


Материал помещен в архив
ДОГОВОР ПОЖИЗНЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ С ИЖДИВЕНИЕМ. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА В СЛУЧАЕ СМЕРТИ (ЛИКВИДАЦИИ) ПЛАТЕЛЬЩИКА РЕНТЫ
У граждан преклонного возраста, которые имеют недвижимое имущество и нуждаются в опеке со стороны других граждан, очень часто возникает вопрос: как правильно распорядиться своим имуществом, чтобы получить соответствующую заботу и опеку? Понятно, что имущество можно продать, подарить или завещать. Однако заключение договора пожизненного содержания с иждивением является наиболее приемлемым способом распоряжения имуществом в случае, если собственник нуждается не столько в разовом получении материальных выгод за свое имущество, сколько в обеспечении себя жильем, питанием, одеждой и даже уходе.
В настоящей статье рассмотрено понятие договора пожизненного содержания с иждивением, исследован вопрос о его прекращении в случае смерти (ликвидации) плательщика ренты, а также соотношение данного договора с договором ренты.
Нормативное регулирование
Порядок заключения договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением регулируется главой 33 «Рента и пожизненное содержание с иждивением» Гражданского кодекса РБ (далее - ГК). Кроме того, в главе 33 рассмотрены общие положения о ренте и пожизненном содержании с иждивением (§ 1), постоянная рента (§ 2), пожизненная рента (§ 3). Нормы, регламентирующие исключительно вопросы пожизненного содержания с иждивением, содержатся в § 4 «Пожизненное содержание с иждивением» названной главы ГК.
Понятие и характеристика договора ренты
В ст.554 ГК закреплено общее понятие договора ренты: по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
В соответствии с положениями ГК плательщиками ренты могут быть как граждане, так и юридические лица. Субъектный состав плательщиков ренты не ограничивается. Получателями ренты могут быть только граждане независимо от возраста и трудоспособности. По договору постоянной ренты получателем ренты может выступать некоммерческая организация, если это не противоречит законодательству и соответствует целям деятельности этой организации. Под выплату ренты может передаваться как недвижимое, так и движимое имущество. Договор ренты относится к числу гражданско-правовых договоров, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, а если договор предусматривает отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, то он подлежит также государственной регистрации (ст.555 ГК).
Гражданский кодекс подробно регламентирует рентные отношения. В то же время до сих пор в юридической литературе изложены различные точки зрения относительно количества видов договора ренты, нет единого мнения и относительно места договора пожизненного содержания с иждивением в рентных отношениях, его соотношения с договором пожизненной ренты, дискуссионным остается вопрос о прекращении договора пожизненного содержания с иждивением в случае смерти плательщика ренты - физического лица либо ликвидации плательщика ренты - юридического лица.
Гражданский кодекс закрепляет 3 разновидности ренты:
• постоянная (бессрочная выплата ренты);
• пожизненная (на срок жизни получателя ренты);
• пожизненная на условиях пожизненного содержания с иждивением.
Некоторые белорусские юристы придерживаются позиции, согласно которой договор пожизненного содержания с иждивением является подвидом (разновидностью) пожизненной ренты, другие считают, что договор пожизненного содержания с иждивением и договор пожизненной ренты являются самостоятельными договорными конструкциями. По мнению автора, не следует обосновывать самостоятельность договора пожизненного содержания с иждивением только названием главы 33 ГК («Рента и пожизненное содержание с иждивением»), а также конструкцией этой главы. Заслуживающим внимания видится предложение для разграничения договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением использовать такой критерий, как цель, на достижение которой направлено заключение договора. И если договор пожизненной ренты рассматривать как трансформацию договора займа, цель которого - получение дохода, то для пожизненного содержания с иждивением характерна социальная направленность (примечание 1). В то же время нельзя не признать, что между указанными договорами много общего (субъектный состав, срок действия в течение жизни получателя, риск случайной гибели имущества и др.). Также они имеют общие отличия от договора постоянной ренты (по субъектному составу, по сроку договора, по возможности изменения получателя ренты и одностороннего расторжения договора). На основании указанного можно сделать вывод, что по своей правовой природе договор пожизненного содержания с иждивением следует рассматривать как разновидность договора пожизненной ренты.
Кроме того, этот же вывод следует из буквального толкования п.2 ст.554 ГК, в котором определено, что по договору ренты допускается установление обязанности выплачивать ренту бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента), при том что пожизненная рента может быть установлена на условиях пожизненного содержания гражданина с иждивением.
Особенности договора пожизненного содержания с иждивением
По сравнению с договорами постоянной ренты и пожизненной ренты особенностью договора пожизненного содержания с иждивением является то, что под выплату ренты может быть передано только недвижимое имущество (ст.572 ГК).
В отличие от указанных договоров по договору пожизненного содержания с иждивением, исходя из самого названия данного договора, в обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может входить:
• обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде получателя ренты;
• если этого требует состояние здоровья гражданина (получателя ренты), то и уход за ним (п.1 ст.573 ГК).
Помимо этого, договором пожизненного содержания с иждивением может быть предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг (п.1 ст.573 ГК).
Законодатель также устанавливает минимальный размер содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, который не может быть менее 2-кратного размера базовой величины, установленного законодательством (п.2 ст.573 ГК).
Прекращение договора пожизненного содержания с иждивением в случае смерти (ликвидации) плательщика ренты
Прекращение договора в случае смерти гражданина - плательщика ренты
Актуальным для получателя ренты по договору пожизненного содержания с иждивением является вопрос о прекращении обязанности по выплате ренты в случае смерти гражданина - плательщика ренты или ликвидации юридического лица - плательщика ренты. При этом важным моментом является, передавалось ли имущество под выплату ренты за плату или нет (п.2 ст.556 ГК).
В юридической литературе нет единого мнения по данному вопросу. Например, Т.М.Халецкая придерживается позиции, что обязательства по выплате ренты не могут быть прекращены только в случае, если под выплату ренты передано недвижимое имущество (примечание 2) (т.е. обязательства, вытекающие, в частности, из договора пожизненного содержания с иждивением). Н.В.Пантелеева в принципе отвергает возможность наследственного правопреемства на стороне плательщика ренты в случае его смерти и считает, что имущество, переданное по договору, остается у получателя. При этом в случае, если исключается наследственное правопреемство по продолжению исполнения договора наследниками плательщика, последние лишаются возможности получить имущество, полученное под выплаты содержания, ради которого плательщиком изначально был заключен договор, что является некоторым ущемлением прав плательщика (примечание 3). В связи с этим автор предлагает переход прав и обязанностей плетельщика ренты по наследству обусловить наличием соглашения между сторонами.
Анализируя возможность прекращения договора пожизненного содержания с иждивением в случае смерти гражданина - плательщика ренты, в первую очередь следует рассмотреть вопрос о том, переходит ли обременение рентой недвижимого имущества, переданного под выплату ренты, в указанных случаях к новому владельцу.
Рассмотрим положения ст.557 ГК, в которой закреплено, что рента обременяет недвижимое имущество, переданное под ее выплату. Исходя из смысла п.1 ст.557 ГК только при отчуждении недвижимого имущества плательщиком ренты обязательства последнего переходят на приобретателя имущества. В соответствии с правилами ст.9 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» договорами отчуждения недвижимого имущества являются договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты и др. В случае смерти плательщика ренты - физического лица имеют место отношения наследования. Однако согласно части первой ст.1031 и 1033 ГК при наследовании происходит не отчуждение, а переход в установленном законом порядке имущественных прав и обязанностей, а также некоторых неимущественных прав от умершего к наследникам. В то же время, если учесть, что в состав наследства входят практически все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, значит, в состав наследства должны входить и обязанности, вытекающие из договора пожизненного содержания с иждивением.
Полагаем, что о прекращении обязательств плательщика из договора пожизненного содержания с иждивением следует говорить только в случае, если обязательство прекращается смертью этого гражданина, и тогда о наследственном правопреемстве речи быть не может. Поэтому анализируя возможность прекращения договора пожизненного содержания с иждивением в случае смерти гражданина - плательщика ренты, остановимся на рассмотрении вопроса о том, прекращается ли обязательство плательщика ренты в связи с его смертью.
В соответствии со ст.388 ГК обязательство прекращается смертью гражданина, только если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. Таким образом, можно утверждать, что по общему правилу смерть должника не прекращает обязательства, его права и обязанности включаются в состав наследства. В некоторых случаях законодатель прямо указывает на неразрывную связь обязательства с личностью должника, закрепляя прекращение соответствующих отношений вследствие смерти должника (ст.189, 655 ГК и др.). В других случаях, если исполнение должника может быть произведено без его личного участия (например, денежное обязательство), связь обязательства с должником носит оценочный характер. Связь обязательства с личностью должника иным образом (ст.388 ГК) может быть обусловлена основанием возникновения данного обязательства (обязанность должна быть исполнена только лично, например, алиментные обязательства).
Таким образом, для того чтобы определить, прекращается ли обязательство по предоставлению содержания из договора пожизненного содержания с иждивением, следует рассмотреть содержание обязанности плательщика.
Как уже указывалось, в соответствии с п.1 ст.573 ГК обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, оплату ритуальных услуг в случае смерти получателя ренты. Полагаем, данные обязанности могут исполняться как самим плательщиком ренты, так и его наследниками. В то же время п.1 ст.573 ГК закрепляет, что в обязанность плательщика ренты может входить и обязанность по осуществлению ухода за получателем ренты, если этого требует его состояние здоровья. Закрепление именно такой обязанности, по мнению автора, обусловливает неразрывную связь обязательства с личностью плательщика, свидетельствует о лично-доверительных отношениях между получателем ренты и ее плательщиком.
Кроме того, следует учитывать и ст.575 ГК, норма которой обязывает плательщика ренты в случае отчуждения или обременения имущества получить согласие получателя. Полагаем, именно данная норма свидетельствует о том, что для получателя пожизненного содержания существенное значение имеет личность плательщика, который будет это содержание предоставлять. Однако опять следует обратить внимание на закрепление необходимости получения согласия получателя ренты именно при отчуждении обремененного рентой имущества, а не при переходе прав на него по другим основаниям.
Поэтому если считать, что исполнение по договору не может быть произведено без личного участия гражданина - первоначального плательщика ренты (п.1 ст.388 ГК), то в случае смерти плательщика ренты его обязанность по предоставлению содержания прекращается. В таком случае возникает вопрос о судьбе переданного под выплату ренты недвижимого имущества, так как собственником этого имущества после заключения договора пожизненного содержания с иждивением уже выступает плательщик ренты. Как отмечалось, по мнению Н.В.Пантелеевой, имущество остается у получателя ренты. Данная позиция является достаточно спорной, так как исходя из определения договора пожизненного содержания с иждивением имущество, передаваемое взамен на получение пожизненного содержания с иждивением, переходит в собственность плательщика ренты. Поэтому для перехода права собственности к получателю ренты должно быть правовое основание.
В то же время не следует забывать и про интересы плательщика ренты (и уже его наследников), так как произведенные им расходы по договору могут превосходить по стоимости переданное недвижимое имущество.
По мнению автора, в ГК надлежит урегулировать вопрос перехода обязанностей плательщика ренты к его наследникам. Для сбалансированной защиты прав и законных интересов как получателя ренты, так и наследников плательщика ренты (а также и самого плательщика) в ГК следует закрепить право получателя пожизненного содержания с иждивением на одностороннее расторжение договора с правопреемниками по договору на стороне плательщика, если стоимость уже предоставленного содержания не превышает 75 % стоимости переданного под выплату ренты недвижимого имущества.
В связи с этим целесообразно ст.576 ГК дополнить пунктом следующего содержания: «Обязательство пожизненного содержания с иждивением не прекращается смертью гражданина - плательщика ренты. В случае смерти гражданина - плательщика ренты получатель ренты вправе требовать от правопреемников плательщика ренты выкупа ренты на условиях, предусмотренных статьей 565 настоящего Кодекса, либо расторжения договора и возмещения убытков, если стоимость уже предоставленного содержания не превышает 75 % стоимости переданного под выплату ренты недвижимого имущества».
Прекращение договора в случае ликвидации юридического лица - плательщика ренты
При ликвидации юридического лица - плательщика ренты принадлежащее ему имущество может быть: 1) реализовано для удовлетворения требований кредиторов либо 2) передано после удовлетворения требований кредиторов (за счет иного имущества ликвидируемого юридического лица) учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (ст.59 ГК). Таким образом, если имущество было реализовано, в этом случае имело место отчуждение, а следовательно, и переход обязательств плательщика по договору пожизненного содержания к новому владельцу имущества. При этом в силу содержания ст.575 ГК согласия получателя на такое отчуждение не требуется, так как оно осуществлялось не плательщиком ренты.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться ст.59 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З. |
Во втором случае (недвижимое имущество, обремененное рентой, передано после удовлетворения требований кредиторов учредителям (участникам)) отчуждения имущества как такового не происходит, поэтому полагаем, что на основании ст.389 ГК обязательство по выплате содержания должно прекратиться в связи с тем, что законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица по осуществлению пожизненного содержания с иждивением не возлагается на учредителя (участника). При этом в значительной степени могут быть ущемлены права получателя ренты, например, когда имущество под выплату ренты было передано безвозмездно.
В связи со сказанным считаем целесообразным второе предложение п.1 ст.557 ГК изложить в следующей редакции: «В случае отчуждения такого имущества плательщиком ренты или перехода прав на имущество по иным основаниям (в том числе в порядке универсального правопреемства) его обязательства по договору ренты переходят на приобретателя (получателя) имущества». Таким образом, рента будет обременять недвижимое имущество не только в случае его отчуждения другим лицам, но и в случае перехода прав на него по другим основаниям, в т.ч. при передаче после ликвидации юридического лица - плательщика ренты его учредителям (участникам).
![]() |
Справочно Форму договора пожизненного содержания с иждивением см. здесь. |
Примечание 1. Халецкая Т.М. Договор ренты в гражданском праве Республики Беларусь: дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.М.Халецкая. - Мн., 2006. - С.29.
Примечание 3. Пантелеева Н.В. Договор пожизненной ренты в гражданском праве Республики Беларусь: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / Н.В.Пантелеева; Бел.гос.ун-т. - Мн., 2007. - С.12.
31.01.2012 г.
Мария Короткевич, кандидат юридических наук, юрист