


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Директором 2 организаций является один и тот же человек. Он подписывает договоры и накладные на реализацию товаров от одной из этих организаций для другой.
1. Будут ли применены санкции к руководителю за совмещение должности руководителя в 2 организациях?
2. Могут ли сделки между данными организациями быть признаны недействительными?
ОТВЕТ: 1. Нет.
Руководитель организации - физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (часть первая ст.252 Трудового кодекса РБ, далее - ТК).
В соответствии с частью первой ст.255 ТК руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. в соответствии с частью первой ст.255 Трудового кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З, руководителю государственной организации и организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов акций (долей) находятся в собственности государства, запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях совместительства, кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики, если иное не предусмотрено законодательными актами. В соответствии с п.14 Указа Президента РБ от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» руководитель негосударственного юридического лица - участника холдинга с согласия собственника имущества этого юридического лица (общего собрания участников либо, если это предусмотрено уставом (учредительным договором), совета директоров (наблюдательного совета)) может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других негосударственных юридических лицах, являющихся участниками этого холдинга. |
При этом данный запрет распространяется на руководителей организаций любых организационно-правовых форм. Исключение составляют случаи, когда руководитель организации является:
• единственным собственником имущества организации (например, частное унитарное предприятие, где учредитель и директор выступают в одном лице);
• индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, учредитель и директор частного унитарного предприятия может работать в иной организации на любых должностях, кроме должности руководителя, так как в данном случае занятие руководящей должности в закрытом акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью или открытом акционерном обществе будет подпадать под запретительную норму ст.255 ТК.
В то же время в зависимости от организационно-правовой формы предприятия регулирование его деятельности имеет определенные особенности. В случае если речь идет об организации с иностранными инвестициями, то особенности в регулировании трудовых отношений могут быть предусмотрены в учредительных документах, локальных нормативных актах, трудовых договорах.
Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон) также содержит норму, регулирующую труд руководителей. Согласно части шестой ст.54 Закона совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, и членами коллегиального исполнительного органа должностей в органах управления других организаций допускается в порядке, установленном уставом, либо с согласия общего собрания участников хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Следует отметить, что правило, предусмотренное Законом, применяется, если иное не предусмотрено законодательными актами. В данном случае иное предусмотрено ТК, который имеет большую юридическую силу. Следовательно, указанная статья Закона фактически неприменима. Правда, существует возможность применения части шестой ст.54 Закона в рамках гражданско-правового договора (например, договора по организации управления хозяйственным обществом и др.).
Что касается ответственности за совмещение должности руководителя в 2 организациях, то анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что фактически, несмотря на наличие прямого запрета на выполнение руководителем оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, нормы, предусматривающие ответственность руководителя, в данном случае отсутствуют.
В силу ст.465 ТК юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
При этом, например, административная ответственность в сфере нарушений законодательства о труде предусмотрена лишь в случаях нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы, проведения аттестации и нарушений, причинивших вред работнику (ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
2. Сделки, заключенные таким образом, могут быть признаны судом недействительными.
В силу положений ст.169 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу п.7 постановления Пленума ВХС РБ от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» сделка, совершение которой запрещено законодательством, является специальным основанием ничтожности сделки, не соответствующей требованиям законодательства (ст.170 ГК). Для установления факта ничтожности сделки по этому основанию необходимо наличие прямого запрета по существу обязательств - предмету, субъектному составу, условиям совершения сделки. При этом такая сделка будет ничтожной при условии, что законодательством не установлены иные последствия нарушения законодательства.
Подписание должностным лицом в рассматриваемой ситуации документов по заключению тех или иных сделок не затрагивает существа обязательства и, следовательно, не может служить основанием для установления факта ничтожности сделок.
Положения п.1 ст.184 ГК предусматривают, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Таким образом, сделка может быть признана недействительной, если она заключена неуполномоченным на то лицом.
По нашему мнению, нормы данной статьи не могут служить основанием для признания сделок недействительными в контексте рассматриваемого вопроса. Подписание, например, договора купли-продажи между двумя организациями в лице руководителей, которые совпадают как физические лица, не влечет автоматически отсутствие у них полномочий на подписание. Они юридически являются директорами со всем объемом предоставленных им прав.
В данном случае имеет место нарушение трудового законодательства в части возможности занимать пост директора, что не определяет объем прав на подписание договоров либо совершение иных действий.
Тем не менее сделки, заключенные таким образом, могут быть признаны судом недействительными.
Статья 57 Закона регулирует заключение обществом сделок, в совершении которых имеется заинтересованность его аффилированных лиц, а ст.56 Закона определено понятие аффилированных лиц.
Так, например, аффилированными лицами хозяйственного общества - физическими и юридическими лицами, способными прямо и (или) косвенно (через иных физических и (или) юридических лиц) определять решения либо оказывать влияние на их принятие хозяйственным обществом, а также юридическими лицами, на принятие решений которыми хозяйственное общество оказывает такое влияние, являются члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа, физическое или юридическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа этого общества; физическое лицо, которое единолично или совместно со своими супругом (супругой), родителями, детьми и их супругами, усыновителями, усыновленными (удочеренными) и их супругами, лицами, находящимися под опекой (попечительством), дедом, бабкой, внуками и их супругами, родными братьями и сестрами и родителями супруга (супруги) владеет или имеет право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в размере 20 % и более.
В соответствии с частью первой ст.57 Закона заинтересованность аффилированных лиц в совершении хозяйственным обществом сделки признается в случае, если эти лица:
• являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;
• владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 % и более долей (акций) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;
• занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с хозяйственным обществом;
• в иных случаях, определенных учредительными документами.
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированного лица хозяйственного общества и которая совершена с нарушением требований ст.57 Закона, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета).
При нахождении общества в процедуре банкротства право на подачу соответствующих исков принадлежит управляющему в деле о банкротстве.
16.08.2013
Евгения Дерябина, судья хозяйственного суда Гродненской области, член общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»
Мария Печинская, ведущий специалист отдела судебной практики хозяйственного суда Гродненской области