Пособие от 19.09.2019
Автор: Ерилин Г.

Действия природопользователя после проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух


 

Материал помещен в архив

 

ДЕЙСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

пример ситуация

Ситуация

Согласно акту инвентаризации выбросы загрязняющих веществ составляют менее 3 т в год и валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют менее 10 кг в год.

Каковы действия природопользователя после проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

 

1. Разрешение на выбросы получать не нужно.

Получение разрешения на выбросы необходимо при эксплуатации заявителем на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды или ином законном основании стационарных источников выбросов в случае, когда согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год (п.4 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2009 № 664).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. Положение № 664 изложено в новой редакции постановлением Совмина от 20.12.2023 № 921. Комментарий см. здесь.

 

2. Проект нормативов допустимых выбросов разрабатывать не нужно.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.2 ст.16 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон)).

Проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются природопользователями и представляются в территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока действия указанного разрешения.

Поскольку в данной ситуации не требуется получать разрешение, разрабатывать нормативы выбросов также не требуется.

3. Учет вести нужно.

Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (п.2 ст.34 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2024 г. следует руководствоваться ст.16 и п.2 ст.34 Закона в ред. Закона от 17.07.2023 № 295-З.

 

Пороговых значений валового выброса для ведения учета не установлено.

Порядок учета определен ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2023 г. требования по ведению учета в области охраны атмосферного воздуха, в том числе озонового слоя, определены ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утв. постановлением Минприроды от 29.12.2022 № 32-Т. Подробней см. здесь и здесь.

 

4. Аналитический контроль осуществляется в зависимости от источников выбросов.

В зависимости от источников выбросов необходимо осуществлять аналитический контроль.

Источники выбросов, по которым ведется аналитический контроль, установлены в приложении к ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены и введены в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2023 г. следует руководствоваться ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 с изменениями, внесенными постановлением Минприроды от 29.04.2023 № 4-Т.

 

5. Экологический паспорт.

В начале года необходимо внести данные о выбросах загрязняющих веществ в экологический паспорт предприятия, разрабатываемый в соответствии с СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.09.2012 № 59).

6. Газоочистные установки.

Если какие-либо источники выбросов оснащены газоочистными установками, необходимо соблюдать требования ЭкоНиП 17.08.06-002-2018 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Правила эксплуатации газоочистных установок» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2018 № 6-Т).

7. Необходимо обеспечить подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха, в соответствии с подп.1.8 п.1 ст.21 Закона.

8. Экологический налог платить не нужно.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (подп.1.1 п.1 ст.247 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2024 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 ст.247 НК в ред. Закона от 27.12.2023 № 327-З.

 

Поскольку разрешение отсутствует, объект налогообложения также отсутствует.

 

19.09.2019

 

Глеб Ерилин, эколог государственного научного учреждения «Центральный ботанический сад НАН Беларуси»