


Материал помещен в архив
ДЕЙСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
![]() |
Ситуация Согласно акту инвентаризации выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 т в год и валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют менее 10 кг в год. Каковы действия природопользователя после проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух? |
1. Разрешение на выбросы получать не нужно.
Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год (п.4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. Положение № 664 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 20.12.2023 № 921. Комментарий см. здесь. |
2. Проект нормативов допустимых выбросов разрабатывать не нужно.
Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.2 ст.16 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»
Проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются природопользователями и представляются в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока действия указанного разрешения.
Поскольку в данной ситуации не требуется получать разрешение, разрабатывать нормативы выбросов также не требуется.
3. Учет вести нужно.
Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (п.2 ст.34 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 января 2024 г. следует руководствоваться ст.16 и п.2 ст.34 Закона в ред. Закона от 17.07.2023 № 295-З. |
Пороговых значений валового выброса для ведения учета не установлено.
Порядок учета определен ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2023 г. требования по ведению учета в области охраны атмосферного воздуха, в том числе озонового слоя, определены ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т. Подробней см. здесь и здесь. |
4. Аналитический контроль осуществляется в зависимости от источников выбросов.
В зависимости от источников выбросов необходимо осуществлять аналитический контроль.
Источники выбросов, по которым ведется аналитический контроль, установлены в приложении к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2023 г. следует руководствоваться ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды от 29.04.2023 № 4-Т. |
5. Экологический паспорт.
В начале года необходимо внести данные о выбросах загрязняющих веществ в экологический паспорт предприятия, разрабатываемый в соответствии с СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения»
6. Газоочистные установки.
Если какие-либо источники выбросов оснащены газоочистными установками, необходимо соблюдать требования ЭкоНиП 17.08.06-002-2018 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Правила эксплуатации газоочистных установок»
7. Необходимо обеспечить подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха, в соответствии с подп.1.8 п.1 ст.21 Закона.
8. Экологический налог платить не нужно.
Объектами налогообложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп.1.1 п.1 ст.247 Налогового кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 ст.247 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З. |
Поскольку разрешение отсутствует, объект налогообложения также отсутствует.
19.09.2019
Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»