


Материал помещен в архив
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
В настоящее время возможность дифференцировать предельный норматив рентабельности предусмотрена Инструкцией о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 28.06.2007 № 121 (далее - Инструкция).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - реестр монополистов), государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) которых осуществляется путем установления предельных нормативов рентабельности, имеют право дифференцировать предельные нормативы рентабельности в разрезе отдельных наименований товарных позиций, по которым они включены в реестр монополистов, с соблюдением установленного предельного норматива рентабельности в целом по данным товарным позициям (п.6 Инструкции).
При этом по товарам (работам, услугам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр монополистов, производство которых осуществляется в определенном порядке в течение года и связано со сменой времен года (сезонные товары), уровень рентабельности определяется в целом за отчетный период.
Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр монополистов на республиканском уровне, приведены в приложении 4 к Инструкции.
Стоит обратить внимание, что действовавшим до 30 июня 2011 г. постановлением Совета Министров РБ от 27.02.2003 № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» предельные нормативы рентабельности некоторых видов товаров были установлены по отраслевому признаку с учетом Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства. В Инструкции предельные нормативы рентабельности установлены в зависимости от вида экономической деятельности с учетом общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65.
Рассмотрим порядок дифференцирования нормативов рентабельности на условном примере.
![]() |
Пример Организация включена в реестр монополистов по товарной позиции «мешки бумажные». Для деятельности по производству данного вида товаров предельный норматив рентабельности установлен в размере 25 % себестоимости (см. строку «Прочие товары (работы, услуги)» в приложении 4 к Инструкции). На июнь 2012 г. рассматриваемая организация запланировала выпуск следующего количества бумажных мешков: 4-слойных размером 100х37х14,5 куб.см - 200 тыс.шт.; 3-слойных размером 83х37х14,5 куб.см упрочненные - 100 тыс.шт.; 3-слойных размером 83х40х24,5 куб.см упрочненные - 300 тыс.шт. В соответствии с утвержденными калькуляциями плановая себестоимость названных видов продукции составляет: 1 750 000 руб. за 1 тысячу мешков бумажных 4-слойных размером 100х37х14,5 куб.см; 1 440 000 руб. за 1 тысячу мешков бумажных 3-слойных размером 83х37х14,5 куб.см упрочненных; 1 820 000 руб. за 1 тысячу мешков бумажных 3-слойных размером 83х40х24,5 куб.см упрочненных. При таких исходных данных, формируя отпускные цены по каждому из наименований продукции рассматриваемой товарной позиции, организация установила рентабельность в размерах, приведенных в строке 2 таблицы 1:
Как видим, в такой ситуации в целом по товарной позиции «мешки бумажные» предельный норматив рентабельности окажется превышенным (см. строку 2 графы «Итого по товарной позиции» в таблице 1). Реализация продукции по таким ценам приведет к нарушению законодательства о ценообразовании. Чтобы не допустить это, необходимо скорректировать (уменьшить) размер рентабельности по какому-либо виду продукции (или нескольким видам) так, чтобы по всему объему выпускаемой продукции данной товарной позиции предельный норматив рентабельности не был превышен. В таблице 2 показан вариант, когда общая рентабельность по товарной позиции снижена за счет рентабельности по мешкам 4-слойным размером 100х37х14,5 куб.см (с 24 до 22 %).
В итоге, несмотря на то что по мешкам бумажным 3-слойным размером 83х37х14,5 куб.см упрочненным рентабельность превышает предельный норматив рентабельности, в целом по рассматриваемой товарной позиции превышение отсутствует, а значит, при реализации данной продукции по таким ценам законодательство по ценообразованию не будет нарушено. |
Стоит обратить внимание на следующий немаловажный момент. При формировании отпускных цен на выпускаемую продукцию необходимо контролировать соответствие фактического выпуска продукции запланированному по данной товарной позиции. Если фактический выпуск каких-либо видов продукции будет отличаться от запланированного количества, следует пересчитать величину совокупной рентабельности по данной товарной позиции с тем, чтобы не допустить превышение установленного предельного норматива рентабельности.
Чтобы подстраховаться от случайного превышения установленного предельного норматива в результате незначительного отклонения фактического объема выпуска какого-либо вида продукции от запланированного, рекомендуется при составлении расчета по дифференцированию рентабельности устанавливать значения рентабельности по отдельным видам выпускаемой продукции таким образом, чтобы в целом по товарной позиции совокупная рентабельность была несколько ниже предельного норматива (см. строку 2 графы «Итого по товарной позиции» в таблице 2).
05.07.2012 г.
Сергей Шкирман, экономист