


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (ст.465 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)). Основание возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде - совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.
Дисциплинарная ответственность
За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение с работы (ст.198 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июня 2021 г. следует руководствоваться ч.1 ст.198 ТК с учетом изменений, внесенных Законом от 28.05.2021 № 114-З. Комментарий см. здесь. |
За однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников, работник может быть уволен по инициативе нанимателя в соответствии с п.9 ст.42 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.42 ТК изложена в новой редакции Законом от 18.07.2019 № 219-З. Норма п.9 ст.42 старой редакции соответствует норме п.7 ст.42 новой редакции ТК. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Нанимателем должно быть обеспечено безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за: • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; • нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников (подп.1.4 п.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»). |
Кроме того, к работнику могут применяться полное или частичное лишение премий, перенос отпуска на другое время и другие меры воздействия, которые не относятся к мерам дисциплинарного взыскания и могут применяться одновременно с привлечением его к тому или иному виду ответственности.
За причинение в результате нарушений требований по охране труда имущественного ущерба нанимателю работник независимо от привлечения его к дисциплинарной или уголовной ответственности может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст.400-409 ТК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.400, 405, 406 и 408 ТК внесены изменения Законом № 219-З. Комментарий см. здесь. |
Административная ответственность
Административная ответственность юридических и физических лиц за нарушение требований по охране труда установлена ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Ответственность за нарушение требований по охране труда установлена ст.10.13 нового КоАП. Комментарии см. здесь. |
Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью 2 ст.9.17 КоАП, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 БВ (часть 1 ст.9.17 КоАП).
К наиболее частым нарушениям требований по охране труда можно отнести:
• нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда;
• неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда;
• отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям;
• непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда;
• отсутствие программ инструктажей по охране труда (вводного, первичного);
• ненадлежащее ведение журналов по охране труда;
• отсутствие или фактическое бездействие комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда;
• допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа;
• отсутствие положений ЛПА о распределении обязанностей, прав и ответственности должностных лиц в области охраны труда;
• необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью и т. д.
![]() |
Пример При выполнении отделочных работ на высоте на одном из строительных объектов в г. Минске работник упал с двухметровой высоты и получил производственную травму. В ходе расследования выяснилось, что на рабочем месте отсутствовали инвентарные средства подмащивания, индивидуальный проект с расчетами всех основных элементов на прочность и устойчивость. Несмотря на это, работники приступили к сооружению неинвентарных подмостей. В результате руководитель организации и инженер по охране труда привлечены к административной ответственности по части 1 ст.9.17 КоАП в виде штрафа по 20 БВ каждому. |
В части 2 ст.9.17 КоАП предусматривается специальная ответственность для должностных и иных уполномоченных лиц нанимателя:
• за допуск работника к выполнению работ без прохождения предварительного, периодического или предсменного медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотров (освидетельствования) обязательно;
• за неотстранение работника от работы, если известно, что он находится в таком состоянии.
Размер штрафа за такие нарушения составит от 8 до 45 БВ.
Ответственными должностными лицами нанимателя за соблюдение законодательства об охране труда являются прежде всего руководитель (его заместители), руководитель структурного подразделения (его заместители), уполномоченными лицами - работники, которым предоставлено право принимать решения, вытекающие из отношений по охране труда (мастер, начальник участка, специалист или иной работник).
Ответственность по ст.9.17 КоАП может наступить в случае, если медицинский осмотр либо освидетельствование обязательны. Наниматель должен проводить предварительные медосмотры следующих категорий работников:
• занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (часть первая ст.228 ТК, часть первая ст.27 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»)
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. ст.228 ТК изложена в новой редакции Законом № 219-З. На время прохождения предусмотренных законодательством медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок. С 28 июня 2020 г. ст.27 вышеназванного Закона изложена в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 274-З; |
• лиц моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст.275 ТК);
• соискателей на должности (профессии), предусматривающие факторы и работы, указанные в Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (химические факторы, биологические факторы, работа с аэрозолями, с источниками излучений, производственные шумы, подъем грузов, верхолазные работы и т. д.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2019 г. вместо вышеназванной Инструкции действует Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74. |
Помимо предварительного медицинского осмотра законодательством для некоторых категорий работников предусмотрен обязательный предварительный наркологический осмотр. Например, для бухгалтеров, кассиров, педагогов-психологов, машинистов, слесарей-сантехников и других профессий, указанных в перечне категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу, утвержденном постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 № 23/243/104.
Деяния, предусмотренные частями 1 и 2 ст.9.17 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин (часть 3 ст.9.17 КоАП).
Составление протоколов
Юридические и физические лица, допустившие нарушения законодательства о труде и об охране труда, привлекаются к административной ответственности, как правило, по результатам выборочных и внеплановых проверок.
Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами, входит в компетенцию Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Департамент государственной инспекции труда) (подп.7.18 п.7 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959).
![]() |
Справочно Органы Департамента государственной инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.9.17 «Нарушение требований по охране труда», а также ст.9.20 «Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ст.23.16 «Непредставление документов, отчетов и иных материалов» КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов Департамента государственной инспекции труда (часть 1 ст.3.23 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Следует руководствоваться ст.3.22 нового Кодекса. |
Поводом к началу административного процесса может стать в том числе заявление физического лица. При этом проведение внеплановой проверки по обращению физического лица не является обязательным условием для привлечения к административной ответственности.
![]() |
Справочно Дополнительно см. «Уголовная ответственность за преступления в сфере охраны труда». |
12.04.2019
Виктория Королева, главный правовой инспектор труда Минской областной организации Белорусского профессионального союза работников государственных и других учреждений