


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Для повышения эффективности работы кондиционера автомобиля решили повторно заправить кондиционер. Было слито 400 г фреона, а повторно до полного объема залито 450 г.
Есть ли нормы естественной убыли фреона при его использовании?
ОТВЕТ: Законодательством нормы естественной убыли фреона не установлены.
Для поддержания в салоне автомобиля оптимального микроклимата применяется кондиционер. Автомобильный кондиционер предусмотрен конструкцией большинства автомобилей, а если и отсутствует в базовой комплектации, его можно установить дополнительно.
Кондиционер, как и другое оборудование автомобиля, нуждается в обслуживании, поддерживающем его в рабочем состоянии.
Автомобильный кондиционер представляет собой систему, имеющую три основных части, объединенные в единую магистраль, по которой циркулирует хладагент:
• компрессор;
• конденсатор;
• испаритель.
В процессе циркуляции происходит процесс превращения хладагента из газообразного состояния в жидкое и наоборот. Хладагент, циркулирующий под давлением по магистралям системы, за счет своих физико-химических свойств быстро охлаждает прогоняемый через кондиционер воздух.
В качестве хладагента применяется фреон.
![]() |
Справочно Фреоны - хладоны, фторсодержащие насыщенные углеводороды (главным образом производные метана и этана), используемые как хладагенты в холодильных машинах. Кроме атомов фтора в молекулах фреона содержатся обычно атомы хлора, реже - брома. |
В процессе использования фреона происходит его убытие, связанное с естественной диффузией газа через резиновые уплотнения системы.
Законодательно норм естественной убыли фреона не установлено, так как на процесс его убыли влияют многочисленные факторы, в частности:
• год выпуска автомобиля;
• вид фреона;
• вибрация;
• перепад температур;
• материал трубопроводов, конструкция компрессора, испарителя и т. д.
![]() |
Справочно На практике в среднем норма естественной потери фреона за год не должна превышать более 15 % его общего объема. Если годовые потери фреона превышают 15 %, то, прежде чем заправлять кондиционер, следует установить причины его утечки. |
Причинами утечки фреона может быть, в частности:
• нарушение изоляции систем трубопровода;
• повреждение (растрескивание) трубок и шлангов в системе кондиционера;
• наличие коррозии на конденсаторе.
В ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении» приведены следующие определения:
• топливно-энергетические ресурсы - совокупность всех природных и полученных в результате преобразований видов топлива и энергии;
• норма расхода топливно-энергетических ресурсов - величина потребления топлива, тепловой, электрической энергии на производство единицы продукции (работ, услуг) определенного качества, измеряемая в условных (натуральных) единицах;
• рациональное использование топливно-энергетических ресурсов - использование топливно-энергетических ресурсов, направленное на исключение необоснованного их расхода, с применением наиболее целесообразных их видов.
Согласно части второй ст.16 вышеуказанного Закона нормированию расхода топливно-энергетических ресурсов подлежат расходуемые на основные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды юридическими лицами топливо, тепловая и электрическая энергия независимо от источников энергообеспечения.
Поскольку фреон не относятся ни к топливу, ни к тепловой или электрической энергии, его расход нормированию не подлежит.
Следовательно, в целях как бухгалтерского, так и налогового учета при условии документального подтверждения ограничений по списанию фреона и признанию его расходом, затратами, учитываемыми при налогообложении, не имеется.
13.06.2017
Валерий Шафранский, экономист
По этой теме также см.:
Для повышения эффективности работы кондиционера автомобиля решили повторно заправить кондиционер. Было слито 400 г фреона, а повторно до полного объема залито 450 г. Как в бухгалтерском учете списать убыль фреона?