Пособие от 29.04.2013
Автор: Володина О.

Для оказания услуг по ремонту автомобилей в сельской местности привлекаются сторонние организации: как это влияет на применение льготы по налогу на прибыль?


 

Материал помещен в архив

 

ДЛЯ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ПРИВЛЕКАЮТСЯ СТОРОННИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: КАК ЭТО ВЛИЯЕТ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ?

Ситуация

Организация «А» оказывает услуги по ремонту и сервисному обслуживанию автотранспортных средств на территории сельской местности. Для выполнения услуг по ремонту автомобилей заказчиков используется труд штатных работников организации, запчасти, приобретенные организацией «А» у различных поставщиков. В некоторых случаях для выполнения ремонта отдельных узлов автомобиля привлекаются сторонние организации. При этом работником организации «А» выполняется работа по сборке и разборке узла автомобиля и подготовке его к дальнейшей доработке с привлечением сторонней организации.

Данная операция - часть технологического процесса, которая включается в заказ-наряд.

Вправе ли была организация «А» в данной ситуации применить льготы в соответствии с Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее - Декрет № 9) в 2012 г.?

Подлежит ли льготированию услуга привлеченной сторонней организации по ремонту узла автомобиля, включенная в заказ-наряд согласно Декрету Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее - Декрет № 6)?

В соответствии с Декретом № 9 организация не могла применить льготу по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной ею от реализации услуг, фактически оказанных сторонними организациями

Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе были применять порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений в соответствии с Декретом № 9 (далее - особый порядок) (подп.1.1 п.1 Декрета № 9).

Организации и индивидуальные предприниматели при одновременном осуществлении деятельности в сельской местности и за ее пределами, а также торговой посреднической деятельности имели право на применение особого порядка при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели, имевшие право на применение особого порядка с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г., освобождались от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности).

Из вышеизложенного следует, что для целей применения льготы по налогу на прибыль работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) в сельской местности непосредственно организацией-исполнителем, претендующей на ее применение.

Значит, организация «А», находящаяся в сельской местности и осуществляющая в сельской местности деятельность по оказанию услуг, не вправе была применить льготу по налогу на прибыль, установленную Декретом № 9, в отношении прибыли, полученной ею от реализации услуг, фактически оказанных сторонними организациями.

Применить льготу по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной организацией от реализации услуг, фактически оказанных сторонними организациями, в соответствии с Декретом № 6 нельзя

Коммерческие организации Республики Беларусь, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на территории средних, малых городских поселений, сельской местности деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), в течение 7 календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства.

Для целей Декрета № 6 под реализацией товаров (работ, услуг) собственного производства применительно к коммерческим организациям понимается реализация товаров (работ, услуг) собственного производства в период действия сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в установленном законодательством порядке коммерческим организациям, осуществляющим их реализацию.

Подпунктом 1.4 п.1 Декрета № 6 установлено, что право на освобождение может быть реализовано при представлении в налоговый орган сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства), выданного в порядке, установленном законодательством.

При непредставлении сертификата продукции собственного производства (сертификата работ и услуг собственного производства) освобождение не применяется.

Положение об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства утверждено постановлением Совета Министров РБ от 17.12.2001 № 1817 (в редакции от 29.07.2011 № 1028) (далее - Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2019 г. Положение на основании постановления Совета Министров РБ от 28.01.2019 № 57 изложено в новой редакции.

 

Производителем работ и услуг согласно п.8 Положения признается юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в Республике Беларусь и (или) за ее пределами с учетом выполнения следующих условий:

• выполнение работ, оказание услуг осуществляются лицами, состоящими в трудовых отношениях с производителем, в т.ч. на условиях надомного труда, а также лицами, осужденными к лишению свободы, выполняющими оплачиваемые работы, засчитываемые в трудовой стаж;

• деятельность по выполнению работ, оказанию услуг осуществляется производителем при использовании земельных участков, зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества, машин, оборудования, инструментов и приспособлений, находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) производителя или переданных ему в аренду либо безвозмездное пользование, а также используемых в соответствии с условиями трудовых договоров, заключаемых с работниками-надомниками.

При выполнении производителем названных условий работы и услуги относятся к работам и услугам собственного производства (п.9 Положения).

Принадлежность продукции (работ, услуг) производителя к продукции (работам, услугам) собственного производства подтверждается сертификатом, выдаваемым Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2010 № 1520 «Об утверждении Положения о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства и Положения о порядке выдачи сертификатов услуг собственного производства банкам, небанковским кредитно-финансовым и страховым организациям».

Из приведенных норм Положения видно, что в случае привлечения сторонней организации для ремонта автомобилей выполняемые работы и оказываемые услуги не соответствуют условиям, предъявляемым к работам и услугам собственного производства.

Следовательно, в данной ситуации организация не вправе применить льготу по налогу на прибыль, установленную Декретом № 6.

 

29.04.2013

 

Ольга Володина, экономист