


Материал помещен в архив
ДОГОВОР СТРОЙПОДРЯДА ЗАКЛЮЧЕН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ: РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛИ НА НЕГО НОРМЫ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Законодательством предусмотрено, что если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, то необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены такие виды процедур, как подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. |
Проведение указанных выше процедур закупок не требуется, если приобретение товаров (работ, услуг) для строительства финансируется не за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, некоторых внебюджетных средств, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
Одно из существенных условий договора строительного подряда - условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств (абзац 9 п.10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).
Аналогичная норма о включении в договор строительного подряда обязательного условия об ответственности сторон при невыполнении обязательств по договору содержится в абзаце 11 части первой п.3 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 (далее - Инструкция № 120).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2020 № 40. |
К поставщику (подрядчику, исполнителю) применяются меры ответственности в виде пени за просрочку исполнения обязательств. Так, юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.
Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной:
• в 25 раз, от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции);
• в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг (части первая, вторая п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Указ № 359)).
В развитие указанных выше норм в Инструкции № 120 предусмотрен порядок реализации норм Указа № 359.
Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательств по выполнению работ (услуг) в сроки, предусмотренные договором, заказчик представляет в органы казначейства письменное обращение о взыскании бюджетных средств, а также пени в размере, предусмотренном Указом № 359. Документы о продлении сроков исполнения обязательств по договору заказчик обязан представить в соответствующий орган казначейства не позднее 10 рабочих дней после истечения сроков исполнения обязательств по договору. На основании указанного письменного обращения заказчика и соответствующего приказа главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску) списание бюджетных средств, пени со счета подрядчика осуществляется в бесспорном порядке (п.138 Инструкции № 120).
15.05.2018
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»