании пожарно-технической комиссии;

• инструкций по пожарной безопасности на объекте:

общеобъектовой инструкции о мерах пожарной безопасности;

инструкции о мерах пожарной безопасности в структурных подразделениях;

инструкции по эксплуатационному и аварийному режиму работы технологического оборудования;

инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию систем противопожарного водоснабжения и установок пожарной автоматики;

инструкции по тушению пожаров в электроустановках;

инструкции, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей;

инструкции по безопасному проведению огневых работ;

порядка действий работников при возникновении пожара (приложение 1 к ППБ Беларуси 01-2014) и др.;

• журналов:

регистрации огневых работ (приложение 12 к ППБ Беларуси 01-2014);

проверки знаний обслуживающего и оперативного персонала (приложение 10 к ППБ Беларуси 01-2014);

учета неисправностей стационарной установки пожаротушения;

осмотра хранящегося топлива на складах топлива с записью о принятых мерах в случае обнаружения очагов самонагревания, размывов и др. (для объектов энергетики);

регистрации вводного противопожарного инструктажа (приложение 2 к ППБ Беларуси 01-2014);

регистрации противопожарного инструктажа (приложение 2 к ППБ Беларуси 01-2014);

учета подготовки по программе пожарно-технического минимума (приложение 2 к ППБ Беларуси 01-2014);

ежедневного температурного контроля сложенных грубых кормов (для сельскохозяйственных объектов);

ежедневного контроля за влажностью и температурой витаминной травяной муки (для сельскохозяйственных объектов) и др.,

• а также:

графика и актов проверок противопожарного состояния здания и помещений;

сводного протокола измерений водоотдачи;

паспорта пожарной безопасности (при наличии) (приложение 3 к ППБ Беларуси 01-2014);

стенда с информацией о пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности (приложение 4 к ППБ Беларуси 01-2014);

акта выполненных работ по огнезащите материалов (декораций, бутафорий, сценического и выставочного оформления, драпировок и штор в зрительных, экспозиционных, актовых и конференц-залах, фойе и буфетах, физиотерапевтических отделениях, помещениях гипербарической оксигенации, учреждений здравоохранения, а также акустической отделки стен и потолков из текстильных легковоспламеняемых материалов) и др.

При наличии в организации установки пожарной автоматики (УПА) необходимо наличие:

проектной документации и исполнительных чертежей на установку;

паспорта на оборудование и приборы;

руководства по эксплуатации оборудования;

ведомости смонтированного оборудования;

плана-графика технического обслуживания;

перечня регламентных работ № 1, 2;

журнала регистрации работ по техническому обслуживанию и ремонту установок;

журнала сдачи и приемки дежурства оперативным персоналом;

журнала учета неисправностей установки;

журнала взвешивания баллонов с огнетушащим составом установок газового и аэрозольного пожаротушения;

графика дежурств оперативного (дежурного) персонала;

должностных инструкций;

паспорта на зарядку баллонов установок газового и аэрозольного пожаротушения;

договора на техническое обслуживание УПА со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ;

журнала проверки знаний обслуживающего и оперативного персонала;

журнала учета неисправностей пожарной автоматики (противодымной защиты) (приложение 10 к ППБ Беларуси 01-2014).

В случае наличия в организации пожарного поста необходимо, чтобы на видном месте были вывешены:

инструкция о действиях оперативного персонала в случае получения сигналов от приемно-контрольной аппаратуры;

общая схема систем противопожарного водоснабжения;

принципиальная схема автоматической установки пожаротушения (АУП) с указанием направлений подачи огнетушащего средства и способа приведения ее в действие;

перечень помещений, защищаемых установками пожарной автоматики;

инструкции по эксплуатации технических средств противопожарной защиты;

списки адресов и телефонов аварийных и специальных служб, руководителей и ответственных лиц организации (п.154 ППБ Беларуси 01-2014).

Кроме указанных выше документов, необходимо подготовить другие документы, соответствующие специфике организации.

2-й этап. Наведение порядка в организации.

На данном этапе руководителю организации необходимо проверить:

• состояние въезда на территорию организации;

• состояние дорог и подъезды к зданиям и сооружениям;

• подъезды к источникам противопожарного водоснабжения;

• подходы к средствам тушения пожара;

• соответствуют ли пути эвакуации требованиям пожарной безопасности;

• соответствуют ли эвакуационные выходы требованиям пожарной безопасности;

• наличие плана эвакуации людей при пожаре (поэтажных и индивидуальных) и соответствие их требованиям правил пожарной безопасности (приложение 8 к ППБ Беларуси 01-2014);

• наличие знаков пожарной безопасности и их соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1392-2003 «Система пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного стандарта Республики Беларусь от 28.04.2003 № 22) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/144916/166600) (по освещенности, размерам и количеству).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2018 г. вместо СТБ 1392-2003 введен в действие ГОСТ 12.4.026-2015 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.06.2017 № 44;

 

• соответствует ли оснащение помещений первичными средствами пожаротушения требованиям пожарной безопасности, и их техническое состояние;

• техническое состояние и работоспособность системы оповещения людей о пожаре;

• техническое состояние автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения и т.п.;

• проведены ли занятия с работниками по обучению их пользованию первичными средствами пожаротушения и оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим;

• соответствует ли хранение веществ и материалов условиям совместимости и однородности применяемых огнетушащих средств (приложение 9 к ППБ Беларуси 01-2014);

• содержание мест для курения;

• готовность работников организации к эвакуации при пожаре и тушении пожара;

• работу добровольных пожарных формирований (добровольных пожарных дружин (ДПД), пожарно-технических комиссий (ПТК)) (при наличии);

• выполнены ли другие меры по обеспечению пожарной безопасности в соответствии со спецификой организации.

 

Обратите внимание!

Во время проверки рекомендуется:

• не планировать никаких важных дел на день проверки. Полностью посвятить этот день проверяющим;

• обеспечить присутствие на рабочих местах лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

• собрать всю необходимую документацию в одном месте, чтобы не ходить за каждым документом;

• обеспечить доступ во все помещения по ходу обследования.

После проведения проверки рекомендуется:

• организовать совещание для обсуждения результатов проверки;

• обсудить с проверяющим все выявленные нарушения, а также сроки их устранения и порядок обжалования предписания;

• получить консультацию у инспектора ГПН о возможных способах устранения выявленных в ходе проверки отступлений от требований правил пожарной безопасности;

• издать приказ, в котором отразить результаты проверки. Этим же и приказом утвердить план мероприятий по устранению нарушений.

 

23.02.2015

 

Валерий Артемьев, доцент кафедры пожарной и промышленной безопасности государственного учреждения образования «Командно-инженерный институт» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь