


Материал помещен в архив
ДОГОВОР ЭКВАЙРИНГА
Необходимость заключения договоров эквайринга
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее - постановление № 924/16) установлены требования к обязательному наличию у организаций розничной торговли платежных терминалов, соответствующих установленным критериям, соответствующего кассового оборудования, в том числе платежных (POS-) терминалов по обслуживанию банковских платежных карточек.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в том числе прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БелКарт», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 (далее - Приложение). В нем перечислены павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), и другие торговые объекты, используемые при осуществлении определенных видов деятельности. В подп.2.8 п.2 постановления № 924/16 указаны другие условия, которым должен отвечать торговый объект, чтобы на него распространялось требование об обязательном наличии платежных терминалов.
Среди них:
• дата начала деятельности (после 22 июля 2014 г. - обязательно);
• объем выручки;
• категория населенного пункта.
С 1 июля 2017 г. все объекты торговли и оказания услуг, включенные в перечень объектов, в которых юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить платежные терминалы согласно Приложению, должны быть оснащены платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек. При этом количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно Приложению платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений (подп.2.81 п.2 постановления № 924/16).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 ноября 2021 г. следует руководствоваться подп.2.8 и 2.81 п.2 постановления № 924/16 с учетом изменений, внесенных постановлением Совмина и Нацбанка от 15.11.2021 № 647/11. Комментарии см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.13.15 нового Кодекса. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Обратите внимание! Несоблюдение указанных требований может повлечь административную ответственность, установленную ст.12.20 «Нарушение порядка использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовое оборудование» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. |
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг не вправе принимать платеж наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, который составляет 1 000 базовых величин (подп.1.1-1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2014 № 493 «О развитии безналичных расчетов» (далее - Указ № 493)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 сентября 2017 г. следует руководствоваться подп.1.2 и 1.3 п.1 Указа № 493 в ред. Указа от 09.03.2017 № 71. Комментарий см. здесь. С 3 мая 2021 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 Указа № 493 с учетом изменений, внесенных Указом от 01.02.2021 № 37. Так, при проведении физическим лицом расчетов, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, размер платежа (суммы платежей в совокупности) наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не может превышать 500 БВ в рамках одной сделки с соблюдением требований ч.2 и 3 подп.1.1 п.1 Указа № 493, если иное не предусмотрено законодательными актами. Комментарий см. здесь. |
Для приема платежей с использованием и банковских карточек, и платежного терминала организация торговли и сервиса (далее - ОТС) должна заключить с банком договор эквайринга.
![]() |
Справочно Эквайринг (от англ. aquire - принимать). Название банка транслитерируется по-разному - «эквайер» или «эквайрер». На взгляд автора, оба варианта корректны, только первый основан на фонетическом, второй на графическом способе передачи. Иногда данный термин пытаются переводить, именуя соответствующий договор «Договором об обслуживании операций по карточкам». |
Основные понятия, виды эквайринга
Эквайринг - это деятельность банка-эквайера, включающая осуществление расчетов с ОТС по операциям при использовании карточек, обслуживание держателей карточек по операциям при использовании карточек (п.2 Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 (далее - Инструкция № 34)). Эквайринг на территории Республики Беларусь вправе осуществлять только банки. Банки, осуществляющие эквайринг и (или) интернет-эквайринг, в 30-дневный срок с начала (завершения) проведения операций уведомляют об этом Национальный банк Республики Беларусь (далее - Нацбанк). Под началом эквайринга и (или) интернет-эквайринга понимается заключение первого договора с ОТС, под завершением - окончание срока действия последнего договора с ОТС (п.5 Инструкции № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2020 г. следует руководствоваться п.5 Инструкции № 34 в редакции постановления Правления Нацбанка от 18.05.2020 № 155. |
Банк-эквайер - это банк, в том числе банк-нерезидент, заключившие с ОТС договоры по приему и обработке информации о совершенных держателями карточек платежах за товары (работы, услуги) и иных платежах при использовании карточек, осуществлению расчетов по указанным платежам в соответствии с заключенными договорами, а также обслуживающие держателей карточек по операциям при использовании карточек. Если речь идет о международных платежных системах, банк-эквайер имеет два различных статуса:
а) принципиального (от англ. principal - главный) члена, обладающего прямым членством в системе;
б) непринципиального члена, чье членство косвенное, то есть через договор с принципиальным членом.
Соответственно, во втором случае непринципиальный член платежной системы осуществляет эквайринг только через принципиального.
В зависимости от используемых для совершения операции каналов связи выделяют особые виды эквайринга. Интернет-эквайринг - деятельность банка-эквайера, включающая осуществление расчетов с ОТС по операциям в сети Интернет, проведенным при использовании карточек, эмитированных данным банком и другими банками-эмитентами. Возможность для покупателей совершать такие операции предусмотрена Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31 (далее - Правила № 31), согласно п.15 которых при торговле по образцам через интернет-магазин продавец обязан предоставить покупателям возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств (через автоматизированную информационную систему «Расчет», мобильный и интернет-банкинг, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. в Правила № 31 внесены изменения постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363, изменено название: «Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли». |
Иногда дополнительно упоминают мобильный эквайринг (хотя Инструкция № 34 этот термин не использует), специфика которого заключается в использовании каналов мобильной связи (то есть радиосигналов) при передаче информации с терминала продавца (карт-ридера или специальной приставки) либо при проведении платежей без физического предъявления карты с мобильного телефона (планшета).
![]() |
Справочно Последнего рода операции именуются СNP-трансакциями (Card Not Presents - «карта не представляется»), и их проведение возможно далеко не со всеми видами платежных карточек, поскольку во многих случаях прямой дебет карт-счета без предъявления самой карточки запрещен правилами платежной системы или банком-эмитентом. Еще реже по соображениям безопасности используется формат MO/TO (Mobile Order / Telephone Order), допускающий платежные инструкции с мобильного телефона. |
Общая характеристика договора эквайринга
Внешне договор эквайринга напоминает договор на расчетно-кассовое обслуживание (договор текущего счета), по крайней мере, в части зачисления выручки на банковский счет. Но это чисто поверхностное сходство: в обязанность банка-эквайера дополнительно входит инкассирование средств с карт-счета держателя карточки и зачисление на счет ОТС. Отсюда следует еще одна особенность: перевод средств по договору эквайринга - дебетовый (то есть инициируется кредитором), тогда как по обычному расчетному (текущему) счету чаще всего используется кредитовый перевод (то есть осуществляемые плательщиком-должником расчеты платежными поручениями). Порядок проведения эквайринга устанавливается Нацбанком (часть третья ст.273 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК)).
В традиционной классификации гражданско-правовых договоров договор эквайринга является двусторонне обязывающим, возмездным, консенсуальным, меновым, длящимся. Предмет его - услуги банка по инкассации выручки. Как и другие банковские договоры, договор эквайринга обычно относится к числу публичных, а также договоров присоединения (ст.22 БК). Организационной предпосылкой его заключения является, как правило, наличие расчетного счета в данном банке. Поэтому договор эквайринга чаще всего можно считать дополнительным к договору текущего (расчетного) счета.
Сторонами договора являются ОТС и банк-эквайер. Договор эквайринга не надо путать с договором (текущего) карт-счета, который заключается владельцем карточки (плательщиком) и банком-эмитентом. Другими словами, договор эквайринга - это договор между продавцом (кредитором) и обслуживающим его банком, а не между покупателем (плательщиком) и его банком (хотя теоретически банк-эмитент и банк-эквайер могут совпадать прежде всего в частных платежных системах (примечание 1)).
Договор эквайринга является длящимся, то есть заключается на неопределенный срок либо на определенный (например, 1 год) с возможностью автоматического продления по умолчанию. Это не мешает любой из сторон заявить о его расторжении в какой угодно момент, предварительно уведомив другую сторону (например, за 1 месяц) и полностью исполнив свои обязательства (в том числе возвратив банку оборудование).
Существенные условия договора эквайринга
Существенными условиями договора эквайринга, без которых он считается незаключенным, являются:
Условие | Комментарии |
Наименование платежной системы, карточки которой принимаются организацией торговли (сервиса) | Платежная система (внутренняя или международная) - это не сторона договора. Более того, часто она вообще не является юридическим лицом. Платежная система скорее маркетинговое понятие, описывающее сферу применения данной карточки (круг ОТС и банков, принимающих ее), основным имущественным активом которой является хорошо известный товарный знак |
Порядок оформления карт-чеков и (или) иных необходимых для осуществления безналичных расчетов документов и представления их для оплаты | Карт-чек (или слип) - это основной документ, на основании которого банк-эквайер инкассирует выручку ОТС. Карт-чеки по операциям при использовании карточек формируются ОТС на бумажном носителе и (или) в электронном виде в соответствии с правилами банка-эквайера и (или) платежной системы и затем передаются в банк-эквайер в порядке, установленном договором эквайринга. После соответствующей обработки банком-эквайером в соответствии с правилами платежной системы оформляются сводные документы, которые направляются банку-эмитенту либо иному лицу, уполномоченному платежной системой. На основании полученных документов банк-эмитент либо платежная система (расчетный банк) переводит денежные средства со счета плательщика (корреспондентского счета банка-эмитента) в пользу получателя (банка-эквайера, ОТС). Документы, поступившие лицу, уполномоченному платежной системой, являются основанием для расчета требований и обязательств участников платежной системы и формирования платежных инструкций на списание денежных средств со счета банка-эмитента в целях осуществления расчетов с банком-эквайером по операциям при использовании карточки, совершенным держателем карточки банка-эмитента, если возможность прямого дебетования счета банка-эмитента предусмотрена договорами, заключенными участниками платежной системы (пп.33, 37-38 Инструкции № 34). От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2020 г. постановлением № 155 внесены изменения в ч.1 п.33 Инструкци № 34 |
Порядок и сроки безналичных расчетов, наименование валюты возмещения, перечисляемой ОТС банком-эквайером | Сроки расчетов зависят от того, используется ли платежная система (расчетный банк) либо же банк-эмитент сам рассматривает поступившие от банка-эквайера документы и осуществляет платеж. Общий срок исполнения платежных инструкций банком, как правило, не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк (ст.236 БК). Операции при использовании карточки отражаются банком-эмитентом по счету клиента не позднее второго банковского дня, следующего за днем получения банком-эмитентом необходимой в соответствии с правилами платежной системы информации (часть четвертая п.38 Инструкции № 34). Что же касается счета ОТС и банка-эквайера, такие сроки зависят от платежной системы, чьи карточки используются для расчетов. Обычно по стандартам систем Visa и Mastercard в договоре эквайринга банк отводит себе 3 рабочих дня от момента получения от ОТС электронных документов до момента зачисления средств на ее текущий счет. От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2020 г. следует руководствоваться ч.4 п.38 Инструкции № 34 в редакции постановления № 155. Операции при использовании карточки отражаются банком-эмитентом по счету клиента не позднее второго банковского дня, следующего за днем получения банком-эмитентом информации, необходимой в соответствии с локальными правовыми актами банка для отражения операций по счету клиента |
Размер вознаграждения банка-эквайера | Письмом Национального банка Республики Беларусь от 08.10.2014 № 05-17/359 «О регулировании тарифов на эквайринг и инкассацию» (далее - Письмо № 05-17/359) банкам рекомендовано устанавливать плату за эквайринг по операциям с использованием банковских платежных карточек в размере не ниже 0,8 % от суммы операции |
Иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение |
- |
Банк-эквайер после заключения договора с ОТС обязан представить ей информацию о порядке:
1) идентификации держателя карточки.
![]() |
Справочно Обычным средством идентификации является ПИН-код, но в пределах установленного платежной системой лимита такая идентификация может не проводиться. Требования об идентификации, установленные ст.8 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения», на расчеты с использованием банковских платежных карточек, в том числе в ОТС, не распространяются; |
2) возврата денежных средств в случае отказа держателя карточки от оплаченного товара (работы, услуги) по основаниям и в сроки, предусмотренные законодательством.
![]() |
Справочно При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно, а в случае невозможности - не позднее 7 дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1 % цены товара на день его реализации потребителю (п.4 ст.28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 90-З)). При возврате товара ненадлежащего качества возможность задержки возврата денежных средств данным Законом не предусмотрена (п.4 ст.27).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. в п.4 ст.27 и п.4 ст.28 Закона № 90-З внесены изменения и дополнения на основании Закона Республики Беларусь от 13.06.2018 № 111-З. Расчеты с потребителем при возврате уплаченной за товар денежной суммы осуществляются в той же форме, в которой производилась оплата товара, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя; |
3) представления банку-эквайеру (уполномоченной им организации) и держателям карточек информации о невозможности осуществления операций при использовании карточек;
4) принятия банком-эквайером (уполномоченной им организацией) мер по обеспечению проведения операций при использовании карточек в случае невозможности осуществления операций при использовании карточек.
![]() |
Справочно В договорах эквайринга при аварии каналов связи банк отводит себе определенный срок (обычно 3 рабочих дня) на доставку соответствующих документов иным способом. |
Как правило, указанные выше условия не зависят от банка (определяются платежными системами), поэтому они не согласовываются сторонами, а банк информирует о них постфактум. Форма информирования может быть какой угодно, но обычно это различные (внутри)банковские и (или) прочие локальные акты, с которыми ознакамливается клиент, в том числе под расписку.
Механизм расчетов с использованием банковских платежных карточек
Ключевым моментом, запускающим весь механизм расчетов с использованием банковских платежных карточек, является инициируемая банком-эквайером авторизация (то есть получение разрешения). Как правило, авторизация бывает дебетовой - это разрешение банка-эмитента и (или) владельца платежной системы на совершение операции при использовании карточки, сопровождающееся уменьшением доступных клиенту денежных средств на счете клиента (увеличением размера задолженности клиента на счете по учету кредитов) на запрашиваемую сумму в момент получения банком-эквайером разрешения на проведение операции при использовании карточки. В результате проведения дебетовой авторизации возникает обязательство банка-эмитента перед банком-эквайером по переводу денежных средств в пользу ОТС или банка-эквайера.
В случае согласия банка-эмитента на проведение операции банк-эмитент и (или) владелец платежной системы блокируют сумму денежных средств, запрашиваемую банком-эквайером, в результате чего уменьшается сумма денежных средств, в пределах которой держатель карточки может совершать операции при использовании карточки. Блокирование суммы покупки на карт-счете владельца карточки является гарантией для ОТС и банка-эквайера того, что по предъявлении документов, подтверждающих факт покупки, перевод в адрес банка-эквайера будет совершен.
![]() |
Справочно Такую гарантию иногда называют «правовым гибридом», в том смысле, что она не имеет аналогов среди других правовых институтов. Возможность отмены платежа (charge back) после этого в принципе не исключена, но она регулируется правилами отдельных платежных систем. |
Банк-эмитент и (или) владелец платежной системы направляют в банк-эквайер и (или) ОТС положительный ответ на дебетовую авторизацию, после получения которого происходят оплата товара (работы, услуги), получение наличных денежных средств, совершается иная операция при использовании карточки. В случае получения отрицательного ответа банка-эмитента и (или) владельца платежной системы на запрос о проведении дебетовой авторизации ОТС и (или) банк-эквайер отказывают держателю карточки в проведении операции.
Значительно реже встречается кредитовая авторизация - разрешение банка-эмитента и (или) владельца платежной системы на совершение операции при использовании карточки, сопровождающееся, если это предусмотрено правилами платежной системы и (или) банка-эмитента, увеличением доступных для использования держателем карточки денежных средств (доступных кредитополучателю денежных средств в пределах установленного максимального размера кредита) на запрашиваемую сумму в момент получения банком-эквайером разрешения на проведение операции при использовании карточки. В результате проведения кредитовой авторизации возникает обязательство банка-эквайера перед банком-эмитентом по переводу денежных средств в пользу клиента или банка-эмитента.
Если результат проверки удовлетворительный, банк-эмитент и (или) владелец платежной системы направляют в банк-эквайер положительный ответ на кредитовую авторизацию, после получения которого денежные средства переводятся в пользу клиента или банка-эмитента.
![]() |
Справочно Как правило, в зависимости от того, кто - банк-эмитент или платежная система (процессинговый центр, расчетный банк) - выполняет авторизацию, она бывает online, offline либо же может вообще отсутствовать (в пределах установленных лимитов). Но в последнем случае для предотвращения различных недобросовестных действий владельцев карточек предусмотрены различные способы защиты, например, повторная трансакция всегда требует авторизации независимо от суммы. |
В результате сумма денежных средств, доступных для использования держателем карточки (сумма доступных кредитополучателю денежных средств в пределах установленного максимального размера кредита), увеличивается на запрашиваемую сумму, если это предусмотрено правилами платежной системы и (или) банка-эмитента. В случае получения отрицательного ответа банка-эмитента и (или) владельца платежной системы на запрос о проведении кредитовой авторизации ОТС и (или) банк-эквайер отказывают держателю карточки в проведении операции.
В случае возникновения неуспешно завершенной операции при использовании карточки в платежном терминале либо иных технических устройствах банка, в результате чего уменьшилась сумма денежных средств, в пределах которой держатель карточки может совершать операции при использовании карточки, банк-эквайер обязан не позднее банковского дня, следующего за днем получения соответствующей информации от банка-эмитента или клиента, обеспечить проведение разбирательства в соответствии с правилами платежной системы и законодательством Республики Беларусь для оперативного восстановления суммы денежных средств, доступной держателю карточки для использования (п.7 Инструкции № 34).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 мая 2017 г. п.7 Инструкции № 34 на основании постановления № 40 изложен в новой редакции. |
Документальное оформление в организациях торговли и сервиса покупок с использованием банковских платежных карточек
При покупке в ОТС с использованием банковских платежных карточек используется карт-чек - документ на бумажном носителе и (или) в электронном виде, служащий подтверждением совершения операции и являющийся основанием для оформления платежных инструкций для осуществления безналичных расчетов, составленный в соответствии с требованиями Инструкции № 34, банка-эмитента, банка-эквайера и (или) правил платежной системы.
От обычного кассового чека карт-чек отличается следующим:
1) формируется как на бумажном носителе, так и в электронном виде;
2) в дальнейшем бумажные (электронные) карт-чеки и (или) сводные документы (реестры), составленные в электронном виде с использованием реквизитов карт-чеков, передаются в банк-эмитент или расчетный банк платежной системы для перевода в адрес банка-эквайера;
3) он подтверждает не факт приема наличных работником ОТС, а лишь успешный результат авторизации либо (если таковая в соответствии с установленным лимитом не проводилась) согласие ОТС принять карточку в качестве средства оплаты, тогда как кассовый чек не только подтверждает факт приема наличных, но его выдача знаменует заключение договора розничной купли-продажи (ст.463 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
В отличие от кассового чека карт-чек предназначен прежде всего не для покупателя (ему выдается «сокращенная» версия карт-чека), а для банков, которые на основании карт-чека затем будут проводить безналичные расчеты. Поэтому ввиду отсутствия функциональной эквивалентности между кассовым чеком и карт-чеком выдача последнего может только сопровождать, но не заменять собой кассовый чек (то есть выдаются оба). Совершенно недвусмысленно об этом говорится в п.2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703: кассовый чек - это отрывной или отрезной платежный документ, подтверждающий прием наличных денежных средств и (или) осуществление расчетов с использованием банковских платежных карточек.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2019 г. Правила № 703 изложены в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.11.2018 № 824. Согласно абзацу 12 п.2 новой редакции Правил № 703 товарный чек - документ, подтверждающий факт приобретения товаров, в котором указывается информация о продавце и товарах. |
Реквизитами карт-чека, составленного в ОТС, являются (п.35 Инструкции № 34):
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 мая 2020 г. следует руководствоваться п.35 Инструкции № 34 в редакции постановления № 155. |
• идентификационный номер ОТС;
• дата и время совершения операции;
• сумма операции;
• код или наименование валюты операции;
• код, подтверждающий авторизацию операции (если авторизация осуществляется);
• реквизиты карточки, предусмотренные банком-эквайером и (или) правилами платежной системы;
• подпись держателя карточки (если таковая предусмотрена правилами банка-эквайера и (или) платежной системы);
• иная информация.
Если используются только реквизиты карточки (расчеты в Интернет), то реквизиты под литерами «а» и «ж» могут не указываться.
![]() |
Справочно Закон № 90-З использует более широкое понятие «документ, подтверждающий факт приобретения товара» - кассовый (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара, стоимости товара, дате приобретения товара, продавце. Определено, что такой документ: 1) оформляется продавцом (исполнителем) в письменном виде; 2) должен содержать наименование (фирменное наименование) продавца (исполнителя), а если продавцом (исполнителем) является ИП - его фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование товара (работы, услуги), дату приобретения товара (срок выполнения работы, период оказания услуги), стоимость товара (работы, услуги); 3) подписывается лицом, непосредственно осуществившим продажу товара (выполнение работы, оказание услуги) (постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 19 «О порядке оформления документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 декабря 2018 г. постановление № 19 на основании постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.11.2018 № 85 утратило силу. |
Очевидно, что карт-чек не может рассматриваться как документ, подтверждающий приобретение товара, поскольку не содержит всех перечисленных реквизитов, прежде всего, - наименование товара (работы, услуги).
Сумма выручки, полученной при расчетах с использованием банковских платежных карточек, фиксируется в книге кассира (п.14 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением № 924/16, и приложение 2 к нему).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 апреля 2021 г. следует руководствоваться Положением № 924/16 с изменениями, внесенными постановлением № 203/4. |
Отдельные условия договора эквайринга
Организационно-техническая сторона договора эквайринга
С финансовой точки зрения заключение договора эквайринга сразу повлечет для ОТС определенные расходы, связанные с приобретением, подключением POS-терминала и каналов связи, их функционированием и обслуживанием, обучением персонала и т. п. Некоторые банки предлагают вместо покупки аренду соответствующего оборудования, однако чаще всего все перечисленные выше расходы ОТС должна нести самостоятельно и обычно еще до момента заключения договора с банком (то есть организационно-технической предпосылкой, своего рода предварительным условием заключения договора эквайринга является формирование клиентом определенной аппаратной, программной и коммуникационной инфраструктуры). Выбор типа оборудования, поставщиков и тому подобного также обычно относится к прерогативам ОТС, впрочем, банки могут предложить собственные варианты (например, в роли поставщика может выступать открытое акционерное общество (ОАО) «Банковский процессинговый центр»), включая рассрочку, куплю-продажу оборудования б/у или аренду. Стоимость нового стационарного POS-терминала варьируется в пределах 6-10 млн руб., мобильного или б/у - значительно ниже.
Многое зависит от комплектации оборудования, поскольку POS-терминал (по сути, микрокомпьютер с энергонезависимой памятью) может дополняться различными сочетаниями периферии:
• картридер;
• принтер для карт-чеков;
• встроенный модем (если используются телефонные линии);
• порты для подключения и др.
Предлагаемые условия аренды - от 324 тыс. бел. руб. до 36 долл. США по курсу в месяц. Впрочем, некоторые банки готовы предоставить оборудование бесплатно во временное пользование на период действия договора, другие - обеспечить бесплатную установку (если клиенты располагают оборотом более 50 млн руб. в месяц).
В качестве каналов связи используются:
• стационарный телефон (dial-up), предпочтительно с выделенной линией;
• Интернет (протокол TCP/IP);
• мобильная связь (GSM).
Вознаграждение банка по договору эквайринга
Среди наиболее принципиальных вопросов договора эквайринга - это размер вознаграждения банка, которое имеет форму комиссий (исчисляется от суммы оборота). Ценовая конкуренция между банками и попытки Нацбанка регулировать данный вопрос привели к установлению рекомендованных предельных минимальных размеров платы за оказание услуг по эквайрингу по операциям с использованием банковских платежных карточек (не ниже 0,8 % от суммы операции) (Письмо № 05-17/359).
Тарифы отдельных белорусских банков могут отличаться.
Например, АСБ «Беларусбанк» предлагает комиссию 1,2 % по собственным карточкам (1 % или 0,8 % по определенному пакету банковских услуг), 1,6 % - по карточкам других белорусских банков, 3 % - банков-нерезидентов. Открытое акционерное общество «БПС-Сбербанк» соответственно 1,2 %, 1,5 % и 3,0 %, а ОАО «Приорбанк» - 1,2 %, 1,8 % и 2,5 %. У ОАО «Белагропромбанк» - 0,8 %, 1,2 % и 2,5 % соответственно, причем этот банк даже не настаивает на переходе клиента к нему на расчетно-кассовое обслуживание, обещая осуществить перевод средств без комиссий с POS-терминала клиента в любой белорусский банк. Открытое акционерное общество «Белинвестбанк» также не исключает такой возможности, но в случае наличия с клиентом договора текущего счета, договора на инкассацию либо договора на зарплатное обслуживание карточек предлагает более льготные тарифы: 1,2-1,4 % вместо 1,7-1,9 % (по банкам-резидентам), тогда как по карточкам банков-нерезидентов размер комиссии - 3,0-3,2 % (примечание 2). Удержание комиссии во всех этих банках производится в момент перечисления средств на текущий счет ОТС. Кредитных (процентных) рисков по операциям эквайринга банки не несут, взимаемые комиссии относятся к числу операционных доходов, плюс часто банки получают вмененный доход от привлеченных на текущий (расчетный) счет ресурсов.
Обязанности организаций торговли и сервиса по договору эквайринга
Среди специфических обязанностей ОТС по договору эквайринга могут фигурировать следующие:
• недискриминация банковских платежных карточек перед наличными, включая одинаковую цену товара в том и в другом случае (впрочем, банковские тарифы за инкассацию, как правило, выше, чем за эквайринг, поэтому такая дискриминация обычно невыгодна самой ОТС);
• предоставление места для размещения банком логотипов платежных систем, чьи карточки принимаются к оплате. Договор эквайринга может также содержать перечень таких систем;
• ежедневно в установленное время отсылка электронных документов на основе карт-чеков в банк-эквайер. При этом банк может оставить себе право задерживать исполнение встречной обязанности - предоставление возмещения, если такие документы были переданы в банк с задержкой, либо вовсе не возмещать ОТС соответствующие суммы, если реестры или прочие документы были представлены с серьезным опозданием (30 дней);
• хранить бумажные документы (карт-чеки, их реестры, отчеты) в течение 3 лет. Сам договор эквайринга хранится в организации в течение 5 лет после окончания срока его действия и выделяется к уничтожению не ранее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства (п.385 перечня типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2018 г. в п.385 перечня № 140 внесено дополнение постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.03.2018 № 56: если налоговыми органами проверка соблюдения налогового законодательства не проводилась - 10 лет после окончания срока действия договора. |
![]() |
Справочно Предельный срок хранения документов в электронном виде 3 года установлен ст.20 Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве». Для сравнения: информацию по расчетным операциям, включая договоры, заключенные с покупателями посредством заказов по электронной почте, MO/TO, интернет-магазины и т. п., должны хранить в течение 2 лет со дня продажи с использованием вычислительной техники, размещенной на территории Республики Беларусь (п.15 Правил № 31). |
Поскольку поставка оборудования (на условиях продажи, аренды либо безвозмездного пользования) - это дополнительная опция, договор эквайринга может предусматривать также обязательства сторон по техническому обслуживанию, ремонту, надлежащей эксплуатации и содержанию РОS-терминала, обучению персонала, его методическому обеспечению (инструкция кассиру) и т. п.
Основная обязанность банка-эквайера - своевременное зачисление средств (выручка минус комиссия) на текущий счет ОТС, и договор может предусматривать пеню за просрочку. Ответственность ОТС по договору эквайринга как таковая не предусмотрена, если не считать ею право банка задержать предоставление возмещения в ответ на задержку представления документов по операциям. Правда, если банк предоставил POS-терминал в аренду или безвозмездное пользование, клиент может отвечать за его сохранность. Впрочем, такого рода ответственность обычно распространяется только на случаи хищения, порчи и т. п., но не на случаи непреодолимой силы (пожары, наводнения и др.). В последнем случае обычно действует правило «риск несет собственник» (ст.212 ГК).
Ответственность сторон по договору эквайринга
В договоре эквайринга могут регламентироваться случаи непреодолимой силы (форс-мажора) и прочие обстоятельства, снимающие ответственность со сторон за неисполнение обязательств. Обычно они включают аварии, повреждения, сбои в работе, хакерские DDoS-атаки т. п., но часто относятся только к тем случаям, когда сбои касаются программного и аппаратного обеспечения, коммуникаций, принадлежащих третьей стороне.
Подход к аналогичным событиям, произошедшим с оборудованием, находящимся под контролем самой стороны договора, может быть жестче. Это один из правовых принципов, применяемых в высокотехнологичных отраслях (в том числе IT, связь, банковская деятельность и т. п.): лицо отвечает за действия своей машины (оборудования) как за свои собственные. При этом также может применяться принцип нулевой ответственности. По сути, это безвиновная ответственность оператора в случаях, когда он своевременно уведомил клиента о проведенной операции, а тот не позднее следующего дня известил оператора об утрате либо несанкционированном использовании «электронного средства платежа» - то есть средства и (или) способа, позволяющих клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
В договоре эквайринга банк может попытаться снять с себя ответственность по не завершенным после успешной дебетовой авторизации операциям, например, по причине банкротства банка-эмитента и т. п. Следует признать, что такой подход не противоречит белорусскому законодательству: принцип нулевой ответственности не распространяется на ОТС; во-первых, потому что это не физические лица, во-вторых, потому что они обычно не состоят в договорных отношениях с банком-эмитентом. Зарубежная практика свидетельствует, что в подобных случаях ОТС остаются ни с чем: они не получают денег от банка-эквайера (так как тому не перевел покрытие банк-эмитент) и не имеют права взыскать стоимость покупки с потребителя. В белорусских реалиях данный подход соответствовал бы принципу нулевой ответственности клиента, только с переносом соответствующих рисков из банковской сферы в сферу розничной торговли.
Дополнительные проблемы могут возникнуть у банков в связи с введением с 5 августа 2015 г. принципа нулевой ответственности владельцев карточек. Имеются в виду изменения, внесенные в Инструкцию № 34 постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.12.2014 № 843, которые предусматривают полную компенсацию банком потерь, возникших в результате несанкционированных владельцем карточки - физическим лицом операций. Хотя соответствующее заявление адресуется в банк-эмитент (именно он является стороной договора (текущего) карт-счета с клиентом), привлечение к ответственности банка-эквайера в качестве третьего лица либо в порядке регресса (если нарушения были допущены именно им) не исключено.
![]() |
Справочно Принцип нулевой ответственности означает, что банк-эмитент отвечает перед клиентом не по началу вины, а по критерию профессионального риска. В то же время банк-эмитент может разделить эту ответственность или даже переложить ее на банк-эквайер, если в допущенном несанкционированном списании виноват именно он (за рубежом такой подход иногда называется «концепция договорных отношений»). Хотя за рубежом распространен и другой подход, вполне согласующийся с принципом нулевой ответственности, - это так называемая концепция ответственности за всею операцию. Согласно ей в случае дебетовых переводов по пластиковым карточкам именно банк-эмитент несет всю ответственность за любое неправильное дебетование счета вследствие использования карточки. |
Заметим также, что в соответствии с Указом № 493 не признаются объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц суммы денежных средств, похищенные со счетов физических лиц, к которым выпущены в обращение банковские платежные карточки, и в последующем возмещенные им банками (подп.1.5 п.1 Указа № 493). До 1 января 2017 г. аналогичная льгота действует также в части налогообложения доходов, выплачиваемых банками-резидентами, находящимися на территории Республики Беларусь, физическим лицам в виде процентов от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, но не свыше 2 % от суммы такой оплаты (подп.1.4-1.5 п.1 Указа № 493).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 февраля 2021 г. Указом № 37 подп.1.5 п.1 Указа № 493 изложен в следующей редакции «до 1 января 2026 г. не признается объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц доход, выплачиваемый банком физическому лицу в денежной или натуральной форме, электронными деньгами, в размере, не превышающем 2 процентов от суммы операции безналичной оплаты товара (работы, услуги), совершенной данным физическим лицом при использовании банковской платежной карточки, системы дистанционного банковского обслуживания, а также при использовании или погашении электронных денег. Суммы доходов, не признаваемые объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц в соответствии с частью первой настоящего подпункта и выплачиваемые банками физическим лицам, включаются банками в состав внереализационных расходов.». Комментарий см. здесь. С 3 мая 2021 г. следует руководствоваться подп.1.4 п.1 Указа № 493 с учетом изменений, внесенных Указом № 37. Комментарий см. здесь. |
Меры безопасности по договору эквайринга
Банковские платежные карточки - один из наиболее опасных с точки зрения угрозы мошенничества банковских продуктов. Для предотвращения данной угрозы наряду с техническими средствами (протоколы связи, программно-аппаратное обеспечение, переход на микрочиповые карты и т. п.) используются также организационно-правовые.
Письмом Национального банка Республики Беларусь от 09.10.2013 № 19-27/278 «О мерах по минимизации мошеннических операций» обращено внимание на необходимость обучения банками-эквайерами работников обслуживаемых ОТС осуществлению операций с использованием банковских платежных карточек с тем, чтобы уделять особое внимание вопросам предотвращения мошеннических операций.
А именно предписано:
1) обеспечивать документальное оформление фактов проведения обучения под подпись обученных работников ОТС и предоставление им разработанного банком руководства по обслуживанию держателей банковских платежных карточек в ОТС;
2) установить надлежащий контроль за своевременностью и полнотой прохождения работниками ОТС соответствующего обучения;
3) организовать работу по закреплению в договорах эквайринга обязанности ОТС по допуску к проведению операций оплаты на терминальном оборудовании работников ОТС, прошедших соответствующее обучение, и ответственности ОТС за нарушение данного требования.
Определенные меры безопасности, которые обязана выполнять ОТС, содержатся в письме Национального банка Республики Беларусь от 13.03.2013 № 19-26/52 «Об обслуживании держателей банковских платежных карточек» (далее - Письмо № 19-26/52). Письмом № 19-26/52 предусмотрено, что использовать карточку, в том числе при покупке в ОТС, имеет право только то лицо, чье имя, фамилия и (или) подпись на ней проставлены. Держатель карточки обязан поставить личную подпись на ее оборотной стороне и хранить свой ПИН-код в тайне. Передача карточки и ПИН-кода к ней третьему лицу, не являющемуся держателем карточки, запрещена.
В случаях, когда у клиента возникает необходимость предоставить право пользоваться денежными средствами на своем банковском счете другому лицу (например, супруге, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, или родственнику, проживающему в другом городе), владелец счета может оформить в банке-эмитенте дополнительную карточку на имя данного лица. При этом порядок использования карточек является стандартным для всех банков-эмитентов.
![]() |
Справочно Распоряжение карточкой по доверенности в настоящее время законодательством не предусмотрено. Следует обратить внимание, что банк-эквайер не является стороной договора карт-счета, следовательно, не несет перед владельцем карточки никаких обязательств, за исключением тех, что установлены правилами платежных систем. |
В соответствии с Инструкцией № 34 подтверждением совершения операции при использовании карточки является карт-чек. Держатель карточки, вводя ПИН-код или подписывая карт-чек, признает правильность указанной в карт-чеке суммы и тем самым дает указание банку на списание этой суммы со своего банковского счета.
Банки-эквайеры, заключая договоры с ОТС на обслуживание держателей карточек, представляют работникам данных организаций инструкции по обслуживанию держателей карточек. Данные инструкции должны соблюдаться работниками ОТС при обслуживании клиентов, рассчитывающихся за товары (услуги) с использованием карточек.
Работник ОТС в отдельных случаях (например, не совпала подпись покупателя на карт-чеке с подписью на оборотной стороне карточки; покупатель пришел с чужой карточкой и др.) может предложить держателю карточки предъявить документ, удостоверяющий личность, либо (в случае наличия технической возможности) ввести ПИН-код, либо рассчитаться наличными денежными средствами.
Однако в Письме № 19-26/52 обращено внимание, что обязательное требование о предъявлении держателем карточки документа, удостоверяющего личность, при оплате товаров (услуг) в организации торговли (сервиса), нормативными правовыми актами Нацбанка и правилами платежных систем не установлено (примечание 3).
Примечание 1. Особенность банковской деятельности - наличие филиалов, не являющихся юридическими лицами, но имеющих самостоятельный баланс, межбанковские коды и нумерацию, которые могут вступать в имущественные отношения с другими подразделениями банка и взимать за это плату. Поэтому, даже если банк-эмитент и банк-эквайер - это один и тот же банк, но он представлен разными филиалами, с клиентов могут удерживать комиссию как за услуги разных банков.
Примечание 2. Более низкий размер вознаграждения предусмотрен, если комиссия взимается в валюте. Использование валюты в данном случае разрешено подп.25.5 п.25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 июля 2021 г. действует постановление Правления Нацбанка от 31.05.2021 № 147 «О проведении валютных операций». |
Примечание 3. Также см.: письмо Национального банка Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.12.2011 № 33-24/609, от 29.12.2011 № 14/5115 «О направлении Свода рекомендаций по противодействию мошенничеству в области электронных платежей».
28.09.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук