Пособие от 15.05.2018
Автор: Амельченя Ю.

Договор стройподряда заключен по результатам подрядных торгов: распространяются ли на него нормы порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями


 

Материал помещен в архив

 

ДОГОВОР СТРОЙПОДРЯДА ЗАКЛЮЧЕН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ: РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛИ НА НЕГО НОРМЫ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ

Законодательством предусмотрено, что если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, то необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены такие виды процедур, как подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. Указ № 380 утратил силу в связи с истечением срока действия. Подробнее см. здесь.

С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств.

 

Проведение указанных выше процедур закупок не требуется, если приобретение товаров (работ, услуг) для строительства финансируется не за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, некоторых внебюджетных средств, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Одно из существенных условий договора строительного подряда - условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств (абзац 9 п.10 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450).

Аналогичная норма о включении в договор строительного подряда обязательного условия об ответственности сторон при невыполнении обязательств по договору содержится в абзаце 11 части первой п.3 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120 (далее - Инструкция № 120).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 октября 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2020 № 40.

 

К поставщику (подрядчику, исполнителю) применяются меры ответственности в виде пени за просрочку исполнения обязательств. Так, юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.

Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день исполнения обязательства, за исключением поставок товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг военного назначения по государственному оборонному заказу, увеличенной:

• в 25 раз, от суммы неисполненной части обязательства по поставке товара (продукции);

• в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг (части первая, вторая п.9 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Указ № 359)).

В развитие указанных выше норм в Инструкции № 120 предусмотрен порядок реализации норм Указа № 359.

Так, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком (исполнителем) обязательств по выполнению работ (услуг) в сроки, предусмотренные договором, заказчик представляет в органы казначейства письменное обращение о взыскании бюджетных средств, а также пени в размере, предусмотренном Указом № 359. Документы о продлении сроков исполнения обязательств по договору заказчик обязан представить в соответствующий орган казначейства не позднее 10 рабочих дней после истечения сроков исполнения обязательств по договору. На основании указанного письменного обращения заказчика и соответствующего приказа главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску) списание бюджетных средств, пени со счета подрядчика осуществляется в бесспорном порядке (п.138 Инструкции № 120).

 

15.05.2018

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»