


Материал помещен в архив
ДОГОВОР ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Договор энергоснабжения - один из самых распространенных договоров, который заслуживает особого внимания, поскольку никто из субъектов гражданских отношений не может обходиться без потребления различных видов энергии, а зачастую неверный вывод о правовой природе данного договора приводит к ошибкам в правоприменительной практике и ущемлению прав участников энергоснабжения.
Правовое регулирование
Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи и регламентируется ст.510-519 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
Кроме того, энергоснабжение регулируется рядом других нормативно-правовых актов, среди которых можно назвать:
- Указ Президента РБ от 20.03.1996 № 109 «О мерах по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии»;
- Указ Президента РБ от 17.09.1999 № 546 «О совершенствовании порядка взыскания пени за неоплаченные в срок энергоресурсы» (далее - Указ № 546);
- постановление Кабинета Министров РБ от 31.01.1995 № 64 «О мерах по стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией» (далее - Постановление № 64);
- постановление Совета Министров РБ от 19.03.1998 № 429 «Об индексации цен (тарифов) на коммунальные услуги для юридических лиц» (далее - Постановление № 429).
От редакции: С 5 марта 2014 г. Постановление № 429 на основании постановления Совмина Совета Министров РБ от 27.02.2014 № 175 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о порядке индексации тарифов (цен) на коммунальные услуги, предоставляемые юридическим лицам организациями системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства, утвержденным постановлением № 175; |
- Положение о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 14.11.2002 № 1578 (далее - Постановление № 1578);
- Правила пользования электрической энергией, утвержденные приказом Минтопэнерго РБ от 30.04.1996 № 28 (далее - Правила пользования электрической энергией);
- Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановлением Минэкономики РБ от 19.01.2006 № 9 (далее - Правила пользования тепловой энергией);
- постановление Минэкономики РБ от 28.08.1998 № 66 «Об индексации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженности по платежам за них» (далее - Постановление № 66);
- Положение о порядке расчетов за импортируемые в Республику Беларусь природный газ и электроэнергию поставками продукции белорусских производителей, утвержденное постановлением Минэкономики РБ, ГНК РБ, Минфина РБ от 27.08.2001 № 135/94/113 .
Заключение договора энергоснабжения
Согласно ст.510 ГК по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при условии наличия у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве поставляемой энергии.
По своей природе данный договор носит двусторонний и возмездный характер.
Особенностью договора энергоснабжения является то, что энергию нельзя накапливать и хранить в значительных количествах, ее потребление происходит одновременно с ее получением, вследствие чего невозможен ее возврат. При этом энергия - не совсем обычный товар. Например, электроэнергия невидима, а также неосязаема, если не прикасаться к предметам, присоединенным к электрической линии.
Транспортировка энергии допускается только через присоединенную сеть при непрерывном процессе производства энергии. Гражданский кодекс не раскрывает понятия «присоединенная сеть». Под ней понимаются электросети или трубопровод, по которым производится передача энергии.
Правила, определенные ГК для договора энергоснабжения, могут применяться также к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими аналогичными товарами, если иное не установлено законодательством или не вытекает из существа обязательства. Когда вода, нефть и нефтепродукты доставляются покупателю не через присоединенную сеть, а в цистернах, а газ - в баллонах, такие хозяйственные связи регулируются договором поставки или купли-продажи. Таким образом, договором энергоснабжения охватываются лишь те правоотношения, которые возникают при снабжении потребителей через присоединенную сеть.
Договор с гражданином, использующим энергию для бытового потребления, заключается путем его подключения энергоснабжающей организацией к сети на основании заявки. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок. Гражданин вправе использовать энергию в необходимом ему количестве. Однако некоторые электрические приборы, применяемые в настоящее время населением, имеют значительную мощность (водонагреватели, стиральные машины-автоматы, СВЧ-печи, электроплиты и др.), что может привести к созданию аварийных ситуаций и пожарам. На взгляд автора, с целью исключения данного пробела в законодательстве часть третью ст.512 ГК следовало бы дополнить указанием на то, что мощность потребления электроустановок гражданина не должна превышать проектной нормы бытовой нагрузки.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
Обязанности энергоснабжающей организации
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного его сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованного абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Договором может быть закреплено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными актами республиканских государственных органов государственного управления или предусмотренным договором энергоснабжения.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Оплата энергии
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не оговорено законодательством или соглашением сторон (п.1 ст.515 ГК).
Вопрос оплаты является наиболее важным для договоров энергоснабжения и с ее осуществлением связано наибольшее количество споров между потребителями и энергоснабжающей организацией.
Как свидетельствует судебная практика, в настоящее время в хозяйственных судах преобладают споры с участием энергоснабжающих организаций по таким основаниям, как неоплата или несвоевременная оплата стоимости отпущенной энергии, воды, газа.
При рассмотрении споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения, имеют место случаи, когда энергоснабжающие организации до подачи исковых заявлений не проводят сверку расчетов, в связи с чем суд при подготовке дела к слушанию обязывает стороны по делу провести ее и соответствующий акт представить в судебное заседание. Это вынуждает суд назначить слушание дела на более поздний период, чтобы дать возможность сторонам провести сверку расчетов, что увеличивает срок рассмотрения дела. В качестве положительного примера в этом отношении можно назвать Гродненские тепловые сети, которые к исковым заявлениям прилагают акты сверки расчетов.
Фактическое потребление энергии при отсутствии договорных отношений с энергоснабжающей организацией не освобождает потребителя от обязанности возместить ее стоимость при условии, что данный факт подтвержден надлежащими доказательствами. К такому выводу пришел хозяйственный суд, удовлетворив иск производственного объединения «Э» к акционерному обществу «М» о взыскании стоимости потребленной электроэнергии в период отсутствия договора. Решение принято на основании двустороннего акта сверки расчетов и платежных требований, акцептованных ответчиком.
По другому делу хозяйственный суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости теплоэнергии, отпущенной по истечении срока действия договора, сославшись на то, что истец не представил доказательств, подтверждающих этот факт (акта сверки расчетов, расчета задолженности, реестра счетов, декларации об уровне цен и тарифов и других документов, подтверждающих сумму платежа).
В ГК не определены понятия «абонент» и «субабонент». Их определение приводится в Правилах пользования электрической энергией и Правилах пользования тепловой энергией, из которых следует, что абонент - потребитель энергии, сети и установки которого на основании договора непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации. Субабонентом признается потребитель энергии, установки и сети которого присоединены к сетям абонента энергоснабжающей организации и имеющий с ним договор на снабжение энергией.
Иногда на практике при аренде зданий и сооружений, а также другого недвижимого имущества арендодателем взимается плата за энергию с арендатора. Однако ст.516 ГК установлена специальная норма о том, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Иногда этот порядок нарушается арендодателями, которые выставляют своим арендаторам счета на оплату электроэнергии в порядке погашения своей задолженности перед энергоснабжающей организацией. Представляется, что в данной ситуации арендодатель получает незаконный доход, а арендатор необоснованно включает в свои издержки расходы по оплате потребленной энергии. В целях выхода из такого положения необходимо заключить самостоятельный договор с энергоснабжающей организацией на поставку энергии субабоненту.
В договоре между абонентом и энергоснабжающей организацией обязательно должны быть указаны все присоединенные к сети абонента субабоненты.
Постановление № 64 предусматривает, что цены на природный газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию определяются в денежной единице Республики Беларусь с одновременным установлением коэффициента для перевода этих цен и тарифов в эквивалент валюты других государств, применяемой согласно обязательствам субъектов хозяйствования для оплаты поставляемого из-за пределов республики природного газа. Кроме того, названным постановлением определено, что потребители (кроме населения) оплату природного газа, электрической и тепловой энергии производят по установленным ценам и тарифам с применением коэффициента, предусмотренного для перевода этих цен и тарифов в эквивалент валюты других государств, которая применяется согласно обязательствам хозяйствующих субъектов и с учетом официального курса денежной единицы Республики Беларусь на день оплаты по отношению к валюте, используемой для расчетов за природный газ. Поэтому при оплате энергоносителей следует также учитывать, что в связи с ростом удельного веса затрат энерго- и газоснабжающих организаций, связанных с изменением курса белорусского рубля по отношению к доллару США, и в целях упорядочения оплаты потребителями природного газа, электрической и тепловой энергии постановлениями Министерства экономики РБ определяется порядок индексации цен и тарифов на энергоресурсы. На данный момент этот порядок установлен Постановлением № 66 с внесенными в это постановление дополнениями и изменениями.
Постановлением № 429 предприятиям и организациям системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РБ предоставлено право производить индексацию цен (тарифов) на оказываемые юридическим лицам услуги по водо- и теплоснабжению, канализации, включая погашение задолженности за эти услуги, по тарифам, действующим на момент оплаты. Поэтому при обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением истец вправе произвести перерасчет задолженности по тарифам, действовавшим на момент предъявления иска.
Вступившее в законную силу решение хозяйственного суда обязательно для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь. Обязательность судебных актов означает, что государственные органы, должностные и другие лица не вправе отменять или изменять судебный акт хозяйственного суда.
При этом кредитор в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения судебного акта о взыскании суммы долга в соответствии с частью второй п.26 постановления Пленума ВХС РБ от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» вправе предъявить в общеисковом порядке требования в хозяйственный суд о взыскании суммы процентов от вступления судебного акта в законную силу вплоть до фактической уплаты суммы долга.
Взыскание в безакцептном порядке задолженности за энергоресурсы
На практике возникают проблемы с порядком взыскания в безакцептном порядке задолженности за потребленные энергоресурсы и пени за просрочку платежа.
Согласно п.5 Постановления № 1578 руководителям организаций - потребителей энергоресурсов, газо- и энергоснабжающих организаций государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз» и государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго» при заключении договоров о снабжении природным газом, электрической и тепловой энергией в обязательном порядке предусматривать с 1 января 2003 г. право безакцептного списания платежей за эти энергоресурсы в пользу газо- и энергоснабжающих организаций.
В соответствии с Указом № 546 перечисленные в нем энергоснабжающие организации наделены правом бесспорного взыскания пени за неисполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных электрической и тепловой энергии.
На практике возникают проблемы с применением вышеуказанной нормы.
В частности, Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее - Инструкция о банковском переводе), регламентировала процедуру реализации ст.207 Банковского кодекса РБ (далее - БК) в части бесспорного списания средств со счетов плательщиков. Ключевым моментом этих нормативных актов является указание на осуществление бесспорного списания на основании исполнительных документов. В свою очередь, понятие исполнительного документа содержится в нормах процессуального законодательства (ст.329 ХПК и ст.462 Гражданского процессуального кодекса РБ).
От редакции: С 22 января 2013 г. Инструкция о банковском переводе изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 19.11.2012 № 583. |
Банки Республики Беларусь обязаны проверять (требовать) наличие исполнительных документов при использовании клиентами в расчетах платежных требований в безакцептной форме инкассо (аналог прежних инкассовых распоряжений). Исполнение банками данного требования делает невозможным бесспорное списание задолженности и пени за просрочку оплаты с потребителей энергоресурсов.
Как свидетельствует судебная практика хозяйственных судов Республики Беларусь, суды обычно прекращают производство по искам в части взыскания пени за неисполнение в срок обязательства по оплате поданной энергии за период после вступления в силу Указа № 546 в связи с неподведомственностью спора хозяйственному суду, поскольку предусмотрено ее бесспорное взыскание. Данная позиция судов вызвана постановлением Президиума ВХС РБ от 27.02.2002 № 2 «Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения», одобрившего обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения.
Существовавший ранее порядок бесспорного списания средств не требовал обязательного наличия исполнительного документа и был законным при наличии акта законодательства, предусматривающего такую процедуру. В связи с этим до 1 июля 2001 г. организации при взыскании пени за неисполненные в срок обязательства по оплате потребителями (кроме граждан) полученных электрической и тепловой энергии руководствовались п.1 Указа № 546. Об этом ранее и делалась ссылка в тексте инкассового распоряжения.
С 1 июля 2001 г. банки Республики Беларусь обязаны проверять (требовать) наличие исполнительных документов при использовании клиентами в расчетах платежных требований с безакцептной формой инкассо (аналог прежних инкассовых распоряжений). Четкое исполнение банками данного требования делает невозможным бесспорное списание средств со счетов потребителей, просрочивших оплату потребленной продукции, как это производилось ранее.
В то же время необходимо отметить, что Конституцией Республики Беларусь (ст.137) и Законом РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» (ст.10) установлена большая юридическая сила декретов и указов Президента РБ, если они не изданы на основании законов Республики Беларусь.
Таким образом, нормы Указа № 546, которые позволяют бесспорно взыскивать пеню с неплательщиков, обладают большей юридической силой, чем БК и Инструкция о банковском переводе. Проблема же заключается в том, что Указ № 546 не устанавливает механизма реализации права на бесспорное взыскание пени. Иными словами, в нем нет четкого указания, что бесспорное взыскание производится путем выставления к счету должника инкассового распоряжения. Отсутствие механизма реализации делает невозможным непосредственное исполнение норм Указа № 546 и вынуждает банки руководствоваться положениями БК и Инструкции о банковском переводе и не принимать к исполнению неподтвержденные исполнительными документами платежные требования с безакцептной формой инкассо.
Законодательством к числу исполнительных документов отнесены постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий (абзац 5 части первой ст.329 ХПК), а также иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном ХПК (абзац 6 части первой ст.329 ХПК). Поэтому, по мнению автора, необходимо принять законодательное решение о придании актам организаций газового хозяйства Белорусского концерна по топливу и газификации, производственных объединений энергетики и электрификации Белорусского государственного энергетического концерна и Белорусского государственного предприятия по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз» статуса исполнительных документов. Такое решение, безусловно, способствовало бы решению проблемы взыскания долгов потребителей и в полной мере соответствовало нормам действующего банковского законодательства.
Как следует из судебной практики, энергоснабжающими организациями при взыскании задолженности через суд не всегда используется возможность приказного производства, предусмотренного главой 24 ХПК (ст.220-226).
В частности, в соответствии со ст.220 ХПК и п.2 постановления Пленума ВХС РБ от 06.04.2005 № 11 «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства» дела о взыскании денежной суммы с должника рассматриваются в упрощенном порядке, в порядке приказного производства, если требование основано на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также если требование основано на документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не исполняются.
Приказное производство по сравнению с исковым является упрощенным, определение о судебном приказе согласно ст.225 ХПК выносится хозяйственным судом в 20-дневный срок со дня поступления заявления без судебного разбирательства и вызова сторон, размер госпошлины по приказному производству составляет незначительную сумму. Так, исходя из Закона РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» с заявлений о возбуждении приказного производства в зависимости от суммы иска госпошлина уплачивается в размере от 3 до 5 базовых величин. Это позволяет ускорить взыскание долга и минимизировать судебные расходы.
15.12.2009 г.
Владимир Филипповский, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь
От редакции: С 1 января 2010 г. Закон РБ от 10.01.1992 № 1394-XII «О государственной пошлине» на основании Закона РБ от 29.12.2009 № 72-З утратил силу.
С 16 февраля 2011 г. постановление Кабинета Министров РБ от 31.01.1995 № 64 «О мерах по стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией» на основании постановления Совета Министров РБ от 04.02.2011 № 141 утратило силу.
В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.) и от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.
С 17 марта 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 28.08.1998 № 66 «Об индексации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженности по платежам за них» на основании постановления Минэкономики РБ от 28.02.2011 № 24 утратило силу.
С 27 мая 2011 г. постановление Пленума ВХС РБ от 06.04.2005 № 11 «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства» на основании постановления Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 9 утратило силу.
В Банковский кодекс РБ от 25.10.2000 № 441-З на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 416-З внесены изменения и дополнения.