


Материал помещен в архив
ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ И УЧЕТА ШИН НУЖНО ЗНАТЬ КАТЕГОРИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В последнее время бухгалтеры для правильного ведения бухгалтерского учета вынуждены изучать не только нормативные правовые документы по учету и правовому регулированию, но и технические нормативные правовые акты. Так, бухгалтеру необходимо правильно определить категорию транспортных средств, эксплуатируемых в организации, и исходя из результатов классификации оформить и учесть автомобильные шины.
Какой документ регулирует порядок учета шин?
Приказом Минтранса РБ от 21.03.2011 № 149-Ц утвержден технический кодекс установившейся практики «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания» (далее - ТКП 299-2011), который вступил в силу 1 июня 2011 г. Одновременно с 1 июня 2011 г. на основании постановления Минтранса РБ от 10.05.2011 № 28 признано утратившим силу постановление Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 «Об утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин».
В ТКП 299-2011 закреплены порядок учета, нормы и правила обслуживания, нормы пробега шин, предназначенных для установки на транспортные средства категории М, N, О (далее - автомобильные шины). Действие ТКП 299-2011 распространяется на обслуживание и ремонт автомобильных шин, осуществляемые организациями, эксплуатирующими автомобильные шины, а также на организации, которые производят их обслуживание и ремонт (п.1 ТКП 299-2011).
Как определить категорию транспортного средства?
В практической деятельности у бухгалтеров возник вопрос о порядке отнесения используемых транспортных средств к определенной категории.
Чтобы определить, к какой именно категории относится транспортное средство, необходимо руководствоваться нормами ГОСТ 31286-2005 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация» (далее - ГОСТ 31286-2005).
В частности, п.5 ГОСТ 31286-2005 определено, что к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и используемые для перевозки пассажиров:
М1 - это транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
М2 - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которого не превышает 5 т;
М3 - транспортное средство, используемое для перевозки пассажиров, имеющее помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которого превышает 5 т.
К категории N относятся механические транспортные средства, имеющие не менее 4 колес и предназначенные для перевозки грузов:
N1 - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
N2 - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
N3 - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.
К категории O относятся прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам:
О1 - прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
О2 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает3,5 т;
О3 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает10 т;
О4 - прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.
Особенности определения иных категорий транспортных средств
Организациям следует учитывать шины не только категорий М, N, О, но и других транспортных средств. Однако их учет не регулируется ТКП 299-2011.
Так, п.5 ГОСТ 31286-2005 определены также следующие категории транспортных средств.
К категории L относятся механические транспортные средства, имеющие менее 4 колес, и квадроциклы:
L1 - это двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя (д.в.с.) не превышает 50 куб.см и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
L2 - трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя (д.в.с.) не превышает 50 куб.см и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
L3 - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя (д.в.с.) превышает 50 куб.см и максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
L4 - транспортное средство с 3 колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя (д.в.с.) превышает 50 куб.см и максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
L5 - транспортное средство с 3 колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя (д.в.с.) превышает 50 куб.см и максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
L6 - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч и характеризующееся:
- в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см;
- в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
- в случае электродвигателя - номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
L7 - четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория Т - сельскохозяйственные и лесные тракторы.
Категория G - транспортные средства повышенной проходимости.
Порядок учета шин по указанным транспортным средствам следует закрепить в учетной политике организации.
Проверить правильность определения категории транспортного средства можно, сравнив его с категорией, указанной в диагностической карте транспортного средства, форма бланка которой установлена постановлением Минтранса РБ от 01.09.2011 № 52 (приложение 1), в строке «Тип транспортного средства» (в случае ее заполнения).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 мая 2013 г. вышеназванная форма изложена в новой редакции постановлением Минтранса РБ от 09.04.2013 № 10. |
30.12.2011 г.
Татьяна Сукристик, аудитор